Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Последние комментарии

Последние комментарии

  • Антропологи выяснили, как развивался мозг австралопитеков   "Ученые создали модель головного мозга двух детенышей афарских австралопитеков.   Современными представителями семейства гоминиды (лат. Hominidae) являются люди и человекообразные обезьяны, а 4,2 миллиона лет назад сюда также входили австралопитеки (лат. Australopithecus). Эти ископаемые высшие приматы обладали признаками прямохождения и антропоидными чертами в строении черепа. Ученые из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка изучали мозг австралопитеков. Понимание того, как он развивался, позволяет узнать эволюционные процессы. Человеческий мозг имеет существенные отличия от мозга обезьян: у него сильнее выдвинута вперед полулунная борозда, а затылочная часть более плоская. Считается, что эти особенности появились вследствие сложных видов поведения – развития речи, изготовления орудий и так далее. Но в какой именно исторический период началась эта перестройка, остается неясным. Исследователи поставили перед собою цель ответить на этот вопрос. Предположения о том, что уже у австралопитеков мозг имел эти черты, звучали и ранее, но в распоряжении ученых нет образцов для детального изучения: все найденные черепа сильно деформированы. Антропологи обратились к современным технологиям и с помощью компьютерной томографии построили модель головного мозга двух детенышей афарских австралопитеков, умерших в возрасте около 2,5 лет. Воссоздав недостающие участки черепа, ученые смогли сравнить форму мозга детенышей австралопитеков и детенышей современных обезьян. Оказалось, что по расположению полулунной и внутритеменной борозд они очень похожи – то есть головной мозг юных австралопитеков еще не перестроился в направлении, характерном для рода Homo. Объем мозга у малышей составил 275 и 310-317 мл. Для взрослых австралопитеков этот показатель в среднем составляет 445 мл, для шимпанзе – около 369 мл. Построив кривые роста мозга человека и шимпанзе, специалисты пришли к выводу, что мозг австралопитека структурно был похож на обезьяний, но развивался дольше. При этом зубы у обоих видов гоминидов росли с одинаковой скоростью, то есть удлинение развития не коснулось всего организма. Причина этого пока не известна. Как сообщал «Вокруг Света. Украина», ученые показали, как выглядел предок человека, живший 3,8 миллиона лет назад. До сих пор черепно-лицевые особенности анамского австралопитека были почти неизвестны, однако наличие полного черепа изменило это." https://vokrugsveta.ua/science/antropologi-vyyasnili-kak-razvivalsya-mozg-avstralopitekov-05-04-2020  По материалам National Geographic
  • Александру Букалову! Почему же не понял? Вы пытаетесь обосновать наличие нескольких русей вдоль Чёрного моря. И я Вас спросил насчёт толстых и высоких ив 1.5 тыс лет назад. 798 - Война русов против Византии на стороне Болгарии. Вполне подъёмный факт в свете булгарской составляющей Салто-Маякской культуры. Если Вы знакомы с другим районом исхода русов в Болгарию, то давайте обсудим. С учётом незнания арабами такой реки, как Днепр. Насчёт похода Бравлина. И что мешало Руси спуститься по Северскому Донцу в Дон и через Азовское море в Черное? Создание первой христианской азбуки для славян и русов. Дело в том, что у руси уже была письменность до Кирилла. Известно, что Кирил быстро изучил язык руси по Псалтырю и Евангелию в Херсонесе в 842 году у монаха-русина. Славянские языки довольно сложны для изучения иностранцам, а Кирилл быстро выучил. Скорее всего отличие староболгарского от языка руси не было значительным. По-видимому Аскольд аль Дир принял христианство до захвата Киева. Аланы также приняли христианство. Участие тех же русов во взятии Мессамбрии войсками Крума. Важно какая русь принимала участие – моряки, пехота или конница. То есть русь, славяно-аланы, булгары из Руского каганата или другая русь?
  • Вы видимо не поняли, что я лично был в дельте Кубани в окрестностях г. Темрюк и соседней станицы Голубицкой. Так сказать, "осмотр на месте" :) И конечно толстых ив там предостаточно - на любой вкус. И раскопки там явно никто не делал. А жаль.  А вот еще любопытные данные: "Свидетельства о русах конца VIII - начала IX веков в византийских и русских источниках (реконструкция): 798 - Война русов против Византии на стороне Болгарии. Поход Бравлина в Крым. Крещение русов в Суроже. Создание первой христианской азбуки для славян и русов.811 - Участие русов в войне Болгарии против Византии. Русы союзники болгар.812 - Участие тех же русов во взятии Мессамбрии войсками Крума. Наступление войск Крума на Константинополь - первый поход руси на Царьград." https://vasily-kuzmich.livejournal.com/1039.html   А также  http://www.ipiran.ru/egorov/r9vkd.htm
  • Сергею Беззаконову! с чего вы решили что если клады, то это сразу русь или "смотрящие" над вассалами Я решил, что клады арабских дирхем – это плата руси вятичам за товар (рабов и меха) и за судна. Вместе с тем, как Вы объясните такой нетипичный гуманизм руси к вятичам? Кроме родственности…Вятичи в свою очередь имели значительную балтскую генетическую и лингвистическую составляющую. самое простое объяснение, дирхемы плата купцов за товар и услуги по проводке судов по волокам, за использование гужевого транспорта вам в голову не приходило Не приходило. Не обнаружил волоков в районе верховьев Оки. Может Вам больше известно. хоть русы, хоть купцы просто отбирали у сиволапых славян товар и батогами гнали их караваны проводить по волокам Я о таком не писал. Предполагаю, что русь собирали дань с вятичей и северян для хазар. Но вполне допускаю, что они одна из составляющих салто-маякцев и русь являлась элитной составляющей Руского каганата – известного арабским учёным. Вы занимались вопросом, изучали следы разгрома, какое оружие, включая стрелы найдены на поселениях, в телах убитых, кому это оружие могло принадлежать? Далее, вы рассматривали вопрос какие силы нужны были для разгрома волынцевской культуры и кто мог обладать такой силой. Мы изучали эти вопросы. Особенно о якобы наличии «гнездовских» наконечников стрел, которые оказывется известны в Поволжье. Проблема в том, что присутствует  мирное взаимодействие волынцев с салтовцами и волынцев с роменцами. И вдруг неожиданное нападение с захватом Киева. На данный момент не могу объяснить. И «пропавшее» салто-маякское аланское население неожиданно многочисленно «всплывает» в Украинском Приднепровье во время татаро-монгольского нашествия. Население Салто-Маякской культуры (Руский каганат) было многочисленным и я Вам привёл пример Чугуевского поселения оружейников. Имеем алано-славянскую пехоту, булгарскую конницу и рать руси на кораблях. Больше чем много сил для разгрома незащищённых поселений волынцевцев и захвата Киева.
  • Не могло ли то же произойти и с названием «русы» в свете степных иранских влияний на Киев? Двумя руками за. И для этого действа в салто-маякской культуре присутствует аланское население, которое в упор не замечают арабские исследователи. Но, арабы различают хазар, булгар, буртасов, угров, печенегов, русь и славян. Причём русь связывают с морскими походами – ни один этнос (археологический) данной культуры по роду занятий, ментальности и способу ведения боевых действий  не подходит к этому определению. Закономерно возникают вопросы  наличия базиса этноса и локации. Напрашиваются на роль учителей морскому делу потомки готов из Черняховской культуры. Недаром один из лидеров  руси Аскольд аль Дир с готского переводится, как Воин-Зверь. Локация поближе к речным маршрутам выхода на морские трассы Ладога-Каспий и Дон-Средиземноморье. Напрашивается север салто-маякской культуры+роменская культура. Именно в этих районах наблюдается вытеснение и ассимиляция балто-славянского населения в VIIв. вятичами. Напрашивается Русь – вятиче-балто-аланское объединение под руководством готов.   Но если предположить, что у арабов Русь, Хазары и Аланы – касты и этими названиями маркируются лишь элиты племенных объединений. Тогда возникают сложности в идентификации руси.     
  • И Вы как-бы имеете мнение и доказательство, что этот лес был из толстенных ив - основного материала для однодревок. Или Вы считаете, что русь атаковала Константинополь ...?
  • Я достаточно написал в анкете о себе несколько лет тому назад. Что-то изменилось? ... === МОДЕРАТОРСКОЕ === Будьте добры, пришлите эту анкету - и мы проверим, достаточно ли.
  • Арабы не особо разбирались в народах Европы. Например, в данной цитате явно путаются (смешиваются) волжские и дунайские булгары: "Между Итилем, городом хазар, и Булгаром дорогой по степи около месяца, а подымаются к нему по реке Итиль около двух месяцев, а при спуске (по реке) около двадцати дней. А от Булгара до ближайшей границы Византии около десяти переездов" Вполне возможно, что они могли называть русами разных скандинавов - ладожских и днепровских.
  • === МОДЕРАТОРСКОЕ=== Простите, напоминаю, что мы ждем подтверждения реальности существования === Ивана Черного, === Игоря Клименко, === Александра Ижбулдина. Ждем информацию от Вас. Иначе, к сожалению, сегодня, 5 апреля будем вынуждены перевести Вас в разряд молчаливых привидений.
  • В ПВЛ имена и титулы изменены на славянский манер. Например, там упоминается хазарский князь Каган.   Каган Володимер в ПВЛ становится князем Владимиром. Володимер - не славянское имя. Имя Сфендославос тоже не похоже на славянское.  
  • Владимир Колганов   Если в Константинополь в 839 г. пришли послы народа «русь», почему греки назвали их народом «рос»? Правильно я понимаю, что это название северного народа из ветхозаветных пророчеств о конце света? Греки могли созвучное название переделать в "рос".
  • Владимир Колганов   И прибыли они не из Ладоги, но не могли приплыть и из Приднепровья, где никаких скандинавов в то время не было и в помине. Так что придётся искать каганат росов где-нибудь поближе, к примеру, на Дунае. Или, к примеру, на Керченском полуострове.
  • Кстати, примеры с сербами, хорватами и северами показывают, как (индо)иранские названия переходили к славянам. Не могло ли то же произойти и с названием «русы» в свете степных иранских влияний на Киев? Тем более , что "по мнению археолога-слависта Валентина Седова, название север(яне) имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому[источник не указан 2099 дней] слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов, а также иранскими гидронимами в бассейне Сейма и Десны (СеймСев, Ропша, Амонь, Тускарь, Нетхарь, Апажа, ХоролХоропутьЭсмань и т. д.). Название реки Сейм (др.-рус. Семь) восходит к иранскому «тёмная» река, ср. авест. syāma- и др.-инд. śyāma- «тёмный». Название реки Сев, вероятно, имеет иранское происхождение — ср. авест. syava-«чёрный», др.-инд. syava- «чёрно-бурый, гнедой, тёмный». Если так, то название Сев может переводиться как «тёмная, чёрная (река)» https://ru.wikipedia.org/wiki/Северяне
  • Об индоиранских корнях сербов,о чем писал и О. Трубачев. Ал-Бекри: "И распадаются Славяне на многие племена. К их племенам принадлежат Сбраба и Дулаба и и Намджин (рук. Набджин). Это племя храбрейшее из них и самое воинственное. И (к их племенам принадлежит) племя, которое называется Срнин (ч. Србин) и которого у них боятся, и другое племя называемое Мизаза и (племена) Хайравас (ч. Хрватин) и Сасин и Хшабйн (a). И из этих племен некоторые следуют хритианскому учению и именно по Якобитскому толку, другие же не имеют откровенной книги и не следуют никакому религиозному закону и суть язычники. И племя царя принадлежит к последним. Племя, о котором мы сказали, что оно называется Срнин сожигает себя в огне когда глава племени умрет. И сожигают также своих лошадей. И у них обычаи подобные обычаям Индийцев. Они граничат с востоком и далеки от запада. И они радуются и веселятся при сожигании умершего и утверждают, что их радость и их веселость (происходит) от того что его (покойника) господь сжалился над ним. [56] Жены же мертвого режут себе руки и лица ножами. А когда одна из них утверждала что она его любила, то она (по его смерти) прикрепляет веревку, поднимается к ней на стуле, крепко обвязывает себе ею шею; затем вытаскивается из под нее стул и она остается повешенной, болтаясь, пока не умрет 48. Затем ее сожигают и так она соединяется с мужем." http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Bekri/frametext.htm
  • Куник А. А. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах."Из того, что ал-Бекри, или Ибрагим называег морской народ Русов жителями островов, нельзя никаким образом вывести, что он считает их живущими на островах Балтийского моря. Масуди о географии скандинавского Севера не имел точных сведений и даже Туле (см. статью Гаркави в Зап. Акад. Н. Т. 22) считал не островом, а городом. По его мнению, Русы, плававшие по Северному океану (см. выше стр. 11) граничили с Понтом и жили, как он выражается, в другом месте, при одном из его берегов. Позднейшие писатели поселяют Русов — руководствуясь каким-то древним неизвестным источником — на 7-ми островах Понта, чему не следует удивляться, так как Арабы употребляли одно и то же слово для обозначения и острова и полуострова, и даже царь Константин Б. говорить об островах Зихов (= Adige, т. е. ***, Черкесы в собственном смысле), и относит эти острова к местности, где в настоящее  время мы находим только разделенные реками части Таманского полуострова. Уже после того, как я написал примечание о Русах, удалось мне собрать сведения, бросающие новый свет на черноморско-русских лиратов, о которых упоминает Масуди. Эти “жители островов” никто иные как Боспорские или Азовские Русы, которым около 900 г. — т. е. вскосле или не задолго до этого времени — хазарский каган уступил несколько “островов”. В одном из следующих исследований будут сообщены об этом предмете, некоторые источники, на которые до сих пор не обращали внимания." http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Bekri/razjasn.htm    P. S. То есть азовские русы — это отдельный народ. Видимо они и атаковали Константинополь в 860 году.  Г. Вернадский предполагал их «остров» в дельте Кубани. Я даже был там, это в окрестностях города Темрюк. Место действительно очень похожее. Острова в дельте, вокруг были топи, т. к. уровень моря был выше. 
  • Из интервью археолога, раскапывающего Гнездовские курганы: "В принципе весь этот инвентарь по нашим представлениям укладывается во вторую четверть Х века, может быть, в первую четверть этого столетия, но большой вопрос вызывает нумизматическая серия, которую мы получили при раскопках этого кургана.     М. Родин: То есть там были монеты. С. Каинов: Да. Для гнёздовских курганов можно сказать – в огромном количестве. Мы нашли 20 восточных дирхемов и одну золотую византийскую монету. Датировки всех этих определимых монет укладывается во вторую половину VIII – первую половину IX веков. М. Родин: То есть почти на 100 лет раньше. С. Каинов: Да. Разница между нумизматической датировкой и археологической порядка ста лет. Если бы у нас там было 3-4 монеты, мы бы могли говорить о том, что монеты запаздывают и это случайная выборка. М. Родин: То есть куда-то попали эти монеты, они потом переходили по наследству, и когда человек умер, его дедушкины монеты похоронили вместе с ним. С. Каинов: Да. Примерно так. Но тут мы имеем очень большую серию, как восточные монеты, так и византийскую, датировка которых совпадает. Вопрос, как нам совместить датировки археологических предметов и нумизматическую серию, остаётся открытым. По всей видимости, нам в какой-то мере придётся пересматривать хронологию Гнёздово в сторону её удревнения. М. Родин: То есть переносить уже в IX век. С. Каинов: Да, в конец, возможно, в последнюю четверть IX века. Пока это очень предварительно, но, по всей видимости, тенденция будет такая...Принято считать, что мечи поступали на территорию Древней Руси при посредстве скандинавов. Но известно, что клинки для этих мечей делали на территории современной Германии. Реставраторам удалось расчистить на клинке того меча, который был найден в погребении, клеймо «Ульберт». Это клеймо, характерное для рейнских мастерских. Но сам обряд втыкания оружия, как наконечника копья, так и меча в стенку ямы как раз характерен для скандинавской погребальной традиции. То есть, в принципе, мы можем предполагать, что погребены были или скандинавы, или те люди, которые хоронили, были скандинавами. Я ещё забыл сказать о том, что среди погребального инвентаря была найдена так называемая трапециевидная подвеска. Это украшение, характерное для культуры смоленских длинных курганов. И по всей видимости мы можем предполагать, что одна из этих предполагаемых женщин, захороненных в этом кургане, была местная... М. Родин: В середине Х века в Гнёздово что-то случилось. Его пожгли, и потом, насколько я понимаю, очень сильно поменялась материальная культура. Мы это условно связываем со временами Ольги, которая пошла наводить порядок по стране и все эти местные элиты приструнять. Есть ли в погребениях отражение этой картины? С. Каинов: Вы сами упомянули, что меняется материальная культура. Действительно, облик меняется очень сильно, появляется большое количество предметов, условно говоря, южного происхождения. Часть, связанная с какими-то кочевническими культурами. Очень сильно меняется комплекс вооружения: для первой половины Х века мы можем говорить о том, что в основном в Гнёздово распространены предметы вооружения, характерные для северной Европы и северо-западной Руси. М. Родин: А что именно было характерно для этого региона? С. Каинов: Это каролингские мечи, ланцетовидные наконечники копий, наконечники копий с треугольным лезвием, и ланцетовидные наконечники стрел. С середины Х века в большом количестве присутствуют предметы вооружения, характерные для кочевнических культур – это различные топоры, чеканы, кистени, ударно-дробящее оружие, копья-пики, характерные для всадников, сложносоставной лук, а вместе с ним снаряжение, характерное для верховых лучников. В большом количестве появляется конское снаряжение: стремена, удила, характерные для среднего Поднепровья. Меняется костюм. Если в погребениях первой половины Х века большого количества пуговиц не было, то с середины Х века появляются погребения, в которых встречаются от 10 до 25 пуговиц. Это говорит о том, что погребённый одет в распашную одежду типа кафтана. Опять же, по всей видимости, мода, привнесённая с юга.   М. Родин: То есть у нас в Гнёздово есть какая-то дружинная элита, которая, видимо, пришла с севера, принесла этот комплекс вооружения, одежды, и так далее. Она контролировала район Смоленска. В этот момент в район Киева проникли такие же дружины, которые напитались там южной культурой. И потом эти южане пришли, задавили местную смоленскую элиту и заняли её место. Правильно?    С. Каинов: Примерно так. Но это не единственная точка зрения. Часть исследователей отрицает среднеднепровское или киевское нашествие в середине Х века, считает, что это просто естественное развитие материальной культуры. Но есть и другая точка зрения.  М. Родин: Но у нас же есть следы пожаров и разграблений. С. Каинов: Несомненно. На любом поселении есть следы пожаров. Мы можем говорить, что те следы, которые мы фиксируем на разных раскопах, говорят о некоем тотальном пожаре, который уничтожил всё поселение разом. Но пока мы не научимся датировать достаточно узко, это всё будет достаточно умозрительно. Хочется нарисовать картину развития Гнёздово, инкорпорировать его в общую русскую историю. Поэтому и появляется «нашествие Ольги». https://proshloe.com/gnyozdovskie-kurgany.html P. S. Таким образом киевские русы с явной степной, конной компонентой (а ведь само название "русы" легко объясняется в иранских языках), уже явно весьма отличные  по культуре от Гнездовской скандинавской элиты, уничтожают "чистых" скандинавов.   
  • ==МОДЕРАТОРСКОЕ==

    Уважаемый Сергей Назин, Уважаемый Александр Ижбулдин, в соответствии с правилами за три *** Вы блокируетесь на сайте на три дня - с 5 апреля по 7 апреля.

  • Еще о внешности, антропологии и генетике Святослава Игоревича:
    "Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый,... Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой". Лев Диакон
    Итак, у Святослава средний рост и курносый нос. Это типичный облик  (балтского) славянина, и не только балтского. Таковы и многие поляки, и даже многие славяне Средней полосы. А по Ибн Русте русы (скандинавы) "высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают..." . При этом у Мономаховичей - потомков Святослава финско-балтский субклад гаплогруппы N1а1.  Напрашивается естественный вывод, что генетически и антропологически Игорь и Святослав - не скандинавы. (Хотя Игорь воспитывался при Олеге в смешанной среде. Поскольку Игорь - не прямой потомок Рюрика  по мужской линии, хотя и законный наследник, видимо через дочь, или племянницу - т. е. по женской линии), а его отец , судя по-всему - славянин (балтский)/словен. У Олега видимо также рождались только девочки, поэтому Игорь и получил власть (Л. С. Клейн). Или Олег был бездетен (если не считать гипотезы, что Ольга - его дочь). Как Игорь мог стать наследником Рюрика? Согласно особенностям (отступлениям) в лествичном праве.  Вот примеры "того, что наследники по женской линии могли претендовать на престол: по Иоакимовской летописиРюрик был внуком Гостомысла через дочь; Изяслав Владимирович вместе с потомством осел в Полоцком княжестве в качестве Рогволожего внука; сыновья Игоря Святославича Новгород-Северского и Мстислава Ростиславича Новгородского претендовали на галицкий престол, так как по матери были (по одной из версий) внуками Ярослава Осмомыслакоролевич Андрей Венгерский был женат на дочериМстислава УдатногоМихаил Всеволодович был женат на дочери Романа Мстиславича, так что Ростислав Михайловичприходился Роману внуком; Фёдор Ростиславич был женат на дочери Василия Всеволодовича Ярославского, по смерти которого занял ярославский престол; дочь Олега Романовича брянского была замужем, возможно, за одним из смоленских князей; Юрий II Болеслав приходился племянником от сестры последним Романовичам — Льву и Андрею Юрьевичам." https://ru.wikipedia.org/wiki/Лествичное_право#Особенности_отступлений_от_лествичного_права И славянское имя Святослава - наследника Игоря, после всего этого выглядит вполне естественным следствием.   
  • Лев Агни: "По имени Святослава ничего не скажу, зато по внешности вновь повторюсь, что к степному оселедцу его прическа явно не относится. Во-первых Святослав из мира скандинавов и морских разбойников, он был чужд миру степному, его явно не поняли, наряжайся он непонятные ожеды и выбривай себе непонятным образом чуб. Зато у скандинавов известны пучки волос возле висков, выбритые особым образом." Давайте разберемся. Дело в том, что скандинавы не были конниками, по специфике своих походов. Конница - это ирано-тюркская, и пр. степная культура, со всеми ее атрибутами, культурными и религиозными. И кони были у иранцев, славян, и тюрков. Теперь вспомним текст Ибн Русте в 930-х годах«Что касается до Русии, то находится она на острове, окружённом озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трёх дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясётся по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовётся хакан-Рус. Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.Когда у кого из них родится сын, то он берёт обнажённый меч, кладёт его пред новорождённым и говорит: „не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретёшь себе этим мечом“. Они не имеют ни оседлости, ни городов, ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои…Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить в жертву их божеству, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, вешает жертву на бревно и ждёт, пока она не задохнётся, и говорит, что это жертва богу…Они храбры и дерзки. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его весь. Женщинами побеждённых сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях. Шаровары носят они широкие: сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают.» Однако уже Олег, после прихода в Киев "В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили… " То есть Олег ездит, как и его дружина на конях, и кстати, по легенде, от коня своего  и принял смерть. Однако конная дружина уже должна иметь иную выучку, элементы степной культура и облика, которой у скандинавов и не было. Ясно, что все это было взято из местного/соседнего СМК/хазарского - степного ареала. И носители этой культуры, технологии разведения и содержания коней, приемов езды, и пр.  были очевидно интегрированы в среду русов. Что подтверждается смешанным, включая степные аспекты, характером захоронений знати в Киеве. Теперь об Игоре:  "В год 6452. Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя." И у Игоря, как и у Олега, конная дружина, с которой он покоряет окрестные племена, ходит в полюдье: Святослав:  сражение с древлянами открыл четырёхлетний Святослав:  
    …[бросил] копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
    "Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил... И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!» Повесть временных лет
    Таким образом мы четко видим освоение русами конницы, начиная с Олега как минимум, а это уже сильно расширило их возможности. Уже этим они отличаются от прочих морских/речных скандинавов бороздящих реки Восточной Европы. Но такое освоение - это уже интеграция со степью, и носителями этих знаний и умений.  Поэтому облик Святослава вполне закономерно уже явно степной. Нет большой скандинавской бороды , характерные длинные усы. И он имеет типично ирано-тюрко-казацкий облик, как и отметил Л. С. Клейн. То есть это уже явная ассимиляция. - В результате русы одинаково успешно воюют как на море, так и и на суше, используя конницу. И в полюдье ходят на конях. И это уже действительно иной народ, ставший русинами, отличными от варягов. И кстати, это объясняет, почему половина пантеона Владимира - боги иранского происхождения. Р. S. Кажется получилась небольшая статья/тезисы о трансформации и ассимиляции бывших скандинавов в Киеве... Р. Р. S. Интересно, что вывод из предыдущего анализа, что Олег мог быть родственником Рюрика по женской линии, но славянином по отцу, согласуется с сообщением Татищева по спорной Иоакимовской летописи, что он был братом Ефанды, дочери Гостомысла,  инициатора приглашения Рюрика...Поэтому уже Олег вероятно был носителем как славянской культуры, включая религию, так и скандинавской, прежде всего воинской культуры.  
  • Льву Агни Никакой нестыковки нет. Если в 850-е годы ладожские скандинавы оказались слабее местных жителей, то в 839 г. и подавно, тем более разница всего в десяток лет. Ни КБ, ни арабы не сообщают о присутствии скандинавов на территории Руси – пишут о народе «рос» или об ар-рус. Нет и свидетельств того, что Ладога была скандинавской, хотя присутствие там скандинавов никто не отрицает. Вызывает недоумение и такой факт. Если в Константинополь в 839 г. пришли послы народа «русь», почему греки назвали их народом «рос»? Ведь в греческом языке есть буква «у» (ипсилон).
  • Владимир Колганов сказал(а): О послах хакана росов Есть версия, согласно которой послы прибыли из Старой Ладоги, от предводителя скандинавов по имени Хакан (Хакон), причем местные славяне дали пришлым скандинавам прозвище русь, поскольку финны называли их ruotsi. Однако...
    У Вас хронологическая нестыковка. Посольство к королю франков - 839г. Если верить ПВЛ, то прогнали они одних варягов и пригласили других в сер. 850-х. По археологии и по несколько поздним данным (полюдье К. Багрян., свидетельства восточных авторов) скандинавы доминировали над славянами, балто-славянами (потому что славянские маркеры словно отдельные точки в мире балтийской вещевой и строительной культуры). Так что скандинавы по В.Е. ходили как у себя дома. Конечно, это не отменяло случаев вражды с местным населением, но сила явно была за скандинавами. Ладога в сер. IX в. уже была скандинавской и затем продолжила таковой оставаться, просто пришла новая волна скандинавов, причем такая мощная, что в короткий промежуток времени по всему восточному побережью балтики исчезают скандинавские эмпории, некоторые затем восстанавливаются.  
  • О послах хакана росов Есть версия, согласно которой послы прибыли из Старой Ладоги, от предводителя скандинавов по имени Хакан (Хакон), причем местные славяне дали пришлым скандинавам прозвище русь, поскольку финны называли их ruotsi. Однако зачем главе небольшой ладожской колонии скандинавов понадобилась дружба Византийской империи, до которой 2500 км пути? Король франков пришел к выводу, что свеоны прибыли с разведывательной целью. Такое предположение кажется вполне логичным, однако согласно «Повести временных лет» славяне прогнали варягов за несколько лет до призвания Рюрика. Коль скоро скандинавы не сумели удержаться в Ладоге, невозможно представить себе, что у них возникла мысль напасть на могущественную Византию. Ещё большее недоумение вызывает путь, который выбрали послы для возвращения на родину – через Ингельхайм. Неужели они рассчитывали на то, что франки по доброте душевной предоставят им корабль для возвращения в Старую Ладогу или в Скандинавию? Всё сводится к тому, что император Людовик Благочестивый и дознаватели королевства франков ошиблись, и послы «хакана росов» вовсе не были свеонами, но разговаривали на каком-то древнескандинавском диалекте, поэтому их и приняли за жителей Скандинавии. И прибыли они не из Ладоги, но не могли приплыть и из Приднепровья, где никаких скандинавов в то время не было и в помине. Так что придётся искать каганат росов где-нибудь поближе, к примеру, на Дунае.
  • Хотя бы в том, чтобы довести идею до абсурда и тем посрамить претендентов на титул потомственного "Рюриковича". Впрочем, я в существование ладожского Рюрика не верю.
  • Александр Букалов сказал(а): Льву Агни. Уважаемый Лев, Вы проделали большую, интересную и содержательную работу. И я во многом согласен с выводами про Рюрика. А каково Ваше личное мнение, кем он мог быть (варианты)? (Если был, конечно). И еще: 1) каково Ваше мнение об эпизоде 839 г. с послами...
    Летописного Рюрика не было. Летопись припысывает ему только роль князя-родоначальника династии, а из самой летописи, но более ранних пластов (греко-русские договоры) видно, что княжеский институт еще только выделялся, существуя наравне с боярами. Т.е. окончательная редакция представила нам вариант более поздних представлений о начальных временах Руси. Видимо, поэтому существуют нестыковки в ПВЛ и поздние авторы не смогли до конца избавиться от ненужных воззрений предшественников, а, возможно, не видели в том особого смысла. Если какой-то легендарный Рюрик в Ладоге и существовал, то явно к летописному Рюрику он не относится. Слишком большие смысловые, временные и географические разрывы между Рюриком и Игорем. Зато русы, основавшие Киев, явно пришли с севера, причем так давно (киевские укрепления показывают период 880-е - 910-е гг) и обособленно от остальных, что их стали выделять из всех варягов (это видно и по Рус. Правде и по ПВЛ).
    каково Ваше мнение об эпизоде 839 г. с послами от "хакана русов" - т. е. от кого собственно
    Довольно спорный и сложный вопрос. Как-то была дискуссия на академия. еду. Из всех вариантов так и нельзя придти к однозначному выводу. 1. Это какой-то титул хакана у скандинавов, хотя непонятно зачем морским разбойникам перенимать этот степной титул, совершенно другой (кочевой) культуры. 2. Это имя собственное - Хакона, которое в упомянутом посольстве превратилось в титул.. На Руси каганом могли называть разве что со времен Святослава, да и то каган в похвале Владимиру носит явно религиозный "титул", даже не титул, а некое собирательное значение, я на это тоже указывал ранее. Каган у хазар - символическая фигура, в реале правили другие люди. О кого собственно пришли послы?  Определенно трудно сказать, но явно из Скандинавии или с восточного берега Балтики, где уже имелись скандинавские форпосты. Та же Ладога, например. По имени Святослава ничего не скажу, зато по внешности вновь повторюсь, что к степному оселедцу его прическа явно не относится. Во-первых Святослав из мира скандинавов и морских разбойников, он был чужд миру степному, его явно не поняли, наряжайся он непонятные ожеды и выбривай себе непонятным образом чуб. Зато у скандинавов известны пучки волос возле висков, выбритые особым образом.  И з чуть более позднего источника - ковра из Байё, известно, что родовитые скандинавы выбривали голову и оставляли спереди клок волос. Например: "Анонимное английское письмо, в котором содержатся поучения некоего человека, обращенные к его брату Эдварду, создает впечатление, что скандинавы той поры были щеголями и законодателями моды. Автор письма увещевает своего брата придерживаться обычаев своих англосаксонских предков, а не следовать «датской моде, не брить шею и не ослеплять глаза». Последнее, вероятно, означает, что у датчан были длинные челки, падающие на лоб и на глаза, а первое говорит о том, что они брили себе затылки. Э. Роэсдаль. Мир викингов. Мне попадался в свое время такой текст https://www.vikingrune.com/2014/03/viking-hairstyles-is-ragnars-haircut-historical/  Там как раз есть фрагмент из ковра, где человек с клоком волос.

Избранное

Анализ древних геномов с запада Иберийского полуострова показал увеличение генетического вклада охотников-собирателей в позднем неолите и бронзовом веке. След степной миграции здесь также имеется, хотя в меньшей степени, чем в Северной и Центральной Европе.

Геологи показали, что древний канал, претендующий на приток мифической реки Сарасвати, пересох еще до возникновения Индской (Хараппской) цивилизации. Это ставит под сомнение ее зависимость от крупных гималайских рек.

Текст по пресс-релизу Института археологии РАН о находке наскального рисунка двугорбого верблюда в Каповой пещере опубликован на сайте "Полит.ру".

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита.

Опубликовано на сайте Коммерсант.ru

Авторы свежей статьи в Nature опровергают представления о почти полном замещении охотников-собирателей земледельцами в ходе неолитизации Европы. Он и обнаружили, что генетический вклад охотников-собирателей различается у европейских неолитических земледельцев разных регионов и увеличивается со временем. Это говорит, скорее, о мирном сосуществовании тех и других и о постоянном генетическом смешении.

Последние дни у нас веселые – телефон звонит, не переставая, приглашая всюду сказать слово генетика. Обычно я отказываюсь. А здесь все одно к одному - как раз накануне сдали отчет на шестистах страницах, а новый – еще только через месяц. И вопросы не обычные - не про то, когда исчезнет последняя блондинка или не возьмусь ли я изучить геном Гитлера. Вопросы про президента и про биологические образцы.

В Медико-генетическом научном центре (ФГБНУ МГНЦ) 10 ноября прошла пресс-конференция, на которой руководители нескольких направлений рассказали о своей работе, связанной с генетическими и прочими исследованиями биологических материалов.

Горячая тема образцов биоматериалов обсуждается в программе "В центре внимания" на Радио Маяк. В студии специалисты по геногеографии и медицинской генетике: зав. лаб. геномной географии Института общей генетики РАН, проф. РАН Олег Балановский и зав. лаб. молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН, д.б.н., проф. Петр Сломинский.

О совсем недавно открытой лейлатепинской культуре в Закавказье, ее отличительных признаков и корнях и ее отношениях с известной майкопской культурой.

Интервью О.П.Балановского газете "Троицкий вариант"

В издательстве «Захаров» вышла книга «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время». Ее автор Семен Ефимович Резник, он же автор самой первой биографической книги о Н.И.Вавилове, вышедшей в 1968 году в серии ЖЗЛ.

Исследование генофонда четырех современных русских популяций в ареале бывшей земли Новгородской позволяет лучше понять его положение в генетическом пространстве окружающих популяций. Он оказался в буферной зоне между северным и южным «полюсами» русского генофонда. Значительную (пятую) часть генофонда население Новгородчины унаследовало от финноязычного населения, которое, видимо, в свою очередь, впитало мезолитический генофонд Северо-Восточной Европы. Генетические различия между отдельными популяциями Новгородчины могут отражать особенности расселения древних славян вдоль речной системы, сохранившиеся в современном генофонде вопреки бурным демографическим событиям более поздних времен.

На "Эхе Москвы" в программе "Культурный шок" беседа глав. ред. Алексея Венедиктова с д.б.н., зав. кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ Александром Марковым.

О том, неужели кто-то пытается придумать биологическое оружие против граждан России — материал Марии Борзуновой (телеканал "Дождь").

Отличная статья на сайте "Московского комсомольца"

Что такое биоматериал? Где он хранится и как используется? Об этом в эфире “Вестей FM” расскажут директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев и заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики имени Вавилова, доктор биологических наук, профессор РАН Олег Балановский.

Что стоит за высказыванием В.В.Путина о сборе биологических материалов россиян, и реакцию на его слова в студии "Радио Свобода" обсуждают: политик Владимир Семаго, доктор биологических наук, генетик Светлана Боринская, руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский. ​

Как сказал ведущий программы «Блог-аут» Майкл Наки, одна из самых обсуждаемых новостей недели – это высказывание Владимира Путина, про то, что собираются биоматериалы россиян – массово и по разным этносам. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно - если бы после этого высказывания всякие каналы не начали выпускать сюжеты о биооружии, которое готовится против россиян. По поводу этой странной истории ведущий беседует с д.б.н., проф. РАН О.П.Балановским.

Ведущие специалисты в области генетики человека считают напрасными страхи перед неким «этническим оружием». Сделать его невозможно.

Комментируем ситуацию вокруг вопроса Президента РФ, кто и зачем собирает биологический материал россиян.

В африканских популяциях, как выяснилось, представлено большое разнообразие генетических вариантов, отвечающих за цвет кожи: не только аллели темной кожи, но и аллели светлой кожи. Последних оказалось особенно много у южноафриканских бушменов. Генетики пришли к заключению, что варианты, обеспечивающие светлую кожу, более древние, и возникли они в Африке задолго до формирования современного человека как вида.

Анализ генома 40-тысячелетнего человека из китайской пещеры Тяньянь показал его генетическую близость к предкам восточноазиатских и юговосточных азиатских популяций и указал на картину популяционного разнообразия в верхнем палеолите. Исследователи полагают, что 40-35 тыс. лет назад на территории Евразии обитали не менее четырех популяций, которые в разной степени оставили генетический след в современном населении.

В Санкт-Петербургском государственном университете, в Петровском зале здания Двенадцати коллегий состоялись чтения, посвященные 90-летию со дня рождения Льва Самуиловича Клейна. Большинство из выступавших на них археологов, антропологов, историков и других специалистов считают себя его учениками, которым он привил основы научного мышления, научил идти непроторенными дорогами, показал пример преодоления обстоятельств и стойкости в борьбе. Научные доклады начинались со слов признательности учителю. Представляем здесь выступление доктора исторических наук, профессора СПбГУ, главного научного сотрудника Музея антропологии и этнографии РАН Александра Григорьевича Козинцева.

Накануне 110-летия со дня рождения знаменитого антрополога и скульптора, автора всемирно известного метода реконструкции лица по черепу Михаила Михайловича Герасимова, в Дарвиновском музее прошел вечер его памяти. О том, как появился знаменитый метод, о работах мастера и развитии этого направления в наши дни рассказали его последователи и коллеги.

Генетики секвенировали митохондриальную ДНК 340 человек из 17 популяций Европы и Ближнего Востока и сравнили эти данные с данными по секвенированию Y-хромосомы. Демографическая история популяций, реконструированная по отцовским и материнским линиям наследования, оказалась совершенно разной. Если первые указывают на экспансию в период бронзового века, то вторые хранят память о расселении в палеолите после окончания оледенения.

Анализ геномов четырех индивидов с верхнепалеолитической стоянки Сунгирь показал, что они не являются близкими родственниками. Из этого авторы работы делают вывод, что охотники-собиратели верхнего палеолита успешно избегали инбридинга, так как каждая группа была включена в разветвленную сеть по обмену брачными партнерами.

Изучив 16 древних геномов из Африки возрастом от 8100 до 400 лет, палеогенетики предлагают картину смешений и перемещений, приведшую к формированию современных африканских популяций.

Анализ семи древних геномов из Южной Африки показал глубокие генетические различия между бушменами и прочими африканскими и неафриканскими популяциями. Время формирования первой развилки на древе человечества соответствует периоду формирования современного человека как вида, авторы оценили его в диапазоне от 350 до 260 тысяч лет назад.

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015