Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)

Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)

Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures) Совокупность культур среднебронзового века в понтокаспийских степях. Датировка их (радиоуглеродн. калибров.) в основном вторая половина III тыс. до н. э. (2600 – 1950 гг., но если с гарантией не упустить памятники – при двух сигмах 2900 – 1500 гг.). Территория их – от Нижнего Поволжья и степного Предкавказья до Нижнего Днестра и от степного Крыма до Среднего Дона. Раньше датировка была 2000 – 700 гг., и эта совокупность памятников считалась одной культурой, которую выделил из скорченных и окрашенных костяков В. А. Городцов в начале ХХ века.

Они были выделены по разным признакам, из которых наиболее ярким было катакомбное устройство могилы: в старый курган (часто над ямным погребением) впущена яма (шахта или, по-гречески, дромос), проходящая сквозь насыпь в материк, от нее в материке отведена подземная камера (катакомба), иногда соединенная с дромосом небольшим коридорчиком (греч. стомионом; не очень подкованные в древних языках археологи нередко в своих отчетах зовут дромосом коридорчик). Вход в камеру или в стомион закрыт деревянными плахами или забит камнем.

Но к началу 70-х годов памятники этого типа были столь изучены и различия их оказались столь велики, что было предложено считать их отдельными культурами. Особенно к этому привело то соображение, что катакомбные погребения характерны и для далеких от Северного Причерноморья культур (злотская в Польше, Заман-баба в Средней Азии, Артик в Армении) вместе с некоторыми другими сходствами, и если бы эти культуры не были расположены отдельно и далеко, они бы несомненно были включены в катакомбную культуру. Если они считаются по праву отдельными культурами, почему этого не заслуживают те, что расположены компактно? Вот и были сочтены отдельными культурами и те, что раньше именовались локальными вариантами катакомбной культуры. Так появились культуры: донецкая, манычская (предкавказская), ингульская, среднедонская, нижнеднепровская, днестровская. На Нижнем Дону и в Поднепровье археологи наметили раннекатакомбный горизонт, хотя его четкого и доказательного выделения пока не было сделано.

Катакомбные культуры интересны не только своими экзотическими явлениями (катакомбы и прочее), но и своей ролью в истории: с ними связывают то хеттов, то индоариев перед Ригведой.

Керамика лепная, ее составляют горшки-кубки, большие корчаги, миски. Катакомбная керамика, особенно на Донце, отличается роскошным орнаментом – шнуровым и тесемчатым. Отпечатками веревки или тесьмы выложены концентрические круги, округлые фестоны, спускающиеся с плечиков и т. п., есть и сплошной елочный орнамент. Наличием шнурового орнамента, кубков и каменных боевых топоров-молотов катакомбные культуры, по крайней мере донецкая, могут быть включены в круг культур шнуровой керамики и боевого топора. Для манычской культуры характерны реповидные сосуды – большие приземистые раздутые горшки с широким дном и узким отверстием сверху, без шейки.

Особую категорию керамики составляют так наз. курильницы, которых особенно много в манычской культуре. Это чаши на четырех ножках слившихся в четырехлепестковый поддон. В чаше сверху выделен кармашек. Чаши эти также украшены тесемчатым или шнуровым орнаментом. В них нередко помещены угольки или зола, а также красная охра.

В тех погребениях, где нет курильниц, нередко вместо них помещены обломки сосудов с угольками, золой или краской. Археологи называют их «жаровнями».

Инвентарь катакомбных погребений включает в себя много металлических изделий – бронзовые листовидные (копьевидные) ножи и шилья, иногда тесла и долота, секиры, булавки и подвески. Всё это поступало из северокавказской культуры, но также выделывалось и на месте. В катакомбных культурах есть погребения мастеров с инструментами производства – стрелочников, плотников-повозочников, среди таких мастеров – и металлургов. Всё это говорит о том, что в мире ином, по их представлениям, продолжалась земная жизнь – вот и требовались с собой инструменты.

Бронзовые молоточковидные булавки на месте копировались в кости или роге. Таких костяных булавок в катакомбных могилах (а также в ямных) найдены уже сотни. Они отлично заполированы и украшены заштрихованными полосами, стилизованно изображающими змею (на северокавказских булавках змейки изображены более реалистично). Если на Кавказе булавки находимы у головы, то есть были деталью прически, то в степях их находят около руки, в конце нити пронизей, а по сторонам молоточка – две медные круглые бляхи с пуансонным орнаментом. То есть тут это были некие фетиши. Отдельные булавки этого типа, явно происходящие из катакомбного ареала, найдены далеко от него – в Греции, Персии и Германии.

Некоторые погребенные в катакомбах (особенно их много в ингульской культуре) имеют на лицах глиняные раскрашенные маски, нередко весь череп моделирован с реставрацией лица: глаза закрыты, уши и рот заткнуты. В соответствии с тем, что вход в камеру не только прикрыт и завален, но еще заслонка иногда подперта снаружи, ясно, что предпринимались меры, чтобы покойник не мог вернуться к жизни. Очевидно, вернувшиеся покойники считались страшными и вредоносными, и родные заботились о том, чтобы переселение в мир иной происходило надежно и безвозвратно. Но тело нужно было сохранить в прижизненном виде. Возможно, это было связано и с идеей нового рождения в последующем.

На Днепре и Дону обнаружены и поселения «катакомбников». Их обнаружено мало, и культурный слой незначительный, жилища легкие. Оседлость была непрочной, некруглогодичной, что было связано с отгонным скотоводством и подсобным мотыжным земледелием. И всё же она была, что подтверждается наличием на поселениях, хотя и в ничтожной доле, костей свиньи (в погребениях ее вообще нет). В лесостепи больше было упора на земледелие и пастушеское скотоводство, в степи – на отгонное. Состав стада зависит от экологии местности. На Донце и Нижнем Дону мелкий рогатый скот (овцы, козы), судя по погребениям, составлял больше половины стада (что не означает больше половины мясной пищи), а к западу от Днепра – всего одну пятую, преобладал крупный рогатый скот (57,8%). Конь также представлен тут больше (вместо 8% тут 22%), а еще больше – на Волге: близко к 40%. «Катакомбники» были более подвижны, чем «ямники» — освоена была и открытая степь. Транспорт был мало отличен от ямного: четырехколесные повозки со сплошными колесами, запряженные волами. Реконструкции боевых колесниц не доказаны. Конь, по-видимому, использовался не для транспорта, а на мясо и кумыс. Использовался ли конь для тебеневки на пастбищах (добывание травы копытами из-под снега) для прочего скота, неясно – это зависит от того, был ли круглогодичный выпас.

Происхождение катакомбного населения первоначально числилось автохтонным: ее выводили из ямной культуры. Позже пришли к выводу, что это пришлое население (оно более брахикранное, чем ямное), но где ее истоки решали по-разному: одни выводили ее из Кавказа, другие из Ютландии и с Дуная, а катакомбный способ погребения – с Кипра, третьи – из Средней Азии, четвертые – из Анатолии. Теперь можно разные катакомбные культуры выводить из разных мест, а способ погребения связывать с распространением некой религии, решая этот вопрос отдельно.

Митохондриальных образцов ДНК исследовано несколько десятков, преобладают гаплогруппы H1, H3 и H6; также U4 и U5 меньше — J. Из Y-хромосомы зафиксирована R1a.

Что же до дальнейших судеб «катакомбников» и их роли в истории, то А.Я. Брюсов связывал с ними происхождение всех культур боевого топора и шнуровой керамики Европы, а Л. С. Клейн счел их индоариями до Ригведы. С ариями их связывает, по Клейну, 1) «красный траур» — употребление красной охры для окраски черепа, стоп и кистей рук – как в Индии; 2) игра в кости специфического облика (четырехгранные – чатурашра); 3) соумирание (сахамарана) – погребение женщины с мужчиной в супружеских позах по индоарийскому обряду дикша (таких погребений в катакомбных культурах почти одна пятая); 4) распространенность у «катакомбников» каменных боевых топоров-молотов и булав с четырьмя выпуклинами, соответствующими священному оружию Индры ваджра, которое имело 4 боевых конца (топоры-молоты заимствовали от степняков финно-угры и назвали его «вячер» со значениями «топор» или «молот»; 5) катакомбные курильницы имеют соответствие в Средней Азии и Индии, где из прямоугольных сосудов с внутренними кармашками поят и кормят птиц, принимаемых за души покойников; а на прототипах этих курильниц на Дунае изображены фигурки птиц на краю; 6) «жаровням» из разбитых сосудов соответствуют индийские «капалы» (тоже из разбитых сосудов) для жертвоприношений; 7) в ряде катакомб на земле выложены узоры цветным порошком – это индийский домашний обычай «ранголи»; и т. д.

Эту идею приняли многие археологи. Но если их считать предками индоариев, то ямную культуру надо счесть непосредственными предками их и их родичей иранцев, то есть предками ариев, а не всех индоевропейцев. А этому противоречит новейший анализ геномов первобытной Европы.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015