Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)

Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)

Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures) Совокупность культур среднебронзового века в понтокаспийских степях. Датировка их (радиоуглеродн. калибров.) в основном вторая половина III тыс. до н. э. (2600 – 1950 гг., но если с гарантией не упустить памятники – при двух сигмах 2900 – 1500 гг.). Территория их – от Нижнего Поволжья и степного Предкавказья до Нижнего Днестра и от степного Крыма до Среднего Дона. Раньше датировка была 2000 – 700 гг., и эта совокупность памятников считалась одной культурой, которую выделил из скорченных и окрашенных костяков В. А. Городцов в начале ХХ века.

Они были выделены по разным признакам, из которых наиболее ярким было катакомбное устройство могилы: в старый курган (часто над ямным погребением) впущена яма (шахта или, по-гречески, дромос), проходящая сквозь насыпь в материк, от нее в материке отведена подземная камера (катакомба), иногда соединенная с дромосом небольшим коридорчиком (греч. стомионом; не очень подкованные в древних языках археологи нередко в своих отчетах зовут дромосом коридорчик). Вход в камеру или в стомион закрыт деревянными плахами или забит камнем.

Но к началу 70-х годов памятники этого типа были столь изучены и различия их оказались столь велики, что было предложено считать их отдельными культурами. Особенно к этому привело то соображение, что катакомбные погребения характерны и для далеких от Северного Причерноморья культур (злотская в Польше, Заман-баба в Средней Азии, Артик в Армении) вместе с некоторыми другими сходствами, и если бы эти культуры не были расположены отдельно и далеко, они бы несомненно были включены в катакомбную культуру. Если они считаются по праву отдельными культурами, почему этого не заслуживают те, что расположены компактно? Вот и были сочтены отдельными культурами и те, что раньше именовались локальными вариантами катакомбной культуры. Так появились культуры: донецкая, манычская (предкавказская), ингульская, среднедонская, нижнеднепровская, днестровская. На Нижнем Дону и в Поднепровье археологи наметили раннекатакомбный горизонт, хотя его четкого и доказательного выделения пока не было сделано.

Катакомбные культуры интересны не только своими экзотическими явлениями (катакомбы и прочее), но и своей ролью в истории: с ними связывают то хеттов, то индоариев перед Ригведой.

Керамика лепная, ее составляют горшки-кубки, большие корчаги, миски. Катакомбная керамика, особенно на Донце, отличается роскошным орнаментом – шнуровым и тесемчатым. Отпечатками веревки или тесьмы выложены концентрические круги, округлые фестоны, спускающиеся с плечиков и т. п., есть и сплошной елочный орнамент. Наличием шнурового орнамента, кубков и каменных боевых топоров-молотов катакомбные культуры, по крайней мере донецкая, могут быть включены в круг культур шнуровой керамики и боевого топора. Для манычской культуры характерны реповидные сосуды – большие приземистые раздутые горшки с широким дном и узким отверстием сверху, без шейки.

Особую категорию керамики составляют так наз. курильницы, которых особенно много в манычской культуре. Это чаши на четырех ножках слившихся в четырехлепестковый поддон. В чаше сверху выделен кармашек. Чаши эти также украшены тесемчатым или шнуровым орнаментом. В них нередко помещены угольки или зола, а также красная охра.

В тех погребениях, где нет курильниц, нередко вместо них помещены обломки сосудов с угольками, золой или краской. Археологи называют их «жаровнями».

Инвентарь катакомбных погребений включает в себя много металлических изделий – бронзовые листовидные (копьевидные) ножи и шилья, иногда тесла и долота, секиры, булавки и подвески. Всё это поступало из северокавказской культуры, но также выделывалось и на месте. В катакомбных культурах есть погребения мастеров с инструментами производства – стрелочников, плотников-повозочников, среди таких мастеров – и металлургов. Всё это говорит о том, что в мире ином, по их представлениям, продолжалась земная жизнь – вот и требовались с собой инструменты.

Бронзовые молоточковидные булавки на месте копировались в кости или роге. Таких костяных булавок в катакомбных могилах (а также в ямных) найдены уже сотни. Они отлично заполированы и украшены заштрихованными полосами, стилизованно изображающими змею (на северокавказских булавках змейки изображены более реалистично). Если на Кавказе булавки находимы у головы, то есть были деталью прически, то в степях их находят около руки, в конце нити пронизей, а по сторонам молоточка – две медные круглые бляхи с пуансонным орнаментом. То есть тут это были некие фетиши. Отдельные булавки этого типа, явно происходящие из катакомбного ареала, найдены далеко от него – в Греции, Персии и Германии.

Некоторые погребенные в катакомбах (особенно их много в ингульской культуре) имеют на лицах глиняные раскрашенные маски, нередко весь череп моделирован с реставрацией лица: глаза закрыты, уши и рот заткнуты. В соответствии с тем, что вход в камеру не только прикрыт и завален, но еще заслонка иногда подперта снаружи, ясно, что предпринимались меры, чтобы покойник не мог вернуться к жизни. Очевидно, вернувшиеся покойники считались страшными и вредоносными, и родные заботились о том, чтобы переселение в мир иной происходило надежно и безвозвратно. Но тело нужно было сохранить в прижизненном виде. Возможно, это было связано и с идеей нового рождения в последующем.

На Днепре и Дону обнаружены и поселения «катакомбников». Их обнаружено мало, и культурный слой незначительный, жилища легкие. Оседлость была непрочной, некруглогодичной, что было связано с отгонным скотоводством и подсобным мотыжным земледелием. И всё же она была, что подтверждается наличием на поселениях, хотя и в ничтожной доле, костей свиньи (в погребениях ее вообще нет). В лесостепи больше было упора на земледелие и пастушеское скотоводство, в степи – на отгонное. Состав стада зависит от экологии местности. На Донце и Нижнем Дону мелкий рогатый скот (овцы, козы), судя по погребениям, составлял больше половины стада (что не означает больше половины мясной пищи), а к западу от Днепра – всего одну пятую, преобладал крупный рогатый скот (57,8%). Конь также представлен тут больше (вместо 8% тут 22%), а еще больше – на Волге: близко к 40%. «Катакомбники» были более подвижны, чем «ямники» — освоена была и открытая степь. Транспорт был мало отличен от ямного: четырехколесные повозки со сплошными колесами, запряженные волами. Реконструкции боевых колесниц не доказаны. Конь, по-видимому, использовался не для транспорта, а на мясо и кумыс. Использовался ли конь для тебеневки на пастбищах (добывание травы копытами из-под снега) для прочего скота, неясно – это зависит от того, был ли круглогодичный выпас.

Происхождение катакомбного населения первоначально числилось автохтонным: ее выводили из ямной культуры. Позже пришли к выводу, что это пришлое население (оно более брахикранное, чем ямное), но где ее истоки решали по-разному: одни выводили ее из Кавказа, другие из Ютландии и с Дуная, а катакомбный способ погребения – с Кипра, третьи – из Средней Азии, четвертые – из Анатолии. Теперь можно разные катакомбные культуры выводить из разных мест, а способ погребения связывать с распространением некой религии, решая этот вопрос отдельно.

Митохондриальных образцов ДНК исследовано несколько десятков, преобладают гаплогруппы H1, H3 и H6; также U4 и U5 меньше — J. Из Y-хромосомы зафиксирована R1a.

Что же до дальнейших судеб «катакомбников» и их роли в истории, то А.Я. Брюсов связывал с ними происхождение всех культур боевого топора и шнуровой керамики Европы, а Л. С. Клейн счел их индоариями до Ригведы. С ариями их связывает, по Клейну, 1) «красный траур» — употребление красной охры для окраски черепа, стоп и кистей рук – как в Индии; 2) игра в кости специфического облика (четырехгранные – чатурашра); 3) соумирание (сахамарана) – погребение женщины с мужчиной в супружеских позах по индоарийскому обряду дикша (таких погребений в катакомбных культурах почти одна пятая); 4) распространенность у «катакомбников» каменных боевых топоров-молотов и булав с четырьмя выпуклинами, соответствующими священному оружию Индры ваджра, которое имело 4 боевых конца (топоры-молоты заимствовали от степняков финно-угры и назвали его «вячер» со значениями «топор» или «молот»; 5) катакомбные курильницы имеют соответствие в Средней Азии и Индии, где из прямоугольных сосудов с внутренними кармашками поят и кормят птиц, принимаемых за души покойников; а на прототипах этих курильниц на Дунае изображены фигурки птиц на краю; 6) «жаровням» из разбитых сосудов соответствуют индийские «капалы» (тоже из разбитых сосудов) для жертвоприношений; 7) в ряде катакомб на земле выложены узоры цветным порошком – это индийский домашний обычай «ранголи»; и т. д.

Эту идею приняли многие археологи. Но если их считать предками индоариев, то ямную культуру надо счесть непосредственными предками их и их родичей иранцев, то есть предками ариев, а не всех индоевропейцев. А этому противоречит новейший анализ геномов первобытной Европы.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015