Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура (Starčevo-Körös-Criş culture), культура Караново I — ранненеолитическая культура Подунавья VII—V тысячелетий до н. э. Охватывает как бассейны левых притоков Дуная (Тисы, Муреша), так и правых (Савы и Моравы), выходит на реку Вардар в Греции. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево первым копал сербский археолог Миодраг Гырбич в 1939 г.),  Венгрии (Кёрёш — назвал по реке, правому притоку Тисы, и выделил как культуру в начале ХХ века Э. Кречмарик) и в Румынии (та же культура называется Криш, по румынскому названию этой реки). В предвоенное время всё течение Кёрёша находилось в пределах Венгрии, но когда после войны Трансильвания была присоединена к Румынии, верхнее течение оказалось на румынской территории; и там распространена та же культура. Более того, она охватывает почти всю территорию Румынии (за исключением юго-восточного угла). На юге очень близкая культура, практически та же, распространена и в Болгарии – это нижний слой колоссального телля Караново и схожие с ним памятники – культура Караново I. В Греции это культура пре-сескло. На Украине эта культура проявляется на крайнем Западе – в Закарпатье.

 

997988183

Культура старчево на карте.

 

01_clip_image043

Неолитические культуры Балканского полуострова и Восточной и Центральной Европы, 6300-5300 гг. до н.э. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

 

i_008

Ранний неолит в Румынии. I — культура хаманджия; II — культура дудешти; III — культура криш; IV — культура линейно-ленточной керамики; V — культура Нижнего Буга Источник: http://historylib.org/historybooks/Dumitru-Berchu-_Daki—Drevniy-narod-Karpat-i-Dunaya/9

 

Уточним хронологию. В. С. Титов в 1980-е годы по радиоуглеродным датам относил начало старчевской культуры к первой половине  V тыс. до н. э., с тех пор массив радиоуглеродных дат отодвинул ее начало к первой четверти VI тысячелетия, калиброванная хронология усилила этот сдвиг, дав последние века VII тыс., но резервуарный эффект может омолодить возраст на несколько веков.

Орудия и хозяйство. Неолитический характер культуры выражается в сочетании пластиночной и микролитической техники орудий из кремня или обсидиана с новой техникой обработки камня вулканических пород – шлифовкой, полировкой и сверлением камня – среди находок шлифованные каменные топоры. Топоры трапециевидные или прямоугольные, реже – в виде сапожной колодки (одна сторона прямая, другая выпуклая) – эти были, видимо, мотыгами.

Как обычно для неолита, происходит переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Старчевцы, хотя и продолжали охотиться (главным образом на оленя и вепря) и ловить рыбу, но сеяли пшеницу (однозернянку и эммер), просо и ячмень (найдены отпечатки зерен), имели домашний скот — крупный и мелкий рогатый и свиней. По количеству преобладал мелкий рогатый скот (овцы и козы), по убойному весу – столько же приходилось на крупный рогатый, свиней было мало. Поскольку диких форм всех этих животных в этой части Европы нет, как и следов одомашнивания, весь скот получен или приведен с Ближнего Востока.

Некоторую роль играли и торгово-обменные отношения. Раковины Spondilus для изготовления браслетов, подвесок и бус поступал с побережий Эгейского моря (только там они водились), а обсидиан для орудий распространялся с подножий Карпат.

Керамика и пластика. Это культура относится к керамическому неолиту. Керамика лепная от руки, в тесте примесь половы и шамота (дробленых черепков). Выделяются три группы керамики: кухонная, столовая и праздничная. Кухонная – это толстостенные горшки, миски и сковородки, некоторые со сплошным рельефным орнаментом. Иногда сосуд покрывали жидкой глиной, расцарапывая ее, чтобы поверхность была шершавой (барботиновая техника). Особую категорию хозяйственной посуды составляют бутыли, плоские с одной стороны и выпуклые с другой. Такая бутыль имела несколько ушек и, очевидно предназначалась для ношения за спиной. Столовая посуда – сферические или яйцевидные сосуды с тщательно залощенной поверхностью, черные, коричневые или серые. Орнамент также рельефный  – пальцевые защипы, насечки, валики. Праздничная посуда тонкостенная, покрыта ангобом (тонко отмученной жидкой глиной красного, розового и светлокоричневого цвета), расписана черными треугольниками и спиралями. Это чаши, в том числе на кольцевых поддонах (полых ножках), миски, сферические сосуды.

index2.php

200905151407220.starcevo

 

В кёрешской посуде часты миски на четырех ножках (есть, однако и на трех, пяти и больше ножках), вероятно культовые. На стенках сосудов в ней встречаются рельефные изображения людей и животных, очень схематичные. Люди показаны в позе оранты – с двумя руками, поднятыми от локтя вверх (жест благословения или защиты), иногда вниз (жест отвержения, заклятия), иногда правая рука вниз, левая вверх. Видимо, божество защищает пищу, хранящуюся в сосуде, от злых сил. Фигуры животных – часто оленей с ветвистыми рогами, которые больше самого оленя. Полагают, что цикличность смены рогов у оленя делала их священными для ранних земледельцев.

01_clip_image013

Из глины делали также грузила для сетей и пряслица для веретен. Лепили и примитивные женские статуэтки, а также пинтадеры (печати, находимые со следами краски). Но их типичные узоры отсутствуют на посуде. По-видимому, их применяли для тканей или для татуировки. Статуэтки стеатопигичны (с массивными ягодицами), со столбообразными ногами и с удлиненной шеей. В кёрёшских поселениях выделывались антропоморфные сосуды («Венеры» из Ёчеда и Горжи) и сосуды в виде птицы (аск, т. е. сосуд со смещенным вбок горлом, из Фелдьё). Голова у них всех одинаковая, так что, археологи (В. С. Титов и И. Эрдели) предполагают, что, возможно, это одна богиня с человеческой и птичьей ипостасью (как позже Афина и сова). Возможно, однако, что это зародыши лицевой урны (погребения в сосуде – обряда, впоследствии весьма распространенного в Европе): в сосуде из Горжи лежали обломки человеческого черепа.

 

Fig02_web

Женская статуэтка.

 

Поселения и погребения. Поселения неукрепленные, с не очень мощным культурным слоем вблизи рек, на нижних террасах или в поймах. Люди жили в обмазанных глиной плетеных хижинах и в так же обмазанных глиной столбовых прямоугольных домах с плетеными стенами и коньковой крышей.

 

Безымянный1

Приблизительная рекон¬струкция жилища культуры старчево (кёрёш), Тисайенё, Юго-Восточная Венгрия. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

Покойников хоронили тут же на поселении между жилищами, в грунтовых могилах скорченными на боку головой на восток. Довольно часто скелеты лежат в ямах для отбросов (захоронение врагов?).

Локальные различия. Кёрёшские и кришские памятники принадлежат, конечно, к одной культуре. Но они несколько отличаются от старчевских. Всё же условия в Венгрии были несколько суровее, не все злаки и животные здесь приживались легко. Скот оказался помельче. Были и свои особенности в культуре. Сосуды на четырех ножках и некоторые формы антропоморфной пластики в Кёрёше оригинальны. Старчево, видимо, началось раньше кёрёша. А еще раньше – некоторые памятники, в которых найдена белая расписная керамика, вполне старчевская. Эти памятники называют прото-старчевскими.

Антропология и происхождение. В расовом отношении носители старчево-кёрёшско-кришской культуры относились к средиземноморскому антропологическому типу, резко отличаясь от своих предшественников мезолитических кроманьоидов, к которым принадлежала популяция Лепенского вира. Эта местная мезолитическая традиция не продолжается и в культурном отношении.

Палеогенетики определили у носителей культуры кёрёш Y-хромосомную гаплоргруппу I2a и митохондриальные гаплогруппы R3 и K1, а у старчевских людей Y-хромосомные гаплогруппы F, G2a, G2a2b, H2 и митохондриальные группы H, H5, HV0, J, J1c, K, K1, K1a, N1a1, N1a1a, N1a1a1b, T1a, T2b, T2c, T2e, X2, V, V6, W, U3, U4.

Истоки старчево-кришской культуры коренятся в позднем неолите Малой Азии. Оттуда получены злаки и домашние животные (за исключением собаки). Там же находятся и прототипы керамики – полусферические и сферические формы, низкие конические и кольцевые поддоны, красная и белая роспись геометрическими узорами. Там возникают стеатопигические глиняные статуэтки, пинтадеры и костяные лопаточки. В Западной Анатолии памятником, определяющим истоки этого движения, является Хаджилар (слои с IX по VI).

Старчево – Кёрёш – Криш – Караново I – прото-сескло – это не первая волна керамического неолита из Анатолии в Юго-Восточную Европу. До того, в VII тыс. до н. э. появилась культура монохромной керамики (чернолощеная) недалеко от Боспора и Дарданелл (Ходжа-Чешме IV-III на турецкой территории и Крайницы на болгарской), еще одна культура – с расписной керамикой, красной на кремовом фоне (Неа Никомедия в греческой Македонии).

Исходя из того, что старчево-кёрёш-кришская культура появилась в результате миграции из Анатолии, а языки энеолитической и, вероятно, неолитической Анатолии (хаттские и хурритские) близко родственны северо-кавказским, можно предположить, что язык этого населения был близок к прасеверокавказскому, составляя северокавказский субстрат индоевропейских языков Европы. Такое предположение сделал В. А. Сафронов в своем труде «Индоевропейские прародины» (1989). Он при этом исходил больше из смыслового состава прасеверокавказского языка, который, по его мнению, как раз совпадает по уровню, датировке и характеру с культурой старчево-кёрёш-криш.

Но анатолийские источники старчева близки не столько позднейшему хаттско-хурритскому населению Анатолии, сколько широкому средиземноморскому субстрату (отмеченному культом быка) и особенно африканскому его компоненту, который проявлялся изуверским культом леопарда, дожившим в  Африке до ХХ века (см. Чатал-хююк и Хаджилар).

В середине V тыс. до н.э. культура старчево-кёрёш-криш была сменена культурой Винчи.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015