Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / К древности с ДНК / Бронзовый век / О роли степной миграции в распространении чумы

О роли степной миграции в распространении чумы

Скачать страницу в PDF

Питер Брейгель "Триумф смерти"
Питер Брейгель "Триумф смерти"

 

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века  палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

 

 

В журнале Current Biology вышла статья коллектива генетиков (ведущий автор Йоханнес Краузе, Институт наук об истории человека Общества Макса Планка в Йене) с анализом эволюции и миграций возбудителя чумы, начиная с неолита. В январе этого года эта статья уже была представлена научному сообществу в виде препринта, и на нашем сайте можно прочитать ее обзор. Как это часто бывает, при публикации в журнале вариант препринта был несколько изменен и дополнен, хотя основные выводы не изменились. Так что напомним, о чем говорилось в первом варианте статьи, и посмотрим, что изменилось в окончательном.

Увеличилось число изученных древних геномов чумной бактерии Yersinia pestis. В препринте авторы представили четыре секвенированных генома, которые они сравнивали с двумя геномами из работы Rasmussen et al., 2015 (обзор на сайте), в окончательном варианте статьи число вновь секвенированных геномов увеличилось до шести, а число анализированных древних бактериальных геномов – до восьми.  Их датировка относится к позднему неолиту – раннему бронзовому веку (4800 – 3700 лет назад).

В поисках ДНК древних чумных бактерий авторы изучили 563 образца костей и зубов времени позднего неолита – раннего бронзового века из разных регионов Европы. На первом этапе выделили «кандидатные геномы»: из степной зоны юга России (Ставропольский край, станица Расшеватская), из Литвы, Эстонии, Хорватии, Германии. Отобранные из них геномы шести бактерий были секвенированы и реконструированы со средним покрытием от 3х до 12х (число прочтений каждого нуклеотида).  Древние  геномы Y. pestis проанализировали вместе с современными геномами бактерии и  по анализу 1265 SNP построили филогенетическое дерево.

 

new-1

Филогенетическое дерево Yersinia pestis. Разными цветами обозначены разные ветви. Все древние образцы разместились на одной ветви (обозначены фиолетовым цветом).

 

В новом варианте статьи на дереве чумной бактерии появились два дополнительных древних генома. Но они не изменили структуру дерева и основную закономерность: все геномы древних бактерий (теперь уже восемь) расположились на одной ветви (показана фиолетовым цветом), в том числе и два образца из работы Rasmussen et al., найденные на Алтае. Это доказывает общее происхождение Y. pestis, как в Европе, так и в Южной Сибири. Генетики вычислили время жизни общего предка (MRCA) древних и современных штаммов Y. pestis  –  6 078 лет назад (от 5036 до 7494 лет назад). А около 28 тыс. лет назад чумная бактерия отделилась от своего  предка – Y. pseudotuberculosis.

По данным о возрасте и месте нахождения древних образцов Y. pestis авторы работы реконструировали пути миграции чумы в позднем неолите – раннем бронзовом веке.

В препринтном варианте статьи самым древним изученным геномом Y. pestis (RISE509, 4836-4625 лет назад) был образец из работы Rasmussen et al., найденный у индивида афанасьевская культура на Алтае. Его авторы взяли за стартовую точку и сделали вывод, что в Европу возбудители чумы попали из  Центральной Азии.  Этот вариант карты миграций чумы можно посмотреть здесь. Теперь же у них появился геном такого же возраста из степной зоны юга России (RK100, 4828-4622 лет назад). Это не отменяет возможности проникновения  чумы в Европу из Центральной Азии, хотя зеленые стрелки на новой карте (карта А) отходят уже не от алтайского, а от этого степного образца, а Центральная Азия  превратилась в Центральную Евразию.

 

new-2

Карта предполагаемых передвижений бактерии Yersinia pestis по Евразии. А. Попадание Yersinia pestis из Центральной Евразии в Европу (зеленые стрелки), предположительно с миграцией степных кочевников ямной культуры. Белыми стрелками обозначена степная миграция в Европу и на восток. Ареал ямной культуры обозначен желтым цветом; розовым – ареал культуры шнуровой керамики; сиреневым – ареал культуры колоковидных кубков; зеленым – ареал афанасьевской культуры; оранжевым – Vucedol complex, Хорватия. В. Предположительный обратный путь Yersinia pestis из Европы в Южную Сибирь (зеленая стрелка). Белой стрелкой обозначен генетический поток от европейских земледельцев в Центральную Азию. Бежевым цветом обозначен ареал андроновский культуры; более ярким бежевым – ареал синташкинской культуры.

 

При этом в тексте авторы не отказываются от центральноазиатского происхождения  возбудителя чумы  и рассматривают два сценария его проникновения в Европу. По первому сценарию, он мог быть занесен в Европу множество раз в период от 5000 до 3000 лет назад. По второму сценарию чума добралась в Европу из Центральной Азии всего один раз – в неолите. Для точной проверки этих сценариев нескольких геномов недостаточно, пишут авторы. Но в данных археологии и палеогенетики они находят обоснование  второму сценарию – однократного проникновения Y. pestis в Европу. Этому способствовало увеличение мобильности населения и контактов между регионами, случившееся в позднем неолите – раннем бронзовом веке.

Центральным пунктом статьи стала роль степной миграции около 5000 лет назад. Ссылаясь на последние генетические исследования (Allentoft et al., 2015; Haak et al., 2015), авторы подчеркивают значение массовой миграции населения из евразийских степей в двух направлениях – на запад, в Центральную Европу, и на восток – в Центральную Азию и Южную Сибирь. Эту миграцию связывают с ямной культурой степных кочевников-скотоводов и полагают, что она принесла в Европу генетический компонент, который был обнаружен в образцах поздненеолитической культуры шнуровой керамики. Этот же компонент, по данной гипотезе,  был перенесен в андроновскую культуру на Алтае. Притом что генетическое влияние степной миграции остается дискуссионным вопросом и не всеми специалистами поддерживается, Йоханнес  Краузе и Вольфганг Хаак  (авторы данной статьи) являются убежденными сторонниками этой гипотезы.

И именно степной миграции они отводят решающую роль в распространении возбудителя чумы, как видно из карты А, представленной в новом варианте статьи. Авторы подтверждают свою гипотезу такими фактами. Y. pestis из Хорватии (GEN72), близкая по возрасту к «степному» образцу, имеет общие корни с ним и алтайским образцом. Y. pestis из балтийского неолита (образцы из Литвы и Эстонии) были найдена у индивидов культуры шнуровой керамики (с предполагаемым степным генетическим компонентом).  Самый молодой европейский  образец Y. pestis, из Германии (Augsburg, 3957-3832 лет назад), происходит от балтийских штаммов и найден у индивида комплекса колоковидной керамики (у которых также ранее был обнаружен степной генетический компонент). Это отражает циркуляцию возбудителя чумы в популяциях Европы.

Но самый молодой южносибирский образец Y. pestis (RISE505, 3694-3575 лет назад), найденный на Алтае у индивида андроновского комплекса  культур, генетически близок образцу из Германии. Из этого авторы сделали вывод, что существовал и обратный путь переноса чумной бактерии – из  Европы в Южную Сибирь (карта В). В подтверждение они приводят палеогенетические данные о нахождении у носителей синташтинской, срубной и андроновской культур (около 3700 – 3300 лет назад в Сибири) смешанных предковых компонентов европейских неолитических земледельцев и степных кочевников бронзового века. Это указывает на обратные поток генов из Европы в Центральную Азию.

Так что степи, которые служили естественным связующим коридором между Европой и Азией, были коридором с двусторонним движением. И не только для людей и скота, но и для возбудителей чумы, заключают исследователи.

Авторы также проследили в геноме древних Y. pestis эволюцию генов,  связанных с вирулентностью. Оказалось, что у бактерий неолита- бронзового века отсутствовали некоторые важные гены, например, ген ymt, играющий ключевую роль в том, чтобы бактерии заселили кишечник блохи (а именно через укус блохи инфекция передается млекопитающим). Ранее на этом основании считали, что в бронзовом веке Y. pestis не могла передаваться с блохами и что бубонная чума появилась позднее. Теперь же, при более тщательно проведенном анализе, авторы не исключают, что в неолите- бронзовом веке чумная бактерия могла передаваться с блохами по другому механизму (хотя его эффективность была ниже на 30-40%). И могла вызывать как легочную, так и бубонную форму болезни. Передаче инфекции способствовали как мобильность населения, так и контакты с грызунами – в степи и в местах развития  земледелия.

текст Надежды Маркиной

 

Источник:

The Stone Age Plague and Its Persistence in Eurasia

Aida Andrades Valtuen˜a, …, Johannes Krause

http://www.cell.com/current-biology/abstract/S0960-9822(17)31328-3

DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cub.2017.10.025

 

 


Похожие статьи

Чуму в Европу принесли ямники?

Генетики секвенировали четыре генома Yersinia pestis эпохи бронзового века. Их сравнение с другими древними и современными геномами этой бактерии привело к гипотезе, что чума в Европе появилась со степной миграцией ямной культуры, а затем вернулась обратно в Центральную Азию.

Эволюция чумы

В бронзовом веке чума была вполне обычным явлением, хотя в то время чумная бацилла еще не научилась передаваться с блохами и не могла вызывать самую опасную разновидность болезни – бубонную чуму. Время возникновения Yersinia pestis и ее этапы на пути превращения в возбудителя смертельной болезни – все это ученые выяснили, прочитав геномы бактерий из древних останков человека.

Комментариев: 5 (смотреть все) (перейти к последнему комментарию)

Добавить комментарий

Избранное

Анализ древних геномов с запада Иберийского полуострова показал увеличение генетического вклада охотников-собирателей в позднем неолите и бронзовом веке. След степной миграции здесь также имеется, хотя в меньшей степени, чем в Северной и Центральной Европе.

Геологи показали, что древний канал, претендующий на приток мифической реки Сарасвати, пересох еще до возникновения Индской (Хараппской) цивилизации. Это ставит под сомнение ее зависимость от крупных гималайских рек.

Текст по пресс-релизу Института археологии РАН о находке наскального рисунка двугорбого верблюда в Каповой пещере опубликован на сайте "Полит.ру".

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита.

Опубликовано на сайте Коммерсант.ru

Авторы свежей статьи в Nature опровергают представления о почти полном замещении охотников-собирателей земледельцами в ходе неолитизации Европы. Он и обнаружили, что генетический вклад охотников-собирателей различается у европейских неолитических земледельцев разных регионов и увеличивается со временем. Это говорит, скорее, о мирном сосуществовании тех и других и о постоянном генетическом смешении.

Последние дни у нас веселые – телефон звонит, не переставая, приглашая всюду сказать слово генетика. Обычно я отказываюсь. А здесь все одно к одному - как раз накануне сдали отчет на шестистах страницах, а новый – еще только через месяц. И вопросы не обычные - не про то, когда исчезнет последняя блондинка или не возьмусь ли я изучить геном Гитлера. Вопросы про президента и про биологические образцы.

В Медико-генетическом научном центре (ФГБНУ МГНЦ) 10 ноября прошла пресс-конференция, на которой руководители нескольких направлений рассказали о своей работе, связанной с генетическими и прочими исследованиями биологических материалов.

Горячая тема образцов биоматериалов обсуждается в программе "В центре внимания" на Радио Маяк. В студии специалисты по геногеографии и медицинской генетике: зав. лаб. геномной географии Института общей генетики РАН, проф. РАН Олег Балановский и зав. лаб. молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН, д.б.н., проф. Петр Сломинский.

О совсем недавно открытой лейлатепинской культуре в Закавказье, ее отличительных признаков и корнях и ее отношениях с известной майкопской культурой.

Интервью О.П.Балановского газете "Троицкий вариант"

В издательстве «Захаров» вышла книга «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время». Ее автор Семен Ефимович Резник, он же автор самой первой биографической книги о Н.И.Вавилове, вышедшей в 1968 году в серии ЖЗЛ.

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015