Доска объявлений

ПРОГРАММА Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Дорогие коллеги, размещаем программу конференции

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»,
посвященной 115-летию со дня рождения
Михаила Михайловича Герасимова
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)
31 октября – 2 ноября 2022

Все заседания будут проходить в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева по адресу:
ул. Малая Грузинская, 15. ЗАЛ III
(метро «Баррикадная», «Улица 1905 года»)

Программа_Герасимовские чтения_2022_web

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Дорогие коллеги, публикуем последний, исправленный, вариант программы Гохмановских чтений:

Всероссийская научно-практическая конференция
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

12-14 октября 2022 года

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Все заседания будут проходить по адресу:
Средний проспект, 24 (станция метро «Василеостровская»),
Отдел антропологии МАЭ РАН

 

12 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09
Идентификатор конференции: 878 4360 2728
Код доступа: 267700

 

10:00 – 11:00
Регистрация участников
 
11:00 – 12:30
Пленарное заседание
Руководители: А.Г. Козинцев, В.Г. Моисеев,
В.И. Хартанович, Ю.К. Чистов

  1. Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович: запомненное и усвоенное.
  2. Чистов Юрий Кириллович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) И.И.Гохман и Антропологический отряд Йеменской комплексной экспедиции.
  3. Хохлов Александр Александрович (ПГСГА, Самара). К слову о представлениях И.И. Гохмана относительно древнего населения Севера Евразии.
  4. Хартанович Валерий Иванович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович Гохман. Этап развития Ленинградской — Петербургской антропологической школы во второй половине XX в.

 

12 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09
Идентификатор конференции: 878 4360 2728
Код доступа: 267700

 

14:00 – 17:00
Палеоантропология и этногенез
Руководители: А.Г. Козинцев, А.А. Казарницкий

  1. Верховцев Дмитрий Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Этногенез: о прошлом или из прошлого? (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
  2. Алымов Сергей Сергеевич (ИЭА РАН, Москва). О классификации наук и месте в ней физической антропологии и изучения этногенеза в России в 19-20 вв. (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
  3. Гребенюк Павел Сергеевич (СВКНИИ ДВО РАН, Магадан). Древние культуры на стыке Азии и Америки и эскимосская проблема (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №22-18-00319, Руководитель — А.И. Лебединцев).
  4. Багашев Анаталий Николаевич, Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Протоазиатская формация населения раннего и среднего голоцена центральных регионов Северной Евразии.

 Кофе-брейк

  1. Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН). Хатастырский человек.
  2. Громов Андрей Владимирович, Казарницкий Алексей Александрович, Учанева Евгения Николаевна (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пугачева Екатерина Владимировна. Деформация головы в эпоху ранней бронзы в Северо-Западном Прикаспии.
  3. Кишкурно Мария Святославовна (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск). Одонтологические особенности обитателей восточного ареала одиновской культуры (по материалам могильника Крохалевка-5).
  4. Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Происхождение андроновцев: старая проблема на новом этапе.

 

13 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/84014521988?pwd=eXEyUE5RRUJiSThVY3pTYXJVc3lzZz09
Идентификатор конференции: 840 1452 1988
Код доступа: 835694

 

10:00 – 13:00
Палеоантропология и этногенез
Руководители: В.И. Хартанович, А.А. Евтеев

  1. Горбачевский Евгений Александрович (ПсковГУ, Псков), Евтеев Андрей Алексеевич (НИИ и МА МГУ, Москва) «Палеоантропологические материалы срубной культурно–исторической общности Саратовского Поволжья (по материалам раскопок конца 2000-х – начала 2020-х гг.)».
  2. Китов Егор Петрович (ИЭА РАН, Москва). Ранние кочевники Восточного Казахстана (по материалам могильника Берел, пазырыкская культура).
  3. Балабанова Мария Афанасьевна (ВолГУ, Волгоград), Пилипенко Александр Сергеевич, Томилин Матвей Алексеевич, Черданцев Степан Викторович, Трапезов Ростислав Олегович (ИЦиГ СО РАН, Новосибирск). Кочевая элита VII-IV вв. до н.э. Южного Приуралья по данным краниологии и палеогенетики.
  4. Иванов Алексей Валериевич (ИА Крыма РАН, Симферополь). Новый случай трепанации черепа у позднескифского населения Крымского полуострова.

Кофе-брейк

  1. Евтеев Андрей Алексеевич (НИИМА МГУ, Москва). Еще раз о краниологической дифференциации летописных славянских племен: внутригрупповой аспект.
  2. Гончарова Наталия Николаевна (МГУ, Москва), Кабаев Данил Андреевич (ВлГУ, Владимир). Население Владимира XIII-XIV вв. по данным антропологии (исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №  20-29-01017 «Взаимодействие славянских и финноязычных племен в Волго-Окском междуречье и этногенез русского народа: генетическая история длиной в тысячелетие»).
  3. Батиева Елена Федоровна (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Ростов-на-Дону). Материалы из «Потерянного» кладбища XVIII в. (г. Ростов-на-Дону).
  4. Схаляхо Роза Арамбиевна (МГНЦ, МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Жабагин Максат Кизатович (Национальный центр биотехнологий, Астана), Балановская Елена Владимировна (МГНЦ, Биобанк Северная Евразия). Генофонд туркмен Ставрополья в контексте популяций Центральной Азии (по данным о полиморфизме Y-хромосомы). (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 21-14-00363, Госзаданием Министерства науки и высшего образования РФ для Медико-генетического научного центра и Биобанка Северной Евразии).

 

13 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/84014521988?pwd=eXEyUE5RRUJiSThVY3pTYXJVc3lzZz09
Идентификатор конференции: 840 1452 1988
Код доступа: 835694

 

14:00 – 17:00
Рентгенотомографические методы в антропологических и археологических исследованиях

Руководители: А.В. Зубова, А.М. Кульков

  1. Кульков Александр Михайлович (СПбГУ, Санкт-Петербург). Микротомография в археологии и палеоантропологии.
  2. Колясникова Анна Сергеевна (МГУ, Москва). Лобный внутренний гиперостоз на снимках компьютерной томографии: особенности обнаружения и дифференциальной диагностики на краниологическом материале.
  3. Гончарова Наталия Николаевна, Котельникова Юлия Сергеевна (МГУ, Москва). Новые подходы в краниофациальной реконструкции глазной области.
  4. Пахневич А.В. (Палеонтологический институт РАН, Москва), Коваленко Е.С., Калоян А.А., Подурец К.М., Нгуен Куок Ши. Томографические исследования строительного материала храмового комплекса Мишон (Вьетнам).
  5. Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва), Дюжева Ольга Павловна (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), Зебрев Максим Александрович. Визуализация данных компьютерной томографии древнеегипетских мумий из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Кофе-брейк

  1. Калмина Ольга Анатольевна, Калмин Олег Витальевич (ПГУ, Пенза), Головин Роман Евгеньевич (Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина, Саранск), Фомин Артур Дмитриевич, Цуцков Дмитрий Дмитриевич, Иконников Дмитрий Сергеевич (ПГУ, Пенза). Череп со следами сифилиса из Кельгининского могильника XVII-XVIII вв. и перспективы палеопатологического исследования.
  2. Пахневич А.В. (Палеонтологический институт РАН, Москва). Микротомографические исследования поврежденных раковин  двустворчатых моллюсков Mytilus trossulus из отложений древнеалеутской стоянки на о. Адак.
  3. Зубова Алиса Владимировна, Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пихур Оксана Леонидовна (Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН), Малютина Анна Андреевна (ИИМК РАН), Ободовский Анатолий Владимирович (СПбГТУ ЛЭТИ). Случай хирургического лечения нижних моляров в мезолитической серии из могильника на Южном Оленьем острове (Карелия).
  4. Слепцова Анастасия Викторовна (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Анализ структуры микроизноса зубов (Dental microwear texture analysis) по материалам индивидов из могильника Индиан Нолл.

14 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/85399353751?pwd=U29zdkNYOGwvZGtEZlNBSzJYd01uUT09
Идентификатор конференции: 853 9935 3751
Код доступа: 470184

 

10:00 – 13:00
Практический семинар: Transitionanalysis

Руководители: И.Г. Широбоков, В.В. Куфтерин

Семинар посвящен одному из популярных сегодня методов установления возраста по костям скелета – анализу переходов («Transition analysis»). Планируется рассмотреть последовательность действий, предпринимаемых исследователем в рамках анализа, а также оценить влияние межисследовательских расхождений при рассмотрении отдельных признаков.

 

14:00 – 17:00
Палеодемография: методы и интерпретации

Руководители: И.Г. Широбоков, В.В. Куфтерин

  1. Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень), Куфтерин Владимир Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Палеодемографические аспекты изучения населения алакульской культуры эпохи бронзы азиатских степей и лесостепей.
  2. Емельянчик Ольга Антоновна (Полоцкий государственный университет, Новополоцк). Половозрастное распределение смертности православного населения Беларуси 50-60-х гг. XIX в. (по материалам памятных книжек губерний).
  3. Горбачевский Евгений Александрович (ПсковГУ, Москва). Некоторые аспекты истории палеодемографических исследований в России.
  4. Крумплевский Владислав Станиславович (Институт истории НАН Беларуси, Минск). Возможности коррекции палеодемографии половозрастной информацией погребенных на кладбищах по данным метрических книг.
  5. Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). О применении методов машинного обучения при оценке возраста по костям скелета.

Кофе-брейк

  1. Куфтерин Владимир Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Хорошо забытое старое: о некоторых методах реконструкции динамики ископаемых популяций.
  2. Абрамова Александра Николаевна (Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына, Краснодар), Вагнер-Сапухина Елена Андреевна (ЦПИ, Санкт-Петербург), Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва), Пежемский Денис Валерьевич (НИИМА МГУ, ЦПИ, Москва), Чиркова Алина Харисовна (ЦПИ, Москва). Опыт коннексии определений пола и биологического возраста по скелетным останкам, выполненных по разным системам признаков.
  3. Вагнер-Сапухина Елена Андреевна, Казарницкий Алексей Александрович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Межавторские расхождения при определении пола и возраста погребенных на примере материалов из поликультурных курганных могильников.

9.Сударикова Елена Владимировна (Государственный Дарвиновский музей, Москва). Методы хранения и репрезентации человеческого скелетного материала в естественно-научном музее.

17-00
Закрытие конференции

 

 

 

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Эксперты отвечают

Эксперты отвечают

Схожесть балто-славян и германцев

Вопрос от: Игорь Деревянко

Известно, что балтов и славян объединяет с германцами ассоциация этих народов с культурой шнуровой керамики. Насколько немцы, англичане, а также датчане близки или далеки западным и восточным славянам, и в сравнении например с такими народами как финны и французы? Исключая чехов, родство которых с германцами очевидно.

Картинка генетической близости

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Игорь,

Генетическую близость некоторых народов Западной и Восточной Европы может продемонстрировать эта картинка из монографии О.П.Балановского «Генофонд Европы». Это график многомерного шкалирования, построенный по генетическим расстояниям между популяциями 9 народов по маркерам Y-хромосомы. Каждая популяция обозначена своим цветом. Как видно, восточные славяне (русские, украинцы) генетически ближе к западноевропейским народам (немцам, шведам), чем к народам Южной Европы.

 

Ris.-2.42-72-dpi-500x341


Происхождение «московитов»

Вопрос от: Алексей Галич

Здравствуйте! Вот такой вопрос. Русские до определённого времени именовались московитами, а Россия Московией. Выросла Московия из княжества Московского, оно же из Владимиро-Суздальского, а первое название, Ростово-Суздальское. По картам, по текстам летописей, по археологическим находкам, — это всё от Ростово-Суздальского княжества до Великого княжества Московского, была земля финно-угорских племён. Была колонизация славян в эти земли, они принесли туда: язык, культуру и веру. Одно заменило другое. Выходит, что московиты, это славяноязычные финно-угры, возможно с долей славянской крови. Напомню, что основа Московии, это Москва, Владимир, Суздаль, Муром, Ростов, Рязань, Тверь, Вологда. Вот в чём вопрос. Изучали ли Вы эти места? Будете изучать? Интересно, генетика финно-угров или славян там преобладает?. Заранее спасибо за ответ.

Славяне впитывали генофонд местных популяций и распространяли свой язык

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Алексей,

Славяне — это не генетическое понятие, а лингвистическое. Славяне — это народы, говорящие на языках славянской группы (восточные, западные и южные). Поэтому нет никакой «славянской крови». Распространение славян по Европе, в том числе и на землях, где возникло Великое княжество Московское, привело к распространению славянских языков. Что касается генетики, то славянские племена не замещали местные финно-угорские, а, по-видимому, ассимилировали их генофонд, передавая им свой язык. Этот вопрос подробно исследовался генетиками в статье 2015 года, ее обзор Вы можете прочитать на сайте http://генофонд.рф/?page_id=4440 и в более популярном варианте http://генофонд.рф/?page_id=4507
«Ученые считают, что, распространяясь по Европе, славяне интенсивно включали в свой состав местные популяции, которые жили на данных территориях в дославянские времена. Славяне приносили с собой язык и впитывали генофонд местных популяций».


Мишари (Мищари)

Вопрос от: Арсен Балабан

Здравствуйте.
Вы сказали что татары мишари имеют следующие — J2 (8%) и G2a (менее 3%). Не могли бы вы дать все данные по всем гаплогруппам мишарей, какие гапплогруппы имеются у мишарей и в каких процентных долях. А также дать информацию сколько всего мишарей было исследовано на Y-гаплогруппу. Так же вы сказали, что из популяций Кавказа мишари генетически наиболее близки к северокавказским ногайцам. Не могли бы вы уточнить, что такое генетическая близость, это исследование всех хромосом а не только Y-хромосомы? Могут ли Буртасы, а следовательно и мишари быть потомкапи Степных Аланов?

Данные по мишарям еще не опубликованы

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Арсен,
Подробные данные по генофонду мишарей моими коллегами еще не опубликованы, подождем публикации. Генетическая близость рассчитывается по генетическим расстояниям между популяциям как по Y-хромосоме, так и по аутосомным маркерам (на неполовых хромосомах). Карту генетических расстояний от мишарей Вы можете найти здесь, в главе книги О.П.Балановского «Генофонд Европы» http://генофонд.рф/?page_id=5500
Вопрос про аланов генетики не комментируют.


Балты и Финно-угры

Вопрос от: Алексей Галич

Здравствуйте!
Несколько вопросов у меня.
1) Есть ли данные, как балты шли к тем землям, где проживают теперь — Латвия, Литва? Через какие территории современных стран они шли туда?
2) У меня есть мнение, что некоторые народы финно-угорской группы могут быть балтами, которые были ассимилированы угорскими народами, так ли это? Ведь судя по генетике, в этом что-то есть. Да и есть Беломоро-балтийская раса!
3) Если Европеоидная часть финно-угорских народов является самостоятельной в генетическом плане, то где они зародились? С какими другими племенами они имеют схожую генетику? И почему их не относят к Индоевропейцам, всё дело в языковой группе? (Индоевропейская и уральская).
Спасибо!

Про балтов и финно-угров

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Алексей,

Балты, скорее всего, никуда не шли, их можно считать автохтонными в регионе Балтийского моря. Могли ли финно-угорские популяции ассимилировать балтов? Возможно. Известно, что для Латвии, например, происходило смешение с финно-угорскими племенами, но население переходило на язык балтской группы.
Больше узнать про генофонд балтских и славянских народов Вы можете из обзора статьи на сайте http://генофонд.рф/?page_id=4440
а про генофонд народов уральской языковой семьи — в том числе. финноугорских — из обзора другой статьи http://генофонд.рф/?page_id=30565


Чуваши — кто они на самом деле?

Вопрос от: Сантей Теменов

Хочу узнать подробнее о чувашах, надеясь на вас как высококвалифицированных специалистов. Развейте все мифы. У чуваш есть три разные этнические группы: это Верховые (горные), Средненизовые и Низовые (степные). Отличаются они между собой как по внешности, национальной одежде и диалектом. «Верховые» чуваши считают себя потоками племени «Сувар» говорят на окающем диалекте, в их языке много марийских слов. «Низовые» же наоборот относят свою идентичность к «Булгарам» и у них укающий диалект, присутствует в языке больше тюркских слов. Так откуда такая разница, и к каким корням уходит их история?

Как я знаю уважаемый мной генетик Олег Балановский, рассказал нам о генетике чувашей, проживающих на территории Татарстана. Второе хотелось бы узнать когда будут исследованы чуваши как популяция по этим трем отдельным группам (в медицинских целях) так как могут быть различия в геноме, и лекарства будут действовать по разному. Так как вы казанских татар иследовали по разным группам казанских, мишарей и икрящен. Правильнее будет и у чуваш сделать выборку по такой же системе отбора, или я не прав?

Про этнографические группы чувашей

Отвечает Сергей Утриван

В чувашском этносе выделяют три этнографические группы — верховые — вирьял, средне-низовые — анат-енчи и низовые — анатри (подгруппой анатри являются так называемые степные — хирти). Границы между ними условные. Есть различия в элементах национальной одежды, в некоторых традиционных обрядах. По внешности особых отличий нет, различные антропологические типы (более европеоидные или монголоидные) встречаются среди представителей всех трех групп. Вопрос их происхождения пока остается спорным, есть разные теории чувашского этногенеза. В целом, чувашский народ происходит от одной этнокультурной и языковой общности, в которую в ходе различных переселений и исторических процессов могли вливаться иные этнические группы.

Предками чувашей считаются волжские булгары, часть из которых с началом монголо-татарского нашествия и на протяжении XIII — XV веков бежала от постоянных набегов и разорений на территорию центра и севера-востока современного Чувашского края, в тогда еще глухие леса в бассейнах притоков Волги Цивиля и Аниша. Здесь сформировалась старшая этнографическая группа — анат-енчи (современные Цивильский, Марпосадский, Козловский, части Чебоксарского, Урмарского и Красноармейского районов). Впоследствии, в ходе освоения чувашами западных и северо-западных районов современной Чувашии — Посурья и ассимиляции местного немногочисленного финно-угорского населения — предков мордвы-эрзя и горных мари, появились вирьял (современные Моргаушский, Ядринский, Аликовский, Красночетайский, Шумерлинский, части Чебоксарского, Красноармейского и Вурнарского районов). В ходе освоения т. н. «Дикого поля» — то есть полустепных и степных южных и юго-восточных районов Чувашии, начиная со второй половины XVI века, после разгрома Казанского ханства и вхождения Чувашского края в состав России, появились анатри (современные Ибресинский, Батыревский, Шемуршинский, Яльчикский, Комсомольский, части Янтиковского, Вурнарского, Канашского и Урмарского районов).

Диалектные различия не так существенны (особенно между анат-енчи и анатри), в последнее время они сильно нивелируются под влиянием общепринятого, в том числе в образовательной системе, чувашского литературного языка, основанного на диалекте анатри. Все чуваши легко понимают друг друга. Есть определенные различия между вирьял и остальными группами, в том числе в связи с тем, что в ходе освоения лесного края могли быть заимствованы определенные слова, характерные для лесного хозяйства и быта и потому малоиспользуемые населением степного края. В разных группах используются разные слова, которые обозначают один и тот же предмет, но всем чувашам понятно, о каком предмете идет речь. Пожилое население может использовать слова-анахронизмы. Молодежь же использует больше заимствованных из русского языка слов. Эти различия могут быть даже в пределах одного района или местности, между населением соседних деревень.

Например, упомянутое Вами «уканье» встречается, в основном, в Яльчикском районе, где живут анатри, но не во всех населенных пунктах. В части чувашских деревень Батыревского района, расположенных рядом с Яльчикским, также встречается «уканье». Данная диалектная особенность, аналогично, может встречаться или не встречаться в их материнских селениях, откуда предки современных анатри переселились на юг, — в средненизовых Урмарском, Козловском, Маропосадском районах, где в одних селениях «укают», в других — нет.
Имеются и другие диалектные различия между верховыми и низовыми чувашами. Лучше всего по данному вопросу почитать специальную литературу или обратиться к более квалифицированным специалистам — чувашским лингвистам — сотруднику Чувашского государственного института гуманитарных наук Николаю Ивановичу Егорову и Александру Савельеву.

Сергей Утриван, историк, научный сотрудник лаборатории популяционной генетики человека МГНЦ


ФТДНА и другие

Вопрос от: Дмитрий Ловицкий

Здравствуйте. Я делал аутосомный тест в ФТДНА и не был удовлетворен результатами. Дело в том, что я располагаю архивными документами о наличии у меня родственников эстонцев и тверских карел. Да у меня и бабушка свободно говорила по-эстонски. Однако по результатам теста в совпаденцах (списке людей с похожими на мою ДНК) не нашлось ни одного человека из Эстонии, вместо этого огромное количество людей из Финляндии, (что еще можно было бы как-то объяснить,)но и США, Ирландии, Швеции (что совершенно невероятно, так как никаких корней или родственников в этих странах у меня нет). В связи с этим к ФТДНА доверие утрачено. К тому же они берут тест из слюны, а Вы из крови (читал что вы делали тесты из крови тверских карел). То есть из крови надежнее, верно я понял? Тест на гаплогруппу я не делал, в связи с этим вопрос, где его лучше сделать в России? Я проживаю в Петербурге. Вот нашел какую-то контору https://saint-petersburg.dnk-otcovstvo.ru/dnk-testy-na-etnicheskoe-proishozhdenie/но у них почему-то 4 варианта теста на этническое происхождение, национальность, происхождение рода и происхождение по отцовской линии. Прокомментируйте, пожалуйста. С уважением, Дмитрий.

О генетическом тестировании

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Дмитрий,
Вы напрасно не доверяете тесту ftDNA, скорее всего, он правильный.Результаты могут быть связаны с тем, что в США протестированы гораздо больше людей, чем в Эстонии. Но сейчас в Эстонии, как известно моим коллегам, запускается большой геномный проект, и через пару лет, возможно, Вам стоит переанализировать Ваши результаты.
Если же Вы хотите обратиться куда-то еще, то та фирма, о который Вы пишете, как раз совсем не внушает доверия. Четыре обозначенных у них на сайте теста — на самом деле два (на Y-хромосому и митохондриальную ДНК), как видно, если посмотреть примеры результатов; аутосомного тестирования они не делают. То есть, налицо недобросовестная реклама. Могу вам порекомендовать биомедицинскую компанию «Атлас» (найдете в интернете), им можно доверять. Правда, они в Москве, но с курьерской службой можно заказать тест и из СПб.


Какова этническая принадлежность летописного племени меря?

Вопрос от: Михаил Попелхов

Мерю,как и ижору, традиционно относят к племенам (народам) финно-угорского происхождения,но если небольшое племя ижора дожило до ХХ века, сохранив свой родной язык и культуру , то меря давно растворилось в русском народе, как это произошло со славянскими племенами кривичей, ильменских словен и пр. Я внимательно посмотрел на аргументы в пользу принадлежности племени меря к финно-угорским племенам и не обнаружил «железного» подтверждения этой точки зрения. Оснований считать мерю племенем славянского происхождения, кажется, практически столько же, сколько и оснований считать его племенем финно-угорского происхождения. В данный момент у меня нет ясности по данному вопросу: являлось ли племя меря по своему этническому происхождению финно-угорским или славянским?

Предположительный генетический след дает предположительный ответ

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Михаил,

У генетиков нет явного ответа на этот вопрос, так как племя летописное. Но при исследовании генофонда населения Ярославской области возникло предположение, что генетический след мери мог сохраниться у мологжан — жителей затопленного при строительстве Рыбинского водохранилища города Мологи.
\»Мологжане по генофонду сближаются с популяциями Русского Севера и финно-угорскими. По мнению авторов, это может указывать на сохранении в генофонде мологжан следа финно-угорских племен – той самой летописной мери. Это предположение генетики подтвердили путем полного секвенирования Y-хромосом. Выяснилось, что у мологжан доминирует субвариант гаплогруппы N, характерный для финно-угорского населения – карел, вепсов, эстонцев. И это убедительно свидетельствует о мощном финно-угорском пласте в их генофонде. Ученые выдвинули гипотезу, что в генофонде летописных мерян преобладал именно этот субвариант гаплогруппы N: N3a4-Z1936.\» (обзор статьи на сайте http://генофонд.рф/?page_id=24528). Если это предположение верно, оно склоняет в пользу финно-угорской версии мери.


Финно-угры

Вопрос от: Алексей Галич

Здравствуйте!
Финно-угры это термин языковой, а не генетический. И хотелось бы узнать, есть ли данные какие народы этой языковой группы к каким народам близки? Особенно хочется узнать о таких: Меря, Мещёра, Мурома, Мокша, Эрзяне, Мордва, Чудь, Весь, Ижора.
Спасибо.

Посмотрите информацию по ссылкам

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Алексей,
Далеко не по всем финно-угорским народам, которых Вы перечислили, есть генетические данные. Некоторую информацию о генетике финно-угорских популяций вы можете найти в обзоре на нашем сайте недавней статьи, посвященной народам уральской языковой семьи http://генофонд.рф/?page_id=30565

А вот здесь http://генофонд.рф/?page_id=5500 опубликована глава из книги О.П.Балановского «Генофонд Европы», в конце которой Вы найдете карты генетического сходства окружающих популяций в генофондами народов мокша и эрзя. На этих картах зеленым цветом обозначены популяции, наиболее генетически сходные с мокша и эрзя, соответственно.


Славяно-балтское единство

Вопрос от: Иван Коберник

Какова современная научная позиция относительно существования (или нет) балто-славянской общности? Чья позиция, сформированная еще в конце 70-х, находит больше подтверждений: Иванова (общность) или Топорова (отношения «отец-сын»)?

Можно говорить о существовании балто-славянской лингвистической общности

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Иван!

С точки зрения современной науки, можно говорить о балто-славянской лингвистической общности. По оценкам лингвистов, прото-балто-славянский язык отделился от других индоевропейских языков в интервале от 7000 до 4500 лет назад, и произошло это, вероятнее всего, в Центральной Европе. Расхождение балтской и славянской языковых ветвей датируется временем 3500-2500 назад.
Что касается генетического сходства западных и восточных славян и балтов, то генетики предполагают, что расселяющиеся по Европе славяне могли ассимилировать балтский генетический субстрат. Подробнее читайте здесь http://генофонд.рф/?page_id=4440


Русские в городах это финно-угры и тюрки?

Вопрос от: Алексей Петров

Добрый день. На одном из форумов встретился вот такой пассаж, цитирую дословно:
«Генетики исследовали «исконно русские» гены — русская глубинка, где еще сохранились относительно чистые славяне — они и близки с поляками, так же славянами по происхождению.
На границе событий и в городах ситуация иная — тут происходит смешение народов — формируется та же русская нация, но это уже не столько славяне по происхождению, сколько финно-угры в основном (субстрат) и тюрки».
При этом человек ссылается на исследования Балановских. Хотелось бы комментария от Олега Павловича или Елены Владимировной. Заранее спасибо за ответ.

Это абсолютно искаженная интерпретация данных генетики

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Алексей,
Тот пассаж, который Вы приводите, это абсолютно неверная, искаженная интерпретация данных генетиков,которая зачастую встречается в СМИ и на интернет-форумах.
Во-первых, генетики никогда не отождествляют понятие славян с генами, поскольку славяне — это лингвистическая категория. К славянам относятся народы, говорящие на славянских языках. А генетически они могут быть очень различны, например южные славяне (сербы,хорваты и пр.) генетически не похожи на восточных (русские, белорусы, украинцы) и западных (поляки, чехи и пр.) славян.
Во-вторых, хотя в городах действительно происходит сильное смешение (поэтому популяционные генетики в городах не работают), однако совершенно неверно связывать финно-угорский генетический вклад в русских генофонд исключительно с городами. Он достигает заметной величины у северных русских, живущих и вне больших городов. Но это совсем не основание называть из «финно-уграми, а не славянами».
Простите, что отвечаю Вам за Елену Владимировну и Олега Павловича, но могу подробно представить Вам их позицию в популярной статье, опубликованной на сайте, где подробно разбирается научная точка зрения на задаваемые Вами вопросы.
Рекомендую Вам прочитать этот текст

http://генофонд.рф/?page_id=30373


гипотеза о двух выходах из Африки

Вопрос от: Борис Югай

Когда прочитали 100-летней давности геном аборигена из Австралии, было предположено, что скрещивание с неандертальцами произошло до отделения «австралийцев» от общей ветви «неафриканцев». Как я понял, доля неандертальских генов приблизительно та же, а ее состав приблизительно такой же. И вторая волна в Азию, поглотившая первую, почти ничего не изменила в неандертальских генах населения Азии: «столько же и те же».

Но почему мы тогда говорим (и рисуем стрелочками на картах) о втором выходе из Африки? Разве скрещивание с неандертальцами не произошло уже в Евразии? Тогда это должен был быть не второй выход, а второй рывок в Азию уже с евразийского берега той же самой группы, но по прошествии нескольких десятков тысяч лет?

Простите, если слишком путано!

Обзор обобщающей статьи по теме

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Борис,

Вот обзор на сайте одной из последней обобщающей статьи относительно сценариев выхода из Африки

http://генофонд.рф/?page_id=29207

Там же ссылки на обзоры предыдущих статей по этой теме. Посмотрите, и может быть, найдете ответ на Ваш вопрос.


Тутанхамон и европейцы

Вопрос от: Иван Коберник

Здравствуйте. В 2011-м году русская служба BBC опубликовала статью со следующим ключевым высказыванием: «Около половины мужской части населения Западной Европы и до 70% британских мужчин являются потомками и дальними родственниками египетского фараона Тутанхамона.» Также утверждалось, что общий предок европейцев и царственных египтян жил на Кавказе. Насколько эти высказывания верны и правдивы ?
Ссылка на новость: https://www.bbc.com/russian/science/2011/08/110802_tutankhamun_europe_relatives

Общие предки были у всего человечества

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Иван!
В новости ВВС https://www.bbc.com/russian/science/2011/08/110802_tutankhamun_europe_relatives говорится о том, что по результатам исследования мумифицированных останков Тутанхамона у него была обнаружена Y-хромосома, принадлежащая к варианту (гаплогруппе) R1b, точнее R1b1a2 (причем странно, что для ее названия Русская служба ВВС использует кириллицу, это неграмотно, гаплогруппы всегда обозначают латинскими буквами и цифрами). Этот вариант Y-хромосомы действительно сегодня имеется у примерно половины мужчин Западной Европы. Принадлежность к общей Y-хромосомной ветви действительно указывает на родство, то есть на наличие общих предков у египетского фараона и современных западных европейцев. Судя по тексту новости, ученые предполагают именно это. Однако журналисты интерпретируют это не совсем верно, как видно из названия. Ученые не утверждают, что европейцы – прямые потомки Тутанхамона, речь идет именно об общих предках по отцовской линии. Но надо понимать, что общие предки когда-то были у всего человечества. Предположение, что общий предок жил на Кавказе, исходит из того, что генетикам на сегодня известно о распространении гаплогруппы R1b в Европу из региона ее возникновения. При этом связь с Древним Египтом, как говорится в новости ВВС, ученые пока не могут объяснить.


Результаты исследования

Вопрос от: Римма Мишанова

Здравствуйте,
в ноябре 2016 г. генетико-антропологическая экспедиция медико-генетического научного центра и института общей генетики РАН проводила исследования генофонда тверских карел. В частности в городе Твери производилось обследование четырех жителей города. Я участвовала в этом мероприятии. Нам были присвоены личные коды TVK, по которым мы могли бы на сайте WWW.genofond.ru получить свои результаты. Но, или с этим сайтом что-то не так, или у меня не хватает умения работы с подобными технологиями, добраться до нужной информации не смогла. Такая же история и у других троих участников этого исследования.
Пожалуйста помогите нам в этом.
С уважением, тверская карелка Мишанова Римма Васильевна

Испытуемым-женщинам придется немного подождать, но результаты обязательно будут

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемая Римма Васильевна!

Все образцы, собранные в экспедиции в Тверскую область (у тверских карел и тверских русских) хранятся в Биобанке коренных народов Северной Евразии. Из образцов крови выделена ДНК. Идет работа по ее исследованию, но эта работа очень трудоемкая и занимает много времени. Не все образцы исследуются одновременно, так как это зависит от финансирования (от получения грантов на исследования). По экспедиции в Тверскую область уже изучены образцы тверских карел — мужчин, у которых анализируется Y-хромосома, и в начале следующего года им будут высланы по почте результаты — генетические паспорта. Что касается женщин, то у них исследуется митохондриальная ДНК, и эта работа только запланирована. Вы обязательно получите свои индивидуальные результаты, но женщинам придется немного подождать.
Всего Вам самого доброго.


Мишари (Мищари)

Вопрос от: Арсен Балабан

Я являюсь сторонником Буртасо-булгарской теории появлении мишарей, я считаю что после уничтожения Волжской Булгарии монголами выжившие булгары спасаясь форсировали Волгу, затем они смешались с живущими там буртасами. Что вы думаете по этому поводу, можете ли вы дать ссылки на современные иследования истории и этногенеза мишарей?

Генетическая история мишарей

Отвечает Роза Схаляхо

Добрый день!
Спасибо за вопрос, и приносим свои извинения за задержку с ответом.
Этническая история мишарей связана с историей средневекового этноса буртасы. Они еще с V в. н.э. имели довольно тесные этнические контакты с народами северо-кавказских и северо-причерноморских степей. Эти контакты отразились в генофонде мишарей, в котором встречаются характерные для Северного Кавказа «переднеазиатские» гаплогруппы — J2 (8%) и G2a (менее 3%). По маркерам Y-хромосомы мишари оказались наиболее близки к популяциям карачаевцев и балкарцев. Однако из популяций Кавказа мишари генетически наиболее близки к северокавказским ногайцам, что отражает взаимодействие буртасов-мишарей с кочевниками Заволжских и Приуральских степей, где еще в позднем средневековье проживали ногайцы. Эти контакты сформировали этнографическую группу мишарей — тумены.

На карте генетических расстояний в книге О.П. Балановского эти популяции отмечены точками и перекрываются желтоватыми тонами в районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а точками в районе Краснодара отмечены популяции адыгейцев.


мишари

Вопрос от: Азат Зинюров

Здравствуйте. Скажите пожалуйста , с какими народами Кавказа имеется родство с мишарями? На карте генетических расстояний по Y-хромосоме увидел.  Там где-то в районе города Краснодара желтоватый свет есть и в районе Кабардино-Балкарии. Какие именно народы имеются ввиду?

Генетическая история мишарей

Отвечает Роза Схаляхо

Добрый день!
Спасибо за вопрос, и приносим свои извинения за задержку с ответом.
Этническая история мишарей связана с историей средневекового этноса буртасы. Они еще с V в. н.э. имели довольно тесные этнические контакты с народами северо-кавказских и северо-причерноморских степей. Эти контакты отразились в генофонде мишарей, в котором встречаются характерные для Северного Кавказа «переднеазиатские» гаплогруппы — J2 (8%) и G2a (менее 3%). По маркерам Y-хромосомы мишари оказались наиболее близки к популяциям карачаевцев и балкарцев. Однако из популяций Кавказа мишари генетически наиболее близки к северокавказским ногайцам, что отражает взаимодействие буртасов-мишарей с кочевниками Заволжских и Приуральских степей, где еще в позднем средневековье проживали ногайцы. Эти контакты сформировали этнографическую группу мишарей — тумены.

На карте генетических расстояний в книге О.П. Балановского эти популяции отмечены точками и перекрываются желтоватыми тонами в районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а точками в районе Краснодара отмечены популяции адыгейцев.


Генография

Вопрос от: Эльвира Каракаева

Здравствуйте! Я сдавала на ДНК по проекту «генография» около года назад. Имеется персональный ключ. Как мне получить результаты исследования? Спасибо!

Вышлите нам Ваш ключ на почту

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемая Эльвира, вышлите, пожалуйста, Ваш идентификационный номер на почту info@генофонд.рф


Генофонд Европы.

Вопрос от: Игорь Клименко

Уважаемый, Олег Павлович? Извиняюсь, что отвлекаю Вас от дел насущных. Хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение о происхождении (место, время, причина) «ямной» гаплогруппы R1b1a2a2(Z2103).

ответ будет дан в декабре

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Игорь Алексеевич, просим Вас подождать, ответ на Ваш вопрос будет дан в декабре. Сейчас, к сожалению, нет возможности.


Как проходил этногенез венгров?

Вопрос от: Иван Коберник

Здравствуйте! Венгерский язык лингвисты относят к финно-угорской семье. Наиболее близки к нему — мансийский и хантыйский.
Если опустить формальности, миграции финно-угорских племен маркирует в основном гаплогруппа N и её субклады. Только вот в самой Венгрии она встречается катастрофически редко — у 0,5 % населения (данные Eupedia). При этом 29.5 % — R1a, 18.5 — R1b, 16 — I2, 8.5 — I1, 8 % — E1b1b, 6.5 — J1, 3.5 — G.
Как же так произошло?!
Спасибо.

Ответ на Ваш вопрос будет дан в декабре

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Иван, просим Вас подождать, ответ на Ваш вопрос будет дан в декабре. Сейчас, к сожалению, нет возможности.


Базальные евразийцы

Вопрос от: Александр Шульга

Здравствуйте.
Можно ли разместить пояснительную заметку о БАЗАЛЬНЫХ ЕВРАЗИЙЦАХ? Кого под ними предполагают.
А лучше подробную статью в словарик)
С уважением

Кто такие «базальные евразийцы»

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Александр!

Если коротко, то «базальными евразийцами» называют ветвь, которая отделилась самой первой после выхода современных людей из Африки (еще до разделения этого ствола на ветви Западной Евразии и Восточной Азии). Вот здесь http://генофонд.рф/?page_id=6029 Вы можете посмотреть на последнем рисунке схему, на которой они обозначены.
Статью в Словарик подготовим, спасибо за напоминание.


Высокая частота I1 в Якутии

Вопрос от: Иван Коберник

На прошедшем форуме «Учёные против мифов» О. Балановский показал карту распространения гаплогруппы I1, рассказывая о русских. Зеленая область частого распространения помимо Европы легла и на территорию Якутии. Что за выборка была использована, «русские Якутии»? Насколько известно, якуты прошли бутылочное горлышко и у них часта N1a1, встречаются С и R1a.

Ответ на Ваш вопрос будет дан в декабре

Отвечает Надежда Маркина

Уважаемый Иван, просим Вас подождать, ответ на Ваш вопрос будет дан в декабре. Сейчас, к сожалению, нет возможности.


Задать вопрос

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015