Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура (Starčevo-Körös-Criş culture), культура Караново I — ранненеолитическая культура Подунавья VII—V тысячелетий до н. э. Охватывает как бассейны левых притоков Дуная (Тисы, Муреша), так и правых (Савы и Моравы), выходит на реку Вардар в Греции. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево первым копал сербский археолог Миодраг Гырбич в 1939 г.),  Венгрии (Кёрёш — назвал по реке, правому притоку Тисы, и выделил как культуру в начале ХХ века Э. Кречмарик) и в Румынии (та же культура называется Криш, по румынскому названию этой реки). В предвоенное время всё течение Кёрёша находилось в пределах Венгрии, но когда после войны Трансильвания была присоединена к Румынии, верхнее течение оказалось на румынской территории; и там распространена та же культура. Более того, она охватывает почти всю территорию Румынии (за исключением юго-восточного угла). На юге очень близкая культура, практически та же, распространена и в Болгарии – это нижний слой колоссального телля Караново и схожие с ним памятники – культура Караново I. В Греции это культура пре-сескло. На Украине эта культура проявляется на крайнем Западе – в Закарпатье.

 

997988183

Культура старчево на карте.

 

01_clip_image043

Неолитические культуры Балканского полуострова и Восточной и Центральной Европы, 6300-5300 гг. до н.э. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

 

i_008

Ранний неолит в Румынии. I — культура хаманджия; II — культура дудешти; III — культура криш; IV — культура линейно-ленточной керамики; V — культура Нижнего Буга Источник: http://historylib.org/historybooks/Dumitru-Berchu-_Daki—Drevniy-narod-Karpat-i-Dunaya/9

 

Уточним хронологию. В. С. Титов в 1980-е годы по радиоуглеродным датам относил начало старчевской культуры к первой половине  V тыс. до н. э., с тех пор массив радиоуглеродных дат отодвинул ее начало к первой четверти VI тысячелетия, калиброванная хронология усилила этот сдвиг, дав последние века VII тыс., но резервуарный эффект может омолодить возраст на несколько веков.

Орудия и хозяйство. Неолитический характер культуры выражается в сочетании пластиночной и микролитической техники орудий из кремня или обсидиана с новой техникой обработки камня вулканических пород – шлифовкой, полировкой и сверлением камня – среди находок шлифованные каменные топоры. Топоры трапециевидные или прямоугольные, реже – в виде сапожной колодки (одна сторона прямая, другая выпуклая) – эти были, видимо, мотыгами.

Как обычно для неолита, происходит переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Старчевцы, хотя и продолжали охотиться (главным образом на оленя и вепря) и ловить рыбу, но сеяли пшеницу (однозернянку и эммер), просо и ячмень (найдены отпечатки зерен), имели домашний скот — крупный и мелкий рогатый и свиней. По количеству преобладал мелкий рогатый скот (овцы и козы), по убойному весу – столько же приходилось на крупный рогатый, свиней было мало. Поскольку диких форм всех этих животных в этой части Европы нет, как и следов одомашнивания, весь скот получен или приведен с Ближнего Востока.

Некоторую роль играли и торгово-обменные отношения. Раковины Spondilus для изготовления браслетов, подвесок и бус поступал с побережий Эгейского моря (только там они водились), а обсидиан для орудий распространялся с подножий Карпат.

Керамика и пластика. Это культура относится к керамическому неолиту. Керамика лепная от руки, в тесте примесь половы и шамота (дробленых черепков). Выделяются три группы керамики: кухонная, столовая и праздничная. Кухонная – это толстостенные горшки, миски и сковородки, некоторые со сплошным рельефным орнаментом. Иногда сосуд покрывали жидкой глиной, расцарапывая ее, чтобы поверхность была шершавой (барботиновая техника). Особую категорию хозяйственной посуды составляют бутыли, плоские с одной стороны и выпуклые с другой. Такая бутыль имела несколько ушек и, очевидно предназначалась для ношения за спиной. Столовая посуда – сферические или яйцевидные сосуды с тщательно залощенной поверхностью, черные, коричневые или серые. Орнамент также рельефный  – пальцевые защипы, насечки, валики. Праздничная посуда тонкостенная, покрыта ангобом (тонко отмученной жидкой глиной красного, розового и светлокоричневого цвета), расписана черными треугольниками и спиралями. Это чаши, в том числе на кольцевых поддонах (полых ножках), миски, сферические сосуды.

index2.php

200905151407220.starcevo

 

В кёрешской посуде часты миски на четырех ножках (есть, однако и на трех, пяти и больше ножках), вероятно культовые. На стенках сосудов в ней встречаются рельефные изображения людей и животных, очень схематичные. Люди показаны в позе оранты – с двумя руками, поднятыми от локтя вверх (жест благословения или защиты), иногда вниз (жест отвержения, заклятия), иногда правая рука вниз, левая вверх. Видимо, божество защищает пищу, хранящуюся в сосуде, от злых сил. Фигуры животных – часто оленей с ветвистыми рогами, которые больше самого оленя. Полагают, что цикличность смены рогов у оленя делала их священными для ранних земледельцев.

01_clip_image013

Из глины делали также грузила для сетей и пряслица для веретен. Лепили и примитивные женские статуэтки, а также пинтадеры (печати, находимые со следами краски). Но их типичные узоры отсутствуют на посуде. По-видимому, их применяли для тканей или для татуировки. Статуэтки стеатопигичны (с массивными ягодицами), со столбообразными ногами и с удлиненной шеей. В кёрёшских поселениях выделывались антропоморфные сосуды («Венеры» из Ёчеда и Горжи) и сосуды в виде птицы (аск, т. е. сосуд со смещенным вбок горлом, из Фелдьё). Голова у них всех одинаковая, так что, археологи (В. С. Титов и И. Эрдели) предполагают, что, возможно, это одна богиня с человеческой и птичьей ипостасью (как позже Афина и сова). Возможно, однако, что это зародыши лицевой урны (погребения в сосуде – обряда, впоследствии весьма распространенного в Европе): в сосуде из Горжи лежали обломки человеческого черепа.

 

Fig02_web

Женская статуэтка.

 

Поселения и погребения. Поселения неукрепленные, с не очень мощным культурным слоем вблизи рек, на нижних террасах или в поймах. Люди жили в обмазанных глиной плетеных хижинах и в так же обмазанных глиной столбовых прямоугольных домах с плетеными стенами и коньковой крышей.

 

Безымянный1

Приблизительная рекон¬струкция жилища культуры старчево (кёрёш), Тисайенё, Юго-Восточная Венгрия. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

Покойников хоронили тут же на поселении между жилищами, в грунтовых могилах скорченными на боку головой на восток. Довольно часто скелеты лежат в ямах для отбросов (захоронение врагов?).

Локальные различия. Кёрёшские и кришские памятники принадлежат, конечно, к одной культуре. Но они несколько отличаются от старчевских. Всё же условия в Венгрии были несколько суровее, не все злаки и животные здесь приживались легко. Скот оказался помельче. Были и свои особенности в культуре. Сосуды на четырех ножках и некоторые формы антропоморфной пластики в Кёрёше оригинальны. Старчево, видимо, началось раньше кёрёша. А еще раньше – некоторые памятники, в которых найдена белая расписная керамика, вполне старчевская. Эти памятники называют прото-старчевскими.

Антропология и происхождение. В расовом отношении носители старчево-кёрёшско-кришской культуры относились к средиземноморскому антропологическому типу, резко отличаясь от своих предшественников мезолитических кроманьоидов, к которым принадлежала популяция Лепенского вира. Эта местная мезолитическая традиция не продолжается и в культурном отношении.

Палеогенетики определили у носителей культуры кёрёш Y-хромосомную гаплоргруппу I2a и митохондриальные гаплогруппы R3 и K1, а у старчевских людей Y-хромосомные гаплогруппы F, G2a, G2a2b, H2 и митохондриальные группы H, H5, HV0, J, J1c, K, K1, K1a, N1a1, N1a1a, N1a1a1b, T1a, T2b, T2c, T2e, X2, V, V6, W, U3, U4.

Истоки старчево-кришской культуры коренятся в позднем неолите Малой Азии. Оттуда получены злаки и домашние животные (за исключением собаки). Там же находятся и прототипы керамики – полусферические и сферические формы, низкие конические и кольцевые поддоны, красная и белая роспись геометрическими узорами. Там возникают стеатопигические глиняные статуэтки, пинтадеры и костяные лопаточки. В Западной Анатолии памятником, определяющим истоки этого движения, является Хаджилар (слои с IX по VI).

Старчево – Кёрёш – Криш – Караново I – прото-сескло – это не первая волна керамического неолита из Анатолии в Юго-Восточную Европу. До того, в VII тыс. до н. э. появилась культура монохромной керамики (чернолощеная) недалеко от Боспора и Дарданелл (Ходжа-Чешме IV-III на турецкой территории и Крайницы на болгарской), еще одна культура – с расписной керамикой, красной на кремовом фоне (Неа Никомедия в греческой Македонии).

Исходя из того, что старчево-кёрёш-кришская культура появилась в результате миграции из Анатолии, а языки энеолитической и, вероятно, неолитической Анатолии (хаттские и хурритские) близко родственны северо-кавказским, можно предположить, что язык этого населения был близок к прасеверокавказскому, составляя северокавказский субстрат индоевропейских языков Европы. Такое предположение сделал В. А. Сафронов в своем труде «Индоевропейские прародины» (1989). Он при этом исходил больше из смыслового состава прасеверокавказского языка, который, по его мнению, как раз совпадает по уровню, датировке и характеру с культурой старчево-кёрёш-криш.

Но анатолийские источники старчева близки не столько позднейшему хаттско-хурритскому населению Анатолии, сколько широкому средиземноморскому субстрату (отмеченному культом быка) и особенно африканскому его компоненту, который проявлялся изуверским культом леопарда, дожившим в  Африке до ХХ века (см. Чатал-хююк и Хаджилар).

В середине V тыс. до н.э. культура старчево-кёрёш-криш была сменена культурой Винчи.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015