Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лейлатепинская культура

Лейлатепинская культура

Лейлатепинская культура, культура Лейлатепе — археологическая культура позднего энеолита (халколита), распространенная в степях на юго-западных склонах Большого Кавказа и северо-восточных склонах Малого Кавказа (на современной территории западного и центрального Азербайджана, отчасти в Грузии и на спорной территории Карабаха, особенно густо – в Агдамском районе Азербайджана). По расчетам (2015 г.) Р. М. Мунчаева и Ш. Н. Амирова, датируется со второй четверти IV тыс. (т. е. примерно с 3750 г.) до рубежа IV и III тысячелетий до н. э. Выделена советским/азербайджанским археологом И.Г.Наримановым в 80-х годах ХХ века. К настоящему времени обнаружено около 100 памятников.

Слои этой культуры перекрывают отложения раннеэнеолитической культуры  шомутепе-шулавери и иногда более поздней сиони-цопи (обе распространены были и в Грузии, откуда и названия). В свою очередь слои культуры лейлатепе перекрыты слоями развитой куро-аракской культуры раннебронзового века. Ранняя куро-аракская, возможно, сосуществовала с лейлатепинской – есть комплексы со взаимными импортами.

Поселение Лейлатепе, как всякое древнее переднеазиатское поселение, очень скученное. Жилища прямоугольные, из сырцового кирпича с отверстиями в крыше для выхода дыма, построены впритык друг к другу. Это кишлак с дувалами (глинобитными заборами). В других поселениях турлучные строения: стены сплетены из хвороста и обмазаны глиной.

Погребения – интрамуральные (прямо на поселениях) погребения (чаще детей) в керамических сосудах-пифосах. Аналогичные погребения в Западной Грузии выделяются в культуру кувшинных погребений (jar-buried culture), но та гораздо позже по времени. Вообще кувшинные погребения с тех пор надолго утверждаются в Азербайджане. Есть и курганные погребения – в Союг Булаге. В основном погребения ориентированы на СЗ. Они показали, что в Азербайджане этот вид погребальных сооружений очень ранний – начало IV тыс. Еще интереснее недавно обнаруженное в лейлатепинском поселении Галаери (возле Габалинского (или Кабалинсокго аэропорта) катакомбного погребения – это древнейшее катакомбное погребение в Европе!

Керамика круглодонная, изредка плоскодонная, сделана на кругу, имеет примесь соломы и шамота (битых черепков), в ангобирована в светлые тона (ангоб – это жидкая глина, нанесенная на поверхность сосуда до обжига). Большей частью неорнаментированная, но иногда с росписью и с гребенчатым орнаментом. Ни у местной предшествующей культуры, ни у последующей куро-аракской гончарного круга не было.

53308758

Керамика из катакомбной могилы в Кабале (4 тысячи лет до н.э.)

 

37988048

Керамика из катакомбной могилы в Кабале (4 тысячи лет до н.э.)

 

Каменный инвентарь – зернотерки, ступки, песты, кремневые вкладыши (серпов?),

Очень развитая металлургия.  Изготавливали проволоку, шилья, ножи. Обнаружены медеплавильные печи а также выплески от плавки металла, то есть от холодной ковки мастера уже перешли к плавке.

15855149

Украшения из катакомбной могилы в Кабале (4 тысячи лет до н.э.)

 

Лейлатепинская культура во многом схожа с позднеэнеолитическими памятниками   Восточной Анатолии (Арслантепе и др.) и Сирии – с северными памятниками убейдской культуры. Многие явления лейлатепинской культуры не имеют местных корней и явно прибыли с юга. Сюда относятся: гончарная керамика с примесью соломы в тесте, прямоугольные жилища из сырцового кирпича, интрамуральные детские погребения в пифосах, печати-штампы, так называемые глиняные гвозди  и др. Погребальные камеры и храмы Тепе Гавра  Xa — VIIIb также ориентированы на СЗ. Многие орудия из кремня, как на Ближнем Востоке, тогда как местные культуры предпочитали обсидиан. Из всего этого сделан вывод о том, что памятники лейлатепинской культуры оставлены мигрантами с юга, из убейд-урукского круга Ближнего Востока.

Но придя в эти места, убейдские переселенцы смешивались с местным населением. Около 25% керамики оказывается местного происхождения. Это посуда культуры сиони-цопи.

С другой стороны, лейлатепинские памятники схожи и с майкопскими. Сама идея кургана для того раннего времени показательна. В майкопских курганах погребальные камеры также ориентированы на СЗ. Гончарный круг явно прибыл в Майкоп с юга. Легкие наземные конструкции жилья характерны для обеих культур. Из этого сделан вывод, что лейлатепинцы и есть посредствующее звено, которое показывает, какими путями ближневосточные основатели майкопской культуры прибыли на Северный Кавказ, то есть лейлатепинцы– это протомайкопцы. Предполагается, что они мигрировали на север из-за ухудшения климатических условий в степях – аридизации. Советская археологическая экспедиция в Сирию выявила сходство майкопской и лейлатепинской культур с артефактами города Телль Хазна на севере Сирии, датируемого IV тысячелетием до н. э.

Но поселения майкопской культуры имеют и отличия от лейлатепинских. Они без сырцовой архитектуры, не скученные, состоят из легких жилищ и больше напоминают черкесский аул хабль, чем кишлак с дувалами. Так что и тут сказывалось участие местного населения с традициями, обусловленными иной природой.

ЛСК

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015