Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе

Культура

Культура (англ. culture). Одно из фундаментальных понятий ряда наук, в том числе археологии. По своему происхождению латинский термин связан с обработкой чего-то: agri-cultura – обработка поля, cultura animi – обработка души (подразумевается образование и воспитание). Лишь в новое время термин стал употребляться без дополнений для обозначения чего-то, противостоящего необработанным материалам и естественным существам — натуре (природе). Постепенно смысл понятия сильно разветвился и появилось множество разных определений этого понятия – только у Крёбера и Клакхона собрано 164, а есть и еще десятки (Niedermann 1941; Kroeber and Kluckhohn 1952; Hatch 1973; Keesing 1974 и др.).

Для современных антропологических и археологических надобностей мною составлено определение, выраженное в терминах представлений об информации, деятельности и программировании. Культура – это пластичная и многозначная фиксированная в нормах программа деятельности ин­дивидов, формируемая, хранимая, накапливаемая и передаваемая обществом внегенетически на основе общественной практики. Она уделяется обществом каждому члену общества (энкультурация) и гибко детерминирует ин­дивидуальное поведение. Это особая совокупность средств хранения и передачи социального опыта, превращаю­щая его в орудие гибкого программирования обществом поведения индивидов и в орудие частичного предопределения жизни последующих поколений устоявшимся опытом предыдущих (традицией). Эта совокупность средств отличает человека от других животных главным образом тем, что является искусственной, условной, допускает изрядную свободу выбора, сопряжена с символизацией. Конкретно она выражается в вещах, поведении, идеях и соматике людей (телесном облике). Ее продукты суть в то же время ее компоненты и ее орудия.

Это определение культуры мною выдвинуто в терминологических словарях к книгам «Археологическая типология», «Археологические источники» 2-е изд., и более детально разработано в (написанной в 1997, но изданной позже) книге «Новая Археология» (Клейн 1991а: 347; , 1995: 247; 2009: 155 – 192). Подготовленная к печати книга «Культура и эволюция» еще не издана.

Поскольку не всякое человеческое воздействие на природу является искусственным (некоторые не отличаются от воздействий животных), Л. Б. Вишняцкий (2005: 116) предложил считать искуственными только такие результаты, которые обусловлены сознанием, а сознание определять как активное, избирательное (не механическое) усвоение и переработку информации. Это мне представляется не вполне устраняющим неясность, так как 1) относить ли предмет к культуре станет очень сложным делом, 2) все млекопитающие усваивают информацию активно и избирательно. Скорее сознание человека отличается вычленением себя из мира, логикой мышления и способностью отделять выводы от непосредственной ситуации.

Учитывая родственность культуры языку, можно применить к ней анализ из структурной лингвистики, расчленяя планы содержания и выражения. Археологов (как источниковедов) интересует больше план выражения. В плане выражения четкое деление преложено Ю. В. Бромлеем (1973: 47 – 49). По его мнению [мои добавления в квадратных скобках], культура делится на

А) «интериорную» (существующую в сознании людей) [часть духовной культуры] и

Б) «экстериорную» (объек­тивированную во внешнем мире),

а последняя (то есть объекти­вация первой) существует в трех формах:

а) в знаковых систе­мах, преимущественно в словесном языке (в устной речи и письменности) – [часть духовной культуры],

б) в поведении и действиях [в частности физическая культура, физкультура, но также и часть духовной культуры – танцы, обряды и т. п.],

в) в опредмеченных результатах действий, то есть в вещах, артефактах [материальная культура].

В плане выражения это деление является логичным и исчерпывающим.

В плане же содержания возможно деление культуры в нескольких ракурсах. При таком делении представляется целесообразным: исходить из понимания культуры прежде всего как системы средств, социального программирования деятельности человека. Если расчленить культуру соответственно тем отраслям деятельности, которые она программирует, то получим сферы: а) производства, б) транспорта, в) распределения благ, г) жизнеобеспечения (жилище — питание — одежда), д) социального устройства и по­литики, е) идеологии. Если расчленить культуру соответственно тем средствам, которыми программируется деятельность, то можно различать средства: а) функционально-технические, б) конструктивные (разные варианты решения первых), в) сигнификативные (семиотические), г) художественно-эстетические, — и похоже, что этим список исчерпывается. Если же расчленить, культуру соответственно ее функциям, то подразделений будет столько, сколько можно выделить этих функций, и только в этом плане появятся такие подразделения, как «соционормативная культура», «‘коммуникационная», «этно-традиционная», «проективно-разрядочная» и др..

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015