Доска объявлений

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Колоколовидных кубков культура

Колоколовидных кубков культура

Культура (комплекс, традиция) колоколовидных кубков (Bell Beaker Culture) относится к позднему неолиту (энеолиту, халколиту, медному веку) – раннему бронзовому веку Европы, преимущественно Западной, даты 2800/2600 – 1800 до н. э. В Британии нередко именуется культурой кубков (Beaker Culture). Выделена в начале ХХ века британским археологом Джоном Эберкромби (Abercromby), но еще в начале XIX века Ричард Колт Хор отметил колоколовидные кубки. По своему значению эта культура рассматривается как западная параллель культурам шнуровой керамики, занимавшим в то же самое время Центральную, Северную и Восточную Европу. Однако культура колоколовидных кубков (сокращенно ККК) примерно с 2400 г. распространяется и в Центральной Европе (в Среднем Подунавье) и даже заходит в Польшу и в Нижнее Подунавье, а колоколовидные кубки встречаются в среднеднепровской культуре Украины. Никогда ранее, да и позже на этой огромной территории не было столь явного господства единого комплекса.

400px-Beaker_culture_diffusion.svg

Распространение культуры колоковидных кубков. Карта из книги Стюарта Пиготта (Stuart Piggott) «Ancient Europe», 1979.

 

Как и культуры шнуровой керамики, ККК известна в основном по погребениям, хотя и поселения ныне обследованы.  Поселения на холмах, в труднодоступных местах, естественно защищенных, жилища в них овальные, редко расположенные.

Погребения этой культуры (в ямах, гротах, каменных ящиках) резко отличаются от предшествующих неолитических погребений Западной Европы: те – коллективные и безоружные, а эти – индивидуальные, скорченные на боку и с вооружением, как в культурах шнуровой керамики, но лишь иногда подкурганные, иногда с кремацией. Как и в культурах шнуровой керамики тут попадаются черепа с трепанацией (круглые отверстия, которые некоторые археологи считают не трепанацией, а следами ударов обушками  боевых топоров-молотов).

Но вместо каменных боевых топоров-молотов, проушных, полированных, характерных для культур шнуровой керамики, в погребениях ККК часто присутствует треугольный медный кинжал с широким черенком. В некоторых случаях это лезвие не кинжала, а алебарды (в одном случае найдено прямо укрепленным заклепками на длинной рукояти). Другим оружием был лук, от которого в погребениях остаются четырехугольные каменные или металлические плакетки с отверстиями по углам — наручные щитки, предохраняющие запястье руки, держащей лук, от удара тетивой. Треугольные наконечники стрел сделаны из кремня и на противоположном от острия конце имеют три выступа: черешок и две зазубрины по краям. Для находок в ККК характерны также конические пуговицы из кости или камня, перфорированные V-образно. Особый вид украшения — золотая лунула (полумесяц).

800px-Vaso_Campaniforme_Ciempozuelos

Кубок из Сьемпосуэлос. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=558453

Опознавательным признаком этой культуры в керамике является кубок, похожий на перевернутый колокол, сплошь покрытый горизонтальными рядами гребенчатого орнамента или (уже под влиянием культур шнуровой керамики) шнурового орнамента, в двух местностях (Бретань во Франции и Южная Португалия) четко разделенными полосами («морской стиль»). В погребениях эти кубки более всего содержали опьяняющие напитки (Э. Шеррат/Sherratt 1987, в ряде случаев зафиксированы следы от пива и меда – Элиза Герра Доче/Doce 2006), но применяли их и для пищи, и для плавки металла, а также в качестве погребальных урн. Кроме кубков керамика состоит из  чаш на четырех или пяти ножках и кувшинов. Вся керамика выполнена из высококачественной глины с примесью песчаника, покрыта коричнево-красным или черным ангобом с последующим лощением (ангоб — жидкая глина другого цвета, наносимая на поверхность сосуда до обжига).

Население занималось скотоводством, сочетая его с охотой, иногда находят и признаки земледелия. Металлическое производство весьма развито – из испанских и из чешских руд.

index

Источник: http://bellbeakerblogger.blogspot.ru/2014_11_01_archive.html

О происхождении ККК споры среди археологов не прекращаются. Спорят о характере распространения комплекса: миграция сплошного массива — завоевание, или распространение групп воинов, или массовое и длительное проникновение отдельных семей, или вообще только диффузия идей в ходе торговых и иных контактов. В первые полвека исследования ККК господствовала идея миграции, и все говорили о «народе колоколовидных кубков», распространяющем медное оружие.  Сначала марксизм с его идеей повсеместной автохтонности, затем в 1960-е Новая Археология внесли догадку, что двигались идеи и типы, а не народы. Это коснулось и ККК (Колин Бёрджес/Burgess и Стив Шеннан/Shennan в статье 1976 г.). Погребения этого рода стали рассматривать как надкультурный феномен – могилы меньшинства: воинов-завоевателей или торговцев металлом или деятелей культа. Но в последние десятилетия успехи генетики и стронциевый анализ мест первоначального обитания древних индивидов вернул археологов к идее миграции (из 86 погребенных в могилах ККК Баварии до четверти происходило из других местностей – Дуглас Прайс и др. 1998), но не народов, а множества небольших групп. Так, видные археологи (француз Лемерсье, например) отстаивают идею проникновения небольших групп воинов и металлургов с аккультурацией местного неолитического населения.

Спорят и о первоначальной территории. Предлагались Центральная Европа (Childe 1925), Юго-Восток Франции (Clarke 1970), Сицилия (Guilaine 2004).  Но наибольшей популярностью вначале пользовалась идея о распространении с Иберийского полуострова (Дель Кастилло Юррите/Del Castillo Yurrite 1928, П. Босх-Жимпера/Bosch-Gimpera, Барри Канлиф/Cunliff 2010, Хамфри Кейс/Case 1993, 2001, 2007), где и должна была возникнуть металлургия, характерная для ККК. Нашли там и прототипы в виде кубков Копоз и даже некие корни в керамике Северной Африки – Марокко (Дж. Л. Форд-Джонстон /Forde-Johnston 1959, Г. Б. Адамс/Adams 1975). Но эта линия происхождения касается только кубков «морского стиля».

Beakerculture

Объекты культуры колоколовидных кубков. Автор: José-Manuel Benito Álvarez, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=558453

Что касается остальных кубков, то их выводят из северных районов – Нидерландов, с берегов Нижнего Рейна (следом за Дж. Н. Лантинг/Lanting и Дж. Д. Ван дер Ваальс /Van der Waals 1974, это проделали Вандер Линден/Vander Linden 2006, Гарри Фокенз/Fockens и Франко Николис/Nicolis 2012). Там просматривается постепенное возникновение этой культуры из местных корней и там можно увязать происхождение культуры с культурами шнуровой керамики и воронковидных кубков, а тем самым с одной из концепций происхождения индоевропейцев. Но как раз Лантинг и Ван дер Ваальс не считали Нидерланды исходным регионом. Они считали, что «голландская модель» применима ко многим районам, что во многих регионах можно также проследить постепенную эволюцию кубков из местных форм.

В последнее время происхождение каждого компонента ККК часто рассматривают порознь, отдельно, из разных регионов, полагая, что они сплавились где-то на Нижнем Рейне и оттуда стали распространяться. Все вместе эти компоненты (индивидуальное погребение с оружием, колоколовидный кубок, медный кинжал, пуговица с V-образной перфорацией, каменный щиток на запястье и некоторые другие) формируют так называемый «пакет» или комплекс колоколовидных кубков (Bell Beaker Package или Bell Beaker Set), который определил облик различных культурных групп, втянутых в одно культурное развитие. Понятие «кубкового пакета» (beaker package) ввел Стив Шеннан, утверждая этим, что нет культуры колоколовидных кубков , а только набор вещей для погребений, распространяемый среди элит. Культуры же низов в каждой местности свои. А медь приобрела важное значение только на позднем этапе кубков. Но цельный пакет находят только в Центральной Европе.  Оливье Лемерсье из Бургонского университета (Дижон, Франция) разделяет два типа памятников ККК: в одних господствует керамика ККК, в других колоколовидных сосудов немного, а преобладает керамика местной неолитической традиции.

Вещи из «кубкового пакета » — это символы престижа. Полагают, что колоколовидные кубки  столь стандартизированы потому, что служили для ритуального потребления алкогольных напитков на пиршествах, сплачивавших общество Шеррат/Sherratt  1987, Дитлер/Dietler 1990). А оружие (кинжалы и луки) было скорее символическим, чем употребительным в бою: на нем нет следов употребления (Вудвордс/Woodwards et al 2001), оно (кинжалы) и неудобно для боевого употребления (Робертс/Roberts 2008), а количество следов ранений на костях погребенных позднего неолита намного превышает такое количество периода кубков (Guilaine & Zammit 2001).

Но антропологи описывают «народ кубков» как резко отличающийся от предшествующего населения Западной Европы. Это высокие с мощным костяком широколицые брахицефалы. Жоселин Десидери исследовала преемственность по строению зубов и нашла, что только в Северной Испании и Чехии люди ККК имеют местные корни, а в остальных местах (Франция, Швейцария, Венгрия) преемственности нет.

Генетики заметили, что с ККК связана Y-гаплогруппа R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков. В ранних исследованиях (около 2000 г.) они полагали, что это говорит о немедленном послеледниковом заселении Европы. Однако уже десятилетием позже генетики понизили возраст этой гаплогруппы в Западной Европе до позднего неолита, а последние исследования Д. Райха, В. Хаака и др. говорят о том, что эта гаплогруппа маркирует миграции популяций с Востока, из степей — от ямной культуры, что ничем археологически пока не поддерживается, кроме принципиальной смены погребального обряда на индивидуальный с вооружением и внедрением кургана.

Что до митохондриальной гаплогруппы, то здесь аналогичную роль играет гаплогруппа H (ее носители — до 40% всех женских образцов из ККК). Возникнув на Востоке ок. 28 – 23 тыс. лет назад, эта группа маркирует вторжение в Европу ок. 20 тыс. лет назад и экспансию популяций из Иберии, начавшуюся 15 тыс. лет назад. Однако большое исследование Роосталю/Roostalu и др. показало, что всё это касается лишь Ближнего Востока, Кавказа и Юго-Восточной Европы. Распространение дальше на запад произошло позже, с Южного Кавказа, и связывается с феноменом ККК. Разнообразие митохондриальных групп (W, I1a1, K1, T1, T1a, T2, U2, U4, U5, H, H4, H5) говорит о том, что прибывшие мужчины либо повсеместно женились на местных женщинах , либо брали себе жен из разных местностей.

Лингвистическое определение ККК крайне затруднительно.

Традиционный взгляд, что ККК принадлежит протокельтам, долго казался естественным (его можно видеть в работах Норы Чэдвик/ Chadwick и Майлза Дилтона /Dilton 1967, Альмагро-Корбеа /Almagro-Gorbea 2001), поскольку история застала кельтов уже в Британии и Франции, а в доисторические времена только ККК может претендовать на столь широкое распространение. Но традиционный же взгляд производит кельтов из Центральной Европы, а К. Х. Шмидт/Schmidt (1996) выдвинул доказательства, что кельтский протоязык принадлежит не к западноевропейским, а к восточноевропейским. Это не вяжется с тем, что мы знаем о ККК.

Швейцарский археолог А. Галлэ /Gallay 2001) подправил эту идею, опустив ККК глубже по ветви на генеалогическом древе индоевропейцев, связав с ней более древний узел – общий праязык кельтов и италиков. Но, во-первых, не так уж ясно, существовал ли такой общий для них праязык, в во-вторых, глоттохронологи очень расходятся в определении той даты, к которой относится распад этого языка.

Еще глубже опускают на индоевропейском древе искомый узел последователи лингвиста Ганса Краэ с его «древнеевропейским» языком (Alteuropäisch), выявленным на основе гидронимики. К этому языку возводятся все современные индоевропейские языки Северной, Центральной и Восточной Европы. Это общий праязык для кельтов, италиков, германцев, балтов и славян. К этому отождествлению склоняется Джеймс Мэллори (J.P. Mallory 2013). Но не совпадает ареал этого языка с ареалом ККК, да и нет такой ветви на индоевропейских древесах в любых вариантах.

Для тех, кто связывает происхождение индоевропейских языков исключительно с культурами шнуровой керамики, ККК либо производные и зависимые от них культуры, либо их носители говорили на неиндоевропейском языке, нам неизвестном. Для Адамса и Форда-Джонстона это ливийско-берберский этнос (хамито-семитическая семья языков).

Барри Канлиф опирается на идею сплава различных культур в ККК и считает, что язык ее представлял собой пиджин, сложившийся из разных языков, бытовавших в атлантическом регионе Европы. Но эта идея фактуальных доказательств не имеет, а облик такого языка совершенно непредставим.

Какие-то данные о словарном составе искомого языка можно было бы собрать из субстратной лексики атлантического региона, связанной с реалиями ККК  (нет ли неиндоевропейских корней у слов: кубок, кинжал, алебарда, лук, стрела, плакетка для защиты кисти, пуговица), а исходя отсюда судить (очень предположительно) о его фонетике, грамматике и родственных связях.

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015