Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Новосвободненская культура

Новосвободненская культура

Археологическая культура раннебронзового века предгорий Кавказа, в основном Прикубанья. В книге «Новосвободненская культура» А. Д. Резепкин по калиброваннной радиоуглеродной хронологии растягивает датировку культуры почти на всё IV тыс. до. н. э. (3900 – 3100), а некоторые исследователи распространяют ее и на первую половину III тыс. до н. э.,  но наиболее плотно даты ложатся в третью четверть IV тыс. (3600 – 3300). Первоначально мыслилась как поздний этап намеченной ранее майкопской культуры (см. здесь в словаре). Выделена как отдельная культура в середине ХХ века в ходе исследования поселения Мешоко, где два этапа майкопской культуры были осознаны как наслоения двух культур.

Культура названа по погребениям в подкурганных дольменах возле станицы Царской (в советское время переименованной в Новосвободную). В конце XIX века их раскопал в урочище Клады В. И. Веселовский вскоре после Майкопского кургана. Почти век спустя, с 1982 г. А. Д. Резепкин возобновил раскопки курганного могильника в урочище Клады и открыл новые мегалитические гробницы. На стенах одной из гробниц обнаружена роспись и гравировка. Позже, в начале 90-х гг., под курганами им было обнаружено поселение той же культуры.

Так же, как в майкопской культуре погребенные лежат скорченными на правом боку с руками перед лицом. От майкопских могил новосвободненские (не только в самой Новосвободной) отличаются прежде всего мегалитическими сооружениями. Подкурганные мегалитические гробницы сооружали из поставленных на ребро плит. Это были то маленькие, детские каменные ящики, то крупные сооружения, в общем дольменной структуры. Двухкамерные гробницы (большие ящики, разделенные пополам) известны только в урочище Клады у станицы Новосвободной, где найдено пять таких гробниц. В поперечной плите-разделителе проделывалось прямоугольное или круглое отверстие, которое закрывалось подогнанной пробкой или просто каменной плитой. У двух гробниц — перекрытие «домиком».

Остальные гробницы — однокамерные, а вторую камеру в них заменяет выделенный портал. Они напоминают дольмены, но отличаются от них более тонкими плитами и конструкцией без фундамента. Своей керамикой они сближаются с дольменной культурой Северо-Западного Кавказа.

Нальчикская гробница выделяется тем, что сооружена из разбитых базальтовых антропоморфных стел, высоких, узких и ровных. Эти стелы могли происходить из более раннего святилища той же культуры или же они стояли над погребениями более раннего Нальчикского энеолитического могильника.

Керамика тоже отличается от майкопской. Теперь она нередко снабжена ручками или ушками. Крупные сосуды часто приплюснуты, реповидной формы. Есть также кубкообразные сосудики и шаровидные сосуды с высоким горлом, близкие первобытным кубкам и амфорам Европы. Некоторые особенности майкопскиой керамики сохраняются, но обжиг более сильный. Орнамент прочерченный, накольчатый или штампованный, из налепных жемчужин. Миски орнаментированы и снаружи и внутри. Из типов керамики обращают на себя внимание также жаровни, сдвоенные сосудики и трубовидные сосуды с отверстиями (то ли цедилки, то ли дымокуры).

Металл использовался для посуды, орудий и оружия, причем обильно отражая культовые представления. Любопытная особенность клинкового оружия: кончик клинка почти всегда закруглен – им старались не оцарапать. Бронзовые котлы и прочая посуда украшались пуансонным орнаментом — некая аналогия жемчужинам на керамике. Бронзовые стержни, согнутые в петлю, трактуют как псалии – детали упряжи, причем бычьей. Крюки, двурогие или однорогие, предназначались для извлечения мяса из котлов (в Библии они упоминаются как жреческая принадлежность – жрец извлекал на пирах свою долю). Один трёхрогий крюк ещё снабжен человеческими фигурками из репертуара культа близнецов-соперников. Бронзовое втульчатое кольцо с перекрестьем (из Кладов) – это не кольцо со спицами, поскольку водружено на шесте – явно как штандарт с символикой солнца. В одной из гробниц в Кладах обнаружены две маленькие фигурки собак, одна серебряная, а другая бронзовая.

Каменный инвентарь представлен асимметричными флажковидными наконечниками стрел. Листовидные кремнёвые кинжалы покрыты тщательной струйчатой ретушью и имеют пильчатые края. Кремнёвых вкладыши серпов образуют мелкопильчатое лезвие. Назначение тщательно изготовленных каменных шариков диаметром около 3 см. неизвестно (скорее культовые вещи, чем снаряды для пращи).

О связях с Ближним Востоком говорит музыкальный инструмент, похожий на арфы из захоронения царицы Шуб-ат (2800 г. до н. э.) в Уре.

В 1970-е годы супруги Н. А. Николаева и В. А. Сафронов выдвинули предположение о происхождении новосвободненской культуры под воздействием центральноевропейской культуры шаровидных амфор. Основание – кроме формы амфоры и мегалитического обряда, также обилие свиньи в стаде. По их мнению, индоевропейцы двигались из Центральной Европы по черноморскому побережью, и на всем этом пути можно уловить группы памятников мегалитического облика.

Индоевропейский характер новосвободненской культуры признает и А. Д. Резепкин, но производит ее от культурной общности воронковидных кубков, в частности от баальбергской культуры, с которой совпадают погребальный обряд и типы керамики, а также ее чернолощеная поверхность. Очень эффектно выглядит близко совпадающая аналогия изображению лука и колчана на могильной плите в Кладах, обнаруженная на могильной же плите в Германии, в Лейне-Гёлицш, правда более поздняя (времени шнуровой керамики), но в той же могильной традиции.

Некоторые другие исследователи (в том числе В. А. Трифонов) продолжают полагать, что новосвободненская культура сформировалась под воздействием урукской культуры (второго и третьего этапов), отыскивая аналогии в Сирии и Анатолии.

Л. С. Клейн обращает внимание на обилие в новосвободненской культуре элементов индоарийских традиций: игра в кости определенного типа, изображения двух заупокойных собак разного цвета, символическое колесо над ковчегом, изображение диких лошадей, творящих апасавью (обход) вокруг безголовой антропоморфной фигуры. Это может быть, как в случае с майкопской культурой, набором традиций, исходно не индоевропейских и лишь впоследствии переданных индоариям и ставших индоарийскими, а может оказаться накоплением этих традиций именно в праиндоевропейском пуле. Жаровни, цедилки и игра в кости имеют дериваты в катакомбных культурах, которые определено связываются с ранними индоариями.

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015