Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Карасукская культура

Карасукская культура

Общие сведения.  Археологическая культура позднего бронзового века Южной Сибири и Казахстана, последний из трех этапов в созданной в 1920-е годы периодизации С. А. Теплоухова для бронзового века Сибири. Датировка: конец 2-го – начало 1-го тыс. до н. э. Названа по эпонимным памятникам на реке Карасук в Минусинской котловине (Хакасия). Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского моря, захватывая Северный Китай. М. П. Грязнов выделил особый, поздний этап карасукской культуры — каменноложский (по Каменному Логу у с. Батени). Теперь в карасукской культуре выделяют две традиции — классическую и лугавскую (каменноложскую). Вообще понятием карасукской культуры покрываются многие группы памятников, но с течением времени из них стали выделяться самостоятельные культуры, например в Западной Сибири – ирменская (названа по селу на Оби).

Карасукская культура сменяется тагарской культурой.

Артефакты. Культура известна главным образом по могильникам. Покойников хоронили в каменных ящиках под курганами. Известно более 2000 захоронений. Ящики в одних районах прямоугольные, в других – трапецевидные. В больших могильниках они примыкают один к другому пристройками, образуя целые структуры. В головах ставили глиняные сосоуды и на деревянной подставке клали куски мяса с костями, всегда определенные части туши по ритуалу. Сосуды круглодонные, в виде сплюснутого или вытянутого шара со срезанным верхом. Орнамент резной или штампом, под венчиком, изредка от венчика спускаются треугольные фестоны.

Судя по погребальному инвентарю, вооружением воинов карасукской культуры были копья с бронзовыми прорезными наконечниками и бронзовые колющие мечи. Кроме них в могилах встречаются кинжалы, ножи, лапчатые подвески, бусы, бляхи, пуговицы. Рукоять кинжала расположена под углом по отношению к лезвию, а конец рукояти оформлен литьем в виде головки козла, барана, лося. Изображения реалистичны и искусно сделаны и могут рассматриваться как предшественники скифского искусства. Они сильно отличаются от грубо схематичных рисунков на каменных плитах могил.

Раскопано и несколько поселений, преимущественно каменноложских. Жилища в основном землянки. Хозяйство складывалось главным образом из скотоводства с примитивным земледелием. В стаде преобладал крупный рогатый скот, значит отгонным скотоводство вряд ли было. В карасукское время лошадь видимо уже используется для верховой езды. Зафиксированы торговые связи с Китаем.

Происхождение. О происхождении карасукской культуры спорят:

  • одни доказывают её местное происхождение – от андроновской культуры (М. П. Грязнов, Г. Максименков и др.)
  • другие полагают ее пришлой, причем производят из разных очагов:
    • из центрально-азиатских степей и северо-западного Китая (С. В. Киселев, Э. А. Новгородова, Г. Ф. Дебец),
    • с Ближнего Востока — Н. Л. Членова;
    • из Средней Азии, в качестве носителей европеоидного памиро-ферганского антропологического типа (В. П. Алексеев).
  • Многие пришли к выводу, что карасукская культура является смешанной из южных и центральноазиатских компонентов, полагая что она развилась на основе окуневской культуры под андроновским влиянием.

Антропологический облик и ДНК. По данным антропологов, основное ядро карасукцев прибыло с юга из среднеазиатского региона, поскольку в карасукских могилах находят черепа людей европеоидного памиро-афганского типа (акад. В. П. Алексеев).

По мнению же Л. Н. Гумилева, культура создана кочевниками-монголоидами, а наличие черепов европеоидного типа он объясняет смешением с динлинами), исходным же ареалом распространения был, по Гумилеву, северный Китай.

Большинство исследователей (В. А. Дремов, А. Н. Багашев и др.) считает карасукцев результатом смешения: европеоидный «андроновский» антропологический тип был дополнен монголоидами — пришельцами из восточных районов Центральной Азии.

Анализы ДНК у двух представителей карасукской культуры выявили митохондриальные гаплогруппы U5a1 и U4, а у двух других карасукцев была определена мужская гаплогруппа R1a1. Это данные 2009 г.

По антропологическому облику (язык же неизвестен) некоторые исследователи выдвигают и гипотезы о наследии карасукцев. Так Н. Л. Членова полагает, что карасукцы являются предками кетов – сибирской народности без близкого языкового родства. Ж. Ван Дрим предполагает, что бурушаски (индоиранская народность на Памире) — потомки карасукской культуры.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015