Путем анализа 111 древних геномов от бронзового века до средних веков из центральноазиатских степей специалисты проследили источники формирования групп степных кочевников железного века, которых ассоциируют с культурами скифов. Они выявили эпизоды крупных генетических смешений в позднем бронзовом веке, сформировавших субстрат для двух основных источников генофонда скифов – на Алтае и на Южном Урале. Обнаружили также следы поздних генетических потоков с востока, отражающих распространение кочевых империй в первых веках н.э. Наконец, описали заметную гомогенность популяции современных казахов, в отличие от генетического разнообразия в прошлом.
Переход к первому тысячелетию до н.э. отличался появлением множества кочевых скотоводческих культур на пространстве евразийских степей – от Алтая до причерноморско-каспийского региона. На основании значительной культурной общности эти племена традиционно объединяют под общим названием скифы. Основные черты их образа жизни – смена оседлого скотоводства на кочевое, развитие технологий оружия и верховой езды (скифы изобрели седло и конскую упряжь), иерархическое общество с выделением военной элиты. Существует несколько гипотез возникновения скифов на переходе от бронзового века к железному, в том числе рассматривается их происхождение из понто-каспийских степей, из казахских степей.
Статья с новыми данными по древней ДНК скифов опубликована в журнале Science Advances. Ее основные авторы представляют Институт наук об истории человека Общества Макса Планка в Йене, Германия и несколько научных организаций Казахстана, среди авторов также российские специалисты из Института этнологии и антропологии РАН.
Для лучшего понимания генетической структуры кочевых культур железного века и демографических событий, связанных с их возникновением и упадком, авторы предс тавили геномные данные 111 индивидов, найденных на 39 археологических сайтах центральноазиатских степей (на территории Казахстана, Кыргызстана и России); они ассоциировались как со скифскими, так и с иными культурами. Эти данные охватывают временной период от восьмого века до н.э. до четвертого века н.э., включая трех индивидов из средних веков. В работе также получены новые полногеномные данные от 96 современных казахов, принадлежащих к нескольким родам трех жузов.
Геномы 177 древних индивидов были изучены по DNA capture технологии на панели 1240K (охвачены 1 233 013 SNP). После контроля качества оставили данные 111 индивидов, геномы которых были секвенированы с покрытием не менее 1,5х. Геномы 96 современных казахов были изучены на панели Affymetrix Axiom Genome-wide HumanOrigins SNP-chip (“HO”). Полученные данные объединили с ранее опубликованными по древним и современным геномам.

А. Карта показывает географическое расположение 39 археологических сайтов, с которых происходят 117 генетически изученных индивидов. В. Датировки изученных образцов (радиоуглеродные, калиброваные). Цвет образцов соответствует культуре на легенде.
Данные анализа главных компонент, ADMIXTURE и других анализов указывают на то, что на переходе от бронзового к железному веку, когда оседлые группы населения сменились кочевыми племенами, в центральноазиатских степях произошли существенные генетические изменения. В отличие от относительно гомогенных по генетической структуре степных популяций средней и поздней бронзы (steppe_MLBA), популяции железного века (в первом тысячелетии до н.э.) демонстрируют смешение генетических потоков из трех источников: с востока, с запада и с юга Евразии.
Основным восточноевразийским генетическим источником авторы считают скотоводов культуры Хувсгел в Монголии, основным западноевразийским источником – степные популяции средней и поздней бронзы (steppe_MLBA), наряду с этим в геномы кочевников железного века вошел генетический компонент Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (BMAC), цивилизации бронзового века на территории Турана (Туркменистан-Узбекистан-Таджикистан-Афганистан). Смешение этих компонентов происходило от 1400 до 900 лет до н.э., образовав на карте Евразии западно-восточную клину. Группы населения в разных частях этой клины имеют разное соотношение восточноевразийского и западноевразийского компонентов в геноме. На этом субстрате происходили дальнейшие демографические события.
На следующем этапе (800 – 100 лет до н.э.) основным генетическим источником степных кочевых групп выступает Алтай, где были найдены самые ранние скифские захоронения. Авторы считают, что отсюда берут начало корни популяций, ассоциированных с культурами восточных скифов, такими как Сака (Saka_Kazakhstan_600BCE) и тасмолинская (Tasmola_650BCE ), распространенные на территории южного, центрального и восточного Казахстана. Этот генетический профиль сохраняется и в среднем и позднем железном веке (пазырыкская культура, Pazyryk_Berel_50BCE).
Индивиды, ассоциированные с оседлой саргатской культурой в лесостепной зоне к северу от казахских степей, частично перекрываются с кластером тасмолинской/пазырыкской культур, хотя сдвигаются к Западной Евразии.
Кроме того, как показывают анализы РСА и ADMIXTURE, в геномах представителей этих скифских культур прослеживаются и генетические компоненты иранского неолита и Кавказа. Исследователи датировали эпизоды смешения, используя программу DATES, и выявили раннее формирование основного генофонда скифов — от 1000 до 1500 лет до н.э.
Одновременно возникает западный генетический источник на Южном Урале, из которого происходит генофонд групп сарматов, распространившийся на запад от Урала до понто-каспийских степей. Авторы отмечают, что индивиды, ассоциированные с культурой сарматов, генетически гомогенны, несмотря на то, что занимают широкий географический ареал и большой временной период (различают ранних и поздних сарматов, восточных и западных сарматов). Новые данные по семи захоронениям сарматов из Центрального и Западного Казахстана (Sarmatians_450BCE) показывают, что этот генофонд был широко распространен в регионе уже в раннем сарматском периоде.
В переходный период от железного века к средним векам исследователи наблюдали новые генетические изменения. Начиная с C 1-го тысячелетия н.э. и позже отмечаются восточноевразийские генетические потоки. Этот период соответствует упадку и исчезновению скифской культуры и распространением в восточноевразийской степи империй степных кочевников, таких как хунну и сяньби. Одновременно имел место небольшой генетический поток из Ирана, вероятно, связанный с экспансией персидской цивилизации.

С. Новый источник восточноевразийского генетического компонента, который смешивается с генофондом скифов и доминирует в период империй хунну-сяньби. С юга добавляется иранский компонент.
Анализ геномных данных современных казахов (методами PCA, ADMIXTURE, и CHROMOPAINTER/fineSTRUCTURE) продемонстрировал относительную гомогенность популяции, вне зависимости от географического проживания и принадлежности к одному из трех жузов (старшему, среднему и младшему). Дополнительно авторы сгруппировали казахов по принадлежности к жузам и провели Globetrotter анализ. Он подтвердил, что все три группы сходны по композиции предковых популяций и по времени смешения. В генофонде современных казахов найдены признаки смешения западных, южных и восточных евразийских источников, что происходило между 1342 и 1544 годами н.э.
Итак, исследование показало, что кочевые племена железного века центральноазиатских степей формировались в ходе интенсивного смешения, вероятно, за счет того, что предшествующие степные популяции среднего и позднего бронзового века взаимодействовали с соседними популяциями. Проверяя гипотезы происхождения скифов, авторы не получили подтверждения гипотезы понто-каспийских степей. Гипотеза казахских степей больше соответствует полученным результатам. Но скорее, данные говорят о двух источниках: Алтай и Южный Урал, и о процессах диффузии и смешения между ними. Авторы проследили как формирование, так и упадок скифских культур, на смену которым пришли империи кочевников хунну и сяньби. Что касается современных казахов, то их заметная генетическая однородность, по мнению авторов, стала следствием брачной стратегии.
текст Надежды Маркиной
Источник:
Guido Alberto Gnecchi-Ruscone, Elmira Khussainova, Nurzhibek Kahbatkyzy et al. Ancient genomic time transect from the Central Asian Steppe unravels the history of the Scythians // Science Advances 26 Mar 2021: Vol. 7, no. 13, eabe4414, DOI: 10.1126/sciadv.abe4414
Текст статьи в свободном доступе https://advances.sciencemag.org/content/7/13/eabe4414
Опечатка:
Касательно названий культур: в русскоязычной литературе обычно названия культур пишут по другому: саргатская культура, тасмолинская культура, пазырыкская культура, саки. Например:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Уважаемый Нурдин, большое спасибо! Исправлю)
«Хувсгел». Это Косогольское озеро на севере Монголии. Оно же Хубсугул.
Интересно, что на роль носителей саргатской культуры выдвигают угров (протовенгров ?). Отчасти из-за наличия у пяти индивидом г-п N1a1.
Отчасти из-за наличия у пяти индивидом г-п N1a1.
- Там и мтДНК схожих немало.
Носители Саргатской культуры это Сибирские татары и башкиры.
//////В генофонде современных казахов найдены признаки смешения западных, южных и восточных евразийских источников, что происходило между 1342 и 1544 годами н.э.///////
Получается, что монголы, пришедшие на территорию Казахстана в первой половине 13 века, не внесли вклад в формирование популяции казахов. Не внесли в неё вклад и калмыки, пришедшие на территорию Казахстана в начале 17 века. При этом у казахов значимые частоты гаплогруппы Y-хромосомы С. То есть, значимо представлен восточно-евразийский компонент. Причём, казахи трёх жузов «сходны по композиции предковых популяций и по времени смешения». Такое могло быть только в одном случае: казахи и калмыки почти неразличимы по полногеномным маркерам. И казахи сформировались там же, где и калмыки (западные ойраты) – в Западной Монголии и регионе, называемым в прошлом Могулистан (примерно соответствует расселению родов Старшего жуза). Формирование популяций произошло в указанные генетиками сроки – вторая половина 14 – первая половина 16 веков. Но одна из них говорила на диалекте монгольского языка (калмыки), а другая – тюркского (казахи).
Возможны и другие варианта интерпретации этих данных.
P.S. Не 1342, а 1341 год.
Ещё раз посмотрел структуру полногеномных маркеров популяций Евразии выборки авторов публикации [Yunusbayev et al., 2015, Fig. 2]. Структуры полногеномных маркеров казахов и калмыков принципиально идентичные. У казахов побольше «кавказских» и «европейских» маркеров. Это от ногаев. У калмыков они тоже от ногаев. Казахи и калмыки почти неразличимы по полногеномным маркерам.
YunusbayevB., MetspaluM., MetspaluE., ValeevA., LitvinovS., ValievR., AkhmetovaV., BalanovskaE., BalanovskyO., TurdikulovaS., DalimovaD., NymadawaP., BahmanimehrA., SahakyanH., TambetsK., FedorovaS., BarashkovN., KhidiyatovaI., MihailovE., KhusainovaR., DambaL., DerenkoM., MalyarchukB., OsipovaL., VoevodaM., YepiskoposyanL., KivisildT., KhusnutdinovaE., VillemsR. ThegeneticlegacyoftheexpansionofTurkic-speakingnomadsacrossEurasia. // PLoSGenet. – 2015. V.11(4):e1005068. Impact factor (Thomson Reuters) — 7,528. doi: 10.1371/journal.pgen.1005068
На карте А 1400-900 ВСЕ под цифрой «1» от которой уходят стрелки на Запад и Восток, это предки скифов и кто они ? Почему про них ни слова ?
Про Khovsgol подробно написано в самой статье. Ссылка внизу расширенной аннотации. При моделировании ADMIXTURE принято, что Khovsgol является одной из предковых популяций скифов. Результаты моделирования в статье.