Доска объявлений

«Генетика человека и патология» 20-22 ноября 2019 г. Томск

Уважаемые коллеги!

Научно-исследовательский институт медицинской генетики Томского
НИМЦ информирует о проведении XII научной конференции «Генетика
человека и патология: Актуальные проблемы клинической и молекулярной цитогенетики».
Конференция состоится 20-22 ноября 2019 года в г.Томске
и будет посвящена памяти член-корреспондента РАМН, профессора Сергея Андреевича Назаренко.

Традиционно конференции «Генетика человека и патология» становятся ярким событием в научной жизни медицинских генетиков России, ученых, занимающихся вопросами генетики человека, врачей, лабораторных генетиков, клинических ординаторов, аспирантов.
Конференция 2019 года будет посвящена обсуждению современных трендов и достижений в области цитогенетики, в том числе тех ее направлений, которые были предметом научных исследований профессора С.А. Назаренко – организатора и первого руководителя лаборатории цитогенетики НИИ медицинской генетики.
В программе конференции запланированы пленарные лекции ведущих специалистов института и других генетических учреждений России, школы и мастер-классы по современным технологиям молекулярно-генетической диагностики, ассоциированные научные симпозиумы, выставка лабораторного и медицинского оборудования, расходных материалов и лекарственных средств, применяемых в научных исследованиях, диагностике и лечении наследственных заболеваний.
Состоится традиционный конкурс молодых ученых: лучшие докладчики будут отмечены дипломами и призами.
Планируется регистрация мероприятия в системе непрерывного медицинского образования.

ВАЖНЫЕ ДАТЫ:
до 15 февраля 2019 г. — заявить тему устного доклада
c 1 марта по 18 ноября 2019 г. — регистрация участников
до 15 марта 2019 г. — срок подачи тезисов
до 1 мая 2019 года – срок подачи статьи

Более подробную информацию о конференции можно получить на сайте
НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ
http://www.medgenetics.ru/conference/conference2019/conference2019HGandP/

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Майкопская культура

Майкопская культура

Майкопская культура. Археологическая культура раннего бронзового века (вторая и третья четверти IV тысячелетия до н. э.) в предгорьях Кавказа с севера от него. Раньше ее относили ко II тыс. до н. э. и считали энеолитической. Название получила от Большого Майкопского кургана, называемого адыгами Ошад и раскопанного Н. И. Веселовским в 1897 г. Майкопской ее назвал археолог Е. И. Крупнов. Простирается от Таманского полуострова до Чечни, в основном занимает Прикубанье. Следы миграции майкопцев обнаружены в низовьях Дона, в степных районах Ростовской области и в степи Калмыкии.

Царский курган. Внимание к этой культуре привлекло прежде всего обилие золотых и серебряных сосудов и украшений в майкопском кургане, предположительно царском: 14 серебряных, два золотых и каменный сосудик с золотыми горлом и крышкой (сейчас его трактуют как булаву). Два небольших серебряных сосудика украшены чеканными изображениями. На одном изображён горный пейзаж с медведем и шествие животных вокруг озера, на втором — шествие животных вокруг схематичного изображения водоёма. Там же находилось 8 полых стержней из серебра и золота, на четыре из них были нанизаны две золотые и две серебряные фигурки быков с большими рогами. По предположению Б. В. Фармаковского, на этих стержнях был укреплен царский балдахин. М. П. Чернопицкий реконструировал, однако, аналог зороастрийсокго баресмана – набора священных стрел. Тут были также разнообразные золотые бусы, кольца, штампованные пластинки в виде львов, быков и розеток, золотые и серебряные ленты. Царь или вождь был захоронен в центральной могиле, а в двух боковых лежали женщины.

Конечно, в столь многоэтничном регионе с напряженными отношениями археологи стали задумываться об истоках этого великолепия, о происхождении майкопской культуры и ее этническом характере – чьи это предки, чье наследие.

Погребения. К майкопскому царскому кургану добавились рядовые в других местах. Погребения скорченные на правом боку, с руками у лица, посыпанные красной краской – суриком. Это первые скорченные и окрашенные костяки в Причерноморье. Есть и совместные погребения нескольких покойников. Могила – это прямоугольная или подквадратная яма в материке, или площадка на земле или в насыпи. Она перекрыта плахами или корой. Иногда сооружался сруб или могила с каменной обкладкой, перекрытая каменной плитой. Очень редко, но есть погребения (или жертвенники) в катакомбах или подбоях. Они важны тем, что намного раньше, чем в катакомбных культурах – на добрую тысячу лет. Есть одно детское погребение в сосуде. Над могилой насыпался курган из камней или земли высотой от метра до 6 – 12. Часто насыпь имела кромлех, иногда на вершину вел винтовой подъем – пандус.

Стратиграфия и две культуры. В 1950-е годы к погребальным памятникам добавилось поселение Мешоко в Адыгее, раскопанное А. Д. Столяром и А. А. Формозовым, и по стратиграфии Столяр предложил разделить эту культуру на две: собственно майкопскую и более позднюю, названную по другому кургану – раскопанному тем же Веселовским у станицы Царской, в советское время переименованной в Новосвободненскую. Эту вторую культуру назвали новосвободненской. Некоторые археологи продолжают считать ее второй стадией майкопской (здесь в словаре рассмотрим ее отдельно).

Жилища представляли собой овальные или круглые простые конструкции из прутьев и досок, некоторые были турлучными (частично или полностью обмазаны глиной), с земляным полом, посыпанным галькой. По площади — от небольших (в несколько квадратных метров) до весьма просторных (примерно в 70 кв. м). В центре или около стен в яме-тандыре располагался очаг, открытый, с глиняными бортиками.

Хозяйство майкопского населения основано на придомном скотоводстве и мотыжном земледелии. Разведение свиньи свидетельствует об оседлости, но поселения не были долговременными. В скотоводстве преобладала свинья, затем шел крупный рогатый скот, потом уже мелкий (овца), употребляли в пищу и лошадь. О земледелии свидетельствуют зернотёрки и мотыги, бронзовые (их немного) и из камня и оленьего рога. Из кремня делались ромбовидные наконечники стрел с ретушью только по краям, также сегментовидные микролиты — вкладыши.

С юга к майкопцам шли бирюза и лазурит из Афганистана (бирюза также из Ирана), морская пенка из Анатолии.

Металл. Бронзовые изделия поступали в торгово-обменные отношения со степью, где они вытеснили медные, раньше поступавшие в степи с Балкан и Карпат. Металл был свой, из собственных месторождений, хотя технология металлообработки и стиль изделий были выработаны на Ближнем Востоке. Большей частью изделия произведены из мышьяковых и мышьяково-никелевых сплавов (мышьяковистой бронзы).

Применялось литье по восковой модели, ковка с размягчением высокотемпературными отжигами, инкрустация бронз серебром и золотом, серебрение и т.п. Типы орудий труда — двусторонний топор-тесло, проушные тёсла и плоские топоры или тёсла. Боевые топорики насаживались на тонкие рукояти, то есть вероятно это вещи, изготовленные специально для погребения, а не для военной функции.

Керамика. Судя по меткам гончаров, керамику делали профессионалы-ремесленники. Сосуды были круглодонными, остродонными и плоскодонными. Глина отмученная и с добавлением минеральных отощителей и навоза. Часть сосудов лепилась ручным способом, а часть на медленном гончарном кругу. Сосуды были без орнамента и большей частью без ручек. Цвет охристо-жёлтый, красно-оранжевый, серый. Изредка с ангобом или лощением, в этих случаях цвет красный и чёрный. Ввиду слабого обжига керамика часто с пачкающейся поверхностью.

Имеются находки небольших алебастровых сосудов, повторяющих формой керамические.

Ещё один вид керамических предметов — конусы, цилиндры, плоско-вогнутые призматические кирпичи и прямоугольные плитки. Полагают, что это приставки к очагам, имевшие помимо утилитарной функции также культовую.

Повозки. Подобно другим народам ранне-бронзового века, майкопцы использовали повозки с массивными деревянными колёсами, есть и находки глиняных моделей таких колёс. Тягловой силой видимо были волы. Боевых колесниц не было.

Происхождение. Культура эта на Кавказе явно пришлая, с юга. По керамическим аналогиям М. В. Андреева исходной территорией майкопцев сочла поселения типа Амук F— Гавра XI A севера Сирии и Месопотамии. В. А. Сафронов и Н. А. Николаева на основе аналогий в металлических изделиях и изображениях вывели майкопскую культуру из поселений Раннединастического III периода ( 2500—2300 гг. до н. э.) на границе Сирии и Турции. Никто из археологов этой гипотезы не принял. Наиболее признанной является точка зрения, близкая к выводам Андреевой: майкопцы пришли на Кавказ с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии убейдо-урукского времени (Телль Хазна I). На Южном Кавказе (в Грузии и Азербайджане) обнаружена лейлатепинская культура (4350—4000 гг. до н. э.), имеющая керамику, схожую с майкопской. Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях куро-аракской культуры.

Этногенез. По антропологическому типу майкопцы относятся к средиземноморской формации (южным европеоидам).

Сафронов и Николаева считали, что майкопская культура оставлена семитами, но это предположение никто не воспринял всерьез. Многие элементы майкопского обряда находят аналогии в индоиранском ритуале: баресман, священная перевязь (через плечо) упавита, круговые обходы (прадакшина и апасавья) почитаемых объектов (тут животными на изображениях) и др. Можно поставить вопрос о влиянии майкопской культуры на ямную и катакомбную. Но трудно представить индоиранские языки выводимыми с Ближнего Востока, где для них нет исходной среды. Скорее речь должны идти о неких культовых традициях, первоначально не индоиранских, а ближневосточных, но полученных ямной культурой (как праариями) в Северном Причерноморье через Кавказ и вошедших в индоиранский культурный фонд.

Л. С. Клейн связывает появление майкопцев на Кавказе с появлением там западно-кавказских языков (адыгейского и черкесского), которое трактует как продвижение на север исторических касков-апешла, родственных хаттам, местному субстрату хеттов. Отзвук их имени звучит в названии адыге-черкесов у соседних народов на Кавказе – косоги, кашак, гашк. Другой западно-кавказский народ, абхазов, их соседи зовут апшилами, а самоназвание их – апшуа. Это несомненно отзвук имени касков-апешла, разгромивших Хеттскую империю.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015