Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Курганная культура

Курганная культура

Курганная культура – термин, в археологии имеющий, к сожалению, много значений. Поэтому употребляется с разными уточнениями и модификациями.

1) курганная культура среднего и позднего бронзового века Центральной Европы, «культура курганных погребений» (нем. Hügelgräberkultur).

2) курганная культура Америки – «культура строителей холмов».

3) курганная культура Японии – культура кофун.

4) курганная культура раннего бронзового века — степная, по курганной (ныне говорят «ямной») концепции (происхождения индоевропейцев) Марии Гимбутас.

Все эти термины имеют хождение, и это может породить путаницу, но обычно не приводит к ней из-за разных сфер приложения.

Всё дело в том, что археологи часто пренебрегают правилом называть выделяемые ими культуры по типичному местонахождению (первому найденному или наиболее характерному и богатому – такой памятник именуется эпонимным) и называют их по характерному признаку, характерной особенности (типичной находке, форме или орнаменту керамики, специфичному сооружению). А такой признак может встречаться в разных культурах вне связи между ними. Это и произошло с курганом.

Курган-Украина

Курган на территории Украины.

Курган – это искусственно насыпанный холм из земли или камней, обычно возведенный в связи с погребением (над погребением или для погребения в нем или в память об умершем). В русском языке для названия обычно использовалось слово «холм», или «насыпь», «сопка». Довольно рано в славянские языки вошло для него слово «могила» (в украинском, южнославянских и даже в румынском языке и сейчас курган называют «могила», «магула») – по структуре оно не славянское, возможно, иранского происхождении (там оно значило «холм мага») от сарматского субстрата (позже значение сместилось и слов стало обозначать ‘яма для помещения покойника’). Потом в русский язык (от половцев-кыпчаков и их родичей) вошло тюркское слово «курган». В тюркских языках оно означало «крепость», в древнерусском поначалу тоже, а затем с древних городищ перешло на могильные холмы, за ними и закрепилось. В латыни ему соответствует tumulus, в немецком Hügel, в английcком barrow.

 

Рассмотрим разные значения термина «курганная культура»

  1. «Культура курганных погребений» — археологическая культура (или группа культур) среднего бронзового века (1450-1250 гг. до н.э), бр. В и С по П. Ренейке, распространённая в Центральной Европе (от Альп до Балтики и от Западной Германии до Словакии) и кое-где за ее пределами (например, армориканская культура в Бретани) и состоящая из ряда более узких локальных групп, которые правильнее называть культурами. Объединяют их курганный погребальный обряд, преобладание скотоводства над земледелием и формы бронзовых орудий, а керамика у них разная. Возможно, они происходят из разных этнических групп, а единый погребальный обряд зависит, вероятно, от религиозной общности и сигнализирует о ней. Но и биологически у них много общего: по-видимому, в этих группах доминирует гаплогруппа R1b. В числе курганных локальных групп (или курганных культур) различают вюртембергскую, хагенау (в Эльзасе), группу Фульда-Верра, люнебургскую, среднерейнскую, нижнерейнскую, восточногессенскую, юра и альпийскую в Швейцарии, баварскую, среднедунайскую.
Горшок_Северодонечкая ямная культ

Керамика северодонецкой ямной культуры.

Господствующей формой керамики в этой культурной общности была амфора, часто встречаются миски (иногда на ножке), чаши, кувшины с высоким горлом и ленточной ручкой и разные виды кухонной посуды. Орнамент резной или штампованный. На сосудах западных групп иногда бывают глубокие насечки, заполненные инкрустацией; на сосудах восточных групп обычен пластический орнамент — простые сосковидные выпуклости, ребристая поверхность или вертикальные желобки (каннелюры).

Поселения этой культурной общности малоизвестны, плохо выявляются — видимо, население было весьма подвижным, и поселения оставляли мало следов. Они обычно размещены на малоплодородных почвах, однако удобных для выпаса стад. Всё же эти люди не были кочевниками: владели большими стадами свиней.

Могильники у них обычно небольшие — из нескольких десятков насыпей. Курганы окружены каменным венцом (кромлехом) и содержат каменные, иногда деревянные конструкции. В каждом кургане по одному погребению, обычно вытянутому. Покойник располагается  либо на поверхности земли, либо в яме. Большей частью практиковалась ингумация (трупоположение), но есть и кремация (трупосожжение). Изредка встречаются парные погребения мужчин и женщин. Не выявлено зависимости между величиной курганной насыпи, количеством погребений и богатством инвентаря. То есть, заметной социальной дифференциации не было или она еще не отразилась в обряде.

Могильный инвентарь богат металлом, больше всего украшений — булавок, больших спиральных браслетов, подвесок, в ККК_бронз издчастности «очковых спиралей». Кроме украшений в могилах находят оружие и орудия из бронзы. К этой культуре относится  множество кладов бронзовых вещей косидерского горизонта (особенно много в Венгрии), в том числе предметов, указывающих на культурные и торговые связи с отдаленными областями. В кладах преобладают слитки металла, иногда в виде шейных обручей или массивных прутьев с утолщением посредине. Впервые для бронзового века Европы появились пинцеты и двулезвийные округлые бритвы с рукоятью, заканчивающейся кольцом. Шилья  и топоры традиционны, но к ним добавились бронзовый серп и ножи с литой рукоятью, тоже заканчивающейся кольцом. По сравнению с предшествующим периодом бронзового века кинжалы значительно удлинились, а в позднем периоде превратились в мечи с цельнолитой рукоятью и овальным или восьмигранным эфесом. Бронзовые наконечники копий и стрел обычны, а специфичны пальстабы или пальставы (топоры с закраинами, свернутыми почти во втулку), секиры с дисковидным или вееровидным обухом.

В Баварии и Австрии на возвышенностях обнаружены святилища с костями жертвенных животных и разбитыми сосудами. На поселениях  найдены небольшие алтари из глины с росписью, сожженная пшеница и глиняные фигурки.

Возможно, эта культурная общность являлась продолжением унетицкой культуры. Занимала она те же земли (плюс Баварию и Вюртемберг, где наиболее сконцентрировалась). В конце бронзового века ей наследовала культура «полей погребальных урн» (нем. Urnenfelderkultur).

 

  1. Культура кофун — археологическая культура эпохи раннего железа, распространённая на территории Японии в 4—6 вв. н. э. Эпоха ее существования носит название эпохи Ямато – по местности, в которой возникло воинственное государство всадников — «японских скифов». Оно отмечено возникновением курганных насыпей. Первый период (250 – 538 гг. н.э.)
    Кофун-захоронение

    Захоронение культуры кофун.

    эпохи Ямато так и называется «период курганов» — кофун дзидай («кофун» по-японски ‘древний курган’). Сначала курганы имели в плане форму круга или четырехугольника, а классический курган кофун – это круг с присоединенным к нему четырехугольнком. Основу кургана составляет каменная или деревянная гробница, такой курган достигает 400 м в длину и имеет башмаковидную форму. В инвентарь входят керамика, каменные вотивные изображения предметов, железное оружие, зеркала и кривые яшмовые подвески («магатама«), свойственные, впрочем, и предшествующей (то есть бронзового века) «культуре мечей«. В поселениях этого времени находят стрелы и керамику, сходные с типичными для другой культуры бронзового века — «культуры колоколов«.

 

В первый период (кофун) власть в Ямато была с местным шаманским оттенком, во втором население предстало народом воинственных всадников, полагают, в результате завоевания кочевниками (народ этот  распространен и на континенте – в Корее).

 

  1. Культура Строителей курганов (англ. Mound Builders) — североамериканская культура, обнаруженная прибывшими в Америку колонистами и сооружавшая земляные курганы для погребений или ритуальных целей. Названа так потому, что американские археологи XVI — XIX вв. не могли поверить, что индейцы были достаточно развиты, чтобы соорудить такие конструкции, и приписывали их некой посторонней расе, побывавшей тут (викинги, пропавшие колена Израилевы, джаредиты из «Книги Мормона», атланты и т. п.). На деле под этим термином объединено несколько культур – по нынешней американской периодизации, архаичного и лесного (вудлендского) периода (культуры адена и хоупвелл), а также миссисипская культура. Культуры эти существовали с начала 3 тыс. до н. э. по 16 в. н. э. в районе Великих Озёр, рек Огайо и Миссисипи. На юго-западе США курганные культуры менее распространены (культуры древних пуэбло).

Обычно американские насыпи  — это погребальные или церемониальные сооружения в виде пирамид со срезанным верхом или курганы с платформой, иногда налицо закруглённые конусы. Некоторые курганы — их называют фигурными — имеют форму животных или изображают что-то еще.

 

  1. Курганная культура степей Евразии в энеолите и бронзовом веке – это общность, выделенная Марией Гимбутас в 1956 г. в основом по одному признаку – наличию кургана, с подтягиванием дополнительных признаков: преобладанию скотоводства, особенно коневодства, обладанию колесным транспортом, воинственностью и др. Гимбутас реконструировала формирование этой общности в степях (в энеолите) и ее вторжение в Европу, где она смела и уничтожила древневропейскую и доиндоевропейскую цивилизацию и куда принесла индоевропейскую речь.
BC4400Gimbutas-Map

Карта распространения культур по М.Гимбутас. 0 — происхождение курганных культур; 1,2,3 — волны распространения курганных культур; N — некурганные культуры.

По сути, Гимбутас слила воедино целый ряд культур – ямную, среднестоговскую, самарскую, хвалынскую, катакомбную и др. Слияние этих культур тоже имеет давнюю традицию: сначала российские археологи их не различали и писали о «культуре скорченных и окрашенных костяков» (а иностранцы передавали ее как «культуру погребений с охрой» (нем. Ockergräberkultur). Некоторые до сих пор так пишут. Но обычно сюда включали только ямную, катакомбную, полтавкинскую и срубную. У Гимбутас наиболее широкий охват. Подключила она сюда и майкопскую культуру – в ней оказались самые древние курганы.

По Гимбутас, степняки с курганным обрядом вторгались в Европу тремя волнами: в начале второй половины V тыс. до н. э. они смели развитые культуры земледельческие культуры расписной керамики (включая Триполье), после середины IV тыс. распространили с Кавказа мышьяковистые бронзы, а на рубеже IV — III тыс., двигаясь как «позднеямные» полчища,  сформировали индоевропейские культуры Европы.

В целом Гимбутас основывалась на выводах лингвистов XIX века Виктора Гена и Отто Шрадера и археологов первой половины ХХ века, прежде всего Эрнста Вале. Все они помещали прародину индоевропейцев в степях. Эрнст Вале, ученик Косинны, в вопросе о происхождении индоевропейцев («индогерманцев», как выражались немцы) выступил против своего учителя и его походы «индогерманцев» из центра Европы – Германии, повернул в противоположную сторону, предположив массовую миграцию из понтокаспийских степей на запад. После войны Вале стал патриархом новой немецкой археологии, преподавая в Гейдельберге. Гимбутас, эмигрировав из Литвы, проходила стажировку в Гейдельберге, потом уехала в США. Британский археолог Гордон Чайлд также повернул походы Косинны вспять. Вот в этой обстановке «курганная гипотеза» Гимбутас сформировалась и приобрела влиятельность.

tripolskaja-kultura_1

Сосуд трипольской культуры (Украина)

С этого времени она успешно конкурировала с анатолийско-закавказской гипотезой Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, Колина Ренфру, с дунайской гипотезой И. М. Дьяконова и В. А. Сафронова и с несколькими другими. С рядом существенных поправок (с осовремениванием) концепцию развивают Дж. Мэллори, Д. Энтони, В. А. Дергачев и  др. В их рассуждениях термин «курганная культура» всё-таки исчез, и степная общность свелась к ямной культуре, но предшествующие в степях культуры (хвалынская, среднестоговская и др.) рассматриваются как ее корни, а курган эти исследователи ведут из майкопской культуры в ямную.

В последнее время эту концепцию  происхождения индоевропейцев поддержали генетики, обнаружив изрядный по объему общий генетический компонент в ямной культуре и культурах бронзового века Европы.

Шнур керамика

Сосуд культуры шнуровой керамики.

В археологическом материале, однако, прямого продвижения ямной культуры на запад за пределы степного ландшафта (самый западный участок степи – в Венгрии) незаметно, корни культур Европы в ямной культуре также не обнаруживаются, за исключением идеи кургана и еще нескольких деталей социально-экономического характера. Выводы генетиков содержат необъяснимые противоречия: градиент распределения «ямного» вклада в европейских культурах ведет не из ямной к скандинавским (с соответствующим ослаблением), а наоборот – из них к ямной; экспансия констатируется не у ямных гаплогрупп).

Поэтому помещение прародины индоевропейцев в степях при их отождествлении с ямной культурой остается спорным, а выделение курганной культуры практически никем из видных археологов не поддерживается. Хотя гипотеза о проникновении идеи кургана с Кавказа в Европу через ямную культуру обсуждается. Но американское и европейское население явно стало возводить курганы независимо друг от друга. Почему эта идея не могла родиться в Евразии у разных групп населения также независимо? Она не столь уж замысловата.

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015