Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)

Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)

Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures) Совокупность культур среднебронзового века в понтокаспийских степях. Датировка их (радиоуглеродн. калибров.) в основном вторая половина III тыс. до н. э. (2600 – 1950 гг., но если с гарантией не упустить памятники – при двух сигмах 2900 – 1500 гг.). Территория их – от Нижнего Поволжья и степного Предкавказья до Нижнего Днестра и от степного Крыма до Среднего Дона. Раньше датировка была 2000 – 700 гг., и эта совокупность памятников считалась одной культурой, которую выделил из скорченных и окрашенных костяков В. А. Городцов в начале ХХ века.

Они были выделены по разным признакам, из которых наиболее ярким было катакомбное устройство могилы: в старый курган (часто над ямным погребением) впущена яма (шахта или, по-гречески, дромос), проходящая сквозь насыпь в материк, от нее в материке отведена подземная камера (катакомба), иногда соединенная с дромосом небольшим коридорчиком (греч. стомионом; не очень подкованные в древних языках археологи нередко в своих отчетах зовут дромосом коридорчик). Вход в камеру или в стомион закрыт деревянными плахами или забит камнем.

Но к началу 70-х годов памятники этого типа были столь изучены и различия их оказались столь велики, что было предложено считать их отдельными культурами. Особенно к этому привело то соображение, что катакомбные погребения характерны и для далеких от Северного Причерноморья культур (злотская в Польше, Заман-баба в Средней Азии, Артик в Армении) вместе с некоторыми другими сходствами, и если бы эти культуры не были расположены отдельно и далеко, они бы несомненно были включены в катакомбную культуру. Если они считаются по праву отдельными культурами, почему этого не заслуживают те, что расположены компактно? Вот и были сочтены отдельными культурами и те, что раньше именовались локальными вариантами катакомбной культуры. Так появились культуры: донецкая, манычская (предкавказская), ингульская, среднедонская, нижнеднепровская, днестровская. На Нижнем Дону и в Поднепровье археологи наметили раннекатакомбный горизонт, хотя его четкого и доказательного выделения пока не было сделано.

Катакомбные культуры интересны не только своими экзотическими явлениями (катакомбы и прочее), но и своей ролью в истории: с ними связывают то хеттов, то индоариев перед Ригведой.

Керамика лепная, ее составляют горшки-кубки, большие корчаги, миски. Катакомбная керамика, особенно на Донце, отличается роскошным орнаментом – шнуровым и тесемчатым. Отпечатками веревки или тесьмы выложены концентрические круги, округлые фестоны, спускающиеся с плечиков и т. п., есть и сплошной елочный орнамент. Наличием шнурового орнамента, кубков и каменных боевых топоров-молотов катакомбные культуры, по крайней мере донецкая, могут быть включены в круг культур шнуровой керамики и боевого топора. Для манычской культуры характерны реповидные сосуды – большие приземистые раздутые горшки с широким дном и узким отверстием сверху, без шейки.

Особую категорию керамики составляют так наз. курильницы, которых особенно много в манычской культуре. Это чаши на четырех ножках слившихся в четырехлепестковый поддон. В чаше сверху выделен кармашек. Чаши эти также украшены тесемчатым или шнуровым орнаментом. В них нередко помещены угольки или зола, а также красная охра.

В тех погребениях, где нет курильниц, нередко вместо них помещены обломки сосудов с угольками, золой или краской. Археологи называют их «жаровнями».

Инвентарь катакомбных погребений включает в себя много металлических изделий – бронзовые листовидные (копьевидные) ножи и шилья, иногда тесла и долота, секиры, булавки и подвески. Всё это поступало из северокавказской культуры, но также выделывалось и на месте. В катакомбных культурах есть погребения мастеров с инструментами производства – стрелочников, плотников-повозочников, среди таких мастеров – и металлургов. Всё это говорит о том, что в мире ином, по их представлениям, продолжалась земная жизнь – вот и требовались с собой инструменты.

Бронзовые молоточковидные булавки на месте копировались в кости или роге. Таких костяных булавок в катакомбных могилах (а также в ямных) найдены уже сотни. Они отлично заполированы и украшены заштрихованными полосами, стилизованно изображающими змею (на северокавказских булавках змейки изображены более реалистично). Если на Кавказе булавки находимы у головы, то есть были деталью прически, то в степях их находят около руки, в конце нити пронизей, а по сторонам молоточка – две медные круглые бляхи с пуансонным орнаментом. То есть тут это были некие фетиши. Отдельные булавки этого типа, явно происходящие из катакомбного ареала, найдены далеко от него – в Греции, Персии и Германии.

Некоторые погребенные в катакомбах (особенно их много в ингульской культуре) имеют на лицах глиняные раскрашенные маски, нередко весь череп моделирован с реставрацией лица: глаза закрыты, уши и рот заткнуты. В соответствии с тем, что вход в камеру не только прикрыт и завален, но еще заслонка иногда подперта снаружи, ясно, что предпринимались меры, чтобы покойник не мог вернуться к жизни. Очевидно, вернувшиеся покойники считались страшными и вредоносными, и родные заботились о том, чтобы переселение в мир иной происходило надежно и безвозвратно. Но тело нужно было сохранить в прижизненном виде. Возможно, это было связано и с идеей нового рождения в последующем.

На Днепре и Дону обнаружены и поселения «катакомбников». Их обнаружено мало, и культурный слой незначительный, жилища легкие. Оседлость была непрочной, некруглогодичной, что было связано с отгонным скотоводством и подсобным мотыжным земледелием. И всё же она была, что подтверждается наличием на поселениях, хотя и в ничтожной доле, костей свиньи (в погребениях ее вообще нет). В лесостепи больше было упора на земледелие и пастушеское скотоводство, в степи – на отгонное. Состав стада зависит от экологии местности. На Донце и Нижнем Дону мелкий рогатый скот (овцы, козы), судя по погребениям, составлял больше половины стада (что не означает больше половины мясной пищи), а к западу от Днепра – всего одну пятую, преобладал крупный рогатый скот (57,8%). Конь также представлен тут больше (вместо 8% тут 22%), а еще больше – на Волге: близко к 40%. «Катакомбники» были более подвижны, чем «ямники» — освоена была и открытая степь. Транспорт был мало отличен от ямного: четырехколесные повозки со сплошными колесами, запряженные волами. Реконструкции боевых колесниц не доказаны. Конь, по-видимому, использовался не для транспорта, а на мясо и кумыс. Использовался ли конь для тебеневки на пастбищах (добывание травы копытами из-под снега) для прочего скота, неясно – это зависит от того, был ли круглогодичный выпас.

Происхождение катакомбного населения первоначально числилось автохтонным: ее выводили из ямной культуры. Позже пришли к выводу, что это пришлое население (оно более брахикранное, чем ямное), но где ее истоки решали по-разному: одни выводили ее из Кавказа, другие из Ютландии и с Дуная, а катакомбный способ погребения – с Кипра, третьи – из Средней Азии, четвертые – из Анатолии. Теперь можно разные катакомбные культуры выводить из разных мест, а способ погребения связывать с распространением некой религии, решая этот вопрос отдельно.

Митохондриальных образцов ДНК исследовано несколько десятков, преобладают гаплогруппы H1, H3 и H6; также U4 и U5 меньше — J. Из Y-хромосомы зафиксирована R1a.

Что же до дальнейших судеб «катакомбников» и их роли в истории, то А.Я. Брюсов связывал с ними происхождение всех культур боевого топора и шнуровой керамики Европы, а Л. С. Клейн счел их индоариями до Ригведы. С ариями их связывает, по Клейну, 1) «красный траур» — употребление красной охры для окраски черепа, стоп и кистей рук – как в Индии; 2) игра в кости специфического облика (четырехгранные – чатурашра); 3) соумирание (сахамарана) – погребение женщины с мужчиной в супружеских позах по индоарийскому обряду дикша (таких погребений в катакомбных культурах почти одна пятая); 4) распространенность у «катакомбников» каменных боевых топоров-молотов и булав с четырьмя выпуклинами, соответствующими священному оружию Индры ваджра, которое имело 4 боевых конца (топоры-молоты заимствовали от степняков финно-угры и назвали его «вячер» со значениями «топор» или «молот»; 5) катакомбные курильницы имеют соответствие в Средней Азии и Индии, где из прямоугольных сосудов с внутренними кармашками поят и кормят птиц, принимаемых за души покойников; а на прототипах этих курильниц на Дунае изображены фигурки птиц на краю; 6) «жаровням» из разбитых сосудов соответствуют индийские «капалы» (тоже из разбитых сосудов) для жертвоприношений; 7) в ряде катакомб на земле выложены узоры цветным порошком – это индийский домашний обычай «ранголи»; и т. д.

Эту идею приняли многие археологи. Но если их считать предками индоариев, то ямную культуру надо счесть непосредственными предками их и их родичей иранцев, то есть предками ариев, а не всех индоевропейцев. А этому противоречит новейший анализ геномов первобытной Европы.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015