Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Куро-аракская культура

Куро-аракская культура

Куро-аракская культура – археологическая культура  раннебронзового века на территории Южного Кавказа (Закавказья) и прилегающих областей Ближнего Востока и Восточного Предкавказья. Ее памятники находятся в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, восточной Турции и северном Иране. Выделена Б. А. Куфтиным на рубеже 30-х – 40-х годов ХХ века, монографически описана К. Х. Кушнаревой и Т. Н. Чубинишвили в 1970. Названа по двум рекам, между которыми кучно располагаются ее памятники, обнаруженные поначалу.

Радиоуглеродная калиброванная хронология: 4000 – 2200 гг. до н. э. (еще во времена Кушнаревой – Чубинишвили относилась только к III тысячелетию). Это значит, что культура одновременна майкопской и новосвободненской культурам, отчасти северокавказской. Предшествующие культуры  – это культура цопи – сиони, а еще раньше – шулавери-шомутепинская, на юго-востоке между цопи – сиони и куро-аракской вклинилась еще и лейлатепинская. После куро-аракской культуры в Закавказье расцвела триалетская культура, на северных склонах Кавказа – северокавказская, на северо-востоке (в Дагестане) – великентская и присулакская, а позже – гинчинская. Вклад куро-аракской культуры ощущается в триалетской и отчасти в северокавказской.

Материалы. Поселения этой культуры расположены не только в долинах, как энеолитичечские, но и в предгорьях и горах, на местах, защищенных самой природой В предгорьях есть и крупные поселения, представляющие как бы центры для остальных. Преобладают круглые дома, как и прежде, но большие по размеру (площадью в 25 – 40 кв. м.), наряду с ними на западе имеется и небольшое количество прямоугольных домов. В центре каждого дома – очаг.

 

ris016

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

Могильники расположены на территории поселений (на заброшенных участках) или около поселений, но есть и на отлете. Погребальные сооружения разнообразные: площадки, перекрытые небольшой насыпью, склепы, имитирующие жилье, грунтовые могилы, каменные ящики, а в конце существования культуры – большие погребальные камеры, иногда со срубом внутри, перекрытые огромными курганными насыпями.

 

ris015

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

Хозяйство земледельчески-скотоводческое с упором в низинах и отчасти предгорьях на земледелие, а в предгорьях и горах – на скотоводство. В земледелии расширен ассортимент злаков: пшеница, ячмень, просо, полба, также выращивается лен и многолетние садовые: виноград и абрикосы. Для вспашки используются волы, урожай убирается металлическими серпами, есть сооружения для запасов зерна. Скотоводство отгонное, яйлажное, постепенно приобретает полукочевую форму. Оно более производительно, чем придомное, дает больше продукции, что ведет к имущественному накоплению в некоторых родах. Колесный транспорт использует лошадей и мулов.

 

ris017

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

 

ris018

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

ris019

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

 

ris020

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

В металлургии разделены добывающая и обрабатывающая отрасли. Практиковались выплавка металла из руды, получение сплавов (мышьяковистая бронза), горячая и холодная ковка, отливка в формах с утратой модели. Основные формы оружия и орудий (кинжалы, топоры, копья), а также украшения (булавки, кольца, браслеты, бусы) изготовлены уже из металла.  Они не только используются у себя, но и идут на экспорт – с этого времени Кавказ становится мощным металлургическим центром. Есть в куро-аракских поселениях и привозные вещи, правда, не от северных соседей, куда шел экспорт металлических изделий (вероятно, эквивалент состоял из органических вещей и не сохранился), а с юга, с Ближнего Востока. Это массивные краснолаковые чаши из Месопотамии  урукского времени (сер. IV тыс.), вогнутые крышки со столбообразной ручкой внутри – времени джемдет-насра (кон. IV — нач III тыс.). На Древнем Востоке IV тыс.  находились и прототипы металлических изделий куро-аракса.

В гончарном производстве используются навыки металлургического. Улучшен обжиг, и лепная посуда подражает металлу: она чернолощеная, с четкими делениями на уровни, с изысканным угловатым орнаментом, с двумя и тремя ручками. Вообще деление на три очень характерно для куро-аракской культуры.

 

ris021

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

Всему этому соответствует развитая идеология, о которой археологам судить трудно, но всё же можно. Она проявляется не только в погребальном обряде, где отражается выделение богатых родов, но и в мужских идолах, культовых фигурках животных, надочажных подставок в виде фаллических фигур, знаках на очагах и керамике.

Этнос и хирбет-керак. В интернете распространены попытки (обычно довольно любительские) представителей народов с северокавказскими языками (например, лезгин) отстоять хурритскую языковую принадлежность куро-аракской культуры и ее связь с Урарту и северокавказскими языками. Эти связи вполне возможны, но надежных доказательств нет. Всё остается на уровне подбора несистемных фонетических совпадений и манипуляций этнонимами. Г. А. Меликишвили и В. Л. Ростунов связывали нашестиве хурритов на Кавказ как раз с исчезновением куро-аракской культуры, но тоже без достаточных оснований.

Если же обратиться к материальным связям, то такая же чернолощеная керамика оказалась распространенной и за пределами Кавказа, в Передней Азии – в восточной Анатолии, Северном Иране, Сирии и Палестине. В разных местах ее именуют по характерным особенностям и, как на Кавказе, по местным географическим регионам, а в Сирии и Палестине – по типичным памятникам: хирбет-керакской керамикой и культурой. Ее открыл там еще в 1925 году знаменитый американский археолог В. Олбрайт и назвал по местечку Хирбет-Керак (Бет-Иерах). Она появилась там в XXVII в. до н. э. Это допольно поздно, и к тому же никто не производил оттуда происхождение всего комплекса.

Ч. Бёрни («Eastern Anatolia» 1958) считал, что этот комплекс зародился в Восточной Анатолии и оттуда распространился на Кавказ и позже на Сирию и Палестину. Синклер Худ и Т. Бёртон-Браун («Excavations in Azerbaijan»  1955) полагали, что первоначальным очагом была как раз территория Азербайджана и восточной Грузии. Ту же точку зрения отстаивали Кушнарева и Чубинишвили (1970).  С кавказским происхождением хербет-керака согласен Э. Анати («Палестина до древних евреев» 2007), который отмечает, что в Палестине эта керамика была чуждой (лепная после многих веков гончарной!), утвердилась в городах и просуществовала, не смешиваясь с другими, несколько веков. Это, как можно надеяться, и есть та зацепка, которая позволит, возможно, при дальнейшем углублении наших знаний о Палестине, выяснить этническую принадлежность хирбет-керакской культуры, а с нею – и куро-аракской.

У носителей куро-аракской культуры из погребений в Армении определены митохондриальные гаплогруппы H1u, X2f и U3a2 (Lazaridis et al. 2016).

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015