Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе

Культура

Культура (англ. culture). Одно из фундаментальных понятий ряда наук, в том числе археологии. По своему происхождению латинский термин связан с обработкой чего-то: agri-cultura – обработка поля, cultura animi – обработка души (подразумевается образование и воспитание). Лишь в новое время термин стал употребляться без дополнений для обозначения чего-то, противостоящего необработанным материалам и естественным существам — натуре (природе). Постепенно смысл понятия сильно разветвился и появилось множество разных определений этого понятия – только у Крёбера и Клакхона собрано 164, а есть и еще десятки (Niedermann 1941; Kroeber and Kluckhohn 1952; Hatch 1973; Keesing 1974 и др.).

Для современных антропологических и археологических надобностей мною составлено определение, выраженное в терминах представлений об информации, деятельности и программировании. Культура – это пластичная и многозначная фиксированная в нормах программа деятельности ин­дивидов, формируемая, хранимая, накапливаемая и передаваемая обществом внегенетически на основе общественной практики. Она уделяется обществом каждому члену общества (энкультурация) и гибко детерминирует ин­дивидуальное поведение. Это особая совокупность средств хранения и передачи социального опыта, превращаю­щая его в орудие гибкого программирования обществом поведения индивидов и в орудие частичного предопределения жизни последующих поколений устоявшимся опытом предыдущих (традицией). Эта совокупность средств отличает человека от других животных главным образом тем, что является искусственной, условной, допускает изрядную свободу выбора, сопряжена с символизацией. Конкретно она выражается в вещах, поведении, идеях и соматике людей (телесном облике). Ее продукты суть в то же время ее компоненты и ее орудия.

Это определение культуры мною выдвинуто в терминологических словарях к книгам «Археологическая типология», «Археологические источники» 2-е изд., и более детально разработано в (написанной в 1997, но изданной позже) книге «Новая Археология» (Клейн 1991а: 347; , 1995: 247; 2009: 155 – 192). Подготовленная к печати книга «Культура и эволюция» еще не издана.

Поскольку не всякое человеческое воздействие на природу является искусственным (некоторые не отличаются от воздействий животных), Л. Б. Вишняцкий (2005: 116) предложил считать искуственными только такие результаты, которые обусловлены сознанием, а сознание определять как активное, избирательное (не механическое) усвоение и переработку информации. Это мне представляется не вполне устраняющим неясность, так как 1) относить ли предмет к культуре станет очень сложным делом, 2) все млекопитающие усваивают информацию активно и избирательно. Скорее сознание человека отличается вычленением себя из мира, логикой мышления и способностью отделять выводы от непосредственной ситуации.

Учитывая родственность культуры языку, можно применить к ней анализ из структурной лингвистики, расчленяя планы содержания и выражения. Археологов (как источниковедов) интересует больше план выражения. В плане выражения четкое деление преложено Ю. В. Бромлеем (1973: 47 – 49). По его мнению [мои добавления в квадратных скобках], культура делится на

А) «интериорную» (существующую в сознании людей) [часть духовной культуры] и

Б) «экстериорную» (объек­тивированную во внешнем мире),

а последняя (то есть объекти­вация первой) существует в трех формах:

а) в знаковых систе­мах, преимущественно в словесном языке (в устной речи и письменности) – [часть духовной культуры],

б) в поведении и действиях [в частности физическая культура, физкультура, но также и часть духовной культуры – танцы, обряды и т. п.],

в) в опредмеченных результатах действий, то есть в вещах, артефактах [материальная культура].

В плане выражения это деление является логичным и исчерпывающим.

В плане же содержания возможно деление культуры в нескольких ракурсах. При таком делении представляется целесообразным: исходить из понимания культуры прежде всего как системы средств, социального программирования деятельности человека. Если расчленить культуру соответственно тем отраслям деятельности, которые она программирует, то получим сферы: а) производства, б) транспорта, в) распределения благ, г) жизнеобеспечения (жилище — питание — одежда), д) социального устройства и по­литики, е) идеологии. Если расчленить культуру соответственно тем средствам, которыми программируется деятельность, то можно различать средства: а) функционально-технические, б) конструктивные (разные варианты решения первых), в) сигнификативные (семиотические), г) художественно-эстетические, — и похоже, что этим список исчерпывается. Если же расчленить, культуру соответственно ее функциям, то подразделений будет столько, сколько можно выделить этих функций, и только в этом плане появятся такие подразделения, как «соционормативная культура», «‘коммуникационная», «этно-традиционная», «проективно-разрядочная» и др..

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015