Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лейлатепинская культура

Лейлатепинская культура

Лейлатепинская культура, культура Лейлатепе — археологическая культура позднего энеолита (халколита), распространенная в степях на юго-западных склонах Большого Кавказа и северо-восточных склонах Малого Кавказа (на современной территории западного и центрального Азербайджана, отчасти в Грузии и на спорной территории Карабаха, особенно густо – в Агдамском районе Азербайджана). По расчетам (2015 г.) Р. М. Мунчаева и Ш. Н. Амирова, датируется со второй четверти IV тыс. (т. е. примерно с 3750 г.) до рубежа IV и III тысячелетий до н. э. Выделена советским/азербайджанским археологом И.Г.Наримановым в 80-х годах ХХ века. К настоящему времени обнаружено около 100 памятников.

Слои этой культуры перекрывают отложения раннеэнеолитической культуры  шомутепе-шулавери и иногда более поздней сиони-цопи (обе распространены были и в Грузии, откуда и названия). В свою очередь слои культуры лейлатепе перекрыты слоями развитой куро-аракской культуры раннебронзового века. Ранняя куро-аракская, возможно, сосуществовала с лейлатепинской – есть комплексы со взаимными импортами.

Поселение Лейлатепе, как всякое древнее переднеазиатское поселение, очень скученное. Жилища прямоугольные, из сырцового кирпича с отверстиями в крыше для выхода дыма, построены впритык друг к другу. Это кишлак с дувалами (глинобитными заборами). В других поселениях турлучные строения: стены сплетены из хвороста и обмазаны глиной.

Погребения – интрамуральные (прямо на поселениях) погребения (чаще детей) в керамических сосудах-пифосах. Аналогичные погребения в Западной Грузии выделяются в культуру кувшинных погребений (jar-buried culture), но та гораздо позже по времени. Вообще кувшинные погребения с тех пор надолго утверждаются в Азербайджане. Есть и курганные погребения – в Союг Булаге. В основном погребения ориентированы на СЗ. Они показали, что в Азербайджане этот вид погребальных сооружений очень ранний – начало IV тыс. Еще интереснее недавно обнаруженное в лейлатепинском поселении Галаери (возле Габалинского (или Кабалинсокго аэропорта) катакомбного погребения – это древнейшее катакомбное погребение в Европе!

Керамика круглодонная, изредка плоскодонная, сделана на кругу, имеет примесь соломы и шамота (битых черепков), в ангобирована в светлые тона (ангоб – это жидкая глина, нанесенная на поверхность сосуда до обжига). Большей частью неорнаментированная, но иногда с росписью и с гребенчатым орнаментом. Ни у местной предшествующей культуры, ни у последующей куро-аракской гончарного круга не было.

53308758

Керамика из катакомбной могилы в Кабале (4 тысячи лет до н.э.)

 

37988048

Керамика из катакомбной могилы в Кабале (4 тысячи лет до н.э.)

 

Каменный инвентарь – зернотерки, ступки, песты, кремневые вкладыши (серпов?),

Очень развитая металлургия.  Изготавливали проволоку, шилья, ножи. Обнаружены медеплавильные печи а также выплески от плавки металла, то есть от холодной ковки мастера уже перешли к плавке.

15855149

Украшения из катакомбной могилы в Кабале (4 тысячи лет до н.э.)

 

Лейлатепинская культура во многом схожа с позднеэнеолитическими памятниками   Восточной Анатолии (Арслантепе и др.) и Сирии – с северными памятниками убейдской культуры. Многие явления лейлатепинской культуры не имеют местных корней и явно прибыли с юга. Сюда относятся: гончарная керамика с примесью соломы в тесте, прямоугольные жилища из сырцового кирпича, интрамуральные детские погребения в пифосах, печати-штампы, так называемые глиняные гвозди  и др. Погребальные камеры и храмы Тепе Гавра  Xa — VIIIb также ориентированы на СЗ. Многие орудия из кремня, как на Ближнем Востоке, тогда как местные культуры предпочитали обсидиан. Из всего этого сделан вывод о том, что памятники лейлатепинской культуры оставлены мигрантами с юга, из убейд-урукского круга Ближнего Востока.

Но придя в эти места, убейдские переселенцы смешивались с местным населением. Около 25% керамики оказывается местного происхождения. Это посуда культуры сиони-цопи.

С другой стороны, лейлатепинские памятники схожи и с майкопскими. Сама идея кургана для того раннего времени показательна. В майкопских курганах погребальные камеры также ориентированы на СЗ. Гончарный круг явно прибыл в Майкоп с юга. Легкие наземные конструкции жилья характерны для обеих культур. Из этого сделан вывод, что лейлатепинцы и есть посредствующее звено, которое показывает, какими путями ближневосточные основатели майкопской культуры прибыли на Северный Кавказ, то есть лейлатепинцы– это протомайкопцы. Предполагается, что они мигрировали на север из-за ухудшения климатических условий в степях – аридизации. Советская археологическая экспедиция в Сирию выявила сходство майкопской и лейлатепинской культур с артефактами города Телль Хазна на севере Сирии, датируемого IV тысячелетием до н. э.

Но поселения майкопской культуры имеют и отличия от лейлатепинских. Они без сырцовой архитектуры, не скученные, состоят из легких жилищ и больше напоминают черкесский аул хабль, чем кишлак с дувалами. Так что и тут сказывалось участие местного населения с традициями, обусловленными иной природой.

ЛСК

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015