Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Новосвободненская культура

Новосвободненская культура

Археологическая культура раннебронзового века предгорий Кавказа, в основном Прикубанья. В книге «Новосвободненская культура» А. Д. Резепкин по калиброваннной радиоуглеродной хронологии растягивает датировку культуры почти на всё IV тыс. до. н. э. (3900 – 3100), а некоторые исследователи распространяют ее и на первую половину III тыс. до н. э.,  но наиболее плотно даты ложатся в третью четверть IV тыс. (3600 – 3300). Первоначально мыслилась как поздний этап намеченной ранее майкопской культуры (см. здесь в словаре). Выделена как отдельная культура в середине ХХ века в ходе исследования поселения Мешоко, где два этапа майкопской культуры были осознаны как наслоения двух культур.

Культура названа по погребениям в подкурганных дольменах возле станицы Царской (в советское время переименованной в Новосвободную). В конце XIX века их раскопал в урочище Клады В. И. Веселовский вскоре после Майкопского кургана. Почти век спустя, с 1982 г. А. Д. Резепкин возобновил раскопки курганного могильника в урочище Клады и открыл новые мегалитические гробницы. На стенах одной из гробниц обнаружена роспись и гравировка. Позже, в начале 90-х гг., под курганами им было обнаружено поселение той же культуры.

Так же, как в майкопской культуре погребенные лежат скорченными на правом боку с руками перед лицом. От майкопских могил новосвободненские (не только в самой Новосвободной) отличаются прежде всего мегалитическими сооружениями. Подкурганные мегалитические гробницы сооружали из поставленных на ребро плит. Это были то маленькие, детские каменные ящики, то крупные сооружения, в общем дольменной структуры. Двухкамерные гробницы (большие ящики, разделенные пополам) известны только в урочище Клады у станицы Новосвободной, где найдено пять таких гробниц. В поперечной плите-разделителе проделывалось прямоугольное или круглое отверстие, которое закрывалось подогнанной пробкой или просто каменной плитой. У двух гробниц — перекрытие «домиком».

Остальные гробницы — однокамерные, а вторую камеру в них заменяет выделенный портал. Они напоминают дольмены, но отличаются от них более тонкими плитами и конструкцией без фундамента. Своей керамикой они сближаются с дольменной культурой Северо-Западного Кавказа.

Нальчикская гробница выделяется тем, что сооружена из разбитых базальтовых антропоморфных стел, высоких, узких и ровных. Эти стелы могли происходить из более раннего святилища той же культуры или же они стояли над погребениями более раннего Нальчикского энеолитического могильника.

Керамика тоже отличается от майкопской. Теперь она нередко снабжена ручками или ушками. Крупные сосуды часто приплюснуты, реповидной формы. Есть также кубкообразные сосудики и шаровидные сосуды с высоким горлом, близкие первобытным кубкам и амфорам Европы. Некоторые особенности майкопскиой керамики сохраняются, но обжиг более сильный. Орнамент прочерченный, накольчатый или штампованный, из налепных жемчужин. Миски орнаментированы и снаружи и внутри. Из типов керамики обращают на себя внимание также жаровни, сдвоенные сосудики и трубовидные сосуды с отверстиями (то ли цедилки, то ли дымокуры).

Металл использовался для посуды, орудий и оружия, причем обильно отражая культовые представления. Любопытная особенность клинкового оружия: кончик клинка почти всегда закруглен – им старались не оцарапать. Бронзовые котлы и прочая посуда украшались пуансонным орнаментом — некая аналогия жемчужинам на керамике. Бронзовые стержни, согнутые в петлю, трактуют как псалии – детали упряжи, причем бычьей. Крюки, двурогие или однорогие, предназначались для извлечения мяса из котлов (в Библии они упоминаются как жреческая принадлежность – жрец извлекал на пирах свою долю). Один трёхрогий крюк ещё снабжен человеческими фигурками из репертуара культа близнецов-соперников. Бронзовое втульчатое кольцо с перекрестьем (из Кладов) – это не кольцо со спицами, поскольку водружено на шесте – явно как штандарт с символикой солнца. В одной из гробниц в Кладах обнаружены две маленькие фигурки собак, одна серебряная, а другая бронзовая.

Каменный инвентарь представлен асимметричными флажковидными наконечниками стрел. Листовидные кремнёвые кинжалы покрыты тщательной струйчатой ретушью и имеют пильчатые края. Кремнёвых вкладыши серпов образуют мелкопильчатое лезвие. Назначение тщательно изготовленных каменных шариков диаметром около 3 см. неизвестно (скорее культовые вещи, чем снаряды для пращи).

О связях с Ближним Востоком говорит музыкальный инструмент, похожий на арфы из захоронения царицы Шуб-ат (2800 г. до н. э.) в Уре.

В 1970-е годы супруги Н. А. Николаева и В. А. Сафронов выдвинули предположение о происхождении новосвободненской культуры под воздействием центральноевропейской культуры шаровидных амфор. Основание – кроме формы амфоры и мегалитического обряда, также обилие свиньи в стаде. По их мнению, индоевропейцы двигались из Центральной Европы по черноморскому побережью, и на всем этом пути можно уловить группы памятников мегалитического облика.

Индоевропейский характер новосвободненской культуры признает и А. Д. Резепкин, но производит ее от культурной общности воронковидных кубков, в частности от баальбергской культуры, с которой совпадают погребальный обряд и типы керамики, а также ее чернолощеная поверхность. Очень эффектно выглядит близко совпадающая аналогия изображению лука и колчана на могильной плите в Кладах, обнаруженная на могильной же плите в Германии, в Лейне-Гёлицш, правда более поздняя (времени шнуровой керамики), но в той же могильной традиции.

Некоторые другие исследователи (в том числе В. А. Трифонов) продолжают полагать, что новосвободненская культура сформировалась под воздействием урукской культуры (второго и третьего этапов), отыскивая аналогии в Сирии и Анатолии.

Л. С. Клейн обращает внимание на обилие в новосвободненской культуре элементов индоарийских традиций: игра в кости определенного типа, изображения двух заупокойных собак разного цвета, символическое колесо над ковчегом, изображение диких лошадей, творящих апасавью (обход) вокруг безголовой антропоморфной фигуры. Это может быть, как в случае с майкопской культурой, набором традиций, исходно не индоевропейских и лишь впоследствии переданных индоариям и ставших индоарийскими, а может оказаться накоплением этих традиций именно в праиндоевропейском пуле. Жаровни, цедилки и игра в кости имеют дериваты в катакомбных культурах, которые определено связываются с ранними индоариями.

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015