Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Колоколовидных кубков культура

Колоколовидных кубков культура

Культура (комплекс, традиция) колоколовидных кубков (Bell Beaker Culture) относится к позднему неолиту (энеолиту, халколиту, медному веку) – раннему бронзовому веку Европы, преимущественно Западной, даты 2800/2600 – 1800 до н. э. В Британии нередко именуется культурой кубков (Beaker Culture). Выделена в начале ХХ века британским археологом Джоном Эберкромби (Abercromby), но еще в начале XIX века Ричард Колт Хор отметил колоколовидные кубки. По своему значению эта культура рассматривается как западная параллель культурам шнуровой керамики, занимавшим в то же самое время Центральную, Северную и Восточную Европу. Однако культура колоколовидных кубков (сокращенно ККК) примерно с 2400 г. распространяется и в Центральной Европе (в Среднем Подунавье) и даже заходит в Польшу и в Нижнее Подунавье, а колоколовидные кубки встречаются в среднеднепровской культуре Украины. Никогда ранее, да и позже на этой огромной территории не было столь явного господства единого комплекса.

400px-Beaker_culture_diffusion.svg

Распространение культуры колоковидных кубков. Карта из книги Стюарта Пиготта (Stuart Piggott) «Ancient Europe», 1979.

 

Как и культуры шнуровой керамики, ККК известна в основном по погребениям, хотя и поселения ныне обследованы.  Поселения на холмах, в труднодоступных местах, естественно защищенных, жилища в них овальные, редко расположенные.

Погребения этой культуры (в ямах, гротах, каменных ящиках) резко отличаются от предшествующих неолитических погребений Западной Европы: те – коллективные и безоружные, а эти – индивидуальные, скорченные на боку и с вооружением, как в культурах шнуровой керамики, но лишь иногда подкурганные, иногда с кремацией. Как и в культурах шнуровой керамики тут попадаются черепа с трепанацией (круглые отверстия, которые некоторые археологи считают не трепанацией, а следами ударов обушками  боевых топоров-молотов).

Но вместо каменных боевых топоров-молотов, проушных, полированных, характерных для культур шнуровой керамики, в погребениях ККК часто присутствует треугольный медный кинжал с широким черенком. В некоторых случаях это лезвие не кинжала, а алебарды (в одном случае найдено прямо укрепленным заклепками на длинной рукояти). Другим оружием был лук, от которого в погребениях остаются четырехугольные каменные или металлические плакетки с отверстиями по углам — наручные щитки, предохраняющие запястье руки, держащей лук, от удара тетивой. Треугольные наконечники стрел сделаны из кремня и на противоположном от острия конце имеют три выступа: черешок и две зазубрины по краям. Для находок в ККК характерны также конические пуговицы из кости или камня, перфорированные V-образно. Особый вид украшения — золотая лунула (полумесяц).

800px-Vaso_Campaniforme_Ciempozuelos

Кубок из Сьемпосуэлос. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=558453

Опознавательным признаком этой культуры в керамике является кубок, похожий на перевернутый колокол, сплошь покрытый горизонтальными рядами гребенчатого орнамента или (уже под влиянием культур шнуровой керамики) шнурового орнамента, в двух местностях (Бретань во Франции и Южная Португалия) четко разделенными полосами («морской стиль»). В погребениях эти кубки более всего содержали опьяняющие напитки (Э. Шеррат/Sherratt 1987, в ряде случаев зафиксированы следы от пива и меда – Элиза Герра Доче/Doce 2006), но применяли их и для пищи, и для плавки металла, а также в качестве погребальных урн. Кроме кубков керамика состоит из  чаш на четырех или пяти ножках и кувшинов. Вся керамика выполнена из высококачественной глины с примесью песчаника, покрыта коричнево-красным или черным ангобом с последующим лощением (ангоб — жидкая глина другого цвета, наносимая на поверхность сосуда до обжига).

Население занималось скотоводством, сочетая его с охотой, иногда находят и признаки земледелия. Металлическое производство весьма развито – из испанских и из чешских руд.

index

Источник: http://bellbeakerblogger.blogspot.ru/2014_11_01_archive.html

О происхождении ККК споры среди археологов не прекращаются. Спорят о характере распространения комплекса: миграция сплошного массива — завоевание, или распространение групп воинов, или массовое и длительное проникновение отдельных семей, или вообще только диффузия идей в ходе торговых и иных контактов. В первые полвека исследования ККК господствовала идея миграции, и все говорили о «народе колоколовидных кубков», распространяющем медное оружие.  Сначала марксизм с его идеей повсеместной автохтонности, затем в 1960-е Новая Археология внесли догадку, что двигались идеи и типы, а не народы. Это коснулось и ККК (Колин Бёрджес/Burgess и Стив Шеннан/Shennan в статье 1976 г.). Погребения этого рода стали рассматривать как надкультурный феномен – могилы меньшинства: воинов-завоевателей или торговцев металлом или деятелей культа. Но в последние десятилетия успехи генетики и стронциевый анализ мест первоначального обитания древних индивидов вернул археологов к идее миграции (из 86 погребенных в могилах ККК Баварии до четверти происходило из других местностей – Дуглас Прайс и др. 1998), но не народов, а множества небольших групп. Так, видные археологи (француз Лемерсье, например) отстаивают идею проникновения небольших групп воинов и металлургов с аккультурацией местного неолитического населения.

Спорят и о первоначальной территории. Предлагались Центральная Европа (Childe 1925), Юго-Восток Франции (Clarke 1970), Сицилия (Guilaine 2004).  Но наибольшей популярностью вначале пользовалась идея о распространении с Иберийского полуострова (Дель Кастилло Юррите/Del Castillo Yurrite 1928, П. Босх-Жимпера/Bosch-Gimpera, Барри Канлиф/Cunliff 2010, Хамфри Кейс/Case 1993, 2001, 2007), где и должна была возникнуть металлургия, характерная для ККК. Нашли там и прототипы в виде кубков Копоз и даже некие корни в керамике Северной Африки – Марокко (Дж. Л. Форд-Джонстон /Forde-Johnston 1959, Г. Б. Адамс/Adams 1975). Но эта линия происхождения касается только кубков «морского стиля».

Beakerculture

Объекты культуры колоколовидных кубков. Автор: José-Manuel Benito Álvarez, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=558453

Что касается остальных кубков, то их выводят из северных районов – Нидерландов, с берегов Нижнего Рейна (следом за Дж. Н. Лантинг/Lanting и Дж. Д. Ван дер Ваальс /Van der Waals 1974, это проделали Вандер Линден/Vander Linden 2006, Гарри Фокенз/Fockens и Франко Николис/Nicolis 2012). Там просматривается постепенное возникновение этой культуры из местных корней и там можно увязать происхождение культуры с культурами шнуровой керамики и воронковидных кубков, а тем самым с одной из концепций происхождения индоевропейцев. Но как раз Лантинг и Ван дер Ваальс не считали Нидерланды исходным регионом. Они считали, что «голландская модель» применима ко многим районам, что во многих регионах можно также проследить постепенную эволюцию кубков из местных форм.

В последнее время происхождение каждого компонента ККК часто рассматривают порознь, отдельно, из разных регионов, полагая, что они сплавились где-то на Нижнем Рейне и оттуда стали распространяться. Все вместе эти компоненты (индивидуальное погребение с оружием, колоколовидный кубок, медный кинжал, пуговица с V-образной перфорацией, каменный щиток на запястье и некоторые другие) формируют так называемый «пакет» или комплекс колоколовидных кубков (Bell Beaker Package или Bell Beaker Set), который определил облик различных культурных групп, втянутых в одно культурное развитие. Понятие «кубкового пакета» (beaker package) ввел Стив Шеннан, утверждая этим, что нет культуры колоколовидных кубков , а только набор вещей для погребений, распространяемый среди элит. Культуры же низов в каждой местности свои. А медь приобрела важное значение только на позднем этапе кубков. Но цельный пакет находят только в Центральной Европе.  Оливье Лемерсье из Бургонского университета (Дижон, Франция) разделяет два типа памятников ККК: в одних господствует керамика ККК, в других колоколовидных сосудов немного, а преобладает керамика местной неолитической традиции.

Вещи из «кубкового пакета » — это символы престижа. Полагают, что колоколовидные кубки  столь стандартизированы потому, что служили для ритуального потребления алкогольных напитков на пиршествах, сплачивавших общество Шеррат/Sherratt  1987, Дитлер/Dietler 1990). А оружие (кинжалы и луки) было скорее символическим, чем употребительным в бою: на нем нет следов употребления (Вудвордс/Woodwards et al 2001), оно (кинжалы) и неудобно для боевого употребления (Робертс/Roberts 2008), а количество следов ранений на костях погребенных позднего неолита намного превышает такое количество периода кубков (Guilaine & Zammit 2001).

Но антропологи описывают «народ кубков» как резко отличающийся от предшествующего населения Западной Европы. Это высокие с мощным костяком широколицые брахицефалы. Жоселин Десидери исследовала преемственность по строению зубов и нашла, что только в Северной Испании и Чехии люди ККК имеют местные корни, а в остальных местах (Франция, Швейцария, Венгрия) преемственности нет.

Генетики заметили, что с ККК связана Y-гаплогруппа R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков. В ранних исследованиях (около 2000 г.) они полагали, что это говорит о немедленном послеледниковом заселении Европы. Однако уже десятилетием позже генетики понизили возраст этой гаплогруппы в Западной Европе до позднего неолита, а последние исследования Д. Райха, В. Хаака и др. говорят о том, что эта гаплогруппа маркирует миграции популяций с Востока, из степей — от ямной культуры, что ничем археологически пока не поддерживается, кроме принципиальной смены погребального обряда на индивидуальный с вооружением и внедрением кургана.

Что до митохондриальной гаплогруппы, то здесь аналогичную роль играет гаплогруппа H (ее носители — до 40% всех женских образцов из ККК). Возникнув на Востоке ок. 28 – 23 тыс. лет назад, эта группа маркирует вторжение в Европу ок. 20 тыс. лет назад и экспансию популяций из Иберии, начавшуюся 15 тыс. лет назад. Однако большое исследование Роосталю/Roostalu и др. показало, что всё это касается лишь Ближнего Востока, Кавказа и Юго-Восточной Европы. Распространение дальше на запад произошло позже, с Южного Кавказа, и связывается с феноменом ККК. Разнообразие митохондриальных групп (W, I1a1, K1, T1, T1a, T2, U2, U4, U5, H, H4, H5) говорит о том, что прибывшие мужчины либо повсеместно женились на местных женщинах , либо брали себе жен из разных местностей.

Лингвистическое определение ККК крайне затруднительно.

Традиционный взгляд, что ККК принадлежит протокельтам, долго казался естественным (его можно видеть в работах Норы Чэдвик/ Chadwick и Майлза Дилтона /Dilton 1967, Альмагро-Корбеа /Almagro-Gorbea 2001), поскольку история застала кельтов уже в Британии и Франции, а в доисторические времена только ККК может претендовать на столь широкое распространение. Но традиционный же взгляд производит кельтов из Центральной Европы, а К. Х. Шмидт/Schmidt (1996) выдвинул доказательства, что кельтский протоязык принадлежит не к западноевропейским, а к восточноевропейским. Это не вяжется с тем, что мы знаем о ККК.

Швейцарский археолог А. Галлэ /Gallay 2001) подправил эту идею, опустив ККК глубже по ветви на генеалогическом древе индоевропейцев, связав с ней более древний узел – общий праязык кельтов и италиков. Но, во-первых, не так уж ясно, существовал ли такой общий для них праязык, в во-вторых, глоттохронологи очень расходятся в определении той даты, к которой относится распад этого языка.

Еще глубже опускают на индоевропейском древе искомый узел последователи лингвиста Ганса Краэ с его «древнеевропейским» языком (Alteuropäisch), выявленным на основе гидронимики. К этому языку возводятся все современные индоевропейские языки Северной, Центральной и Восточной Европы. Это общий праязык для кельтов, италиков, германцев, балтов и славян. К этому отождествлению склоняется Джеймс Мэллори (J.P. Mallory 2013). Но не совпадает ареал этого языка с ареалом ККК, да и нет такой ветви на индоевропейских древесах в любых вариантах.

Для тех, кто связывает происхождение индоевропейских языков исключительно с культурами шнуровой керамики, ККК либо производные и зависимые от них культуры, либо их носители говорили на неиндоевропейском языке, нам неизвестном. Для Адамса и Форда-Джонстона это ливийско-берберский этнос (хамито-семитическая семья языков).

Барри Канлиф опирается на идею сплава различных культур в ККК и считает, что язык ее представлял собой пиджин, сложившийся из разных языков, бытовавших в атлантическом регионе Европы. Но эта идея фактуальных доказательств не имеет, а облик такого языка совершенно непредставим.

Какие-то данные о словарном составе искомого языка можно было бы собрать из субстратной лексики атлантического региона, связанной с реалиями ККК  (нет ли неиндоевропейских корней у слов: кубок, кинжал, алебарда, лук, стрела, плакетка для защиты кисти, пуговица), а исходя отсюда судить (очень предположительно) о его фонетике, грамматике и родственных связях.

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015