Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Комментарии экспертов / Как объяснять смену генофонда? Казус ямной миграции

Как объяснять смену генофонда? Казус ямной миграции

Скачать страницу в PDF

К. Кристиансен, М. Аллентофт и др., включая Э. Виллерслева на последнем (командном) месте, опубликовали новую статью в самом популярном и престижном английском археологическом журнале «Антиквити». Они назвали ее длинновато: «Пересмотр теорий мобильности и формирования культур и языка среди культур шнуровой керамики в Европе». Речь идет всё о том же: о миграции ямной культуры на запад и ее основополагающих следствиях. Суть сводится к трем тезисам:

 

  1.  В умеренной зоне Европы, по данным генетики, резко сменился генофонд ок 3000 г. до н. э.: тот, что был распространен до того, сменился новым, который до того был там лишь маргинальным.
  2. Такая резкая и кардинальная смена могла произойти только благодаря миграции, а не медленному просачиванию.
  3. Наиболее подходящим источником на сегодня должна быть признана ямная культура понтокаспийских степей.

 

Далее идет развитие и реализация этих тезисов: авторы выявляют высокую мобильность с наступлением бронзового века и подтверждают преемственные связи культур шнуровой керамики с ямной культурой.

Что из изложенного является несомненным, это смена в умеренной зоне Европы неолитического генофонда другим, фондом шнуровой керамики, который появился в то же время или чуть раньше у ямной культуры степей, а чуть позже – у культуры колоколовидных кубков. Заманчиво было нарисовать на этом основании массовую миграцию, которая из ямной культуры направилась в Центральную Европу и создала там культуры шнуровой керамики и боевого топора, а оттуда – на Запад, где создала культуры колоколовидных кубков.

Странно, что эта миграция археологически не видна. Подтверждения преемственности, собранные в статье, слабоваты. Курган и одиночные погребения, возможно, заимствованы из степей, хотя курганы скорее всего выросли из мегалитических сооружений, а одиночные погребения могли быть и результатом социальных сдвигов. Кроме того, это распространение религиозных верований, а они не обязательно наследуются — частенько заимствуются по разным причинам. Но ямные погребения не знают разделенности по полу, а шнуровики четко делят погребения по полу, да и не везде у них курган привился. В керамике и там и тут есть веревочный орнамент, но в Европе он есть и в предшествующем неолите, а кроме него керамика совершенно различна.

Высокая мобильность несомненна. Но от нее до массовой миграции – большой рывок. Все эти блоки культур четко привязаны к своим экологическим нишам: ямная – к степи, шнуровики – к лесной зоне. Нет случаев пересечения этих границ. Есть обмен вещами, возможно, женщинами (экзогамия). Это всё. В Карпато-дунайском бассейне есть степи. Вот там ямники похоже смешивались с местными жительницами. Там есть ямные курганы с местной керамикой – то есть смешанная культура. Но и ее миграция на север, в леса, не видна. Видны лишь обычные связи и отношения. Кристиансен и его соавторы обращают наше внимание на то, что культура шнуровой керамики вскоре после появления вырубила леса, создав пастбища для скота, то есть зону, похожую на степь  и удобную для ямников. Но это было уже после возникновения культуры шнуровой керамики, а ямники должны были придти до того.

Что касается юношеских «мужских союзов», то прямых свидетельств их наличия ни у ямников, ни у шнуровиков не обнаружено, а предположение о них выдвинуто на основании этнографических аналогий (у индоариев, в Африке). Если и бывали рейды юношеских «мужских союзов» из Карпато-дунайского бассейна, то вряд ли эти юноши могли осесть на новом месте в Центральной и Северной Европе и обеспечить такую смену генофонда. Юноши эти как правило возвращались в привычную среду, пограбив, захватив скот и, может быть, женщин. Для массовой миграции нужны другие основания – стихийные бедствия на исходной родине, лучшие условия жизни в облюбованной новой местности, давление агрессивных соседей или собственной перенаселенности.

Что касается языкового доиндоевропейского субстрата в германских языках, то раньше его определяли как богатый морской лексикой (рыболовной и лодочной) и связывали с мезолитическими культурами. Кристиансен со товарищи обогатили его земледельческой лексикой, оставив скотоводческую для индоевропейцев. Это позволило им связать земледельческую лексику с культурой воронковидных кубков, а скотоводческую индоевропейскую приписать ямной культуре. Ямники, де,  ввели тут свое скотоводческое хозяйство. Это позволяет Кристиансену и его соавторам сделать вывод о доиндоевропейском характере культуры воронковидных кубков.

Но при этом они рассматривают эту культуру как исключительно земледельческую, что неверно. У этой культуры было весьма интенсивное придомное скотоводство: они  разводили овец, коз, а особенно — свиней (которых как раз у ямников не было) и крупный рогатый скот,  лошадь также имелась, но как тягловая сила не использовалась. А повозки и колесо у них были, так что и с этой стороны индоевропейская лексика возможна.

Я уже приводил аргументы того, что сами генетические исследования содержат факты, противоречащие предложенному генетиками толкованию их открытия (см. Клейн 2017 и др.). Резкая смена генофонда действительно требует объяснения миграцией. Но ямная культура на эту роль по наличным данным не подходит. Пока тестирование охватывает слишком малочисленные  выборки и далеко не все основные культуры региона и эпохи. А совпадало ли распространение языка с данным процессом – вообще особь статья. Гипотезы остаются гипотезами.

 

Клейн Л. С. 2017. Степная прародина индоевропейцев как гипотеза. – Генофонд, март 2017.


Комментариев: 2 (смотреть все) (перейти к последнему комментарию)

  • Действительно, стоит просмотреть прагерманскую лексику на предмет субстрата — или дождаться статьи Кроонена; но вообще вся история выглядит как-то сомнительно. Если субстратная лексика земледелия попала ровно в германский (а как еще может быть доказано ее не-индоевропейское происхождение? В основном тем, что у других этих слов нету, а у германцев есть), так это германцы, значит, ее получили, и что же, ямники были предки германцев, но не других индоевропейцев?
     

    • Видимо, имеется в виду, что общая («ямная») и.е. лексика преимущественно скотоводческая, а земледельческую получила каждая ветвь от своего субстрата.

Добавить комментарий

Избранное

Анализ древних геномов с запада Иберийского полуострова показал увеличение генетического вклада охотников-собирателей в позднем неолите и бронзовом веке. След степной миграции здесь также имеется, хотя в меньшей степени, чем в Северной и Центральной Европе.

Геологи показали, что древний канал, претендующий на приток мифической реки Сарасвати, пересох еще до возникновения Индской (Хараппской) цивилизации. Это ставит под сомнение ее зависимость от крупных гималайских рек.

Текст по пресс-релизу Института археологии РАН о находке наскального рисунка двугорбого верблюда в Каповой пещере опубликован на сайте "Полит.ру".

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита.

Опубликовано на сайте Коммерсант.ru

Авторы свежей статьи в Nature опровергают представления о почти полном замещении охотников-собирателей земледельцами в ходе неолитизации Европы. Он и обнаружили, что генетический вклад охотников-собирателей различается у европейских неолитических земледельцев разных регионов и увеличивается со временем. Это говорит, скорее, о мирном сосуществовании тех и других и о постоянном генетическом смешении.

Последние дни у нас веселые – телефон звонит, не переставая, приглашая всюду сказать слово генетика. Обычно я отказываюсь. А здесь все одно к одному - как раз накануне сдали отчет на шестистах страницах, а новый – еще только через месяц. И вопросы не обычные - не про то, когда исчезнет последняя блондинка или не возьмусь ли я изучить геном Гитлера. Вопросы про президента и про биологические образцы.

В Медико-генетическом научном центре (ФГБНУ МГНЦ) 10 ноября прошла пресс-конференция, на которой руководители нескольких направлений рассказали о своей работе, связанной с генетическими и прочими исследованиями биологических материалов.

Горячая тема образцов биоматериалов обсуждается в программе "В центре внимания" на Радио Маяк. В студии специалисты по геногеографии и медицинской генетике: зав. лаб. геномной географии Института общей генетики РАН, проф. РАН Олег Балановский и зав. лаб. молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН, д.б.н., проф. Петр Сломинский.

О совсем недавно открытой лейлатепинской культуре в Закавказье, ее отличительных признаков и корнях и ее отношениях с известной майкопской культурой.

Интервью О.П.Балановского газете "Троицкий вариант"

В издательстве «Захаров» вышла книга «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время». Ее автор Семен Ефимович Резник, он же автор самой первой биографической книги о Н.И.Вавилове, вышедшей в 1968 году в серии ЖЗЛ.

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015