Доска объявлений

Модераторы в отпуске, комменты публикуются с задержкой

Уважаемые читатели сайта и участники дискуссий! Модераторы в отпуске.  Комменты просматриваются и ставятся на сайт, но если это происходит с задержкой, просим Вашего понимания :-)

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Конференция «Позднепалеолитические памятники Восточной Европы»

5 и 6 июня 2017 года

Научная конференция памяти МАРИАННЫ ДАВИДОВНЫ ГВОЗДОВЕР (к 100-летию со дня рождения)

Место проведения  НИИ и Музей антропологии МГУ, ул. Моховая, 11

Программа конференции памяти М.Д. Гвоздовер

Программа конференции

5 июня
11-00 – 12-20

Леонова Н.Б. (Москва). Памяти М.Д. Гвоздовер.
Васильев С.А. (Санкт-Петербург). Сибирь-Европа: общее и особенное в развитии верхнепалеолитической культуры.
Гиджрати Н.И. (Владикавказ). Квесты типов, надтипов, подтипов, архетипов, фенотипов… и другие азартные игры века минувшего и нынешнего.
Демещенко С.А. (Санкт-Петербург). Орнамент костенковско-авдеевской культуры в плане изучения знаковых систем палеолита.

12-20 – 12-40 – кофе-брейк

12-40 – 14-00
Палиенко С.В. (Киев). Историко-культурное деление верхнего палеолита Восточной Европы в постсоветской археологии: современное состояние и основные тенденции.
Синицын А.А. (Санкт-Петербург) . Проблема граветтской атрибуции костенковско-авдеевской археологической культуры.
Грибченко Ю.Н (Москва), Куренкова Е.И. (Москва). Сравнительная характеристика условий формирования культурных слоев позднепалеолитических стоянок бассейна верхнего Днепра – Пушкаревской группы и Авдеево.
Marder O.S. (Beer Sheva). Overview on the Levantine Upper Paleolithic and Epipaleolitrhic Periods.

14-00 – 15-00 – обед

15-00 – 16-00
Виноградова Е.А. (Москва) . Древнейший культурный слой стоянки Каменная Балка II: перспективы изучения.
Леонова Н.Б. (Москва). Основной слой стоянки Каменная Балка II.
Медведев С.П. (Москва). Верхний слой стоянки Каменная Балка II.

16-00 – 16-10 – кофе-брейк

16-10 – 17-10
Хайкунова Н.А. (Москва), Симоненко А.А. (Москва). К вопросу об организации пространства структур обитания второго слоя стоянки Третий Мыс (на материалах полевых исследований 2013 – 2016 гг.).
Виноградова Е.А. (Москва). Микропластинки с притупленным краем второго культурного слоя Каменной Балки II.
Симоненко А.А. (Москва), Медведев С.П. (Москва), Хамакава М. (Москва). Клад кремневых изделий из верхнего культурного слоя стоянки Каменная Балка II.

17-10 – 17-30 – дисскусия
17-30 – фуршет

6 июня
11-00 – 12-40
Пахунов А.С. (Москва), Дэвлет Е.Г. Краткий обзор цифровых методов документации пещерных памятников с наскальным искусством.
Лбова Л.В. (Новосибирск), Синицын А.А. (Санкт-Петербург), Губар Ю.С. (Новосибирск). Костенки-14: мультиэлементный анализ пигментов на основе SEM-EDX.
Беляева В.И. (Санкт-Петербург). Костенковская женская статуэтка, замечание к характеристике формы.
Ахметгалеева Н.Б. (Курчатов), Дудин А.Е. (Воронеж). Новые произведения искусства со стоянки Костёнки 11, 1А культурный слой: технологические особенности изготовления.
Житенев В.С. (Москва). Геометрические знаки Каповой пещеры.

12-40 – 13-00 – кофе-брейк

13-00 – 14-20
Яншина О.В. (Санкт-Петербург), Лев С.Ю. (Москва), Желтова М.Н. (Санкт-Петербург). Глина и краски в верхнепалеолитических памятниках России.
Степанова К.Н. (Санкт-Петербург), Синицын А.А. (Санкт-Петербург). Роговой пест из 2 слоя Маркиной горы: контекст обнаружения VS функциональное определение.
Колесник А.В. (Донецк), Янюшкина А.С. (Москва). Клады кремневой продукции Авдеево.
Семенов В.В. (Москва). Магнитостратиграфия плиоцен-плейстоценовых отложений бассейна Верхнего Дона.

14-20 – 15-20 – обед

15-20 – 16-40
Медникова М.Б. (Москва). Костенки 14 и Сунгирь 1: два полюса биологической адаптации верхнепалеолитического населения на Русской Равнине.
Бессуднов А.А. (Санкт-Петербург), Диннис Р. (Оксфорд), Рейнольдс Н. А. (Бордо), Девиез Т. (Оксфорд), Артюшенко А.А. (Санкт-Петербург), Синицын А.А. (Санкт-Петербург), Хайм Т. (Оксфорд). Первая радиоуглеродная дата по отдельной аминокислоте для погребения ребенка на стоянке Костенки 18 (Хвойковская) и проблема длительности существования костенковской-авдеевской культуры в Костенках.
Лев С.Ю. (Москва). Новые памятники палеолита в Зарайске.
Степанова К.Н. (Санкт-Петербург), Бессуднов А.Н. (Липецк), Бессуднов А.А. (Санкт-Петербург). Ударно-абразивные орудия как дополнительное свидетельство различной функциональной специализации Дивногорских памятников.

16-40 – 17-00 – кофе-брейк

17-00 – 18-20
Хлопачев Г.В. (Санкт-Петербург). Верхнепалеолитическая стоянка Бугорок: результаты исследований 1998-2010 гг.
Леонова Е.В. (Москва). Памятники поздней поры верхнего палеолита и мезолита Северо-Западного Кавказа в контексте синхронных культур Северного Причерноморья.

Обсуждение стендовых докладов:
Воронцова Е.Л. (Москва). Венера из Авдеево: женщина или богиня?
Гаврилов К.Н. (Москва). «Незаконченные» статуэтки восточного граветта: классификация и археологический контекст.
Громадова Б. (Нантер). Технологические и стилистические особенности оформления костенковско-авдеевских лопаточек.
Синицын А.А. (Санкт-Петербург), Лада А.Р. (Санкт-Петербург), Артюшенко А.А. (Санкт-Петербург), Бессуднов А.А. (Санкт-Петербург). I культурный слой Маркиной горы (Костенки 14) в контексте костенковских памятников костенковско-авдевской культуры.
Чубур А.А. (Брянск). Три заметки о зооморфных образах из Авдеево: мамонты, «неусыпный страж» и «лошадь без головы».
Шмидт И.В. (Омск), Крафт И. (Дрезден). Гравировки лошадей из Гройча: проблема «авторства», сюжета, прагматики изобразительного текста.
Янова М.В. (Элиста), Калаханова З.М. (Карачаевск). Из истории становления науки. Светлой памяти известного советского археолога Марианны Давидовны Гвоздовер посвящается.

18-20 – 19-00 — дисскусия

Закрытие конференции

Регламент выступлений
15 минут — доклад, 5 минут – ответы на вопросы

Сообщение по стендовому докладу – 5 минут

Место проведения:
Москва, ул. Моховая, д.11, стр.1,
НИИ и Музей антропологии МГУ, 2-й этаж, Музей антропологии

 

 

Новая статья в Словарике: хронология верхнего палеолита

Читайте в Словарике новую статью  «Палеолит верхний» с обзором к.и.н. А.А.Синицына по хронологии верхнего палеолита

Новая статья в Словарике — Роменско-борщёвская культура

Читайте в Словарике новую статью от проф. Л.С.Клейна о роменско-борщевской культуре — культуре восточных славян VIII—X веков.

XII КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XII Конгресс антропологов и этнологов России

Ижевск, 3–6 июля 2017 г.

ТРЕТЬЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Уважаемые коллеги!

 

В Оргкомитет Конгресса поступило более полутора тысяч заявок на участие. Руководителями сессий проведена работа по отбору заявок, соответствующих теме Конгресса.

Информация о структуре Конгресса и прошедших отбор заявках будет размещена на сайтах Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: http://www.iea-ras.ru/index.php?go=Ethno&in=cat&id=9 и Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН   http://udnii.ru/files/assets/12КАЭР%20список%20утвержденных%20заявок%20ИТОГ.docx .

Обращаем внимание, что в материалах Конгресса допустима одна индивидуальная публикация (плюс одна в соавторстве).

Просим вас до 23 апреля 2015 г. подтвердить личное участие в форуме, заполнив «Регистрационную форму участника», размещенную по адресу: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScM0Rwg-roD6a_hgwI2vzxzVlk6iSwcarRI5DecrWN3NbyEtQ/viewform

По вашему желанию, регистрационную форму можно заполнить отдельным файлом и направить по электронной почте на адрес Оргкомитета (aaer_2017@mail.ru, тел. в Москве +7-495-954-89-53, тел. в Ижевске 8-909-0554583).

Заполненная регистрационная форма станет основанием для направления персонального приглашения.

Заезд участников Конгресса – 2 и 3 июля 2017 г. Программа Конгресса, информация о бронировании гостиниц и экскурсиях будут представлены в следующем информационном письме.

 

ОРГКОМИТЕТ КАЭР

 

 

Примечание от Л.С.Клейна к статье «Степная прародина индоевропейцев как гипотеза»

Читайте примечание от проф. Л.С.Клейна к статье «Степная прародина индоевропейцев как гипотеза» — его ответ на статью А.А.Клесова.

“Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика”

                             ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

                       Международная научная конференция

“Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика”

с участием Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой

в рамках Второго Международного эпического форума

«Эпосы народов мира на Земле Олонхо»

6-8 июля 2017 г. Российская Федерация, Республика Саха (Якутия),

город Якутск

 

Уважаемые коллеги!

Научно-исследовательский институт Олонхо Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова совместно с ЮНЕСКО, Правительством Республики Саха (Якутия) 6-8 июля 2017 г. проводит Международную научную конференцию “Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика” с участием Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой в рамках II Международного эпического форума «Эпосы народов мира на Земле Олонхо».

Цель конференции – дальнейшее углубление и расширение научного изучения национальных эпосов; обсуждение проблем по реализации программы ЮНЕСКО по культурному разнообразию в киберпространстве; изучение вопросов сохранения сказительского искусства и использования потенциала эпического наследия народов мира в условиях глобализации.

Основные направления работы конференции[1]:

  • Генезис и типология национальных эпосов
  • Эпос в контексте этнической истории
  • Сказительское искусство
  • Эпическое наследие в контексте этномузыковедения
  • Современное бытование эпического творчества
  • Памятники эпического наследия и вопросы их издания
  • Язык и поэтика национальных эпосов
  • Вопросы перевода эпических памятников
  • Информационные технологии в сохранении и актуализации эпического наследия

В рамках конференции будет проведен Круглый стол в целях реализации долгосрочного международного проекта «Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения» под патронатом ЮНЕСКО.

Также планируется участие во II Международном фестивале сказителей «По зову Земли Олонхо», который состоится в Хангаласском улусе, г. Якутске.

Рабочие языки: русский, английский

Форма участия в конференции:

— очная (публикация и выступление с докладом);

— заочная (публикация).

Для участия в конференции необходимо:

  • В срок до 15 мая 2017 года направить на электронный адрес institute-olonkho@mail.ru организационного комитета регистрационную заявку с пометкой «Конференция» и тезис доклада.
  • В срок до 30 августа 2017 года предоставить полный текст доклада для издания материалов Международной научной конференции “Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика” в серии «Эпосоведение» научного рецензируемого журнала «Вестник СВФУ имени М.К. Аммосова», которая включена в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Форма регистрационной заявки на участие и требования к оформлению материалов.

Форма заявки

Фамилия, имя, отчество участника (полностью)  
Название доклада  
Направление конференции  
Место учёбы, работы  
Должность  
Ученая степень, ученое звание  
Почтовый адрес (с индексом)  
Контактный телефон  
E-mail  
Форма участия (очная, заочная)  

 

Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны. Проживание и питание во время конференции обеспечивается принимающей стороной. 

Требования к оформлению тезисов докладов

Объем 3-5 страниц (электронный вариант), поля: верхнее и нижнее — 2 см., левое — 2 см., правое — 2 см., шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 14, интервал — 1,5; отступ — 1,25, выравнивание по ширине, без переносов; сноски концевые, в квадратных скобках:[1, с. 45]. На первой странице в правом верхнем углу указывается фамилия и инициалы автора, место работы (учебы), далее через пробел по центру печатается название доклада.

С требованиями к оформлению статей, публикуемых в серии “Эпосоведение”, можете ознакомиться на сайте www.epossvfu.ru.

Контактные данные: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, ГУК СВФУ, Научно-исследовательский институт Олонхо, каб. 101 (Анисимов Руслан Николаевич, Николаева Наталия Алексеевна).

E-mail: institute-olonkho@mail.ru

Тел.: 8(4112) 49-68-83; 32-09-41

Информация о конференции размещена по адресам: http://iolonkho.s-vfu.ru http://olonkho.info

 

С уважением,

Оргкомитет конференции

[1] Секционная работа конференции формируется по итогам поступивших заявок.

Юхновская культура — новая статья в Словарике

Читайте в Словарике новую статью — юхновская культура раннего железного века в российско-украинском лесостепном черноземье.

Городецкая культура — новая статья в Словарике

Читайте в Словарике статью от проф. Л.С.Клейна о городецкой культуре раннего железного века.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Эксперты отвечают

Эксперты отвечают

О половцах

Вопрос от: Василий Ковалёв

Здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, куда подевалась основная масса половцев южнорусских степей? Несколько веков занимали обширные территории, а сейчас энциклопедии пишут, что повлияли на этногенез тех или иных, но какого-то крупного народа — прямого потомка половцев — вроде как нет. Поволжские татары — это же скорее потомки булгар, а не половцев?

Казанские татары имеют опосредованное отношение к половцам

Отвечает Юлдаш Юсупов

Потомков современных половцев, действительно, найти сложно. Особенно потому, что изначально половцы — это конфедерация различных по происхождению племен. Нам известны такие половецкие племена как етебичи, токсобичи, бушманы и тд. В ордынский период социальная структура половцев была почти полностью разрушена, а половцы вошли в новые племенные образования (кыяты, кунграты, найманы и пр.). Эти племена образовали основное служилое население Золотой Орды. На их основе образовались ногайцы и по большей частью крымские татары, казахи, белоруские и польско-литовские татары. Они составили значимую часть северо-кавказских тюрков, а в Поволжье — башкир и мишарей. Казанские татары действительно имеют отношение к половцам весьма опосредованное: основным их этническим компонентом стали мусульманизированные и кыпчакизированные чуваши и в меньшей степени — финноязычные народы (марийцы).


Северские казаки

Вопрос от: Sergey Kornilovski

Вопрос к историкам по поводу северских казаков. Скажите, относились ли к северским казакам казаки Лубенского, Гадячского и Миргородского полков во время когда еще существовали соответствующие административно-териториальные и военные единицы левобережной Украины ?

О северских казаках

Отвечает Денис Дараган

Уважаемый Сергей, к сожалению понятие северские казаки (как и севрюк) очень размыто, что не дает нам право рассуждать об их месте в социальном устройстве казачества и следе в их истории, и конечно их нельзя соотнести с четкими административными единицами перечисленных Вами полков.


Финно-угры центральной России

Вопрос от: Василий Ковалёв

Добрый день!
Если вопрос уже отвечался, прошу меня простить.
На картах в школьных учебниках истории мы видим, что до прихода славяноязычного населения основными жителями т.н. исторического центра России (Московская, Владимирская, Рязанская обл. и т.д.) были финно-угры (всякие там мурома, мещера, меря и пр.). Этот факт подтверждается и топонимикой (есть ощущение, что большинство названий рек и населенных пунктов этой территории финно-угорского происхождения).
При этом, если я правильно понял, гены на этой территории, в основном, балто-славянские, причём скорее балтские.
Также никогда не слышал о заимствованиях в русском​ языке из финно-угорских.
Так куда же делись финно-угры? Если их было очень мало, и они были быстро поглощены пришлым населением, почему сохранились их названия, а не были замечены славянскими? А если их не было мало, почему их влияние на гены и язык оказалось невелико?

Остались и в генах, и в языке

Василий, Вы правы, что и история, и топонимика свидетельствуют, что до приходя славян в нынешней Центральной России преобладали финно-угры. Но Вы заблуждаетесь, полагая, что «их влияние на гены и язык оказалось невелико».
Влияние на гены большое — у славян в генофонде преобладает субстратный компонент, хотя и трудно ответить однозначно, был ли он финно-угорским, или балтским, или комбинированным http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=4440. И в русском языке лингвисты находят множество финно-угорских заимствований, особенно в северном русском наречии. Один лингвист привел мне в пример русскую грамматическую конструкцию «у меня есть…» — согласитесь, она типична для нашего языка, тогда как в других индоевропейских языках преобладает иная конструкция- «я имею». Но зато «у меня есть» — типично как раз для финно-угорской грамматики.


Национальность российского монарха

Вопрос от: Sergey Kornilovski

Какой национальности был российский самодержец царь Николай ІІ ? Какова точка зрения официальной исторической точки зрения на этот счет ?

На это мог бы ответить только сам Николай II

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Сергей! Видите ли, на вопрос о своей национальности Николай II мог бы ответить только сам лично. У него уже не спросишь. Этнос — это социокультурное понятие и определяется самосознанием. Ни историки, ни генетики определять его не могут.


Источники гаплогруппы N1c у русских

Вопрос от: Игорь Левшин

У русских встречается две субклады гаплогруппы N1c: Z1936 и VL29. Субклада N1c-VL29 характерна для балтов и др. этносов из окружающего их региона севера Восточной Европы, а субклада N1c-Z1936 — для финно-угров и др. этносов из окружающего их региона Поволжья и востока Восточной Европы. Можно ли допустить что первая субклада привнесена финно-угорской дославянской субстратой, а вторая пришла вместе со славянами как суперстрата вместе с R1a? ну или допустить что часть N1c-VL29 от автохтонных балтов (например вятичи, кривичи, автохтонные балтские культуры), а часть — от славян, привнесших ее из Прибалтики и Западного Полесья. Т.е. не связывать гаплогруппу N1c с финно-уграми и учеть также и балто-славянский источник его появления среди русских, в частности среди центральных (потому что именно среди центральных преобладает с небольшим перевесом процент VL29, а у северных популяций преобладет уже с большим «отрывом» Z1936)

N3a3 (VL29) подразделена на ветви — скоро выйдет статья

Игорь, действительно, обе эти ветви достаточно старые, и поэтому уже встроились в самые разные (лингвистически) генофонды. И согласен, что особый интерес вызывает VL29, которая распространена и среди балто-славян, и среди финно-угров. Мы только что сдали в журнал статью (Балановская и др, «Генофонд новгородцев…») в которой, кроме прочего, показали деление VL29 на две ветви, четко различающиеся по STR-маркерам. Одна приурочена больше к балтам и славянам, другая — к финно-уграм. Разумеется, наверняка существуют и SNP-маркеры, определяющие эти же ветви. Предполагаю, что один из них — L550, но пока массовое типирование популяций на эти SNP-маркеры не проведено, приходится опираться на STR-гаплотипы. Приуроченность одной к балто-славянам, а другой к фиино-уграм, конечно, не абсолютная, но производит впечатление, насколько различаются по частотам этих ветвей географически близкие, но лингвистически различные латыши и эстонцы. Итак, часть VL29 действительно можно связывать с балто-славянами, хотя разделить, что «от балтов» а что «от славян», затруднительно, по крайней мере пока. Подробности будут в статье, которая должна выйти осенью.


мтДНК

Вопрос от: Сергей Финашин

Я получил результаты от FTDNA. На этой картинке распределение людей по результатам полногеномного секвенироваия мтДНК. Генетическое расстояние от 0 до 3. Гаплогруппа H4a1a1a. Мне кажется наблюдается два «сгущения» популяции в Скандинавии и в Британии. Можно ли предположить возможное происхождение такой картинки? Что можно предположить о происхождении H4a1a1a — они имеют общее происхождение или нет?http://ic.pics.livejournal.com/featered/24782954/3794/3794_900.png

Обратитесь к тем, у кого Вы тестировались

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Сергей! Картинка по ссылке нам не видна — доступ к ней закрыт. В любом случае, наверное, будет правильно обратиться с вопросом к той компании, где Вы проходили тестирование.


Новая книга Л.С. Клейна.

Вопрос от: Альберт Кочкин

Здравствуйте, глубокоуважаемый Лев Самуилович! Спасибо за ответ на предыдущий вопрос. Подскажите, пожалуйста, где и/или как можно приобрести Вашу новую книгу? Будет ли она опубликована на «Генофонде»?
Спасибо.

Про книги

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Альберт!
Я задала Ваш вопрос Льву Самуиловичу. Правда не совсем ясно, какую книгу Вы имеете в виду: «Первый век» (изд. «Евразия») или «Муки науки» (изд. Новое литературное обозрение). Но и та, и другая есть в книжных магазинах, где именно — посмотрите в интернете. На «Генофонде» же мы не можем их перепечатывать из-за договора с издательствами.


Исследования генофонда россиян

Вопрос от: Vladimir

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как следует с точки зрения современной геногеографической науки квалифицировать новость насчёт 16% русских, 19% украинских и белорусских и т. д. генов у современных россиян?

Как профанацию науки

Спасибо за вопрос! Эту новость квалифицировать иначе, чем профанацию генетики нельзя. Нами подготовлена развернутая экспертиза этой антинаучной «сенсации» — он сегодня-завтра появится на нашем сайте.


Пигментация

Вопрос от: Maxim Efremov

Несколько вопросов генетикам по поводу пигментации древних европейцев:
1) Пигментация восточных охотников-собирателей?
2) Достаточно ли простого наличия генов SLC24A5, SLC45A2 и HERC2/OCA2 у популяции (индивидуума) для посветления кожи, глаз и волос, или там всё сложнее? Обязательно ли наличие обоих пар генов SLC-, или каждый из них по отдельности способен дать светлую кожу?
3) Наличие этих генов действительно ли привело базовых неолитчиков БВ к светлой коже (при наличии постоянного солнечного света, который, как минимум, должен был дать загар), или речь идёт от «скрытности» этих генов, в виду неподходящих условий его проявления (светлая кожа в жарком климате, как известно, вещь малополезная) и дальнейшем переходе их в доминантное состоянии при передвижение на более северные территории?
4) Только ли по SNP можно определить данные вещи, или есть какие-то ещё методы? Данный вопрос задан на основе утверждений о том, что этот метод недостаточен и таким образом генетики в лучшем случае манипулируют результатами, а в худшем — выставляют себя невеждами.
Извините за подобный шквал вопросов, но заранее спасибо.

Вопрос ожидает ответа

индоевропейские верования

Вопрос от: Александр Шульга

Есть версия (первоисточник не знаю), что перед последней битвой восставших рабов Спартака, ему подвели коня (у Джованьоли белого!))), которого он заколол. Могло ли это быть связано с религиозными представлениями фракийца?
Буду благодарен за уточнения от ЛС, в его книгах много примеров жертвоприношений лошадей. Правда все примеры из похоронного обряда, а тут ДО битвы…
С уважением

Скорее всего, это просто художественное измышление

К сожалению, ответить на этот вопрос не могу. Я не знаю обрядов фракийцев. У индоариев были не только похоронные обряды с лошадьми, но и ашвамедха — обряд жертвоприношения священного коня царем, к которому готовились год. Есть археологические следы (Ульский курган). Аналогичные обряды были, вероятно, и у других индоевропейцев (есть намеки). Но это не связано с битвами. Кроме того, у Джованьоли — это роман, скорее всего просто художественное измышление.
Ваш ЛСК


Отзыв на статью

Вопрос от: Нина Кузеванова

Олег Павлович, несколько слов по поводу Вашего интервью. http://www.poisknews.ru/theme/science/19634/

«на момент прихода славян в Восточную Европу или на Балканы здесь уже жили некие племена» — так откуда пришли славяне в Восточную Европу и на Балканы?

«Наша лаборатория, во многом благодаря поддержке РНФ, вошла в узкий круг, состоящий из четырех-пяти ведущих мировых коллективов, в основном из Англии и США, которые ведут исследования Y-хромосомы полногеномными методами и формируют стандарты в этой области науки» — то есть теперь в России можно сделать полногеномное исследование игрек-хромосомы?

прародина славян — вопрос не к генетикам

Нина, добрый вечер. Касательно того, что генетики могут (точнее, не могут) сказать о прародине славян уже подробно разъяснено в тексте и комментариях к балто-славянской статье. В неоднократных ответах на Ваши вопросы. http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=4440
Если у Вас еще остались вопросы, их уместнее задавать в комментариях к той статье.

Касательно полного анализа Y-хромосомы, то да, нашим коллективом подготовлено уже несколько научных статей по этой теме (по гаплогруппам G1, Q3 обзоры были на сайте, по R1b в скором времени появится. Эти статьи «сделаны в России», что видно из состава их авторов.


Происхождения саамов

Вопрос от: Maxim Efremov

Здравствуйте. Уже достаточно длительное время просматриваю интернет по вопросу происхождения саамов, но полученные данные так и не удается привести к более-менее общему знаменателю. То это древнейший автохонный народ Севера Европы, прошедший через процесс «монголизации» в виду генного дрейфа в изоляции, то это смесь автохонов и пришлыми «сибириками», то есть как бы смесь европеоидов и не совсем европеоидов, и их околомонголоидные черты приобретённые.
Очень интересно мнение экспертов, особенно Олега Балановского, который, насколько знаю, изучал это вопрос. Спасибо.

саамы = палеоевропейцы + мощный дрейф + слабая миграция из Сибири

подробности в Tambets et al., 2004 (по мтДНК и Y-хромосоме)

Та же Tambets сейчас готовит статью по широкогеномным аутосомным маркерам, но ее результаты лишь подтвердят ранее сделанные выводы.

Если Вам предпочтительно изложение этих результатов на русском, то оно есть в моей главе в атласе-монографии «Инициальное заселение Арктики».


Популяционная гомогенность

Вопрос от: Святослав Карпов

Здравствуйте ! Спасибо за публикации отрывков из книги Балановского !
Возможно я ошибаюсь, но из прочитанного узнал, что межпопуляционные различия между популяциями русских, белорусов и украинцев больше , чем внутри популяций самих этих национальностей. Один из народов, отличающийся внутрипопуляционной гомогенностью — это украинцы. В связи с чем возник вопрос, как генетики объясняют этот феномен учитывая, что во-первых: территориально границы Украины окончательно сформировались только в XX веке и ,во-вторых: территория Украины являлась ареной кровопролитных войн с начала монгольского нашествия и заканчивая событиями Великой Отечественной ,когда генофонду наносился тяжелейший урон ? Спасибо !

Украинцы не обнаруживают внутренней подразделенности

Отвечает Olga Utevska

Уважаемый Святослав,
Да, действительно, такой факт был выявлен при использовании маркеров Y хромосомы, которые, как известно, являются генетическими системами, наиболее чувствительными к кластеризации. Надо отметить, что эти результаты неудивительны и вполне логичны – обычно межэтнические различия выражены сильнее, чем внутриэтнические, хотя иногда бывает и наоборот.
В отношении восточных славян нами (и не только нами) была выявлена достаточно сложная картина (опять-таки – только по Y-хромосомным гаплогруппам!). С одной стороны, восточные славяне очень похожи друг на друга и, более того, очень схожи с западными славянами. Причем эта комплексная группа «восточно-западных» славян стоит особняком на генетическом фоне соседних неславянских популяций.
С другой стороны, русские и белорусы подразделены внутри себя, по крайней мере, на две подгруппы (русские северные и южные, белорусы центральные и полесские). И, наконец, украинцы не обнаруживают внутренней подразделенности и, кроме того, показывают определенное сходство с популяциями карпато-альпийского комплекса.
Выявленная неоднородность генетического состава восточных славян не является сенсацией и хорошо согласуется с более ранними данными антропологии. В частности, в монографии Т.Алексеевой «Этногенез восточных славян по данным антропологии» 1973, глава VII, Вы можете прочесть, что «Восточные славяне неоднородны по своему антропологическому составу. Их западная группа (белорусская) относится к кругу северных европеоидов; юго-западная (украинская) — южных европеоидов; восточная (русская) занимает промежуточное положение». Что касается украинцев, то совокупность их морфологических характеристик выделена В. Д. Дяченко в отдельный Приднепровский комплекс, сходный с «альпийской расой» (Deniker 1898). Другой известный антрополог, В. Бунак (1932), предлагал выделить украинцев в отдельную «восточноальпийскую», или карпатскую, расу.

Очевидно, ответ на поставленный Вами вопрос надо искать, исходя из двух предпосылок:

— Становление генофонда – процесс долгий. Формирование русских, украинцев, белорусов происходило столетиями, а генетическая преемственность местного населения – антропологического субстрата – и вовсе теряется в глубине тысячелетий. (В этом контексте современные государственные границы лишь очерчивают то, что было сформировано уже очень давно). Время дивергенции восточных славян лучше всего будет отражаться расхождением ветвей на лингвистическом дереве славянских языков (см, например, Kushniarevich et al., 2015, Genetic heritage of the Balto-Slavic populations). Отделение русской ветви от украино-белорусского праязыка произошло около 1400 лет назад; разделение двух последних – около 800 лет назад.

— Становление генофонда восточных славян происходило на огромном пространстве Восточной Европы, за счет разных миграционных потоков, взаимодействия с разными соседями, в условиях различных природно-климатических зон. Последнее важно хотя бы потому, что степь (Украина) предполагает совсем другой хозяйственный уклад, чем лес (Беларусь, Россия), поэтому идет соответствующая культурно-хозяйственная (цикл сельхозработ, тип жилищ и т.п.) и биологическая (=генетическая) адаптация. И как итог, формируются свои региональные генофонды.

Надеюсь, мой ответ был Вам полезен.

к.б.н. Ольга Утевская, доцент каф. генетики и цитологии Харьковского национального университета


этногенез ительменов

Вопрос от: Ирина Яганова

Меня интересует генетическое происхождение ительменов, коренных жителей Камчатки. Проводился ли их генетический анализ и где может находиться их прародина?

Исследование генофонда ительменов планируется.

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемая Ирина!
В этом году специалисты МГНЦ и ИОГен РАН планируют экспедицию на Камчатку для исследования генофонда коренных народов, в том числе ительменов. О ее результатах Вы узнаете на сайте. Мы надеемся, что полученные данные позволять предложить гипотезу об их происхождении.


Чем отличаются исследования слюны и крови?

Вопрос от: Иван Коберник

В чем преимущества исследования образцов венозной крови перед анализами слюны, буккальном анализе? Есть ли то, что можно узнать только имея образец крови ?

Количеством ДНК, которую можно выделить.

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Иван!
Основное преимущество образца венозной крови — в количестве. Из него можно заведомо выделить больше ДНК, чем из образца слюны или буккального эпителия. Заведомо хватит на все генетические анализы. Поэтому популяционные генетики предпочитают работать с кровью.


Генетика татар

Вопрос от: Геннадий Дубровский

Здравствуйте. Объясните пожалуйста, какая генетическая основа расовых особенностей татар. И в общем понтийского типа также у русских и ФУ народов. Вопрос возник из-за данных, по которым татары вроде бы ближе к восточно-европейской популяции. С другой стороны преобладание понтийского типа у татар белой расы. И заметные отличия от русских даже по моим наблюдениям. Больший процент темной пигментации.

Вопрос ожидает ответа

Абашевская культура

Вопрос от: Альберт Кочкин

Здравствуйте!Разрешите задать несколько вопросов.
1.Существуют ли в настоящее время комплексные(археологические, антропологические, генетические и т.д.) исследования по абашевской культуре? Если , «да», то где их можно найти?Что вообще можно почитать о ней, не популярное, не фейковое?
2.Тот же самый вопрос, вернее его вторая половина, о Галичском кладе.
3. И дополнительный вопрос. Пытаюсь открыть книгу Напольских В.В. «Очерки по этнической истории», а мне пишут,что этого документа нет на сервере. В чём или в ком ошибка?

Про абашевскую культуру и Галичский клад

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Альберт!

Передаю Вам ответы на Ваши вопросы от проф. Льва Самуиловича Клейна.

Про абашевскую культуру Вы можете прочитать статью «Абашевская культура» в Словарике на нашем сайте. Там есть отсылка к основным авторам. Кроме того можно взять библиографические справочники «Советская (потом Российская) археологическая литература» — каждый том за несколько лет, Там в каждом томе есть в указателе «Абашевская культура» и «Галичский клад». Абсолютно вся научная литература по ним там отражена.
А из основных трудов можно порекомендовать по абашевской
Абашевская культурно-историческая общность: история, развитие, наследие. Чебоксары, 2003
Абашевкая кульутра в Среднем Поволжье. М 1961.

По Галичскому кладу:
Спицын.А. А. Галичский клад. _ Записки Отдел. Русск и слав. археологии Моск Арх Общ. 1903, т. 5, в. 1.
Фосс М. Е. Новые памятники в районе галичской культуры. — Кратк сообщ ИИМК 1947, в. 17
Студзицкая С. В., Кузьминых С. В. Галичский «клад» (К проблеме становления шаманизма в бронзовом веке Сев. Европы). — Мировоззрение древнего населения Еворазии. М. 2001.

На Ваш вопрос о ссылке на книгу В.Напольских в Библиотеке сайта, отвечаю — спасибо, что указали нам на неработающую ссылку. Мы поправили ее, теперь работает.


Вопрос Олегу Балановскому

Вопрос от: Дамир Бигей

Здравствуйте Олег Павлович! Вы собирались совместно с КФУ продолжить проект по изучение генома представителей татарского народа, в 2014-2015 годах. Проект был прекращен или приостановлен?

Проект идет, но без денег и поэтому медленно

Дамир, Вы, видимо, спрашиваете об «экзомном» проекте, по которому планируется секвенирование и популяционно-генетический анализ двух-трех тысяч экзомов татар и других народов Северной Евразии.
Татарстан пока так и не выделил финансирование, поэтому коллектив участников работает пока за счет собственных ресурсов (небольших) и собственного (большого) энтузиазма. Поэтому вместо трех тысяч экзомов пока около сотни, и те достались с большим трудом.
Экспериментальный анализ делает и Казанский университет, и НИИ ФХМ, а популяционный анализ полученных экзомов — моя команда.
В прошлом году вышла первая статья с техническими сообщениями и некоторыми предварительными результатами, но их тогда было слишком мало, поэтому ничего интересного для сообщества генофонд.рф там нет.. Надеюсь, в этом году проанализируем всю сотню экзомов и подготовим уже содержательную статью. И конечно, продолжаем рассчитывать на запуск полномасштабного проекта. Ведь проект больше нужен Татарстану, чем нам.


Тест на ДНК

Вопрос от: Дамир Бигей

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, надежно ли проходить тестирование на этническую принадлежность в MyHeritage? https://www.myheritage.com/dna/407420321?lang=RU Или вы можете подсказать более надежный вариант?

My Heritage — для рисования родословных. ДНК лучше анализировать в ftDNA или на Физтехе

Дамир,
сначала я должен сделать оговорку, что тестирование на этническую принадлежность не надежно проходить нигде. Просто потому, что оно в принципе невозможно (этническая принадлежность определяется самосознанием, а не ДНК). И если некоторые компании (в том числе и некоторые российские, предлагают пройти ДНК-тест, называя его тестом на этничность, это говорит лишь о низком научном уровне специалистов этих компаний. Но я предполагаю, что Вам нужен не «тест на этническую принадлежность», а анализ ДНК для получения хоть какой-то информации о Ваших предках.

Про My Heritage я до Вашего вопроса и не слышал. Приведенная Вами ссылка требует регистрации, а я не склонен регистрироваться на неизвестных сайтах, поэтому о качестве описаний на сайте не могу Вас проконсультировать.
Но я посмотрел отзывы в интернете — судя по ним, My Heritage предлагает неплохой сервис для классической генеалогии (рисование родословных деревьев, поиск родственников и т.д.). Конечно, не исключено, что они предлагают что-то и по генетической генеалогии, то есть анализу ДНК. Но тогда в этом деле они новички.
Решать Вам, но я бы посоветовал обратиться или к признанному лидеру — FamilyTreeDNA или, если хотите сделать анализ в России, то это сейчас делают в МФТИ.


Подскажите принадлежность

Вопрос от: Руслан Ишимов

Здраствуйте, недавно я прошел ДНК тест, по результатам у меня показало J2a1-M172 pf5197!+. С какими современными народами РФ и мира, а также народами прошлого связан мой результат. Кто наиболее мне генетически близок.

Куда Вам обращаться

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Руслан!
Мы не знаем, где Вы проходили тестирование. У нас нет готового «генетического паспорта» на Вашу гаплогруппу. Если Вы читаете по-английски, можем посоветовать Вам ознакомиться с информацией по J-M172 и вступить в группу на сайте FamilyTree, где есть информация об этом варианте (на английском) и можно пообщаться с людьми-обладателями этого же варианта.

https://www.familytreedna.com/public/J2a-PF5197/

Другой вариант — обратиться в сообщество генетической генеалогии МолГен, его адрес в фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/molgen/?fref=ts
Удачи :-)
Надежда Маркина
модератор сайта «Генофонд.рф»


Задать вопрос

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015