Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура

Старчево-кёрёш-кришская культура (Starčevo-Körös-Criş culture), культура Караново I — ранненеолитическая культура Подунавья VII—V тысячелетий до н. э. Охватывает как бассейны левых притоков Дуная (Тисы, Муреша), так и правых (Савы и Моравы), выходит на реку Вардар в Греции. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево первым копал сербский археолог Миодраг Гырбич в 1939 г.),  Венгрии (Кёрёш — назвал по реке, правому притоку Тисы, и выделил как культуру в начале ХХ века Э. Кречмарик) и в Румынии (та же культура называется Криш, по румынскому названию этой реки). В предвоенное время всё течение Кёрёша находилось в пределах Венгрии, но когда после войны Трансильвания была присоединена к Румынии, верхнее течение оказалось на румынской территории; и там распространена та же культура. Более того, она охватывает почти всю территорию Румынии (за исключением юго-восточного угла). На юге очень близкая культура, практически та же, распространена и в Болгарии – это нижний слой колоссального телля Караново и схожие с ним памятники – культура Караново I. В Греции это культура пре-сескло. На Украине эта культура проявляется на крайнем Западе – в Закарпатье.

 

997988183

Культура старчево на карте.

 

01_clip_image043

Неолитические культуры Балканского полуострова и Восточной и Центральной Европы, 6300-5300 гг. до н.э. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

 

i_008

Ранний неолит в Румынии. I — культура хаманджия; II — культура дудешти; III — культура криш; IV — культура линейно-ленточной керамики; V — культура Нижнего Буга Источник: http://historylib.org/historybooks/Dumitru-Berchu-_Daki—Drevniy-narod-Karpat-i-Dunaya/9

 

Уточним хронологию. В. С. Титов в 1980-е годы по радиоуглеродным датам относил начало старчевской культуры к первой половине  V тыс. до н. э., с тех пор массив радиоуглеродных дат отодвинул ее начало к первой четверти VI тысячелетия, калиброванная хронология усилила этот сдвиг, дав последние века VII тыс., но резервуарный эффект может омолодить возраст на несколько веков.

Орудия и хозяйство. Неолитический характер культуры выражается в сочетании пластиночной и микролитической техники орудий из кремня или обсидиана с новой техникой обработки камня вулканических пород – шлифовкой, полировкой и сверлением камня – среди находок шлифованные каменные топоры. Топоры трапециевидные или прямоугольные, реже – в виде сапожной колодки (одна сторона прямая, другая выпуклая) – эти были, видимо, мотыгами.

Как обычно для неолита, происходит переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Старчевцы, хотя и продолжали охотиться (главным образом на оленя и вепря) и ловить рыбу, но сеяли пшеницу (однозернянку и эммер), просо и ячмень (найдены отпечатки зерен), имели домашний скот — крупный и мелкий рогатый и свиней. По количеству преобладал мелкий рогатый скот (овцы и козы), по убойному весу – столько же приходилось на крупный рогатый, свиней было мало. Поскольку диких форм всех этих животных в этой части Европы нет, как и следов одомашнивания, весь скот получен или приведен с Ближнего Востока.

Некоторую роль играли и торгово-обменные отношения. Раковины Spondilus для изготовления браслетов, подвесок и бус поступал с побережий Эгейского моря (только там они водились), а обсидиан для орудий распространялся с подножий Карпат.

Керамика и пластика. Это культура относится к керамическому неолиту. Керамика лепная от руки, в тесте примесь половы и шамота (дробленых черепков). Выделяются три группы керамики: кухонная, столовая и праздничная. Кухонная – это толстостенные горшки, миски и сковородки, некоторые со сплошным рельефным орнаментом. Иногда сосуд покрывали жидкой глиной, расцарапывая ее, чтобы поверхность была шершавой (барботиновая техника). Особую категорию хозяйственной посуды составляют бутыли, плоские с одной стороны и выпуклые с другой. Такая бутыль имела несколько ушек и, очевидно предназначалась для ношения за спиной. Столовая посуда – сферические или яйцевидные сосуды с тщательно залощенной поверхностью, черные, коричневые или серые. Орнамент также рельефный  – пальцевые защипы, насечки, валики. Праздничная посуда тонкостенная, покрыта ангобом (тонко отмученной жидкой глиной красного, розового и светлокоричневого цвета), расписана черными треугольниками и спиралями. Это чаши, в том числе на кольцевых поддонах (полых ножках), миски, сферические сосуды.

index2.php

200905151407220.starcevo

 

В кёрешской посуде часты миски на четырех ножках (есть, однако и на трех, пяти и больше ножках), вероятно культовые. На стенках сосудов в ней встречаются рельефные изображения людей и животных, очень схематичные. Люди показаны в позе оранты – с двумя руками, поднятыми от локтя вверх (жест благословения или защиты), иногда вниз (жест отвержения, заклятия), иногда правая рука вниз, левая вверх. Видимо, божество защищает пищу, хранящуюся в сосуде, от злых сил. Фигуры животных – часто оленей с ветвистыми рогами, которые больше самого оленя. Полагают, что цикличность смены рогов у оленя делала их священными для ранних земледельцев.

01_clip_image013

Из глины делали также грузила для сетей и пряслица для веретен. Лепили и примитивные женские статуэтки, а также пинтадеры (печати, находимые со следами краски). Но их типичные узоры отсутствуют на посуде. По-видимому, их применяли для тканей или для татуировки. Статуэтки стеатопигичны (с массивными ягодицами), со столбообразными ногами и с удлиненной шеей. В кёрёшских поселениях выделывались антропоморфные сосуды («Венеры» из Ёчеда и Горжи) и сосуды в виде птицы (аск, т. е. сосуд со смещенным вбок горлом, из Фелдьё). Голова у них всех одинаковая, так что, археологи (В. С. Титов и И. Эрдели) предполагают, что, возможно, это одна богиня с человеческой и птичьей ипостасью (как позже Афина и сова). Возможно, однако, что это зародыши лицевой урны (погребения в сосуде – обряда, впоследствии весьма распространенного в Европе): в сосуде из Горжи лежали обломки человеческого черепа.

 

Fig02_web

Женская статуэтка.

 

Поселения и погребения. Поселения неукрепленные, с не очень мощным культурным слоем вблизи рек, на нижних террасах или в поймах. Люди жили в обмазанных глиной плетеных хижинах и в так же обмазанных глиной столбовых прямоугольных домах с плетеными стенами и коньковой крышей.

 

Безымянный1

Приблизительная рекон¬струкция жилища культуры старчево (кёрёш), Тисайенё, Юго-Восточная Венгрия. (из книги М. Гимбутас Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. Москва, РОССПЭН, 2006 (ориг. 1991)

Покойников хоронили тут же на поселении между жилищами, в грунтовых могилах скорченными на боку головой на восток. Довольно часто скелеты лежат в ямах для отбросов (захоронение врагов?).

Локальные различия. Кёрёшские и кришские памятники принадлежат, конечно, к одной культуре. Но они несколько отличаются от старчевских. Всё же условия в Венгрии были несколько суровее, не все злаки и животные здесь приживались легко. Скот оказался помельче. Были и свои особенности в культуре. Сосуды на четырех ножках и некоторые формы антропоморфной пластики в Кёрёше оригинальны. Старчево, видимо, началось раньше кёрёша. А еще раньше – некоторые памятники, в которых найдена белая расписная керамика, вполне старчевская. Эти памятники называют прото-старчевскими.

Антропология и происхождение. В расовом отношении носители старчево-кёрёшско-кришской культуры относились к средиземноморскому антропологическому типу, резко отличаясь от своих предшественников мезолитических кроманьоидов, к которым принадлежала популяция Лепенского вира. Эта местная мезолитическая традиция не продолжается и в культурном отношении.

Палеогенетики определили у носителей культуры кёрёш Y-хромосомную гаплоргруппу I2a и митохондриальные гаплогруппы R3 и K1, а у старчевских людей Y-хромосомные гаплогруппы F, G2a, G2a2b, H2 и митохондриальные группы H, H5, HV0, J, J1c, K, K1, K1a, N1a1, N1a1a, N1a1a1b, T1a, T2b, T2c, T2e, X2, V, V6, W, U3, U4.

Истоки старчево-кришской культуры коренятся в позднем неолите Малой Азии. Оттуда получены злаки и домашние животные (за исключением собаки). Там же находятся и прототипы керамики – полусферические и сферические формы, низкие конические и кольцевые поддоны, красная и белая роспись геометрическими узорами. Там возникают стеатопигические глиняные статуэтки, пинтадеры и костяные лопаточки. В Западной Анатолии памятником, определяющим истоки этого движения, является Хаджилар (слои с IX по VI).

Старчево – Кёрёш – Криш – Караново I – прото-сескло – это не первая волна керамического неолита из Анатолии в Юго-Восточную Европу. До того, в VII тыс. до н. э. появилась культура монохромной керамики (чернолощеная) недалеко от Боспора и Дарданелл (Ходжа-Чешме IV-III на турецкой территории и Крайницы на болгарской), еще одна культура – с расписной керамикой, красной на кремовом фоне (Неа Никомедия в греческой Македонии).

Исходя из того, что старчево-кёрёш-кришская культура появилась в результате миграции из Анатолии, а языки энеолитической и, вероятно, неолитической Анатолии (хаттские и хурритские) близко родственны северо-кавказским, можно предположить, что язык этого населения был близок к прасеверокавказскому, составляя северокавказский субстрат индоевропейских языков Европы. Такое предположение сделал В. А. Сафронов в своем труде «Индоевропейские прародины» (1989). Он при этом исходил больше из смыслового состава прасеверокавказского языка, который, по его мнению, как раз совпадает по уровню, датировке и характеру с культурой старчево-кёрёш-криш.

Но анатолийские источники старчева близки не столько позднейшему хаттско-хурритскому населению Анатолии, сколько широкому средиземноморскому субстрату (отмеченному культом быка) и особенно африканскому его компоненту, который проявлялся изуверским культом леопарда, дожившим в  Африке до ХХ века (см. Чатал-хююк и Хаджилар).

В середине V тыс. до н.э. культура старчево-кёрёш-криш была сменена культурой Винчи.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015