Методами полногеномного анализа ученые проверяли гипотезу о сохранении наследия тысячелетней истории аланских племен в генофондах современных народов Кавказа. С использованием метода ADMIXTURE они оценили вклад разных предковых компонент в геномы 29 популяций. Оказалось, что среди «претендентов» на аланское наследие – народов, ныне живущих в ареале аланских племен, — нет единой предковой компоненты, которую можно было бы идентифицировать как генетический след алан. Наибольший вклад в геномы предполагаемых «наследников» алан внесли четыре предковых компоненты: условно «осетинская», «нахская», «абхазо-адыгская»и «карачаево-ногайская». Вклад «осетинской» предковой компоненты выше у южных обществ осетин, и некоторые из них могли в большей мере сохранить аланский след. Но для более определенного ответа на этот вопрос необходим анализ древней ДНК. В работе также исследован фармакогенетический ландшафт популяций Северного Кавказа, значительно отличающийся от генетического ландшафта по селективно-нейтральным маркерам.
Вопрос о том, оставили ли аланы след в генофондах современных народов Кавказа и в каких именно, относится не только к фундаментальной науке. В течение многих лет эта проблема вызывает довольно острую общественную дискуссию с участием представителей разных народов, считающих себя наследниками алан. Сегодня очевидна роль генетики, которая в сотрудничестве с археологией, антропологией, историей и лингвистикой может сказать существенное слово в реконструкции событий прошлого, причем ее возможности намного повысились с развитием полногеномных технологий. Такой анализ был проведен в работе междисциплинарного коллектива под руководством профессора Е.В. Балановской, опубликованной в журнале «Вестник Московского государственного университета, серия Антропология».
Аланы – ираноязычные кочевые племена, появляются на Северном Кавказе в начале 1-го тысячелетия н.э., ко второй половине II в. н.э. складывается аланская археологическая культура, включающая керамику, погребальные комплексы, множество больших (от 0,5 до 1,2 км²) городищ со сложной структурой и четко выделенной цитаделью. Экспансии алан на обширную территорию региона способствовал благоприятный для животноводства и земледелия климат и, соответственно, рост численности и плотности населения. В конце IV-V вв. н.э. началась эпоха Великого переселения народов, а климат стал более засушливым. Это привело к деградации аланских городищ на равнинах, и аланы начинают более интенсивно осваивать предгорные районы. Аланская культура прослеживается на Северном Кавказе почти в течение тысячелетия, после периода Золотой орды потомки алан сохранились в горных районах. Согласно одной из убедительных научных гипотез аланы и ассимилированные ими горные племена сформировали в средние века осетинскую народность. Средневековые осетины сохранили некоторые культурные аланские традиции и «иранскую» речь; палеоантропологические данные указывают на преобладание аланского антропологического варианта в раннесредневековом населении Северной Осетии. Однако и другие народы Северного Кавказа из ареала аланских племен – балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы (перечислены в алфавитном порядке) — могут быть их генетическими наследниками
До сих пор вопрос аланского генетического наследия не исследовался методами полногеномного анализа генофондов современного населения Северного Кавказа. Целью данной работы стал поиск общего генетического компонента, кандидатного на роль аланского следа, в аутосомных геномах современных популяций Северного Кавказа (осетин, балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев), которые проживают в основном ареале аланских племен. Наибольшее внимание авторы уделили генофонду осетин, вероятных лингвистических наследников алан, но в сравнительный анализ вовлекли и другие народы.

«Метрополия» аланской культуры Северного Кавказа раннего этапа (II-IV в. н.э.) и миграции ее носителей (приводится по [Малашев, 2022]). Миграции: I – в Прикубанье (первая половина III в. н.э.); II – на Нижний Дон (первая половина – середина III в. н.э.); III – в Терско-Сулакское междуречье (первая половина – середина III в. н.э.); IV – в Кисловодскую котловину (начало IV в. н.э.); V – в Южный Дагестан с населением Терско-Сулакского междуречья (первая половина – середина IV в. н.э.).
ДНК для анализа, выделенная из собранных коллективом образцов венозной крови, хранящихся в Биобанке Северной Евразии, включила 207 геномов из 29 популяций. Наиболее детально были представлены осетины – 22 генома северных (алагирцы, дигорцы, иронцы, куртатинцы, тагаурцы) и 14 геномов южных (ксанцы, кударцы, туальцы) осетин. В выборку включены абхазы, адыгейцы, балкарцы (11 популяций), даргинцы, ингуши (5 популяций), кабардинцы, казаки кубанские, карачаевцы (7 популяций), ногайцы (астраханские, кубанские, ставропольские), лазы Грузии, лакцы, южные русские, табасаранцы, фарсиязычные популяции Дагестана, черкесы, чеченцы (7 популяций), ягнобцы Таджикистана. Генотипирование выполняли по полногеномной панели 4.5 млн SNP маркеров с помощью биочипа Infinium OmniExome BeadChip Kit (Illumina, США) на приборе iScan (Illumina, США).
Основным методом анализа стал ADMIXTURE — моделирование вклада (в%) в каждый индивидуальный геном заданного числа предковых компонент К. При увеличении числа К программа создает независимые модели, выявляя все более детальные предковые компоненты. Обобщив данные о геномах из одной популяции, получают средний вклад (в %) в генофонд современной популяции каждой предковой компоненты К. В данном исследовании авторы создавали 14 независимых моделей (от K=2 до K=15), и для каждого К повторили расчет 10 раз, итого создав 140 независимых моделей предковых компонент для совокупности 207 геномов. Результаты моделирования ADMIXTURE затем картографировали при помощи программного пакета «GeneGeo». В работу входила и еще одна задача – оценить фармакогенетический статус населения региона. Для этого использованы данные о ранее описанных исследователями 42 ключевых фармакогенетических ДНК-маркерах (генов ADME; генов, кодирующих фармакодинамические мишени лекарственных средств; генов, кодирующих компоненты системы гемостаза). По этим данным были созданы фармакогенетические карты.
Анализируя результаты моделирования ADMIXTURE, авторы пришли к выводу, что оптимальная по детализации и устойчивости структура генофонда Северного Кавказа проявляется при числе предковых компонент K=10 и K=11.

Спектр предковых компонент ADMIXTURE для популяций Кавказа и групп сравнения при K=10-11 (фрагмент А, внизу), подробнее для Западного и Центрального Кавказа при K=11 (фрагмент Б, вверху).
«Абхазо-адыгская» компонента (коричневый цвет на графике ADMIXTURE) составляет три четверти генофонда абхазо-адыгских народов — абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов. При этом она единственная обнаружена в генофондах практически всех анализируемых популяций (за исключением фарсиязычных популяций Дагестана, ягнобцев Таджикистана и южных русских). Она составляет треть генофонда балкарцев, значительную часть генофондов дигорцев (26%) и иронцев (19%), варьируя в остальных обществах осетин в интервале 7-12%. Ее вклад снижается у нахских народов (5%), снова возрастая в Дагестане (13%). Обширность ареала этой компоненты демонстрирует карта: доминирование на Западном Кавказе и невысокие частоты на Центральном и Восточном Кавказе. Иными словами, «абхазо-адыгская» предковая компонента обнаруживается во всех популяциях Северного Кавказа, возможно, фиксируя генетические следы общей для них прапопуляции автохтонного населения Северного Кавказа и частично след их более позднего расселения на восток.
«Карачаево-ногайская» компонента (светло-голубой цвет на графике ADMIXTURE) доминирует у карачаевцев (89%) и у кубанских ногайцев (62%). Карта показывает, что ареал ее компактен и как бы встроен в ареал «абхазо-адыгской» компоненты. У географических соседей карачаевцев – черкесов и равнинных популяций балкарцев – ее вклад невелик (5-6%), в других популяций Западного и Центрального Кавказа она обнаружена лишь у отдельных индивидов.
«Осетинская» компонента (ярко-голубой цвет на графике ADMIXTURE, карта) претендует на второе место по распространенности, охватывая не только этнический ареал осетин, но и с невысокими частотами область Западного и Центрального Кавказа. Ее вклад в среднем составляет три четверти генофонда осетин (76%), но значительно варьирует в разных обществах от максимальных значений 90-91% у алагирцев и ксанцев до 64-69% у иронцев и куртатинцев и даже 45% у дигорцев. В других генофондах ее вклад тяготеет к Западному Кавказу, составляя 9-10% генофондов абхазов, балкарцев и кабардинцев, 6% у черкесов и лишь 3% у ингушей и 1% у чеченцев Центрального Кавказа.
«Нахская» компонента (красный цвет на графике ADMIXTURE, карта) почти столь же обширна по влиянию. Очень высок ее вклад в генофонды ингушей (87%) и чеченцев (83%), но область небольших и малых ее частот распространяется на популяции от Западного до Восточного Кавказа. Ее вклад в генофонды осетин-куртатинцев и табасаранцев Дагестана достигает 10%, в генофонды осетин-дигорцев и лакцев Дагестана 6%, в генофонды Центрального Кавказа (иронцев, тагаурцев) и народов Западного Кавказа (кабардинцев, черкесов, балкарцев) 3-4%.
«Дагестанская» компонента (светло-серый цвет на графике ADMIXTURE) в среднем составляет три четверти (77%) общего генофонда народов Дагестана, достигая максимума у даргинцев и практически отсутствуя у соседей — нахских народов Центрального Кавказа. Но отдельные включения ее обнаруживаются в Осетии (8-9% у дигорцев и иронцев) и на Западном Кавказе у балкарцев (11%).
«Степная» компонента (оранжевый цвет на графике ADMIXTURE) составляет практически весь генофонд ставропольских и астраханских ногайцев. Удивительно, что у кубанских ногайцев ее вклад составил лишь 1%. По мнению авторов, возможно, именно «степным» влиянием можно объяснить заметный вклад этой компоненты в генофонды Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии (11-12% у кабардинцев и черкесов, 9% у балкарцев), а также у северных осетин (3-8%.)
«Грузинская» компонента (сиреневый цвет на графике ADMIXTURE) кроме лазов и имеретинцев Грузии (96%) с заметным вкладом обнаружена у чеченцев (11%) и абхазов (5%).
«Фарси» компонента (синий цвет на графике ADMIXTURE) кроме фарсиязычной популяции Дагестана (включенной в анализ в качестве представителя юго-западной ветви иранских языков), выявлена также с 6% вкладом у табасаранцев и балкарцев.
«Ягнобская» компонента (темно-зеленый цвет на графике ADMIXTURE) отсутствует как у осетин, так и у других претендентов на аланский след. Геномы ягнобцев горного Таджикистана были включены в анализ именно потому, что лишь они и осетины являются сейчас единственными живыми представителями северо-восточной ветви иранских языков, в которую ранее входили и сарматские языки, и аланский.
«Частная ногайская» компонента (бирюзовый цвет, на графике она почти не видна) ярко проявилась только в двух геномах кубанских ногайцев. Но ее небольшой вклад в отдельные геномы других народов обнаруживается повсеместно: у всех народов Западного Кавказа, в некоторых обществах осетин, у чеченцев, табасаранцев, лакцев и кубанских казаков. Видимо, он фиксирует уже третий, хотя и неяркий, вариант тех прапопуляций, пришедших из евразийской степи, которые вместе с «карачаево-ногайской» и «степной» участвовали в сложении генофондов ногайцев и карачаевцев.
«Славянская» предковая компонента (желтый цвет на графике ADMIXTURE) отражает наиболее поздний вклад славянского населения в генофонды коренного населения Кавказа. Конечно же, ее вклад максимален у южных русских (100%) и кубанских казаков (93%). Однако она также составляет четверть генофонда балкарцев, причем максимальна в популяциях горных балкарцев (27%), в то время как у кабардинцев и черкесов ее вклад очень мал (2-4%), а у карачаевцев и во всех иных популяциях также практически отсутствует.
Полученные результаты – и особенно наглядно геногеографические карты — четко показывают, что в современном населении Кавказа отсутствует единственная предковая компонента, которую можно было бы прямо связать с аланским генетическим наследием: ареалы всех четырех преобладающих предковых компонент («абхазо-адыгской», «карачаево-ногайской» «осетинской» и «нахской» прапопуляций) складываются друг с другом как паззл, соединяясь на периферии своих ареалов. Более того, суммарно эти четыре компоненты составляют основную часть генофондов тех современных народов, у которых предполагается наличие «аланского генетического следа»: общий вклад четырех «прапопуляций» составляет практически весь генофонд ингушей (99%), карачаевцев (98%), осетин (95%), чеченцев (85%) и лишь половину генофонда балкарцев (49%).
Придя к такому выводу, авторы работы переходят на более детальный уровень анализа – оценивают вклады разных предковых компонент в индивидуальных геномах. Дело в том, что наличие даже заметного вклада некоей предковой компоненты в генофонде популяции может не иметь отношения к древней истории популяции, а оказаться связано лишь с недавними отдельными мигрантами: в этом случае данная компонента будет преобладать в геномах лишь некоторых индивидов и полностью отсутствовать у остальных. И напротив, даже небольшой вклад предковой компоненты в генофонд популяции может отражать важный этап ее генетической истории, некий древний пласт ее генофонда, если он прослеживается в большинстве геномов популяции пусть даже с небольшим вкладом.
С этих позиций «абхазо-адыгская» компонента, представленная практически у всех балкарцев (91% геномов), среди 50% геномов осетин, 30% ингушей, 20% карачаевцев, 8% чеченцев, а также у половины геномов Дагестана, предположительно отражает вклад некоего автохтонного населения Кавказа. «Карачаево-ногайская» компонента, присутствует у всех карачаевцев, у 36% геномов балкарцев, 22% осетин, 15% чеченцев, но отсутствует у ингушей; она характерна почти для всех кубанских ногайцев и при этом отсутствует у астраханских и ставропольских ногайцев. Можно предположить, что эта компонента отражает след одной из миграций тюркоязычных популяций золотордынского времени, которые могли резко различаться по своим генетическим портретам. «Осетинская» компонента присутствует у всех осетин, у 73% балкарцев, 30% ингушей, 15% чеченцев 10% карачаевцев и у 8% среди народов Дагестана. Наличие ее среди заметного числа геномов всех пяти этносов, предположительно, имеющих аланский генетический след, позволяет рассматривать ее как наиболее вероятный кандидат на него. «Нахская» компонента присутствует во всех геномах ингушей и чеченцев, у 73% геномов балкарцев, 42% осетин, 10% карачаевцев и у 38% геномов народов Дагестана. То есть и эта компонента оставила внушительный вклад в геномах всех пяти этносов, потому она с не меньшим основанием может служить кандидатом на аланский генетический след.
Это позволяет выдвинуть гипотезу, что обе — «осетинская» и «нахская» предковые компоненты – каждая по-своему и лишь отчасти отражают аланский генетический след. Рассмотрение числа индивидуальных геномов, в которых обнаруживается вклад и «осетинской,» и «нахской» компонент, демонстрирует такой градиент: осетины, ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, народы Дагестана. А суммарно вклад «осетинской» и «нахской» компонент (карта) в генофонды Северного Кавказа выявляет иной градиент: ингуши (91%), чеченцы (83%), осетины (80%), кабардинцы (14%), балкарцы (13%), абхазы, табасаранцы, черкесы (10%), лакцы (6%), карачаевцы, ногайцы кубанские (2%).
Итак, анализ вклада предковых компонент в генофонды современных народов Северного Кавказа, проживающих в основном ареале аланских племен, не обнаружил генетический след одной предковой прапопуляции. Однако две предковые компоненты — «осетинская» и «нахская» — дают наибольший вклад как в индивидуальные геномы, так и в популяционные генофонды основных кандидатов на звание «наследников» алан – осетин, ингушей и чеченцев.
Генофонд балкарцев предстает как наиболее сложносоставной — с наибольшим вкладом «абхазо-адыгской» компоненты (треть генофонда) и с небольшим суммарным вкладом «осетинской» и «нахской» компонент (лишь 13%). Генофонд карачаевцев в основном состоит из предковой компоненты, общей с ногайцами, отражая след одной из миграций тюркоязычных популяций золотордынского времени.
Геногеографический анализ распределения вклада основных кандидатов на аланский генетический след («осетинской» и «нахской» компонент), выявленная неоднородность осетинских обществ и лингвистическое сходство осетин с аланами поддерживает гипотезу, что именно среди осетинских обществ наиболее вероятно найти аланский генетический след. При этом нельзя отвергать гипотезу, что обе предковые компоненты — «осетинская» и «нахская» — могут отражать генетическое наследие алан, хотя, как отмечают исследователи, в этом случае приходится допустить совокупность маловероятных генетических событий.
В любом случае, не подтвердилась исходная гипотеза исследования – наличие общего аланского следа в генофондах тех народов, которые проживают в ареале аланской «метрополии» и которых принято считать потомками алан. Возможно, рассуждают авторы, этот след в современных генофондах настолько слаб, что лишь анализ древней ДНК сможет его выявить. С другой стороны, можно допустить крайне мало вероятную гипотезу, что сами аланы были генетически весьма гетерогенны, и именно две прапопуляции («осетинская» и «нахская») действительно отражают аланское наследие. Более точный ответ можно будет получить лишь при анализе древней ДНК индивидов из разных частей аланского ареала и из разных хронологических срезов.
Вторая задача – исследование фармакогенетического статуса популяций Северного Кавказа, привела к следующим результатам. Была построена карта генетических расстояний Нея (d) по совокупности 42 наиболее значимых фармакогенетических маркеров от популяции осетин до остальных популяций изучаемого региона. Надо подчеркнуть, что, в отличие от селективно-нейтральных ДНК-маркеров, которые рассматривались выше, ДНК-маркеры, связанные со здоровьем человека, могли быть мишенью естественного отбора, поэтому их распределение в популяциях может отличаться.
Так и вышло – для фармакогенетических маркеров обнаружены иные паттерны генетического сходства, чем для селективно-нейтральных маркеров. Так, выявляется наибольшая близость фармакогенетического статуса осетин и чеченцев. На втором месте по степени сходства (зеленоватые тона) находятся черкесы и адыгейцы. Далее по степени снижения сходства фармакогенетических статусов: абхазы, карачаевцы, кубанские ногайцы, кабардинцы, балкарцы, народы Дагестана. Наибольшие фармакогенетические отличия от осетин обнаружены у ставропольских ногайцев и, что крайне неожиданно, у ингушей. В целом ареал наибольшего сходства с осетинами тянется с востока на запад вдоль Кавказского хребта. Наиболее ярко выражено сходство осетин по фармакогенетическому статусу с чеченцами и резкие отличия от ингушей, что ярко контрастирует с данными, полученными в рамках метода ADMIXTURE, где генофонды чеченцев и ингушей почти неотличимы друг от друга. Это показывает, что для развития персонифицированной медицины необходим специальный тщательный анализ фармакогенетического профиля популяций.

Карта средних генетических расстояний по фармакогенетическим маркерам от осетин до популяций Кавказа. Минимальные генетические расстояния (близость к генофонду осетин) обозначены зелеными тонами; максимальные генетические расстояния (несходство с генофондом осетин) обозначены красно-фиолетовыми тонами.
Источник:
Балановская Е.В., Агджоян А.Т. Горин И.О., Петрушенко В.С., Пылёв В.Ю, Кулемин Н.А., Маркина Н.В., Черкасов Н.А., Кошель С.М., Почешхова Э.А. В поисках аланского следа: генетическая история Северного Кавказа по полногеномным данным об аутосомно м генофонде // Вестник Московского государственного университета, серия 23 Антропология. 2022. №3. с. 48-62. DOI: 10.32521/2074-8132.2022.3.048-062
Статья не плохая, но есть у меня резкие замечания. Во первых называть компоненты современными народами не правильно, также я всё больше и больше убеждаюсь в лохотронстве всех этих адмикстур, калькуляторов и прочего, потому как не может быть в Евразии не смешенных народов, посмотрите здесь грузины помечены одним цветом хотя известно если посмотреть грузинский FTDNA проект то выяснится, что у них высокий процент Восточно Евразийской MTDNA.Это и не удивительно что у народов всей Западной Евразии есть в днк Восточна Евразийская и Южно Азиатская примесь, это и древняя торговля с Западной Евразией и всякие вторжения восточных азиатов типо тюрок, гуннов, и.т.п, как сказал Дробышевский если сегодня и есть не смешанный древний народ, то это народ Онге живущий на островах десятки тысяч лет, ну уж не как не евразийский. Также неправильно называть народ ягнобцев и фарси, так как фарси это язык а не народ на котором говорят в Иране, а так как речь идёт о Кавказе и ягнобцев, не правильно к ним применять эпитеты фарси или иранцы, так как это самоназвание страны Иран и его официального языка фарси. Также не согласен что антропологи что-то там определяли, так ка физическая антропология как выяснилось сегодня считается лженаукой, поэтому рассуждения всех этих мошенников антропологов типа Бунака, Алексеева, Куна и прочих не стоит приводить и ссылаться на них, потому как сегодня с помощью генетики выяснилось что народы которых они причисляли к южным европеоидам средиземноморцам а это огромное число людей как Европы, так и Азии и Северной Африки это лютая ошибка, за которую они не понесли не какого наказания и только генетики смогли опровергнуть вековую чушь о европеоидной расе, потому как совершенно сейчас очевидно что француз, испанец и любой другой европеец у кого средиземноморский и атланто-средиземноморский тип, не чего общего не имеет с пакистанцем, афганцем, арабом, индусом или северным африканцем, генетически они крайне далеки друг от друга.
Авторы в названии статьи указывают, что они в своей работе использовали методы полногеномного анализа- «Методами полногеномного анализа ученые проверяли гипотезу о сохранении наследия тысячелетней истории аланских племен в генофондах современных народов Кавказа. « Вопрос: действительно ли проведены полногеномные исследования для этих 207 кавказских образцов и будут ли их БАМ-файлы доступны в открытых базах данных? https://www.ncbi.nlm.nih.gov/
Вспомнил свои вопросы двухлетней давности в другой теме http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=32827 , на которые пока не нашёл ответов: «…Исходя из имеющихся уже результатов палеогенетики алан, можно ли теперь утверждать, что они имели своё характерное генетическое лицо, которое может их отличить от других средневековых палеопопуляций, таких как хазар или булгар? Насколько аланы были близки к более ранним степным сарматам или скифам? Имеются ли сведения о палеогенетике алан ушедших в Европу и отличны ли они от кавказских алан? Какие новые исследования ещё проводятся по аланам в настоящее время? Полученные в ходе работы экспедиции Института археологии РАН, под руководством ведущего специалиста Института археологии РАН Владимира Юрьевича Малашева образцы из аланской катакомбы в с. Экажево, РИ в 2017 году были направлены в Копенгаген на генетический анализ в датскую лаборатории древней ДНК, но результаты пока не известны? Может имеются уже результаты из аналогичных отечественных лабораторий?» «…«можно ли теперь утверждать, что аланы имели своё характерное генетическое лицо, которое может их уверенно отличить от других ? Если ранние аланы изначально являлись результатом генетического смешения, то из кого сложилась их генетика? И почему их надо рассматривать как «генетических степняков» (откуда бы они не появились), а не «генетическими кавказцами или иранцами»?
Выводы генетиков и антропологов совпали. Суммарная осетино-нахская компонента совпадает с кавкасионским антропологическим типом, типичным представителем которого является Рамзан Кадыров. Аммиан Марцеллин (если мне не изменяет память) описывает аланов как светловолосый народ.
Возможно, вопрос лишь в том а были древние CHG которые дали начало кавказским народом в том числе и будущему осетино-нахскому компоненту антропологически кавкасионами, или хотя бы прото-кавкасионы?, или этот антропологический тип образовался значительно позднее? По мне так антропология по большей части не является точной наукой и уже давно опровергнута генетикой. Как пример, раньше антропологи доказывали единство средиземноморской и атланто-средиземноморской расы, куда запихнули народы Европы, Северной Африки и Азии, но благодаря генетикам мы сегодня точно можем сказать что какой нибудь испанец, португалец, француз, и.т.д, очень мало будет иметь общего в генетическом плане с пакистанцем, арабом и египтяниным. Да и любой сторонний человек не будучи антропологом, легко отличит допустим португальца от индуса и афганца.
Есть две гипотезы происхождения кавкасионов: 1. очевидная и 2. «левая» (советский интернационализм / западная политкорректность). Согласно первой речь идет о банальной примеси «северной» крови, согласно второй — о чудесном просветлении темнопигментированной популяции вследствие то ли»изоляции» то ли «мутации».
Антропология — точная наука, поскольку имеет дело с численными измерениями.
Одно время увлекался аргентинским танго. Видел вживую самых разных «южных европейцев» / латиноамериканцев в огромных количествах. Никакой особой разницы между ними и «кавказцами» и «среднеазиатами», которые в Москве встречаются на каждом шагу, не заметил. И те и другие «базальные евразийцы» в основе своей.
Сергею Назину. У нахо-дагестанцев действительно очень значительная — до трети — степная примесь. Не знаю, правда, есть ли здесь связь с кавкасионским типом или нет.
Ув.Сергей, хочу спросить вас как историка и специалиста по славянам. Недавно наткнулся на форум славянское единство slavica.abakumov.kiev.ua, там фигурирует некто Александр Абакумов хозяин этого форума называющий себя историком специалистом по истории славян, этнологом, антропологом, и.т.п, вы что либо слышали об этом человеке? Как на ваш взгляд, он действительно серьёзный учёный или его и его форум нужно обходить стороной?
Cама постановка вопроса «о славянском единстве» показывает, что человек — любитель. Славянское единство кончилось венгерским завоеванием Среднего Подунавья, когда кочевники разгромили этническое ядро славянского мира — дунайских «славян». Точно также «русское единство» кончилось с разгромом татарами «русской земли» в Среднем Поднепровье (область Киева, Чернигова и Переяславля).
Просто склеить «равноправные» осколки славянства или древней Руси уже не получится, как об этом не мечтали бы благодушные фантазёры. Теоретически единство возможно только на новом этапе — когда один из славянских народов — а кроме русских (великороссов) никто из них на это не способен — просто растворит в себе прочих славян, сделает свой язык основой нового «общеславянского языка» и пр. Но это будет уже не «славянский», а «русский мир». За это собственно и идёт сегодня война. Естественно, что прочие славянские народы не очень одушевлены такой перспективой. Но и «словене» когда-то точно так же «подавили» единокровных антов и прочих кривичей-дреговичей. Это естественный процесс. Другое дело, это не значит, что он предопределен. Хотя по моему мнению, исход борьбы предрешен — никакая «экономика» не остановит животный по сути дела процесс. Это как пытаться «успокоить» лося во время гона.
Судя по результатам абсолютно ничего не понятно. Все эти заимствованные 3-5% явно не с аланского периода разошлись. У каждого народа Кавказе есть предания каким образом и когда произошли те или иные рода. Например у чеченецев много родов идущих от аварцев,лезгин, кабардинцев, у осетин и ингушей тоже есть рода которые ассимилировались между народами, но факт в том, что они помнят когда переселились и даже причину этих переселений, в основном кровная месть на родине.
Получается, что будь аланы осетины или вайнахи, то они практически не имели никакого влияния на соседей?
Мне кажется либо наша наука по генетике хромает либо очень мало образцов берут для результатов.
Но хоть я и не учёный по генетике, но по тому что я читал, осетины имеют гг G2a1 (70%), данная гг распространенная у грузин, и ее корни идут именно с Кавказа, если судить по статьям что я читал. И у меня вопрос к автору, насколько близка гг грузин (особенно сванов) с осетинским ?
Спасибо исследователям за интересную работу и статью! Но хочу заметить многим оппонентам осетин, данная статья не понравилась, на многих сайтах интерпретируют искажая и конечно же понятно почему.)
Аланы-осетины = потомки осетин-алан, а как иначе могло было быть?) Все те Y-гаплогруппы что есть у сегодняшних осетин G,J,R,Q и т.д. были и у алан, хочу заметить, в том числе и G2a1a которая так интересна Хамхоеву.)
Но тут ДНК аутосомный прекрасный портрет каждого сформировавшегося тысячелетиями и веками народа и это уже очень широкий прорыв в генетике по кавказским народам.
То что осетины оказались близки к тем же ранним аланам, это мы узнавали из ресурса где есть палео-ДНК и современные ДНК, любой прошедший тест на ДНК аутосомы, может спокойно загрузить свой аутосомный файл и получить результат.
https://spartak-iron.livejournal.com/1714.html
https://www.youtube.com/watch?v=25qF7xUYFgM
Большинство комментаторов конечно, как говорится, доставляют)) со своими «этническое ядро славянского мира» и «Аланы-осетины = потомки осетин-алан» но для рекламы и продвижения, на мой взгляд крайне важного ресурса я бы рекомендовал все-таки завести канал в телеграмме так как на сегодняшний день весь движ именно там и да, лучше модерировать или оппонировать всяким любителям «славянских ядер» и «аланам-осетинам».
Реконструированные аланы с Мамисондона и с Архона (Центральная Осетия), типичные осетины, с соседними типажами их точно не спутать, как и современных осетин.




Результаты алан
Результаты двух осетин — туальцев
с Южной Осетии Бестаутæ и с Северной Осетии Дзанайтæ.
С самой высокой долей процентности идут ранние аланы 47.8% 47.1% следом древние армяне, амориты, сафавиды, хетты, греки, римляне и т.д.
Что интересно, результаты практически одни и те же по %, что крайне редко встречается.
Здравствуйте!
У меня вопрос к авторам работы. Если судить по раскраске столбиков K=10-11, то получается, что в балкарскую выборку попали два с половиной славянина.
Как такое возможно?
Добрый день. Большое спасибо труд. Было действительно интересно читать. У меня возник вопрос. Буду признательна,если ответите.
1. Может ли ингушская близость связана с родством части ингушей с осетинами?
Некоторые приграничные ингушские села были двуязычными. Заключались браки. Зафиксирована двойная осетино-ингушская топонимика и достаточное число «осетинизмов». Существуют упоминания о том,что некоторые фамилии и в том числе общества ингушей были когда-то осетинскими. О том,что еще совсем недавно в некоторых районах Балкарии описывается осетинское население знают достаточно многие, а про близко-родственные контакты осетин и ингушей почти никто, хотя масштабы родства на определенном этапе были даже более внушительными и длительными,чем остатки некогда осетинского населения в Балкарии,если исходить из многочисленных упоминаний. Приведу некоторую информацию относительно данной темы:
В первом десятилетии 19 века в Джарахе (Джейрахе), ныне ингушском поселении, имелось 37 дворов и все они были осетинские. Всего, по сведениям Н.Г. Волковой, в Джейрахском ущелье размещалось пять осетинских поселений, в том числе Калмыкау, Уаллагкау, Джерах (Джейрах), Даллагкау. Впоследствии осетинское население этого ущелья была ассимилирована, и память ингушей сохранила сведения об осетинском происхождении многих нынешних ингушских фамилий (например, Цуровы, Хаматхановы, Льяновы и многие другие). «В пещерных погребениях, находящихся близ сел. Фуртоуг, погребены осетины; погребения эти относятся к той поре, когда ингуши еще не жили в Джераховском ущелье. В Фуртоуге, по преданиям, ингуши поселились лет 500 назад. Раньше здесь жил неизвестный народ «джелты».А Авт.Албогачиева М. «Многоликая Ингушетия».
Примечание: Осетин называли также Джелты,не от происхождения,а от поселения: Джелтхой — джулатовцы, жители города Джулат
«По свидетельству Салмана Цурова (1889 г. рожд.), его отец хорошо знал осетинский язык. Глубокие старики из ингушей Цуровых, собираясь для обсуждения важных вопросов, говорили по-осетински». Авт.Волкова Н.Г. — Этнический состав населения Северного Кавказа.
Позднее в эти же места пришли Льяновы, Боровы, Ахриевы. Как рассказывают джераховцы, Цуровы прежде жили в селениях Джерах, Пхамат (Нижний Джерах) и Озьми. Население Джераха во второй половине XIX в. включало уже 5 фамилий. Кроме Цуровых здесь жили Мамиловы, Томовы, предки которых были взяты в плен, а потомки обосновались в Джерахе, Мурзабековы, племянники Цуровых, и Гудантовы, переселившиеся с гор Ингушетии. Видимо, длительное время осетинские фамилии в Джерахе сохраняли свои этнические особенности. По свидетельству Салмана Цурова 1889 г. рожд.), его отец хорошо знал осетинский язык. Глубокие старики из ингушей Цуровых, собираясь для обсуждения важных вопросов, говорили по-осетински. Их дети знали осетинский язык. Кроме Дударовых, Цуровых, Льяновых и Хаматхановых среди ингушей и чеченцев до сих пор сохранились предания об осетинском происхождении еще некоторых: фамилий. К таким, по мнению старших жителей ингушского сел. Каитышево и Назрани, относится большая часть тейпы Гайтовых. Кроме Гайтовых назывались также фамилии (тейпы) Таутиевых в сел. Альтиево, Тариевых в сел. Экажево, жившие ранее в горах, а потом расселившиеся в селениях Экажево, Кантышево и др.
В сел. Верхние Ачалуки живут Бедоевы. Они ингуши, но окружающее население считает их по происхождению осетинами. Когда в 1969 г. мне пришлось беседовать с Магамедом Бедоевым, то он, рассказывая о своей фамилии, отметил, что их тейпа хири т. е. из осетин.
Таких упоминаний достаточно много. В словаре Брогауза Джераховское общество называется осетинским также. Есть упоминания,что башни Ингушетии строили осетины. Вплоть до недавнего времени тесные контакты двух народов продолжались, но основной процесс происходил в более ранее время в горных районах Кавказа, так как осетины и ингуши жили рядом,можно сказать «через речку».