Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Курганная культура

Курганная культура

Курганная культура – термин, в археологии имеющий, к сожалению, много значений. Поэтому употребляется с разными уточнениями и модификациями.

1) курганная культура среднего и позднего бронзового века Центральной Европы, «культура курганных погребений» (нем. Hügelgräberkultur).

2) курганная культура Америки – «культура строителей холмов».

3) курганная культура Японии – культура кофун.

4) курганная культура раннего бронзового века — степная, по курганной (ныне говорят «ямной») концепции (происхождения индоевропейцев) Марии Гимбутас.

Все эти термины имеют хождение, и это может породить путаницу, но обычно не приводит к ней из-за разных сфер приложения.

Всё дело в том, что археологи часто пренебрегают правилом называть выделяемые ими культуры по типичному местонахождению (первому найденному или наиболее характерному и богатому – такой памятник именуется эпонимным) и называют их по характерному признаку, характерной особенности (типичной находке, форме или орнаменту керамики, специфичному сооружению). А такой признак может встречаться в разных культурах вне связи между ними. Это и произошло с курганом.

Курган-Украина

Курган на территории Украины.

Курган – это искусственно насыпанный холм из земли или камней, обычно возведенный в связи с погребением (над погребением или для погребения в нем или в память об умершем). В русском языке для названия обычно использовалось слово «холм», или «насыпь», «сопка». Довольно рано в славянские языки вошло для него слово «могила» (в украинском, южнославянских и даже в румынском языке и сейчас курган называют «могила», «магула») – по структуре оно не славянское, возможно, иранского происхождении (там оно значило «холм мага») от сарматского субстрата (позже значение сместилось и слов стало обозначать ‘яма для помещения покойника’). Потом в русский язык (от половцев-кыпчаков и их родичей) вошло тюркское слово «курган». В тюркских языках оно означало «крепость», в древнерусском поначалу тоже, а затем с древних городищ перешло на могильные холмы, за ними и закрепилось. В латыни ему соответствует tumulus, в немецком Hügel, в английcком barrow.

 

Рассмотрим разные значения термина «курганная культура»

  1. «Культура курганных погребений» — археологическая культура (или группа культур) среднего бронзового века (1450-1250 гг. до н.э), бр. В и С по П. Ренейке, распространённая в Центральной Европе (от Альп до Балтики и от Западной Германии до Словакии) и кое-где за ее пределами (например, армориканская культура в Бретани) и состоящая из ряда более узких локальных групп, которые правильнее называть культурами. Объединяют их курганный погребальный обряд, преобладание скотоводства над земледелием и формы бронзовых орудий, а керамика у них разная. Возможно, они происходят из разных этнических групп, а единый погребальный обряд зависит, вероятно, от религиозной общности и сигнализирует о ней. Но и биологически у них много общего: по-видимому, в этих группах доминирует гаплогруппа R1b. В числе курганных локальных групп (или курганных культур) различают вюртембергскую, хагенау (в Эльзасе), группу Фульда-Верра, люнебургскую, среднерейнскую, нижнерейнскую, восточногессенскую, юра и альпийскую в Швейцарии, баварскую, среднедунайскую.
Горшок_Северодонечкая ямная культ

Керамика северодонецкой ямной культуры.

Господствующей формой керамики в этой культурной общности была амфора, часто встречаются миски (иногда на ножке), чаши, кувшины с высоким горлом и ленточной ручкой и разные виды кухонной посуды. Орнамент резной или штампованный. На сосудах западных групп иногда бывают глубокие насечки, заполненные инкрустацией; на сосудах восточных групп обычен пластический орнамент — простые сосковидные выпуклости, ребристая поверхность или вертикальные желобки (каннелюры).

Поселения этой культурной общности малоизвестны, плохо выявляются — видимо, население было весьма подвижным, и поселения оставляли мало следов. Они обычно размещены на малоплодородных почвах, однако удобных для выпаса стад. Всё же эти люди не были кочевниками: владели большими стадами свиней.

Могильники у них обычно небольшие — из нескольких десятков насыпей. Курганы окружены каменным венцом (кромлехом) и содержат каменные, иногда деревянные конструкции. В каждом кургане по одному погребению, обычно вытянутому. Покойник располагается  либо на поверхности земли, либо в яме. Большей частью практиковалась ингумация (трупоположение), но есть и кремация (трупосожжение). Изредка встречаются парные погребения мужчин и женщин. Не выявлено зависимости между величиной курганной насыпи, количеством погребений и богатством инвентаря. То есть, заметной социальной дифференциации не было или она еще не отразилась в обряде.

Могильный инвентарь богат металлом, больше всего украшений — булавок, больших спиральных браслетов, подвесок, в ККК_бронз издчастности «очковых спиралей». Кроме украшений в могилах находят оружие и орудия из бронзы. К этой культуре относится  множество кладов бронзовых вещей косидерского горизонта (особенно много в Венгрии), в том числе предметов, указывающих на культурные и торговые связи с отдаленными областями. В кладах преобладают слитки металла, иногда в виде шейных обручей или массивных прутьев с утолщением посредине. Впервые для бронзового века Европы появились пинцеты и двулезвийные округлые бритвы с рукоятью, заканчивающейся кольцом. Шилья  и топоры традиционны, но к ним добавились бронзовый серп и ножи с литой рукоятью, тоже заканчивающейся кольцом. По сравнению с предшествующим периодом бронзового века кинжалы значительно удлинились, а в позднем периоде превратились в мечи с цельнолитой рукоятью и овальным или восьмигранным эфесом. Бронзовые наконечники копий и стрел обычны, а специфичны пальстабы или пальставы (топоры с закраинами, свернутыми почти во втулку), секиры с дисковидным или вееровидным обухом.

В Баварии и Австрии на возвышенностях обнаружены святилища с костями жертвенных животных и разбитыми сосудами. На поселениях  найдены небольшие алтари из глины с росписью, сожженная пшеница и глиняные фигурки.

Возможно, эта культурная общность являлась продолжением унетицкой культуры. Занимала она те же земли (плюс Баварию и Вюртемберг, где наиболее сконцентрировалась). В конце бронзового века ей наследовала культура «полей погребальных урн» (нем. Urnenfelderkultur).

 

  1. Культура кофун — археологическая культура эпохи раннего железа, распространённая на территории Японии в 4—6 вв. н. э. Эпоха ее существования носит название эпохи Ямато – по местности, в которой возникло воинственное государство всадников — «японских скифов». Оно отмечено возникновением курганных насыпей. Первый период (250 – 538 гг. н.э.)
    Кофун-захоронение

    Захоронение культуры кофун.

    эпохи Ямато так и называется «период курганов» — кофун дзидай («кофун» по-японски ‘древний курган’). Сначала курганы имели в плане форму круга или четырехугольника, а классический курган кофун – это круг с присоединенным к нему четырехугольнком. Основу кургана составляет каменная или деревянная гробница, такой курган достигает 400 м в длину и имеет башмаковидную форму. В инвентарь входят керамика, каменные вотивные изображения предметов, железное оружие, зеркала и кривые яшмовые подвески («магатама«), свойственные, впрочем, и предшествующей (то есть бронзового века) «культуре мечей«. В поселениях этого времени находят стрелы и керамику, сходные с типичными для другой культуры бронзового века — «культуры колоколов«.

 

В первый период (кофун) власть в Ямато была с местным шаманским оттенком, во втором население предстало народом воинственных всадников, полагают, в результате завоевания кочевниками (народ этот  распространен и на континенте – в Корее).

 

  1. Культура Строителей курганов (англ. Mound Builders) — североамериканская культура, обнаруженная прибывшими в Америку колонистами и сооружавшая земляные курганы для погребений или ритуальных целей. Названа так потому, что американские археологи XVI — XIX вв. не могли поверить, что индейцы были достаточно развиты, чтобы соорудить такие конструкции, и приписывали их некой посторонней расе, побывавшей тут (викинги, пропавшие колена Израилевы, джаредиты из «Книги Мормона», атланты и т. п.). На деле под этим термином объединено несколько культур – по нынешней американской периодизации, архаичного и лесного (вудлендского) периода (культуры адена и хоупвелл), а также миссисипская культура. Культуры эти существовали с начала 3 тыс. до н. э. по 16 в. н. э. в районе Великих Озёр, рек Огайо и Миссисипи. На юго-западе США курганные культуры менее распространены (культуры древних пуэбло).

Обычно американские насыпи  — это погребальные или церемониальные сооружения в виде пирамид со срезанным верхом или курганы с платформой, иногда налицо закруглённые конусы. Некоторые курганы — их называют фигурными — имеют форму животных или изображают что-то еще.

 

  1. Курганная культура степей Евразии в энеолите и бронзовом веке – это общность, выделенная Марией Гимбутас в 1956 г. в основом по одному признаку – наличию кургана, с подтягиванием дополнительных признаков: преобладанию скотоводства, особенно коневодства, обладанию колесным транспортом, воинственностью и др. Гимбутас реконструировала формирование этой общности в степях (в энеолите) и ее вторжение в Европу, где она смела и уничтожила древневропейскую и доиндоевропейскую цивилизацию и куда принесла индоевропейскую речь.
BC4400Gimbutas-Map

Карта распространения культур по М.Гимбутас. 0 — происхождение курганных культур; 1,2,3 — волны распространения курганных культур; N — некурганные культуры.

По сути, Гимбутас слила воедино целый ряд культур – ямную, среднестоговскую, самарскую, хвалынскую, катакомбную и др. Слияние этих культур тоже имеет давнюю традицию: сначала российские археологи их не различали и писали о «культуре скорченных и окрашенных костяков» (а иностранцы передавали ее как «культуру погребений с охрой» (нем. Ockergräberkultur). Некоторые до сих пор так пишут. Но обычно сюда включали только ямную, катакомбную, полтавкинскую и срубную. У Гимбутас наиболее широкий охват. Подключила она сюда и майкопскую культуру – в ней оказались самые древние курганы.

По Гимбутас, степняки с курганным обрядом вторгались в Европу тремя волнами: в начале второй половины V тыс. до н. э. они смели развитые культуры земледельческие культуры расписной керамики (включая Триполье), после середины IV тыс. распространили с Кавказа мышьяковистые бронзы, а на рубеже IV — III тыс., двигаясь как «позднеямные» полчища,  сформировали индоевропейские культуры Европы.

В целом Гимбутас основывалась на выводах лингвистов XIX века Виктора Гена и Отто Шрадера и археологов первой половины ХХ века, прежде всего Эрнста Вале. Все они помещали прародину индоевропейцев в степях. Эрнст Вале, ученик Косинны, в вопросе о происхождении индоевропейцев («индогерманцев», как выражались немцы) выступил против своего учителя и его походы «индогерманцев» из центра Европы – Германии, повернул в противоположную сторону, предположив массовую миграцию из понтокаспийских степей на запад. После войны Вале стал патриархом новой немецкой археологии, преподавая в Гейдельберге. Гимбутас, эмигрировав из Литвы, проходила стажировку в Гейдельберге, потом уехала в США. Британский археолог Гордон Чайлд также повернул походы Косинны вспять. Вот в этой обстановке «курганная гипотеза» Гимбутас сформировалась и приобрела влиятельность.

tripolskaja-kultura_1

Сосуд трипольской культуры (Украина)

С этого времени она успешно конкурировала с анатолийско-закавказской гипотезой Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, Колина Ренфру, с дунайской гипотезой И. М. Дьяконова и В. А. Сафронова и с несколькими другими. С рядом существенных поправок (с осовремениванием) концепцию развивают Дж. Мэллори, Д. Энтони, В. А. Дергачев и  др. В их рассуждениях термин «курганная культура» всё-таки исчез, и степная общность свелась к ямной культуре, но предшествующие в степях культуры (хвалынская, среднестоговская и др.) рассматриваются как ее корни, а курган эти исследователи ведут из майкопской культуры в ямную.

В последнее время эту концепцию  происхождения индоевропейцев поддержали генетики, обнаружив изрядный по объему общий генетический компонент в ямной культуре и культурах бронзового века Европы.

Шнур керамика

Сосуд культуры шнуровой керамики.

В археологическом материале, однако, прямого продвижения ямной культуры на запад за пределы степного ландшафта (самый западный участок степи – в Венгрии) незаметно, корни культур Европы в ямной культуре также не обнаруживаются, за исключением идеи кургана и еще нескольких деталей социально-экономического характера. Выводы генетиков содержат необъяснимые противоречия: градиент распределения «ямного» вклада в европейских культурах ведет не из ямной к скандинавским (с соответствующим ослаблением), а наоборот – из них к ямной; экспансия констатируется не у ямных гаплогрупп).

Поэтому помещение прародины индоевропейцев в степях при их отождествлении с ямной культурой остается спорным, а выделение курганной культуры практически никем из видных археологов не поддерживается. Хотя гипотеза о проникновении идеи кургана с Кавказа в Европу через ямную культуру обсуждается. Но американское и европейское население явно стало возводить курганы независимо друг от друга. Почему эта идея не могла родиться в Евразии у разных групп населения также независимо? Она не столь уж замысловата.

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015