Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Осторожно: лженаука / «Исторический формат» не вписался в формат науки

Все комментарии к статье: «Исторический формат» не вписался в формат науки

Вернуться к статье


  • А.Пауль, Роксоланы с острова Рюген: Хроника Николая Маршалка как пример средневековой традиции отождествления рюгенских славян и русских, Исторический формат, 2015, N1, с.5.
    «традиция отождествления рюгенских славян и русских хорошо известна по ряду письменных источников, начиная со средневековья», «но еще более проблематично использовать любые источники позднего Средневековья для изучения истории раннего Средневековья».
       - Встает закономерный вопрос – а какие источники можно использовать для изучения истории? Никакие. Историю, как науку следует упразднить.
       «выдумывание древних корней мекленбургской династии в угоду содержавшим его Правителям».
       - Почему выдумывание? Кто-то доказал обратное? Собственно, все правящие династии в той или иной степени этим страдали. Рюриковичи «не выдумали» свои «древние корни» и вообще свою историю? Кто их историю подтвердил в Европе?
    Автор отмечает, что причиной столь резкой критики стало отождествление Н. Маршалком славян и вандалов
       - Критики были, есть и будут. Кто-то доказал обратное?
    А. Пауль приводит упоминание у Н. Маршалка о готовности Готшалка, князя ободритов, к походу на «роксолан».
       — Норманисты обладают хоть десятой частью доказательной базы их оппонентов? Все сводится к всеобщей, повсеместной, безудержной критике. Всего и вся. Это понятно, данные древние, ненадежные. Норманисты в гораздо более выигрышной позиции. У них критиковать нечего.
       Далее автор показывает, что историки, переиздавшие труды Н. Маршалка в XVII в. считали, что под «роксоланами» Н. Маршалк подразумевал русских. Но, как показывает автор, на деле язычниками, против которых мог организовать поход Готшалк, были балтийские славяне-раны с о-ва Рюген
       — Согласимся очень даже есть что покритиковать, немало фактического материала накопилось. Я бы сказал много. Норманистам, с одной-единственной фразой из ПВЛ, видимо завистно.
       Нельзя же, в самом деле, верить ссылкам историка XVI в. Кранца на Плиния, якобы сопоставляющего роксолан и русских
       - Конечно нельзя. Всему, что противоречит «норманнской теории» верить нельзя и доверять тоже.
        «Относительно же употребления термина «руги» следует заметить, что современные историки отвергают сопоставление древних ругов со славянами, и считают что этноним «руги» стал применяться по отношению к русам только в X-XI вв. (Назаренко 2001)» .
       - Правильно отвергают. «Современные историки» жили же сразу после древних ругов и наверняка обладали историческими источниками, потерянными к 16 веку. Маршалку мы не можем доверять, а «современным историкам» (заметим строго определенным и прошедшим сертификацию) должны.
      Автор статьи нигде не пытается объяснить загадочное молчание хрониста XII в.
       - Давайте мы за него попробуем. Может хронист молчит по тем же причинам, кои приписываются и Маршалку. Все таки период экспансии германцев.
       «предельно кратко, упоминает, что и современные Гельмольду исторические фигуры XII в. сопоставляли рюгенских славян и русских». «Фактически для доказательства гипотезы было бы достаточно детально разбирать именно эти сопоставления в источниках XII в., не привлекая зачем-то источники XVI в».
       - А что тут непонятного. Доказывать надо не очевидное, а очевидное для чего доказывать.
        «В то же время, стоит указать и на явное использование немецкими историками XVI века каких-то не сохранившихся или до сих пор не введённых в научный оборот источников по истории юга Балтики второй половины XII века и противостояния рюгенских славян с христианскими ободритскими князьями». Так не сохранившихся или сохранившихся, но не введенных в оборот? Если не сохранившихся, то нужно обосновать и доказать это предположение и для этого мало просто сделать такую догадку.
       - Здесь согласен, данные предположения необходимо доказывать. Наверняка автор не из пальца высасывал свои данные (для кого-то «фантазии» — как Шлиман или Т.Хейердал). И это должно просматриваться из контекста, стилистики. Где-то была его Либерея.
      «К сожалению, считаю, что в достаточно многословной статье автору не удалось, не только обосновать свою гипотезу, но даже просто подойти к решению поставленной им перед собой задачи».
       - А зачем нам это нужно? Все в указанных источниках уже есть. Как в ПВЛ.

  •    Пора уже отказываться от старых исторических конструкций и клише. Сегодня все очевиднее важная роль симбиоза культур. Вернее нужно говорить даже не о культурах, а о небольших культурных группах, взаимопроникающих во времени и пространстве. Рассматривать каждое историческое явление индивидуально, в контексте обстоятельств. До образования жестких государственных границ это взаимопроникновение было повсеместным. Но у него была разная степень «Кофе со сливками» так можно охарактеризовать это явление. В разной степени помешивания. И вычленять какой-то конкретный элемент иногда сложно (но можно по определяющим маркерам). Для того времени Европы нельзя говорить о каком-то четком и определяющем этническом и культурном маркере. Мы уже видим смеси, со взаимным влиянием. Но начинать необходимо с определения традиции, психотипа этноса, культуры, данной мелкой группы. Именно этот психотип и определяет поведенческие стереотипы. Воинская культура не уживается с воинской, и совсем по другому может повести себя с производительной, земледельческой и т.д. Подобные исторические реконструкции примитивны и не могут раскрыть всей полноты исторического события.

  •    Нам нужна история будущего, которая не просто фиксирует и описывает историческое событие, а вскрывает его истинные мотивы, определяемые всеобщей исторической закономерностью. 

  • Ободритская версия основывается в основном на том, что славяне имеют друг перед другом какие то преференции. И раз ободриты славяне, значит якобы словене ильменские и кривичи должны были выбрать именно ободритов, а не иноязычных шведов. Увы, мир не такой рафинированный как это видится антинорманистам.
    Во-первых, по большому счету, русские не совсем славяне, если брать в расчет не только языковую принадлежность. Значительную часть русского этногенеза составляли финские племена. И какое дело мери, чуди и вепсам было до каких то там ободритов? Им и с кривичами конфликтов хватало…Князь необходим был для того что бы примирить разноэтнические группировки, а не дать какой либо из групп преимущество…Как нельзя лучше тут подходит третья сила — шведы.
    Во-вторых, как показывает история, люди мешаются между собой не по причине языкового сходства а по причине соседства, близкого проживания и политических интересов.
    На счет того что антинорманисты не вписываются в исторический формат, мое мнение, что игнорировать нельзя никого. Позиция считать себя лучше и историчнее лишь по тому что придерживаешься норманизма —  в итоге приводит к передергиванию фактов уже в обратную сторону гипертрофии самого норманизма.

  •    «Ободритская версия основывается в основном на том, что славяне имеют друг перед другом какие то преференции. И раз ободриты славяне, значит якобы словене ильменские и кривичи должны были выбрать именно ободритов, а не иноязычных шведов. Увы, мир не такой рафинированный как это видится антинорманистам».
      - Мир именно такой, по прежнему. И конечно имеют. Это почти биология. Свой-чужой. Или квартирку ваша бабушка не вам завещала?
       «русские не совсем славяне, если брать в расчет не только языковую принадлежность. Значительную часть русского этногенеза составляли финские племена».
       — Уважаемый Алексей. Ну сколько можно. Русские это славяне. И финские племена составляли часть только северных русских. ЭТО научный факт. Вы опять вязните в болоте стереотипов. Раз пришли на земли финно-угров, значит должны ими быть. А вот не стали. Ни генетически, ни культурно, ни антропологически, ни, понятно, язык. С самими финнами нужно еще разбираться. С востока ли «уральский» вектор. И вот с этого момента все становится иначе (для финно-угров).
       Князь необходим был для того что бы примирить разноэтнические группировки, а не дать какой либо из групп преимущество…Как нельзя лучше тут подходит третья сила — шведы.
       — Давайте так. Как найдете в Калевале повествование о призвании варягов финнами, так и поговорим. Остальное домыслы. Шведы подходят (вы даже не подозреваете по какой еще причине), но доказательств тому объективных нет. Появятся, тогда и будем обсуждать.
       антинорманисты не вписываются в исторический формат
       - Не знаю вписываются ли антинорманисты в «исторический формат» или нет. Это меня не заботит. Я вижу, что норманисты никак не вписываются. Разве что в темной комнате, в темных очках. Норманны это фантом. Вроде видны и там, и сям, а следов не оставляют. Полтергейст. Но как только угол зрения меняется на Русь и норманскую проблему, все становится на свои места.
     
     

  • Уважаемый, Андрей Степанов! Почему-то во всех рассуждениях о варягах отсутствует оценка демографии древних праславян. Не учитывается, что всё-же земледелие является первичным в предпосылках к созданию государства, а не группы вооружённых лиц. Второе, в языке угрофиннов присутствует иранское влияние. И эта же «Рось» — вполне могла прийти к финнам вместе с «иранцами». Опять же «анты» и «северяне» — иранизмы. Третье, роль балтов в этом процессе явно недооценена. А ведь до экспасии славян они занимали приличную территорию. Четвёртое, откуда взялась эта многочисленность, организованность, приличное вооружение, военная тактика, агрессия и даже мифология… норманов?

  • Уважаемый Андрей Степанов
    1) Ну где же имеют? Мы что, сильно близки с болгарами или украинцами? С одними равнодушие, с другими конфликт. А вот прибалтийских ФУ уже почти всех поглотили. Территориальная близость первичнее при выборе партнера чем близость языковая. Вот поселились славяне рядом с ФУ, тут же и шведы плавают, ну какой дурак поедет за тридевять земель к незнакомым, а то и враждебным людям князем который говорит по славянски? Да какая разница на каком языке говорит князь? Ведь вокруг собралось полиэтническое общество, где доминируют финны, а не славяне даже. И князя варяжского прежде всего выбирала ижора и вепсы, а не славяне.
    2) Русские это славяне, никак иначе я и не говорю. Так как славяне это всего лишь языковая группа, так же и финно-угры или германцы. Но я ведь оговорился, что русские не совсем славяне, если брать НЕ ТОЛЬКО языковую принадлежность. То есть родовую и генетическую. 
    3) А вот что вы имеете ввиду, под тем что русские не стали генетически ФУ, а только северные? Все русские имею ФУ корни. Финно-угры контрастно отличаются от славян только на севере, потому то у русских и заметна там примесь прибалтийских финнов. В центральной же России финно-угры в гораздо меньшей степени отличаются от славян. И генетически вычленить их примесь гораздо сложнее. Например мордва(эрзя, мокша). Разница с центральными русскими минимальна. И получается, что центральные русские по аутосомам отличаются от мордвы лишь примесью прибалтийских финнов. То есть славяне отличаются от одних финнов примесью других финнов, звучит интересно, правда? Между тем, мурома и мещера поглощены русскими полностью. Ведь для Руси не было разницы к то с ней ассимилируется — славянин вятич или финно-угр мурома.
    4) Для финно-угров(центральной части России и прибалтики) все и так иначе. Большая их часть явно не с востока, скорее всего местные европейские автохтоны, которые перешли на ФУ язык. 
    5) те финны, которые призвали Рюрика стали русскими, поэтому вряд ли стоит искать в Калевале легенду о призвании. Для той части ФУ, кто остался отдельным народом призвание не было сколь значительным национальным эпизодом. Кстати по этой же логике и славяне не призывали Рюрика, в славянских былинах ничего подобного то же нет.
    6) Ободриты то же фантом получается. Так как их культура на Руси была бы еще заметнее, как принадлежащая в высших слоях общества в 9 веке западногерманскому миру.
    А шведы достаточно заметны: Куреваниха, Гнездово, Тимерево, Шестовицы, Полоцк ну и конечно Новгород, Ладога. Тут шведы в полной красе фиксируются антропологами и археологами.
     
    Поэтому давайте менять  мировоззрение на свое славянство. Не главное оно в нас, а второстепенное, языковое. Как и у всех прочих групп и германцев и ФУ. Происхождение народов скорее нужно разделять географически и политически. Мы восточные европейцы. Так точнее. Куда входили и славяно-язычные и балтоязычные и германоязычные народы и финно-угорские народы, а еще ранее и неизвестноговорящие народы и племена …

  • Поэтому давайте менять  мировоззрение на свое славянство. Не главное оно в нас, а второстепенное, языковое. Как и у всех прочих групп и германцев и ФУ. Происхождение народов скорее нужно разделять географически и политически. Мы восточные европейцы. Так точнее. Куда входили и славяно-язычные и балтоязычные и германоязычные народы и финно-угорские народы, а еще ранее и неизвестноговорящие народы и племена …
     
     
    Позвольте полюбопытствовать, кем же вы себя считаете по национальности, раз совершенно очевидно что к славянству не имеете никакого отношения, кроме чисто умозрительного? 

  • Ув С Родионов:1)Германо— говорящие народы,ФУ,балты ,—за каждой группой кроме языковой общности стоит ОГРОМНЫЙ пласт общности культурной.2)Откуда в восточных славянах германоидные корни??Науке пока это никак не ведомо!3)Восточные славяне наиболее архаичный народ из всей группы славяноговорпящих .Восточные славяне в наименьшей степени подверглись культурному влиянию романо -греческой цивилизации и германской Священной римской империи,—а потому сохранили исконные праславянские традиции(дохристианские) более чем другие славянские народы.4)Так что Мне совершенно  не понятен Ваш главный тезис,—— восточные славяне это только славяноговорящий народ.

Добавить комментарий

Избранное

Анализ древних геномов с запада Иберийского полуострова показал увеличение генетического вклада охотников-собирателей в позднем неолите и бронзовом веке. След степной миграции здесь также имеется, хотя в меньшей степени, чем в Северной и Центральной Европе.

Геологи показали, что древний канал, претендующий на приток мифической реки Сарасвати, пересох еще до возникновения Индской (Хараппской) цивилизации. Это ставит под сомнение ее зависимость от крупных гималайских рек.

Текст по пресс-релизу Института археологии РАН о находке наскального рисунка двугорбого верблюда в Каповой пещере опубликован на сайте "Полит.ру".

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита.

Опубликовано на сайте Коммерсант.ru

Авторы свежей статьи в Nature опровергают представления о почти полном замещении охотников-собирателей земледельцами в ходе неолитизации Европы. Он и обнаружили, что генетический вклад охотников-собирателей различается у европейских неолитических земледельцев разных регионов и увеличивается со временем. Это говорит, скорее, о мирном сосуществовании тех и других и о постоянном генетическом смешении.

Последние дни у нас веселые – телефон звонит, не переставая, приглашая всюду сказать слово генетика. Обычно я отказываюсь. А здесь все одно к одному - как раз накануне сдали отчет на шестистах страницах, а новый – еще только через месяц. И вопросы не обычные - не про то, когда исчезнет последняя блондинка или не возьмусь ли я изучить геном Гитлера. Вопросы про президента и про биологические образцы.

В Медико-генетическом научном центре (ФГБНУ МГНЦ) 10 ноября прошла пресс-конференция, на которой руководители нескольких направлений рассказали о своей работе, связанной с генетическими и прочими исследованиями биологических материалов.

Горячая тема образцов биоматериалов обсуждается в программе "В центре внимания" на Радио Маяк. В студии специалисты по геногеографии и медицинской генетике: зав. лаб. геномной географии Института общей генетики РАН, проф. РАН Олег Балановский и зав. лаб. молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН, д.б.н., проф. Петр Сломинский.

О совсем недавно открытой лейлатепинской культуре в Закавказье, ее отличительных признаков и корнях и ее отношениях с известной майкопской культурой.

Интервью О.П.Балановского газете "Троицкий вариант"

В издательстве «Захаров» вышла книга «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время». Ее автор Семен Ефимович Резник, он же автор самой первой биографической книги о Н.И.Вавилове, вышедшей в 1968 году в серии ЖЗЛ.

Исследование генофонда четырех современных русских популяций в ареале бывшей земли Новгородской позволяет лучше понять его положение в генетическом пространстве окружающих популяций. Он оказался в буферной зоне между северным и южным «полюсами» русского генофонда. Значительную (пятую) часть генофонда население Новгородчины унаследовало от финноязычного населения, которое, видимо, в свою очередь, впитало мезолитический генофонд Северо-Восточной Европы. Генетические различия между отдельными популяциями Новгородчины могут отражать особенности расселения древних славян вдоль речной системы, сохранившиеся в современном генофонде вопреки бурным демографическим событиям более поздних времен.

На "Эхе Москвы" в программе "Культурный шок" беседа глав. ред. Алексея Венедиктова с д.б.н., зав. кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ Александром Марковым.

О том, неужели кто-то пытается придумать биологическое оружие против граждан России — материал Марии Борзуновой (телеканал "Дождь").

Отличная статья на сайте "Московского комсомольца"

Что такое биоматериал? Где он хранится и как используется? Об этом в эфире “Вестей FM” расскажут директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев и заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики имени Вавилова, доктор биологических наук, профессор РАН Олег Балановский.

Что стоит за высказыванием В.В.Путина о сборе биологических материалов россиян, и реакцию на его слова в студии "Радио Свобода" обсуждают: политик Владимир Семаго, доктор биологических наук, генетик Светлана Боринская, руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский. ​

Как сказал ведущий программы «Блог-аут» Майкл Наки, одна из самых обсуждаемых новостей недели – это высказывание Владимира Путина, про то, что собираются биоматериалы россиян – массово и по разным этносам. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно - если бы после этого высказывания всякие каналы не начали выпускать сюжеты о биооружии, которое готовится против россиян. По поводу этой странной истории ведущий беседует с д.б.н., проф. РАН О.П.Балановским.

Ведущие специалисты в области генетики человека считают напрасными страхи перед неким «этническим оружием». Сделать его невозможно.

Комментируем ситуацию вокруг вопроса Президента РФ, кто и зачем собирает биологический материал россиян.

В африканских популяциях, как выяснилось, представлено большое разнообразие генетических вариантов, отвечающих за цвет кожи: не только аллели темной кожи, но и аллели светлой кожи. Последних оказалось особенно много у южноафриканских бушменов. Генетики пришли к заключению, что варианты, обеспечивающие светлую кожу, более древние, и возникли они в Африке задолго до формирования современного человека как вида.

Анализ генома 40-тысячелетнего человека из китайской пещеры Тяньянь показал его генетическую близость к предкам восточноазиатских и юговосточных азиатских популяций и указал на картину популяционного разнообразия в верхнем палеолите. Исследователи полагают, что 40-35 тыс. лет назад на территории Евразии обитали не менее четырех популяций, которые в разной степени оставили генетический след в современном населении.

В Санкт-Петербургском государственном университете, в Петровском зале здания Двенадцати коллегий состоялись чтения, посвященные 90-летию со дня рождения Льва Самуиловича Клейна. Большинство из выступавших на них археологов, антропологов, историков и других специалистов считают себя его учениками, которым он привил основы научного мышления, научил идти непроторенными дорогами, показал пример преодоления обстоятельств и стойкости в борьбе. Научные доклады начинались со слов признательности учителю. Представляем здесь выступление доктора исторических наук, профессора СПбГУ, главного научного сотрудника Музея антропологии и этнографии РАН Александра Григорьевича Козинцева.

Накануне 110-летия со дня рождения знаменитого антрополога и скульптора, автора всемирно известного метода реконструкции лица по черепу Михаила Михайловича Герасимова, в Дарвиновском музее прошел вечер его памяти. О том, как появился знаменитый метод, о работах мастера и развитии этого направления в наши дни рассказали его последователи и коллеги.

Генетики секвенировали митохондриальную ДНК 340 человек из 17 популяций Европы и Ближнего Востока и сравнили эти данные с данными по секвенированию Y-хромосомы. Демографическая история популяций, реконструированная по отцовским и материнским линиям наследования, оказалась совершенно разной. Если первые указывают на экспансию в период бронзового века, то вторые хранят память о расселении в палеолите после окончания оледенения.

Анализ геномов четырех индивидов с верхнепалеолитической стоянки Сунгирь показал, что они не являются близкими родственниками. Из этого авторы работы делают вывод, что охотники-собиратели верхнего палеолита успешно избегали инбридинга, так как каждая группа была включена в разветвленную сеть по обмену брачными партнерами.

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015