Генофонд.рф /
Словарик /
Срубная культура
Срубная культура
Срубная культура – археологическая культура позднебронзового века степной и лесостепной полосы Восточной Европы (в основном между реками Днепром и Уралом). Датируется с XVI или XVIII века по XII век до н. э. Первоначально выделена на Донце В. А. Городцовым в самом начале ХХ века, а в 70-е годы Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных, исходя из локальных различий внутри культуры и по примеру катакомбной культуры подняли локальные варианты срубной культуры до ранга отдельных культур. Они ввели для их обобщения неуклюжее понятие «срубная культурно-историческая общность». Эта общность сводится к двум культурам – покровской (XVIII — XV вв.) и бережновско-маёвской (XVII – XII вв.), а есть и культуры схожего типа, но их принадлежность к срубной общности отошла в прошлое (белогрудовская, сабатиновская раньше сюда включались). Кроме названных исследователей этой культурой занимались О. А. Кривцова-Гракова, Н. К. Качалова, О. В. Кузьмина, В. В. Отрощенко и др.
Материальная культура, типология. Выделена была культура по погребениям. В курганной стратиграфии они располагаются выше ямных и катакомбных, а название свое получили от обрамления могилы (обычно в насыпи готового кургана) невысоким (в 1 – 3 венца) срубом. Но срубы – редкая деталь погребений срубной культуры, большинство их – просто лежащие в насыпи скорченные покойники с небольшим сопроводительным инвентарем, в котором наряду с каменными (наконечники стрел) и глиняными (острореберные – с горизонтальным ребром – и баночные сосуды) бывают металлические изделия – бронзовые копьевидные ножи. Скорченность покойников сильная, кисти рук – перед лицом. Позже было открыто и некоторое количество бескурганных могильников срубной культуры. Случаи кремации редки.
С тех пор открыто немало других памятников срубной культуры или общности – поселения, мастерские, рудники, клады.
Жилища — землянки, полуземлянки и наземные постройки (откуда бы иначе они умели класть срубы?).
Хозяйство срубной культуры было основано на стойловом и отгонном скотоводстве, а у бережновско-маёвского населения вспомогательную роль играло пойменное земледелие. Основу стала составлял крупный рогатый скот, а не мелкий (хотя овцы и козы развоились), лошадей было значительно меньше. Наличествовала свинья, что говорит о некоторой оседлости. Металлургическое производство использовало медистые песчаники Приуралья (Каргалинское месторождение) и Донецкого кряжа (Бахмутское месторождение), рудники были и в Среднем Поволжье. Производство изделий из металла сосредоточивалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков. Именно срубная культура распространяет с Урала настоящую оловянистую бронзу: до того, в ямное и катакомбное время почти вся Восточная Европа пользовалась мышьяковистой бронзой — сплавом не столь высокого качества, распространявшимся с Кавказа. Эту смену технологии подробно исследовал В. С. Бочкарев.
Из метала изготовляли массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (для рубки кустарника) с отверстием в рукояточной части. В позднесрубной культуре появляются кельты – клиновидные топоры-тесла со втулкой вместо обуха, надевавшиеся втулкой на изогнутую деревянную рукоять.
Только в позднесрубное время познан секрет получения кричного железа. Из него откованы первые изделия небольших размеров.
Покровская срубная культура распространена в основном от Северского Донца до Волги, но есть памятники и на Урале. Название группы происходит от Покровского могильника в саратовском Поволжье у г. Покровск (ныне — Энгельс). Образовалась из доно-волжской абашевской культуры под влиянием синташтинской и потаповской.
Жилища — каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. Курганные могильники покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15.
Курганная насыпь возводилась после совершения последнего захоронения. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Скорченные покойники лежат в подпрямоугольных ямах, иногда в срубах на левом боку, головой на север. Керамика представлена острорёберными горшками с геометрическим орнаментом. Каменные топоры и булавы, наконечники стрел, скрёбла, ножи. Украшения — фаянсовые бусы, желобчатые височные подвески и браслеты. Изделия из кости: псалии, шилья, и проч. Орудия из металла: топоры, серпы, тёсла и долота, черенковые ножи с широким ромбическим перекрестием и кинжалы с прилитой рукоятью. Однако ромбическое перекрестье часть археологов считает признаком абашевской культуры.
Бережновско-маёвская срубная культура охватывает территорию от Ингульца до Волги. Названа по Бережновскому курганному могильнику в Поволжье и Маёвскому могильнику у г. Днепропетровска. Сформировалась на базе бабинской и покровской культур. Жилища — с каменными основаниями стен. Погребальные памятники курганы, как правило, с несколькими досыпками, иной раз длинные курганы. Иногда погребенные лежат каменных в ящиках или срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Грунтовые могильники размещаются в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Кремации встречаются, это погребения в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках.
Керамика баночная, горшковидная и острорёберная (с резким перегибом) с геометрическим орнаментом. Иногда в верхней части сосуда встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. В погребениях встречается также и деревянная посуда, порой с бронзовыми оковками, возможно, культовая. Инвентарь тот же, что и в покровской культуре, но кроме черенковых ножей с выделенным перекрестьем есть и кинжалы с кольцевым упором.
Происхождение срубной культуры в основном дискутировалось двумя группами исследователей. Одни (Н.Н.Чередниченко) считали ее автохтонной на Украине, другие (О. А. Кривцова-Гракова, В. В. Отрощенко, В. С. Бочкарев) полагали, что она сформировалась в Поволжье и оттуда мигрировала на Дон и на Украину. Кривцова-Гракова считала, что сформировалась срубная на основе полтавкинской культуры, Отрощенко – на основе Синташты, волго-донской абашевской, бабинской культуры и потаповских памятников, причем покровская и бережновская культуры формировались порознь. Все полагали, что в основном это ямная культурная традиция, а по формированию срубная родственна андроновской культуре, и это родство носит этнокультурный характер, более всего сближаясь с формированием иранского или индоиранского языков.
В последнее время исследования генетиков (команда Райха и команда Кристисансена – Виллемслева) ставят вопрос о ямной культуре как основе индоевропейской речи, а Синташту и срубную культуру отличают по геномному составу от носителей ямной культуры и сближают с культурами шнуровой керамики.
Этническая принадлежность. Ареал срубной общности связывают с распространением индоиранских гидронимов и топонимов. Академик В. И. Абаев доказал их доскифское происхождение, но до скифов были не только срубники. Позднее Н. Л. Членова показала, что иранские гидронимы в степях и лесостепях проходят полосой от Днепра до Оби, что полностью совпадает с ареалом распространения племён срубной и андроновской культурных общностей – также не только срубной.
Некоторые исследователи возводили скифов Сев. Причерноморья к срубной культуре Поволжья (М. И. Артамонов). Это также навевало мысль об ираноязычии срубников (коль скоро скифы ираноязычны). Но в последние десятилетия большинство археологов перешло на позиции миграции скифов из Азии, и это поддержали некоторые лингвисты. Тем не менее, многие археологи продолжают придерживаться той точки зрения, что срубная и андроновская культуры были тем плацдармом, с которого кочевники-арии заселили Иран и Индию, что это прародина индоарийских народов.Таким образом, вопрос об этнической принадлежности срубников повисает в воздухе. Некоторая вероятность, что они были ираноязычны, остается, но твердой уверенности в этом нет.
Историческая судьба. Поздний бронзовый век в Восточной Европе начался и развивался при благоприятных климатических условиях — господствовал влажный и тёплый климат. Это способствовало подъёму производящего хозяйства, с максимальной плотностью заселения степи и лесостепи. Пик демографического взрыва приходится в лесостепи на XVI—XV века до нашей эры, а в степи на XIV—XIII века до нашей эры. Считают, что иссушение и похолодание климата в конце бронзового века (XI—VIII век до н. э.) привели к деградации срубной культуры и переходу масс населения к кочевому скотоводству и образу жизни.
Носители срубной культурно-исторической общности приняли непосредственное участие в формировании белозерской и бондарихинской культур финального этапа бронзового века и оказали заметное влияние на лесное население Восточной Европы (культуры поздняковскую и приказанскую).