Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура (Starčevo-Körös-Criş culture), культура Караново I — ранненеолитическая культура Подунавья VII—V тысячелетий до н. э. Охватывает как бассейны левых притоков Дуная (Тисы, Муреша), так и правых (Савы и Моравы), выходит на реку Вардар в Греции. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево первым копал сербский археолог Миодраг Гырбич в 1939 г.),  Венгрии (Кёрёш — назвал по реке, правому притоку Тисы, и выделил как культуру в начале ХХ века Э. Кречмарик) и в Румынии (та же культура называется Криш, по румынскому названию этой реки). В предвоенное время всё течение Кёрёша находилось в пределах Венгрии, но когда после войны Трансильвания была присоединена к Румынии, верхнее течение оказалось на румынской территории; и там распространена та же культура. Более того, она охватывает почти всю территорию Румынии (за исключением юго-восточного угла). На юге очень близкая культура, практически та же, распространена и в Болгарии – это нижний слой колоссального телля Караново и схожие с ним памятники – культура Караново I. В Греции это культура пре-сескло. На Украине эта культура проявляется на крайнем Западе – в Закарпатье.

 

997988183

Культура старчево на карте.

 

01_clip_image043

Неолитические культуры Балканского полуострова и Восточной и Центральной Европы, 6300-5300 гг. до н.э. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

 

i_008

Ранний неолит в Румынии. I — культура хаманджия; II — культура дудешти; III — культура криш; IV — культура линейно-ленточной керамики; V — культура Нижнего Буга Источник: http://historylib.org/historybooks/Dumitru-Berchu-_Daki—Drevniy-narod-Karpat-i-Dunaya/9

 

Уточним хронологию. В. С. Титов в 1980-е годы по радиоуглеродным датам относил начало старчевской культуры к первой половине  V тыс. до н. э., с тех пор массив радиоуглеродных дат отодвинул ее начало к первой четверти VI тысячелетия, калиброванная хронология усилила этот сдвиг, дав последние века VII тыс., но резервуарный эффект может омолодить возраст на несколько веков.

Орудия и хозяйство. Неолитический характер культуры выражается в сочетании пластиночной и микролитической техники орудий из кремня или обсидиана с новой техникой обработки камня вулканических пород – шлифовкой, полировкой и сверлением камня – среди находок шлифованные каменные топоры. Топоры трапециевидные или прямоугольные, реже – в виде сапожной колодки (одна сторона прямая, другая выпуклая) – эти были, видимо, мотыгами.

Как обычно для неолита, происходит переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Старчевцы, хотя и продолжали охотиться (главным образом на оленя и вепря) и ловить рыбу, но сеяли пшеницу (однозернянку и эммер), просо и ячмень (найдены отпечатки зерен), имели домашний скот — крупный и мелкий рогатый и свиней. По количеству преобладал мелкий рогатый скот (овцы и козы), по убойному весу – столько же приходилось на крупный рогатый, свиней было мало. Поскольку диких форм всех этих животных в этой части Европы нет, как и следов одомашнивания, весь скот получен или приведен с Ближнего Востока.

Некоторую роль играли и торгово-обменные отношения. Раковины Spondilus для изготовления браслетов, подвесок и бус поступал с побережий Эгейского моря (только там они водились), а обсидиан для орудий распространялся с подножий Карпат.

Керамика и пластика. Это культура относится к керамическому неолиту. Керамика лепная от руки, в тесте примесь половы и шамота (дробленых черепков). Выделяются три группы керамики: кухонная, столовая и праздничная. Кухонная – это толстостенные горшки, миски и сковородки, некоторые со сплошным рельефным орнаментом. Иногда сосуд покрывали жидкой глиной, расцарапывая ее, чтобы поверхность была шершавой (барботиновая техника). Особую категорию хозяйственной посуды составляют бутыли, плоские с одной стороны и выпуклые с другой. Такая бутыль имела несколько ушек и, очевидно предназначалась для ношения за спиной. Столовая посуда – сферические или яйцевидные сосуды с тщательно залощенной поверхностью, черные, коричневые или серые. Орнамент также рельефный  – пальцевые защипы, насечки, валики. Праздничная посуда тонкостенная, покрыта ангобом (тонко отмученной жидкой глиной красного, розового и светлокоричневого цвета), расписана черными треугольниками и спиралями. Это чаши, в том числе на кольцевых поддонах (полых ножках), миски, сферические сосуды.

index2.php

200905151407220.starcevo

 

В кёрешской посуде часты миски на четырех ножках (есть, однако и на трех, пяти и больше ножках), вероятно культовые. На стенках сосудов в ней встречаются рельефные изображения людей и животных, очень схематичные. Люди показаны в позе оранты – с двумя руками, поднятыми от локтя вверх (жест благословения или защиты), иногда вниз (жест отвержения, заклятия), иногда правая рука вниз, левая вверх. Видимо, божество защищает пищу, хранящуюся в сосуде, от злых сил. Фигуры животных – часто оленей с ветвистыми рогами, которые больше самого оленя. Полагают, что цикличность смены рогов у оленя делала их священными для ранних земледельцев.

01_clip_image013

Из глины делали также грузила для сетей и пряслица для веретен. Лепили и примитивные женские статуэтки, а также пинтадеры (печати, находимые со следами краски). Но их типичные узоры отсутствуют на посуде. По-видимому, их применяли для тканей или для татуировки. Статуэтки стеатопигичны (с массивными ягодицами), со столбообразными ногами и с удлиненной шеей. В кёрёшских поселениях выделывались антропоморфные сосуды («Венеры» из Ёчеда и Горжи) и сосуды в виде птицы (аск, т. е. сосуд со смещенным вбок горлом, из Фелдьё). Голова у них всех одинаковая, так что, археологи (В. С. Титов и И. Эрдели) предполагают, что, возможно, это одна богиня с человеческой и птичьей ипостасью (как позже Афина и сова). Возможно, однако, что это зародыши лицевой урны (погребения в сосуде – обряда, впоследствии весьма распространенного в Европе): в сосуде из Горжи лежали обломки человеческого черепа.

 

Fig02_web

Женская статуэтка.

 

Поселения и погребения. Поселения неукрепленные, с не очень мощным культурным слоем вблизи рек, на нижних террасах или в поймах. Люди жили в обмазанных глиной плетеных хижинах и в так же обмазанных глиной столбовых прямоугольных домах с плетеными стенами и коньковой крышей.

 

Безымянный1

Приблизительная рекон¬струкция жилища культуры старчево (кёрёш), Тисайенё, Юго-Восточная Венгрия. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

Покойников хоронили тут же на поселении между жилищами, в грунтовых могилах скорченными на боку головой на восток. Довольно часто скелеты лежат в ямах для отбросов (захоронение врагов?).

Локальные различия. Кёрёшские и кришские памятники принадлежат, конечно, к одной культуре. Но они несколько отличаются от старчевских. Всё же условия в Венгрии были несколько суровее, не все злаки и животные здесь приживались легко. Скот оказался помельче. Были и свои особенности в культуре. Сосуды на четырех ножках и некоторые формы антропоморфной пластики в Кёрёше оригинальны. Старчево, видимо, началось раньше кёрёша. А еще раньше – некоторые памятники, в которых найдена белая расписная керамика, вполне старчевская. Эти памятники называют прото-старчевскими.

Антропология и происхождение. В расовом отношении носители старчево-кёрёшско-кришской культуры относились к средиземноморскому антропологическому типу, резко отличаясь от своих предшественников мезолитических кроманьоидов, к которым принадлежала популяция Лепенского вира. Эта местная мезолитическая традиция не продолжается и в культурном отношении.

Палеогенетики определили у носителей культуры кёрёш Y-хромосомную гаплоргруппу I2a и митохондриальные гаплогруппы R3 и K1, а у старчевских людей Y-хромосомные гаплогруппы F, G2a, G2a2b, H2 и митохондриальные группы H, H5, HV0, J, J1c, K, K1, K1a, N1a1, N1a1a, N1a1a1b, T1a, T2b, T2c, T2e, X2, V, V6, W, U3, U4.

Истоки старчево-кришской культуры коренятся в позднем неолите Малой Азии. Оттуда получены злаки и домашние животные (за исключением собаки). Там же находятся и прототипы керамики – полусферические и сферические формы, низкие конические и кольцевые поддоны, красная и белая роспись геометрическими узорами. Там возникают стеатопигические глиняные статуэтки, пинтадеры и костяные лопаточки. В Западной Анатолии памятником, определяющим истоки этого движения, является Хаджилар (слои с IX по VI).

Старчево – Кёрёш – Криш – Караново I – прото-сескло – это не первая волна керамического неолита из Анатолии в Юго-Восточную Европу. До того, в VII тыс. до н. э. появилась культура монохромной керамики (чернолощеная) недалеко от Боспора и Дарданелл (Ходжа-Чешме IV-III на турецкой территории и Крайницы на болгарской), еще одна культура – с расписной керамикой, красной на кремовом фоне (Неа Никомедия в греческой Македонии).

Исходя из того, что старчево-кёрёш-кришская культура появилась в результате миграции из Анатолии, а языки энеолитической и, вероятно, неолитической Анатолии (хаттские и хурритские) близко родственны северо-кавказским, можно предположить, что язык этого населения был близок к прасеверокавказскому, составляя северокавказский субстрат индоевропейских языков Европы. Такое предположение сделал В. А. Сафронов в своем труде «Индоевропейские прародины» (1989). Он при этом исходил больше из смыслового состава прасеверокавказского языка, который, по его мнению, как раз совпадает по уровню, датировке и характеру с культурой старчево-кёрёш-криш.

Но анатолийские источники старчева близки не столько позднейшему хаттско-хурритскому населению Анатолии, сколько широкому средиземноморскому субстрату (отмеченному культом быка) и особенно африканскому его компоненту, который проявлялся изуверским культом леопарда, дожившим в  Африке до ХХ века (см. Чатал-хююк и Хаджилар).

В середине V тыс. до н.э. культура старчево-кёрёш-криш была сменена культурой Винчи.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015