Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Народы и регионы / Африка / Генетика и демография популяций при переходе к производящему хозяйству

Генетика и демография популяций при переходе к производящему хозяйству

Скачать страницу в PDF

Источник фото: https://ecoportal.su/news/view/75403.html
Источник фото: https://ecoportal.su/news/view/75403.html

 

 

 

 

Генетико-демографические процессы, происходящие в популяциях охотников-собирателей при взаимодействии с популяциями, переходящими к земледелию и скотоводству, рассмотрены на примере современных групп традиционных охотников-собирателей в юго-западной Эфиопии.

 

Как складывалась судьба групп охотников-собирателей в период перехода людей к производящему хозяйству? Этот вопрос до сих пор остается предметом дебатов среди специалистов, ответ на него пытаются дать и палеогенетики. Анализ древней ДНК показывает, что в большинстве случаев генофонд земледельцев и/или скотоводов, которые мигрируют в тот или иной регион, замещает генофонд охотников-собирателей, живших здесь прежде. Но это не исключает генетических потоков между ними.

Исследования древней ДНК сталкиваются с количественным ограничением материала, к тому же не все геномы пригодны для секвенирования с высоким покрытием. Авторы статьи в журнале Current Biology  изучали демографическую ситуацию в группах современных африканских охотников-собирателей в юго-западной Эфиопии, где происходит переход от традиционного образа жизни к сельскому хозяйству. В какой-то степени эта ситуация может быть использована для моделирования демографических событий в группах древних охотников-собирателей.

Основным объектом исследования генетиков стал народ чабу (или сабу) – племя традиционных охотников-собирателей, населяющее высокогорные леса юго-западной Эфиопии. Исследователи собрали полногеномные данные у 83 человек из племени чабу и у представителей соседних племен охотников-собирателей: маджанг, шеккачо, бенч и шеко. В их ДНК изучили 1,7 млн SNP. Эти данные проанализировали вместе с ранее опубликованными от других групп населения Восточной, Центральной и Западной Африки, а также Ближнего Востока. В анализ включили также геном древнего охотника-собирателя  возрастом 4500 лет из пещеры Мота (индивид Байра)  и еще несколько древних геномов из Восточной Африки, Леванта и Анатолии.

Сначала генетики применили анализ ADMIXTURE к популяции чабу и другим африканским и ближневосточным популяциям при разном числе заданных предковых компонентов, от 2 до 12. Наиболее четкие результаты получены при k = 7. В геномах чабу и их соседей выделили пять компонентов: чабу, Байра (древний охотник-собиратель), нило-сахарский, восточноафриканско-азиатский и ближневосточный. В геномах чабу в очень небольшой доле присутствовал нило-сахарский компонент, но не было прочих. В остальных группах из Эфиопии присутс твовали в разных пропорциях нило-сахарский восточноафриканско-азиатский и ближневосточный компоненты.

 

new-2

График анализа ADMIXTURE африканских и ближневосточных популяций при k=7 (Gopalan et al., 2022).

 

Из полученных результатов авторы делают вывод, что чабу являются непосредственными потомками древних групп охотников-собирателей юго-западной Эфиопии, этого компонента (коричневый цвет) много также у маджанг.  Что касается остальных групп, то у них велик компонент другой группы древних охотников-собирателей – Байра (светло-зеленый). Среди них есть и небольшие по численности группы земледельцев; этнографические исследования показывают, что в их образе жизни сохранились многие черты охотников-собирателей, такие как эгалитаризм (уравниловка) и принцип взаимности; вероятно, в недавнем прошлом они еще занимались охотой и собирательством.

Далее авторы применили метод оценки эффективных миграций (EEMS) к популяциям Восточной Африки. Этот анализ обозначил коридоры эффективных миграций и генетические барьеры, которые хорошо согласуются с географическим распределением предковых компонентов. Некоторые генетические барьеры соответствуют ландшафтным барьерам, таким как пустыни, высокогорья и водные преграды.  Оказалось также, что барьеры часто совпадают с границами африканских языковых семей, в то время как коридоры эффективных миграций проходят внутри ареалов языковых семей. Таким образом, результаты подчеркивают тесную связь между географией и языками в организации генетических потоков между популяциями.

Племя чабу проживает вблизи языковой генетической границы, что оказывает негативный эффект на количество миграций и определяет их относительную изоляцию от соседних групп. Исследователи оценили эффект генетической изоляции по анализу степени гомозиготности (RoH). Оказалось, что по сравнению с соседями чабу несут большую долю гомозиготных сегментов, притом что они не имеют традиций браков с близкими родственниками. По мнению авторов, их высокий уровень гомозиготности относительно соседей, вероятно, связан с демографическим давлением. При сравнении чабу с другими племенами, только хадза имели более высокий уровень RoH.

Итак, по мнению авторов, полученные результаты указывают на недавнее демографическое давление на некоторые группы охотников-собирателей. Для проверки они вычислили эффективный размер популяций на протяжении их истории, используя для этого метод определения сегментов общего происхождения в геномах (IBD-анализ).  Анализ показал, что в популяциях чабу и маджанг эффективный размер популяции снижался в течение последних 1400 лет (60 поколений).  В тоже время в популяциях бенч и шеко он колебался незначительно, а в соседних популяциях, перешедших к  сельскому хозяйству,  редко увеличился.

Эффективный размер популяции чабу находится в пределах от 1700 до 2500 человек. Эти величины не противоречат ограниченному генетическому потоку к чабу от нило-сахарских групп от 30 до 43 поколений назад. Авторы предполагают, что увеличение изоляции групп охотников-собирателей и сокращение размера популяции – это относительно недавний тренд, вызванный экспансией земледельцев и скотоводов по всей Африке.

Исследователи рассмотрели несколько сценариев взаимодействия между земледельцами и охотниками-собирателями. Когда земледельцы распространяются на какую-то территорию, они или полностью замещают местные племена охотников-собирателей, или как-то сосуществуют с ними. Многочисленные исследования говорят о преобладании первого сценария, хотя случается и второй. Авторы рассмотрели способы ответов, которые могли использоваться охотниками-собирателями для выживания. (1) сократить свой ареал; (2) перебраться в места, экологически непригодные для ведения сельского хозяйства; (3) перенять навыки ведения сельского хозяйства; (4) вступить в отношения обмена. Они считают, что в каждой группе охотников-собирателей использовались разные ответы в разное время, однако не все они спасают от сокращения численности популяции.

 

new-1

Схема демографических процессов в изученных популяциях африканских охотников-собирателей. Вверху слева – генетические потоки, влившиеся в генофонд древних охотников-собирателей юго-западной Эфиопии в истории формирования популяций современных охотников-собирателей. Вверху справа – географическое расположение изученных популяций. Внизу – изменение эффективного размера популяций: чабу и маджанг (красная линия, снижение); другие группы охотников собирателей (оранжевая линия, умеренные колебания); группы, перешедшие к практике земледелия (синяя линия, увеличение) (Gopalan et al., 2022).

 

 текст Надежды Маркиной

 

Источник:

Shyamalika Gopalan et al. Hunter-gatherer genomes reveal diverse demographic trajectories during the rise of farming in Eastern Africa // Current Biology 32, 1–9, April 25, 2022   https://doi.org/10.1016/j.cub.2022.02.050

Статья в открытом доступе

 


Добавить комментарий

Избранное

Анализ древних геномов с запада Иберийского полуострова показал увеличение генетического вклада охотников-собирателей в позднем неолите и бронзовом веке. След степной миграции здесь также имеется, хотя в меньшей степени, чем в Северной и Центральной Европе.

Геологи показали, что древний канал, претендующий на приток мифической реки Сарасвати, пересох еще до возникновения Индской (Хараппской) цивилизации. Это ставит под сомнение ее зависимость от крупных гималайских рек.

Текст по пресс-релизу Института археологии РАН о находке наскального рисунка двугорбого верблюда в Каповой пещере опубликован на сайте "Полит.ру".

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита.

Опубликовано на сайте Коммерсант.ru

Авторы свежей статьи в Nature опровергают представления о почти полном замещении охотников-собирателей земледельцами в ходе неолитизации Европы. Он и обнаружили, что генетический вклад охотников-собирателей различается у европейских неолитических земледельцев разных регионов и увеличивается со временем. Это говорит, скорее, о мирном сосуществовании тех и других и о постоянном генетическом смешении.

Последние дни у нас веселые – телефон звонит, не переставая, приглашая всюду сказать слово генетика. Обычно я отказываюсь. А здесь все одно к одному - как раз накануне сдали отчет на шестистах страницах, а новый – еще только через месяц. И вопросы не обычные - не про то, когда исчезнет последняя блондинка или не возьмусь ли я изучить геном Гитлера. Вопросы про президента и про биологические образцы.

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015