Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Скифы — археологическая культура

Скифы — археологическая культура

Общие сведения. Под культурой скифов принято понимать вещественные памятники VII – III веков до н. э. на территории Украины и Северного Кавказа, объединенные в основном «скифской триадой» — специфическим оружием, конским снаряжением и звериным стилем их (и других вещей) художественного оформления. Благодаря весьма полному описанию скифов у Геродота (V век до н. э.) и других античных авторов культура скифов достаточно надежно определена.

Но так как эти описания всё же местами недостаточно конкретны, остается неясным многое как в датировке культуры, так и в ее территориальном распространении и в ее членении.

Неясно считались ли скифами только «царские скифы» (небольшая, но властная народность в низовьях Днепра) или все кочевые скифы (в том числе и «скифы-кочевники») или вообще все скифы, описанные у Геродота как населяющие Скифию (в том числе и «скифы-пахари»). Все они говорили на одном языке (и язык этот определен по многим дошедшим до нас словам как принадлежащий к иранской языковой семье). Археологи видят здесь две культуры – кочевую и оседлую. Или вообще термин распространяется на все народности скифского типа – тогда сюда включаются и народности Средней Азии (называвшиеся на Древнем Востоке саками и массагетами), Южной Сибири и Алтая. Тогда археологи говорят о скифском мире. Это не просто типологическое обобщение. Ныне многие считают, что именно здесь зародились скифская культура и сами скифы.

Неясно, включать ли в археологическую культуру скифов памятники западной части Северного Кавказа, где по письменным сведениям на Кубани (Гипанисе, точнее Гюпанисе) жили меоты. Типологически они очень близки скифским, но меоты – это другой народ.

Неясно, когда началось скифское время и когда закончилось. Если в Причерноморье скифские курганы начинаются с VII века до н. э., соседя с греческими колониями на побережьи, то в Южной Сибири (курган Аржан) – с VIII. Еще менее ясно с окончанием. С III века до н. э. скифов вытесняют сарматы – родственная народность, тоже иранская, жившая в Поволжье, где они были известны как савроматы. Но скифское царство еще некоторое время сохранялось в Крыму, меняя греческое влияние на римское. Там была построена их столица – Неаполис Скифский. Только во II веке н. э. вторгшиеся с северо-запада германцы (готы, герулы и др.) захватили степи между Дунаем и Днепром, а сарматы частично смешались с ними, в IV же веке вторгшиеся с востока гунны захватили степи Подонья и Украины, а оттесненные остатки сарматского населения частично растворились в среде славян. Поскольку сарматы из всех этих народностей ближе всего родственны скифам (тоже иранцы), археологи часто выделяют памятники тех и других в скифо-сарматскую археологию.

Поскольку письменные сведения о скифах и сарматах в основном происходят из сочинений античных авторов, а влияние античных колоний и античной торговли на скифо-сарматскую археологию чрезвычайно велико, она обычно подключается к античной археологии, хотя принадлежит по существу к отечественной. Но и в рамках отечественной неясно, принадлежит ли она к первобытной или древнеисторической. Это связано с тем, считать ли скифскую общность государством, а это тоже неясно.

Таким образом, несмотря на наличие богатых письменных источников археологам есть о чем задумываться в работе со скифскими памятниками.

Скифская триада. Термин, конечно, не скифский, а скифологический. Введен в употребление в 50-е годы ХХ века. Все три компонента распространены достаточно широко.

Оружие – это прежде всего скифский (и персидский) короткий железный меч акинак (термин иранский) с бабочковидной гардой, в ножнах со специфическим бабочковидным расширением снизу и полуовальным боковым расширением сверху для крепления на перевязи. Это, далее, небольшой лук со стрелами в колчане (а лук в футляре – горите). Стрелы с бронзовыми трехгранными и трехлопастными наконечниками. Затем также железный топорик и др. Доспех состоял из бронзового шлема, панцырной кожаной рубашки с нашитыми металлическими пластинами, поножей и деревянного щита, обтянутого кожей.

Конское снаряжение состояло из узды с оголовьем, нательной сбруи верхового коня и деталей снаряжения всадника – седла и стремян. Узда включала железные удила с псалиями по бокам. На оголовье и соединениях ремней сбруи были закреплены круглые железные или бронзовые бляхи – фалары, в богатых уборах царских коней они были с золотой или серебрянной обкладкой и полудрагоценными камнями.

Скифский звериный стиль означает изображения зверей и птиц, преимущественно хищных, в угрожающих и напряженных позах, на скаку, с преувеличением когтей, клыков, зорких глаз. Также изображаются и другие животные, считавшиеся священными – олень, баран, заяц. Часто изображаются сцены терзания травоядных (оленя, лося, коня) хищником (пантерой, тигром). Позы животных приспособлены к форме предметов, на которых они представлены, — соответственно изогнутые, вывернутые, есть отделенные части тела.

Этот стиль был распространен и в Сибири, и у сарматов, но с некоторыми отличиями от скифского.

Курганы. Археологически скифы стали известны прежде всего по огромным «царским» курганам с большим количеством золотых предметов искусства – скифских и импортированных из античных центров (Литой курган VI века на Украине или «Мельгуновский клад», Куль-Оба в Крыму), потом курганы, раскопанные И.Е. Забелиным, в том числе Чертомлык, потом раскопанные Н. И. Веселовским – Огуз, Солоха и др. Из всех этих курганов шли сокровища, пополнявшие Золотую кладовую Эрмитажа.

Копались курганы и рядовых скифов, особенно после революции. Основной способ погребения в области скифов-царских (левобережье нижнего Днепра, северное Приазовье) был в катакомбе (боковой камере, выведенной из ямы-шахты), у других скифов – в самой яме, причем чем выше был статус погребенного, тем больше были размеры шахты и катакомбы. Цари погребались в сопровождении слуг и супруг или наложниц. Примечательную особенность скифских могил составляют погребения лошадей в отдельных могилах. Сокровища часто лежат в специально устроенных тайниках, чтобы уберечь их от ограбления. Тем не менее многие могилы ограблены еще в древности – к ним ведут грабительские лазы – мины. В одной даже найден раздавленный грабитель, не успевший выскочить до обвала кровли.

Курган Чертомлык был высотою более 19 м и в окружности имел 330 м. Под насыпью, в катакомбах находились два погребения знатных персон, а рядом с мужчиной в особых катакомбах были похоронены женщина, шестеро рабов и 11 коней. В кургане Солоха было также два погребения: центральное ограблено, а боковое осталось нетронутым. На мужском скелете масса нашитых некогда на одежду золотых бляшек, на правой руке золотой браслет, возле скелета шлем, золотой гребень и булава, шесть серебряных сосудов. Знатного покойника сопровождали в мир иной конюший с пятью лошадьми, оруженосец и слуга. В особой нише стояли три бронзовых котла на поддонах с костями разных домашних животных и ручками на бортике в виде животных, прочая столовая утварь, в другой нише — греческие амфоры, вероятно с вином и маслом. Эти котлы явно принадлежали родовым старейшинам и применялись для пира, когда вокруг них собиралась большая патриархальная община.

Поселения и городища. Послереволюционная археология обратила внимание и на поселения скифов и на скифские городища. Особенно привлекли внимание проводившиеся Б. Н. Граковым раскопки Каменского городища в районе Никополя в Нижнем Поднепровье и близлежащих курганов – видимо, традиционного центра скифского общества.

Ранние скифские поселения невелики. Оседлые скифы жили в полуземлянках с глинобитным полом, а рядом с домом располагались хозяйственные ямы для хранения зерна. В поселениях много костей домашних животных (коров, овец и лошадей). Позже появились большие городища, укрепленные валами и рвами, особенно в лесостепной зоне. Тут скифы жили в землянках, крытых корой и соломой. Каменское городище на Днепре занимало площадь в около 12 кв. км, его окружал земляной вал шириной и высотой около 11 м., с наружи еще и ров. Внутри городища, на берегу реки, находился обнесенный каменной стеной акрополь. В акрополе жила аристократия. Дома каменные и сырцовые с глиняными печами на деревянном каркасе. В ремесленной части поселения — наземные двух- и трехкомнатные дома со стенами из столбов и плетней, обмазанных глиной, а также землянки, разделенные внутри столбовыми стенами. На многих городищах – следы железоделательного производства и других ремесел, особенно гончарного. Посуда лепная, но привозная греческая – конечно, сделанная на кругу и обожженная в горнах. Много пряслиц, свидетельствующих о занятиях женщин. Но шили и из кож, например, шаровары и башлыки, отличавшие скифов внешне (греки и римляне штанов не носили).

Городища в степной зоне предназначались не для проживания, а скорее для сберегания скота: рвы имеют крутой склон не кнаружи, а обращенный внутрь, чтобы скот не угнать. Жили же кочевые скифы в кибитках.

Этногеография Скифии. В самой Скифии (которую Геродот представлял себе в виде квадрата с греческим городом Ольвией в середине южной стороны) жили, по Геродоту, шесть «этносов»: каллипиды, алазоны, скифы-пахари, скифы-земледельцы, все они оседлы и возделывают землю, а восточнее – скифы-кочевники и скифы-царские. Последние считают остальных своими рабами. Видимо, это было насильственно сколоченное объединение.

В V веке – начале IV, т. е. вскоре после Геродота, царь Атей создал скифское государство и стал завоевывать окрестные народности, особенно продвигаясь на запад.

Малая Скифия. С III века до н. э.. по середину III века н.э., то есть когда степная и лесостепная Скифия была захвачена сарматами, скифы еще удерживались в Крыму и Нижнем Поднепровье – здесь образовалась Малая Скифия, скифское царство (за перешейком, в Поднепровье, оно просуществовало только до II в. н. э.).

Наибольшего могущества оно достигло во II в. до н. э., при царе Скилуре. Он враждовал с греческими колониями в Крыму Херсонесом и Боспорским царством, Херсонес обратился к заморскому царству Пантийскому, его царь Митридат прислал своего полководца Диофанта, который разгромил наследника Скилура Палака, но в Боспорском царстве вспыхнул мятеж во главе со скифом Савмаком против царя Перисада, но в следующем году Диофант снова прибыл с войском, разбил Савмака и присоединил Боспор к царству Митридата. Благодарные жители Херсонеса приняли декрет в честь Диофанта и высекли его на камне, сохранившемся до сих пор (теперь он вместе с другой эпиграфикой вмонтирован в стену Национальной библиотеки Петербурга).

В Малой (поздней) Скифии скифы вели совершенно оседлый образ жизни, их хозяйство состояло пополам из земледелия и скотоводства. Усадьбы были прямоугольными (под влиянием греков) вокруг большого хозяйственного двора.

Происхождение скифской культуры и скифов. Геродот передает легенды скифов и том, как они появились в Причерноморье. По одной из них они переправились через реку Аракс из Азии и поселились в Причерноморье, но затем отправились следом за киммерийцами через Кавказ в Азию, там господствовали десятки лет, после чего вернулись в Причерноморье. На этом основании многие исследователи спорили, какая река имелась в виду под Араксом: Волга, Урал или Аму-Дарья. Но, как настаивает Л. С. Клейн, все эти ученые не учли, что по восточным источникам походов скифов в Переднюю Азию было два, так что первый переход через Аракс был просто возвращением из первого похода, и Аракс не какая-либо иная река, как та, что и ныне называется Араксом. Скифы могут быть из Азии, могут быть местными, но история эта никакого отношения к их происхождению не имеет.

Киммерийцам же долго подыскивали археологическую культуру – предскифские сабатиновская и белозерская (Х – сер. VIII в.) или более древняя – срубная и т. п., пока современные исследователи (С. Р. Тохтасьев и др.) не пришли к выводу, что киммерийцы – это просто одна из ранних групп самих скифов, перед главными силами появившаяся в Передней Азии.

Если речь заходит о происхождении скифской триады, то вначале скифское искусство выводили то ли из местных особенностей (из деревянной скульптуры, оставившей след в сочетании прямых плоскостей, как бы резных), то ли (М. И. Артамонов) из искусства переднеазиатского, заимствованного в походах (образы напряженных агрессивных животных). Но в последнее время, после раскопок кургана Аржан в Казахстане, преобладает идея происхождения скифов с их искусством с из восточных степей Казахастана и Южной Сибири (М. П. Грязнов и др.). С этим совпадает наблюдение С. В. Куланды, что скифский язык несет следы ближайшего родства не с осетинским, а с языками Афганистана.

Культовые явления. Скифы имели пантеон, возглавляемый богиней домашнего очага Табити. Золу из очага полагалось не выкидывать, а погребать в специальных ямах, археологи называют их зольниками. Главными антропоморфными божествами были Папай (сифский Зевс) и его жена богиня знмли Апи – полужензина-полузмея. Бону войны поклонялись в образе меча. Культ коня продолжал культы ариев бронзового века. В Предкавказье раскопан Ульский курган, где было похоронено 360 коней, расположенных у коновязей группами по 18 коней, а могилы человека в кургане не было. Про-видимому это был курган возведенный после совершения обряда ашвамедхи – погребения священного коня. Обряд индоарийский, но с родственными обрядами у других индоевропейских народов. У скифов же вообще, хоть язык и иранский, обрядность ближе к индоариям (например они удушали жертвенных животных, тогда как иранцы убивали их ударом по голове).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015