Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Квитянская культура

Квитянская культура

Квитянская культура – археологическая культура, выделенная в последние полвека и названная по погребению под каменной закладкой, обнаруженному в 1954 г.  в балке Квитяная на правом берегу Днепра к северу от Запорожья. Сперва И. Ф. Ковалева, первой выделившая эту культуру, назвала ее пост-мариупольской, поскольку считала, что она продолжает мариупольские погребальные традиции. Покойники лежат под курганами в овальных ямах вытянутыми на спине, посыпанные красной охрой, охра бывает еще и положена кусками в виде цилиндров и хлебцев. Курган нередко окружен рвом или кромлехом.

Потом выяснился разрыв во времени и специфика этих погребений в работах Ю. Я. Рассамакина. Культура эта принадлежит к среднему периоду медного века (энеолита) и расположена  своей основной части на Левобережной Украине в лесостепях на севере Запорожья между притоками Днепра Самара и Орель. Рассамакин датирует ее временем Триполья С2, возможно заходя в С1 и даже B2, а в календарных числах 3800 (3700) – 3500 (3400) гг.. до н. э. И. В. Манзура отделил от этой культуры погребения в широких овальных ямах как более ранние — времени триполья B1.

 

карта

Местоположение квитянской культуры по отношению к другим культурам (по Рассамакину).

 

захоронения

Захоронения квитянской культуры (по Рассамакину).

Поначалу было трудно соединить  погребения этой культуры с какими-то поселениями. Керамика же попадается в погребениях редко и очень разнообразна, отражая разные влияния и импорты. О керамике бытовой, существующей в поселениях, дали представление не сами погребения, а сопровождавшие их остатки погребальных трапез (называемых у русских археологов тризнами). Оказалось, что как раз  горшки из погребения в балке Квитяной принадлежат к этому типу. Это остродонные сосуды с высокой конически сужающейся кверху и слегка раздутой шейкой с отогнутым венчиком. Округлые плечики покрыты сложным орнаментом из оттисков длинного гребенчатого штампа, нередко с мотивом шагающей гребенки (штамп движется боком, не отрываясь от поверхности и перенося упор с одного конца на другой, так что оставляет за собой тесный зигзаг).

керамика

Керамика квитянской культуры из курганов (по Рассамакину).

Из кремня носители квитянской культуры делали треугольные отлично ретушированные наконечники стрел с выемкой в основании и длинные пластинчатые ножи длиной 8 – 9 см с ретушированными краями  Кроме них в погребениях находят костяные прямоугольные пронизки с боковыми (а иногда и со всех четырех сторон) вырезами, так что нашитые в ряд на одежду они образуют сплошную полосу, в которой сомкнутые вырезы формируют отверстия, ромбовидные или круглые. Получается полоса с ровным рядом отверстий. Кроме них украшения медные и бронзовые – трубочки, спиральки и обоймочки. Находят изредка и ножи и шилья из меди и бронзы. А в одном погребении обнаружены остатки литейного производства, среди которых форма для изготовления проушных топоров (аналогичных топорам из Варны I в Болгарии). Металлография показала, что квитянцы не только использовало привозной трансильванский металл, но и освоили технологию изготовления предметов из него (вероятно, под влиянием близких соседей — трипольцев).

Прослеживается экспансия квитянской культуры в обе стороны от основной территории – в степи до низовий Дона и Дуная, но там квитянцы существовали малочисленными группами в окружении местного для этой части степи и этого времени нижнемихайловского населения. Происхождение культуры у Ковалевой связывается с продолжением традиций приазовско-черноморского неолита (мариупольских), но нужно иметь в виду что их разделяет стадия раннего энеолита (со скелянской или новоданиловской культурой), за которым следует хиатус (интервал времени без памятников) и только после него квитянская культура.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015