Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Скифы — археологическая культура

Скифы — археологическая культура

Общие сведения. Под культурой скифов принято понимать вещественные памятники VII – III веков до н. э. на территории Украины и Северного Кавказа, объединенные в основном «скифской триадой» — специфическим оружием, конским снаряжением и звериным стилем их (и других вещей) художественного оформления. Благодаря весьма полному описанию скифов у Геродота (V век до н. э.) и других античных авторов культура скифов достаточно надежно определена.

Но так как эти описания всё же местами недостаточно конкретны, остается неясным многое как в датировке культуры, так и в ее территориальном распространении и в ее членении.

Неясно считались ли скифами только «царские скифы» (небольшая, но властная народность в низовьях Днепра) или все кочевые скифы (в том числе и «скифы-кочевники») или вообще все скифы, описанные у Геродота как населяющие Скифию (в том числе и «скифы-пахари»). Все они говорили на одном языке (и язык этот определен по многим дошедшим до нас словам как принадлежащий к иранской языковой семье). Археологи видят здесь две культуры – кочевую и оседлую. Или вообще термин распространяется на все народности скифского типа – тогда сюда включаются и народности Средней Азии (называвшиеся на Древнем Востоке саками и массагетами), Южной Сибири и Алтая. Тогда археологи говорят о скифском мире. Это не просто типологическое обобщение. Ныне многие считают, что именно здесь зародились скифская культура и сами скифы.

Неясно, включать ли в археологическую культуру скифов памятники западной части Северного Кавказа, где по письменным сведениям на Кубани (Гипанисе, точнее Гюпанисе) жили меоты. Типологически они очень близки скифским, но меоты – это другой народ.

Неясно, когда началось скифское время и когда закончилось. Если в Причерноморье скифские курганы начинаются с VII века до н. э., соседя с греческими колониями на побережьи, то в Южной Сибири (курган Аржан) – с VIII. Еще менее ясно с окончанием. С III века до н. э. скифов вытесняют сарматы – родственная народность, тоже иранская, жившая в Поволжье, где они были известны как савроматы. Но скифское царство еще некоторое время сохранялось в Крыму, меняя греческое влияние на римское. Там была построена их столица – Неаполис Скифский. Только во II веке н. э. вторгшиеся с северо-запада германцы (готы, герулы и др.) захватили степи между Дунаем и Днепром, а сарматы частично смешались с ними, в IV же веке вторгшиеся с востока гунны захватили степи Подонья и Украины, а оттесненные остатки сарматского населения частично растворились в среде славян. Поскольку сарматы из всех этих народностей ближе всего родственны скифам (тоже иранцы), археологи часто выделяют памятники тех и других в скифо-сарматскую археологию.

Поскольку письменные сведения о скифах и сарматах в основном происходят из сочинений античных авторов, а влияние античных колоний и античной торговли на скифо-сарматскую археологию чрезвычайно велико, она обычно подключается к античной археологии, хотя принадлежит по существу к отечественной. Но и в рамках отечественной неясно, принадлежит ли она к первобытной или древнеисторической. Это связано с тем, считать ли скифскую общность государством, а это тоже неясно.

Таким образом, несмотря на наличие богатых письменных источников археологам есть о чем задумываться в работе со скифскими памятниками.

Скифская триада. Термин, конечно, не скифский, а скифологический. Введен в употребление в 50-е годы ХХ века. Все три компонента распространены достаточно широко.

Оружие – это прежде всего скифский (и персидский) короткий железный меч акинак (термин иранский) с бабочковидной гардой, в ножнах со специфическим бабочковидным расширением снизу и полуовальным боковым расширением сверху для крепления на перевязи. Это, далее, небольшой лук со стрелами в колчане (а лук в футляре – горите). Стрелы с бронзовыми трехгранными и трехлопастными наконечниками. Затем также железный топорик и др. Доспех состоял из бронзового шлема, панцырной кожаной рубашки с нашитыми металлическими пластинами, поножей и деревянного щита, обтянутого кожей.

Конское снаряжение состояло из узды с оголовьем, нательной сбруи верхового коня и деталей снаряжения всадника – седла и стремян. Узда включала железные удила с псалиями по бокам. На оголовье и соединениях ремней сбруи были закреплены круглые железные или бронзовые бляхи – фалары, в богатых уборах царских коней они были с золотой или серебрянной обкладкой и полудрагоценными камнями.

Скифский звериный стиль означает изображения зверей и птиц, преимущественно хищных, в угрожающих и напряженных позах, на скаку, с преувеличением когтей, клыков, зорких глаз. Также изображаются и другие животные, считавшиеся священными – олень, баран, заяц. Часто изображаются сцены терзания травоядных (оленя, лося, коня) хищником (пантерой, тигром). Позы животных приспособлены к форме предметов, на которых они представлены, — соответственно изогнутые, вывернутые, есть отделенные части тела.

Этот стиль был распространен и в Сибири, и у сарматов, но с некоторыми отличиями от скифского.

Курганы. Археологически скифы стали известны прежде всего по огромным «царским» курганам с большим количеством золотых предметов искусства – скифских и импортированных из античных центров (Литой курган VI века на Украине или «Мельгуновский клад», Куль-Оба в Крыму), потом курганы, раскопанные И.Е. Забелиным, в том числе Чертомлык, потом раскопанные Н. И. Веселовским – Огуз, Солоха и др. Из всех этих курганов шли сокровища, пополнявшие Золотую кладовую Эрмитажа.

Копались курганы и рядовых скифов, особенно после революции. Основной способ погребения в области скифов-царских (левобережье нижнего Днепра, северное Приазовье) был в катакомбе (боковой камере, выведенной из ямы-шахты), у других скифов – в самой яме, причем чем выше был статус погребенного, тем больше были размеры шахты и катакомбы. Цари погребались в сопровождении слуг и супруг или наложниц. Примечательную особенность скифских могил составляют погребения лошадей в отдельных могилах. Сокровища часто лежат в специально устроенных тайниках, чтобы уберечь их от ограбления. Тем не менее многие могилы ограблены еще в древности – к ним ведут грабительские лазы – мины. В одной даже найден раздавленный грабитель, не успевший выскочить до обвала кровли.

Курган Чертомлык был высотою более 19 м и в окружности имел 330 м. Под насыпью, в катакомбах находились два погребения знатных персон, а рядом с мужчиной в особых катакомбах были похоронены женщина, шестеро рабов и 11 коней. В кургане Солоха было также два погребения: центральное ограблено, а боковое осталось нетронутым. На мужском скелете масса нашитых некогда на одежду золотых бляшек, на правой руке золотой браслет, возле скелета шлем, золотой гребень и булава, шесть серебряных сосудов. Знатного покойника сопровождали в мир иной конюший с пятью лошадьми, оруженосец и слуга. В особой нише стояли три бронзовых котла на поддонах с костями разных домашних животных и ручками на бортике в виде животных, прочая столовая утварь, в другой нише — греческие амфоры, вероятно с вином и маслом. Эти котлы явно принадлежали родовым старейшинам и применялись для пира, когда вокруг них собиралась большая патриархальная община.

Поселения и городища. Послереволюционная археология обратила внимание и на поселения скифов и на скифские городища. Особенно привлекли внимание проводившиеся Б. Н. Граковым раскопки Каменского городища в районе Никополя в Нижнем Поднепровье и близлежащих курганов – видимо, традиционного центра скифского общества.

Ранние скифские поселения невелики. Оседлые скифы жили в полуземлянках с глинобитным полом, а рядом с домом располагались хозяйственные ямы для хранения зерна. В поселениях много костей домашних животных (коров, овец и лошадей). Позже появились большие городища, укрепленные валами и рвами, особенно в лесостепной зоне. Тут скифы жили в землянках, крытых корой и соломой. Каменское городище на Днепре занимало площадь в около 12 кв. км, его окружал земляной вал шириной и высотой около 11 м., с наружи еще и ров. Внутри городища, на берегу реки, находился обнесенный каменной стеной акрополь. В акрополе жила аристократия. Дома каменные и сырцовые с глиняными печами на деревянном каркасе. В ремесленной части поселения — наземные двух- и трехкомнатные дома со стенами из столбов и плетней, обмазанных глиной, а также землянки, разделенные внутри столбовыми стенами. На многих городищах – следы железоделательного производства и других ремесел, особенно гончарного. Посуда лепная, но привозная греческая – конечно, сделанная на кругу и обожженная в горнах. Много пряслиц, свидетельствующих о занятиях женщин. Но шили и из кож, например, шаровары и башлыки, отличавшие скифов внешне (греки и римляне штанов не носили).

Городища в степной зоне предназначались не для проживания, а скорее для сберегания скота: рвы имеют крутой склон не кнаружи, а обращенный внутрь, чтобы скот не угнать. Жили же кочевые скифы в кибитках.

Этногеография Скифии. В самой Скифии (которую Геродот представлял себе в виде квадрата с греческим городом Ольвией в середине южной стороны) жили, по Геродоту, шесть «этносов»: каллипиды, алазоны, скифы-пахари, скифы-земледельцы, все они оседлы и возделывают землю, а восточнее – скифы-кочевники и скифы-царские. Последние считают остальных своими рабами. Видимо, это было насильственно сколоченное объединение.

В V веке – начале IV, т. е. вскоре после Геродота, царь Атей создал скифское государство и стал завоевывать окрестные народности, особенно продвигаясь на запад.

Малая Скифия. С III века до н. э.. по середину III века н.э., то есть когда степная и лесостепная Скифия была захвачена сарматами, скифы еще удерживались в Крыму и Нижнем Поднепровье – здесь образовалась Малая Скифия, скифское царство (за перешейком, в Поднепровье, оно просуществовало только до II в. н. э.).

Наибольшего могущества оно достигло во II в. до н. э., при царе Скилуре. Он враждовал с греческими колониями в Крыму Херсонесом и Боспорским царством, Херсонес обратился к заморскому царству Пантийскому, его царь Митридат прислал своего полководца Диофанта, который разгромил наследника Скилура Палака, но в Боспорском царстве вспыхнул мятеж во главе со скифом Савмаком против царя Перисада, но в следующем году Диофант снова прибыл с войском, разбил Савмака и присоединил Боспор к царству Митридата. Благодарные жители Херсонеса приняли декрет в честь Диофанта и высекли его на камне, сохранившемся до сих пор (теперь он вместе с другой эпиграфикой вмонтирован в стену Национальной библиотеки Петербурга).

В Малой (поздней) Скифии скифы вели совершенно оседлый образ жизни, их хозяйство состояло пополам из земледелия и скотоводства. Усадьбы были прямоугольными (под влиянием греков) вокруг большого хозяйственного двора.

Происхождение скифской культуры и скифов. Геродот передает легенды скифов и том, как они появились в Причерноморье. По одной из них они переправились через реку Аракс из Азии и поселились в Причерноморье, но затем отправились следом за киммерийцами через Кавказ в Азию, там господствовали десятки лет, после чего вернулись в Причерноморье. На этом основании многие исследователи спорили, какая река имелась в виду под Араксом: Волга, Урал или Аму-Дарья. Но, как настаивает Л. С. Клейн, все эти ученые не учли, что по восточным источникам походов скифов в Переднюю Азию было два, так что первый переход через Аракс был просто возвращением из первого похода, и Аракс не какая-либо иная река, как та, что и ныне называется Араксом. Скифы могут быть из Азии, могут быть местными, но история эта никакого отношения к их происхождению не имеет.

Киммерийцам же долго подыскивали археологическую культуру – предскифские сабатиновская и белозерская (Х – сер. VIII в.) или более древняя – срубная и т. п., пока современные исследователи (С. Р. Тохтасьев и др.) не пришли к выводу, что киммерийцы – это просто одна из ранних групп самих скифов, перед главными силами появившаяся в Передней Азии.

Если речь заходит о происхождении скифской триады, то вначале скифское искусство выводили то ли из местных особенностей (из деревянной скульптуры, оставившей след в сочетании прямых плоскостей, как бы резных), то ли (М. И. Артамонов) из искусства переднеазиатского, заимствованного в походах (образы напряженных агрессивных животных). Но в последнее время, после раскопок кургана Аржан в Казахстане, преобладает идея происхождения скифов с их искусством с из восточных степей Казахастана и Южной Сибири (М. П. Грязнов и др.). С этим совпадает наблюдение С. В. Куланды, что скифский язык несет следы ближайшего родства не с осетинским, а с языками Афганистана.

Культовые явления. Скифы имели пантеон, возглавляемый богиней домашнего очага Табити. Золу из очага полагалось не выкидывать, а погребать в специальных ямах, археологи называют их зольниками. Главными антропоморфными божествами были Папай (сифский Зевс) и его жена богиня знмли Апи – полужензина-полузмея. Бону войны поклонялись в образе меча. Культ коня продолжал культы ариев бронзового века. В Предкавказье раскопан Ульский курган, где было похоронено 360 коней, расположенных у коновязей группами по 18 коней, а могилы человека в кургане не было. Про-видимому это был курган возведенный после совершения обряда ашвамедхи – погребения священного коня. Обряд индоарийский, но с родственными обрядами у других индоевропейских народов. У скифов же вообще, хоть язык и иранский, обрядность ближе к индоариям (например они удушали жертвенных животных, тогда как иранцы убивали их ударом по голове).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015