Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Курганная культура

Курганная культура

Курганная культура – термин, в археологии имеющий, к сожалению, много значений. Поэтому употребляется с разными уточнениями и модификациями.

1) курганная культура среднего и позднего бронзового века Центральной Европы, «культура курганных погребений» (нем. Hügelgräberkultur).

2) курганная культура Америки – «культура строителей холмов».

3) курганная культура Японии – культура кофун.

4) курганная культура раннего бронзового века — степная, по курганной (ныне говорят «ямной») концепции (происхождения индоевропейцев) Марии Гимбутас.

Все эти термины имеют хождение, и это может породить путаницу, но обычно не приводит к ней из-за разных сфер приложения.

Всё дело в том, что археологи часто пренебрегают правилом называть выделяемые ими культуры по типичному местонахождению (первому найденному или наиболее характерному и богатому – такой памятник именуется эпонимным) и называют их по характерному признаку, характерной особенности (типичной находке, форме или орнаменту керамики, специфичному сооружению). А такой признак может встречаться в разных культурах вне связи между ними. Это и произошло с курганом.

Курган-Украина

Курган на территории Украины.

Курган – это искусственно насыпанный холм из земли или камней, обычно возведенный в связи с погребением (над погребением или для погребения в нем или в память об умершем). В русском языке для названия обычно использовалось слово «холм», или «насыпь», «сопка». Довольно рано в славянские языки вошло для него слово «могила» (в украинском, южнославянских и даже в румынском языке и сейчас курган называют «могила», «магула») – по структуре оно не славянское, возможно, иранского происхождении (там оно значило «холм мага») от сарматского субстрата (позже значение сместилось и слов стало обозначать ‘яма для помещения покойника’). Потом в русский язык (от половцев-кыпчаков и их родичей) вошло тюркское слово «курган». В тюркских языках оно означало «крепость», в древнерусском поначалу тоже, а затем с древних городищ перешло на могильные холмы, за ними и закрепилось. В латыни ему соответствует tumulus, в немецком Hügel, в английcком barrow.

 

Рассмотрим разные значения термина «курганная культура»

  1. «Культура курганных погребений» — археологическая культура (или группа культур) среднего бронзового века (1450-1250 гг. до н.э), бр. В и С по П. Ренейке, распространённая в Центральной Европе (от Альп до Балтики и от Западной Германии до Словакии) и кое-где за ее пределами (например, армориканская культура в Бретани) и состоящая из ряда более узких локальных групп, которые правильнее называть культурами. Объединяют их курганный погребальный обряд, преобладание скотоводства над земледелием и формы бронзовых орудий, а керамика у них разная. Возможно, они происходят из разных этнических групп, а единый погребальный обряд зависит, вероятно, от религиозной общности и сигнализирует о ней. Но и биологически у них много общего: по-видимому, в этих группах доминирует гаплогруппа R1b. В числе курганных локальных групп (или курганных культур) различают вюртембергскую, хагенау (в Эльзасе), группу Фульда-Верра, люнебургскую, среднерейнскую, нижнерейнскую, восточногессенскую, юра и альпийскую в Швейцарии, баварскую, среднедунайскую.
Горшок_Северодонечкая ямная культ

Керамика северодонецкой ямной культуры.

Господствующей формой керамики в этой культурной общности была амфора, часто встречаются миски (иногда на ножке), чаши, кувшины с высоким горлом и ленточной ручкой и разные виды кухонной посуды. Орнамент резной или штампованный. На сосудах западных групп иногда бывают глубокие насечки, заполненные инкрустацией; на сосудах восточных групп обычен пластический орнамент — простые сосковидные выпуклости, ребристая поверхность или вертикальные желобки (каннелюры).

Поселения этой культурной общности малоизвестны, плохо выявляются — видимо, население было весьма подвижным, и поселения оставляли мало следов. Они обычно размещены на малоплодородных почвах, однако удобных для выпаса стад. Всё же эти люди не были кочевниками: владели большими стадами свиней.

Могильники у них обычно небольшие — из нескольких десятков насыпей. Курганы окружены каменным венцом (кромлехом) и содержат каменные, иногда деревянные конструкции. В каждом кургане по одному погребению, обычно вытянутому. Покойник располагается  либо на поверхности земли, либо в яме. Большей частью практиковалась ингумация (трупоположение), но есть и кремация (трупосожжение). Изредка встречаются парные погребения мужчин и женщин. Не выявлено зависимости между величиной курганной насыпи, количеством погребений и богатством инвентаря. То есть, заметной социальной дифференциации не было или она еще не отразилась в обряде.

Могильный инвентарь богат металлом, больше всего украшений — булавок, больших спиральных браслетов, подвесок, в ККК_бронз издчастности «очковых спиралей». Кроме украшений в могилах находят оружие и орудия из бронзы. К этой культуре относится  множество кладов бронзовых вещей косидерского горизонта (особенно много в Венгрии), в том числе предметов, указывающих на культурные и торговые связи с отдаленными областями. В кладах преобладают слитки металла, иногда в виде шейных обручей или массивных прутьев с утолщением посредине. Впервые для бронзового века Европы появились пинцеты и двулезвийные округлые бритвы с рукоятью, заканчивающейся кольцом. Шилья  и топоры традиционны, но к ним добавились бронзовый серп и ножи с литой рукоятью, тоже заканчивающейся кольцом. По сравнению с предшествующим периодом бронзового века кинжалы значительно удлинились, а в позднем периоде превратились в мечи с цельнолитой рукоятью и овальным или восьмигранным эфесом. Бронзовые наконечники копий и стрел обычны, а специфичны пальстабы или пальставы (топоры с закраинами, свернутыми почти во втулку), секиры с дисковидным или вееровидным обухом.

В Баварии и Австрии на возвышенностях обнаружены святилища с костями жертвенных животных и разбитыми сосудами. На поселениях  найдены небольшие алтари из глины с росписью, сожженная пшеница и глиняные фигурки.

Возможно, эта культурная общность являлась продолжением унетицкой культуры. Занимала она те же земли (плюс Баварию и Вюртемберг, где наиболее сконцентрировалась). В конце бронзового века ей наследовала культура «полей погребальных урн» (нем. Urnenfelderkultur).

 

  1. Культура кофун — археологическая культура эпохи раннего железа, распространённая на территории Японии в 4—6 вв. н. э. Эпоха ее существования носит название эпохи Ямато – по местности, в которой возникло воинственное государство всадников — «японских скифов». Оно отмечено возникновением курганных насыпей. Первый период (250 – 538 гг. н.э.)
    Кофун-захоронение

    Захоронение культуры кофун.

    эпохи Ямато так и называется «период курганов» — кофун дзидай («кофун» по-японски ‘древний курган’). Сначала курганы имели в плане форму круга или четырехугольника, а классический курган кофун – это круг с присоединенным к нему четырехугольнком. Основу кургана составляет каменная или деревянная гробница, такой курган достигает 400 м в длину и имеет башмаковидную форму. В инвентарь входят керамика, каменные вотивные изображения предметов, железное оружие, зеркала и кривые яшмовые подвески («магатама«), свойственные, впрочем, и предшествующей (то есть бронзового века) «культуре мечей«. В поселениях этого времени находят стрелы и керамику, сходные с типичными для другой культуры бронзового века — «культуры колоколов«.

 

В первый период (кофун) власть в Ямато была с местным шаманским оттенком, во втором население предстало народом воинственных всадников, полагают, в результате завоевания кочевниками (народ этот  распространен и на континенте – в Корее).

 

  1. Культура Строителей курганов (англ. Mound Builders) — североамериканская культура, обнаруженная прибывшими в Америку колонистами и сооружавшая земляные курганы для погребений или ритуальных целей. Названа так потому, что американские археологи XVI — XIX вв. не могли поверить, что индейцы были достаточно развиты, чтобы соорудить такие конструкции, и приписывали их некой посторонней расе, побывавшей тут (викинги, пропавшие колена Израилевы, джаредиты из «Книги Мормона», атланты и т. п.). На деле под этим термином объединено несколько культур – по нынешней американской периодизации, архаичного и лесного (вудлендского) периода (культуры адена и хоупвелл), а также миссисипская культура. Культуры эти существовали с начала 3 тыс. до н. э. по 16 в. н. э. в районе Великих Озёр, рек Огайо и Миссисипи. На юго-западе США курганные культуры менее распространены (культуры древних пуэбло).

Обычно американские насыпи  — это погребальные или церемониальные сооружения в виде пирамид со срезанным верхом или курганы с платформой, иногда налицо закруглённые конусы. Некоторые курганы — их называют фигурными — имеют форму животных или изображают что-то еще.

 

  1. Курганная культура степей Евразии в энеолите и бронзовом веке – это общность, выделенная Марией Гимбутас в 1956 г. в основом по одному признаку – наличию кургана, с подтягиванием дополнительных признаков: преобладанию скотоводства, особенно коневодства, обладанию колесным транспортом, воинственностью и др. Гимбутас реконструировала формирование этой общности в степях (в энеолите) и ее вторжение в Европу, где она смела и уничтожила древневропейскую и доиндоевропейскую цивилизацию и куда принесла индоевропейскую речь.
BC4400Gimbutas-Map

Карта распространения культур по М.Гимбутас. 0 — происхождение курганных культур; 1,2,3 — волны распространения курганных культур; N — некурганные культуры.

По сути, Гимбутас слила воедино целый ряд культур – ямную, среднестоговскую, самарскую, хвалынскую, катакомбную и др. Слияние этих культур тоже имеет давнюю традицию: сначала российские археологи их не различали и писали о «культуре скорченных и окрашенных костяков» (а иностранцы передавали ее как «культуру погребений с охрой» (нем. Ockergräberkultur). Некоторые до сих пор так пишут. Но обычно сюда включали только ямную, катакомбную, полтавкинскую и срубную. У Гимбутас наиболее широкий охват. Подключила она сюда и майкопскую культуру – в ней оказались самые древние курганы.

По Гимбутас, степняки с курганным обрядом вторгались в Европу тремя волнами: в начале второй половины V тыс. до н. э. они смели развитые культуры земледельческие культуры расписной керамики (включая Триполье), после середины IV тыс. распространили с Кавказа мышьяковистые бронзы, а на рубеже IV — III тыс., двигаясь как «позднеямные» полчища,  сформировали индоевропейские культуры Европы.

В целом Гимбутас основывалась на выводах лингвистов XIX века Виктора Гена и Отто Шрадера и археологов первой половины ХХ века, прежде всего Эрнста Вале. Все они помещали прародину индоевропейцев в степях. Эрнст Вале, ученик Косинны, в вопросе о происхождении индоевропейцев («индогерманцев», как выражались немцы) выступил против своего учителя и его походы «индогерманцев» из центра Европы – Германии, повернул в противоположную сторону, предположив массовую миграцию из понтокаспийских степей на запад. После войны Вале стал патриархом новой немецкой археологии, преподавая в Гейдельберге. Гимбутас, эмигрировав из Литвы, проходила стажировку в Гейдельберге, потом уехала в США. Британский археолог Гордон Чайлд также повернул походы Косинны вспять. Вот в этой обстановке «курганная гипотеза» Гимбутас сформировалась и приобрела влиятельность.

tripolskaja-kultura_1

Сосуд трипольской культуры (Украина)

С этого времени она успешно конкурировала с анатолийско-закавказской гипотезой Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, Колина Ренфру, с дунайской гипотезой И. М. Дьяконова и В. А. Сафронова и с несколькими другими. С рядом существенных поправок (с осовремениванием) концепцию развивают Дж. Мэллори, Д. Энтони, В. А. Дергачев и  др. В их рассуждениях термин «курганная культура» всё-таки исчез, и степная общность свелась к ямной культуре, но предшествующие в степях культуры (хвалынская, среднестоговская и др.) рассматриваются как ее корни, а курган эти исследователи ведут из майкопской культуры в ямную.

В последнее время эту концепцию  происхождения индоевропейцев поддержали генетики, обнаружив изрядный по объему общий генетический компонент в ямной культуре и культурах бронзового века Европы.

Шнур керамика

Сосуд культуры шнуровой керамики.

В археологическом материале, однако, прямого продвижения ямной культуры на запад за пределы степного ландшафта (самый западный участок степи – в Венгрии) незаметно, корни культур Европы в ямной культуре также не обнаруживаются, за исключением идеи кургана и еще нескольких деталей социально-экономического характера. Выводы генетиков содержат необъяснимые противоречия: градиент распределения «ямного» вклада в европейских культурах ведет не из ямной к скандинавским (с соответствующим ослаблением), а наоборот – из них к ямной; экспансия констатируется не у ямных гаплогрупп).

Поэтому помещение прародины индоевропейцев в степях при их отождествлении с ямной культурой остается спорным, а выделение курганной культуры практически никем из видных археологов не поддерживается. Хотя гипотеза о проникновении идеи кургана с Кавказа в Европу через ямную культуру обсуждается. Но американское и европейское население явно стало возводить курганы независимо друг от друга. Почему эта идея не могла родиться в Евразии у разных групп населения также независимо? Она не столь уж замысловата.

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015