Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Скифы — археологическая культура

Скифы — археологическая культура

Общие сведения. Под культурой скифов принято понимать вещественные памятники VII – III веков до н. э. на территории Украины и Северного Кавказа, объединенные в основном «скифской триадой» — специфическим оружием, конским снаряжением и звериным стилем их (и других вещей) художественного оформления. Благодаря весьма полному описанию скифов у Геродота (V век до н. э.) и других античных авторов культура скифов достаточно надежно определена.

Но так как эти описания всё же местами недостаточно конкретны, остается неясным многое как в датировке культуры, так и в ее территориальном распространении и в ее членении.

Неясно считались ли скифами только «царские скифы» (небольшая, но властная народность в низовьях Днепра) или все кочевые скифы (в том числе и «скифы-кочевники») или вообще все скифы, описанные у Геродота как населяющие Скифию (в том числе и «скифы-пахари»). Все они говорили на одном языке (и язык этот определен по многим дошедшим до нас словам как принадлежащий к иранской языковой семье). Археологи видят здесь две культуры – кочевую и оседлую. Или вообще термин распространяется на все народности скифского типа – тогда сюда включаются и народности Средней Азии (называвшиеся на Древнем Востоке саками и массагетами), Южной Сибири и Алтая. Тогда археологи говорят о скифском мире. Это не просто типологическое обобщение. Ныне многие считают, что именно здесь зародились скифская культура и сами скифы.

Неясно, включать ли в археологическую культуру скифов памятники западной части Северного Кавказа, где по письменным сведениям на Кубани (Гипанисе, точнее Гюпанисе) жили меоты. Типологически они очень близки скифским, но меоты – это другой народ.

Неясно, когда началось скифское время и когда закончилось. Если в Причерноморье скифские курганы начинаются с VII века до н. э., соседя с греческими колониями на побережьи, то в Южной Сибири (курган Аржан) – с VIII. Еще менее ясно с окончанием. С III века до н. э. скифов вытесняют сарматы – родственная народность, тоже иранская, жившая в Поволжье, где они были известны как савроматы. Но скифское царство еще некоторое время сохранялось в Крыму, меняя греческое влияние на римское. Там была построена их столица – Неаполис Скифский. Только во II веке н. э. вторгшиеся с северо-запада германцы (готы, герулы и др.) захватили степи между Дунаем и Днепром, а сарматы частично смешались с ними, в IV же веке вторгшиеся с востока гунны захватили степи Подонья и Украины, а оттесненные остатки сарматского населения частично растворились в среде славян. Поскольку сарматы из всех этих народностей ближе всего родственны скифам (тоже иранцы), археологи часто выделяют памятники тех и других в скифо-сарматскую археологию.

Поскольку письменные сведения о скифах и сарматах в основном происходят из сочинений античных авторов, а влияние античных колоний и античной торговли на скифо-сарматскую археологию чрезвычайно велико, она обычно подключается к античной археологии, хотя принадлежит по существу к отечественной. Но и в рамках отечественной неясно, принадлежит ли она к первобытной или древнеисторической. Это связано с тем, считать ли скифскую общность государством, а это тоже неясно.

Таким образом, несмотря на наличие богатых письменных источников археологам есть о чем задумываться в работе со скифскими памятниками.

Скифская триада. Термин, конечно, не скифский, а скифологический. Введен в употребление в 50-е годы ХХ века. Все три компонента распространены достаточно широко.

Оружие – это прежде всего скифский (и персидский) короткий железный меч акинак (термин иранский) с бабочковидной гардой, в ножнах со специфическим бабочковидным расширением снизу и полуовальным боковым расширением сверху для крепления на перевязи. Это, далее, небольшой лук со стрелами в колчане (а лук в футляре – горите). Стрелы с бронзовыми трехгранными и трехлопастными наконечниками. Затем также железный топорик и др. Доспех состоял из бронзового шлема, панцырной кожаной рубашки с нашитыми металлическими пластинами, поножей и деревянного щита, обтянутого кожей.

Конское снаряжение состояло из узды с оголовьем, нательной сбруи верхового коня и деталей снаряжения всадника – седла и стремян. Узда включала железные удила с псалиями по бокам. На оголовье и соединениях ремней сбруи были закреплены круглые железные или бронзовые бляхи – фалары, в богатых уборах царских коней они были с золотой или серебрянной обкладкой и полудрагоценными камнями.

Скифский звериный стиль означает изображения зверей и птиц, преимущественно хищных, в угрожающих и напряженных позах, на скаку, с преувеличением когтей, клыков, зорких глаз. Также изображаются и другие животные, считавшиеся священными – олень, баран, заяц. Часто изображаются сцены терзания травоядных (оленя, лося, коня) хищником (пантерой, тигром). Позы животных приспособлены к форме предметов, на которых они представлены, — соответственно изогнутые, вывернутые, есть отделенные части тела.

Этот стиль был распространен и в Сибири, и у сарматов, но с некоторыми отличиями от скифского.

Курганы. Археологически скифы стали известны прежде всего по огромным «царским» курганам с большим количеством золотых предметов искусства – скифских и импортированных из античных центров (Литой курган VI века на Украине или «Мельгуновский клад», Куль-Оба в Крыму), потом курганы, раскопанные И.Е. Забелиным, в том числе Чертомлык, потом раскопанные Н. И. Веселовским – Огуз, Солоха и др. Из всех этих курганов шли сокровища, пополнявшие Золотую кладовую Эрмитажа.

Копались курганы и рядовых скифов, особенно после революции. Основной способ погребения в области скифов-царских (левобережье нижнего Днепра, северное Приазовье) был в катакомбе (боковой камере, выведенной из ямы-шахты), у других скифов – в самой яме, причем чем выше был статус погребенного, тем больше были размеры шахты и катакомбы. Цари погребались в сопровождении слуг и супруг или наложниц. Примечательную особенность скифских могил составляют погребения лошадей в отдельных могилах. Сокровища часто лежат в специально устроенных тайниках, чтобы уберечь их от ограбления. Тем не менее многие могилы ограблены еще в древности – к ним ведут грабительские лазы – мины. В одной даже найден раздавленный грабитель, не успевший выскочить до обвала кровли.

Курган Чертомлык был высотою более 19 м и в окружности имел 330 м. Под насыпью, в катакомбах находились два погребения знатных персон, а рядом с мужчиной в особых катакомбах были похоронены женщина, шестеро рабов и 11 коней. В кургане Солоха было также два погребения: центральное ограблено, а боковое осталось нетронутым. На мужском скелете масса нашитых некогда на одежду золотых бляшек, на правой руке золотой браслет, возле скелета шлем, золотой гребень и булава, шесть серебряных сосудов. Знатного покойника сопровождали в мир иной конюший с пятью лошадьми, оруженосец и слуга. В особой нише стояли три бронзовых котла на поддонах с костями разных домашних животных и ручками на бортике в виде животных, прочая столовая утварь, в другой нише — греческие амфоры, вероятно с вином и маслом. Эти котлы явно принадлежали родовым старейшинам и применялись для пира, когда вокруг них собиралась большая патриархальная община.

Поселения и городища. Послереволюционная археология обратила внимание и на поселения скифов и на скифские городища. Особенно привлекли внимание проводившиеся Б. Н. Граковым раскопки Каменского городища в районе Никополя в Нижнем Поднепровье и близлежащих курганов – видимо, традиционного центра скифского общества.

Ранние скифские поселения невелики. Оседлые скифы жили в полуземлянках с глинобитным полом, а рядом с домом располагались хозяйственные ямы для хранения зерна. В поселениях много костей домашних животных (коров, овец и лошадей). Позже появились большие городища, укрепленные валами и рвами, особенно в лесостепной зоне. Тут скифы жили в землянках, крытых корой и соломой. Каменское городище на Днепре занимало площадь в около 12 кв. км, его окружал земляной вал шириной и высотой около 11 м., с наружи еще и ров. Внутри городища, на берегу реки, находился обнесенный каменной стеной акрополь. В акрополе жила аристократия. Дома каменные и сырцовые с глиняными печами на деревянном каркасе. В ремесленной части поселения — наземные двух- и трехкомнатные дома со стенами из столбов и плетней, обмазанных глиной, а также землянки, разделенные внутри столбовыми стенами. На многих городищах – следы железоделательного производства и других ремесел, особенно гончарного. Посуда лепная, но привозная греческая – конечно, сделанная на кругу и обожженная в горнах. Много пряслиц, свидетельствующих о занятиях женщин. Но шили и из кож, например, шаровары и башлыки, отличавшие скифов внешне (греки и римляне штанов не носили).

Городища в степной зоне предназначались не для проживания, а скорее для сберегания скота: рвы имеют крутой склон не кнаружи, а обращенный внутрь, чтобы скот не угнать. Жили же кочевые скифы в кибитках.

Этногеография Скифии. В самой Скифии (которую Геродот представлял себе в виде квадрата с греческим городом Ольвией в середине южной стороны) жили, по Геродоту, шесть «этносов»: каллипиды, алазоны, скифы-пахари, скифы-земледельцы, все они оседлы и возделывают землю, а восточнее – скифы-кочевники и скифы-царские. Последние считают остальных своими рабами. Видимо, это было насильственно сколоченное объединение.

В V веке – начале IV, т. е. вскоре после Геродота, царь Атей создал скифское государство и стал завоевывать окрестные народности, особенно продвигаясь на запад.

Малая Скифия. С III века до н. э.. по середину III века н.э., то есть когда степная и лесостепная Скифия была захвачена сарматами, скифы еще удерживались в Крыму и Нижнем Поднепровье – здесь образовалась Малая Скифия, скифское царство (за перешейком, в Поднепровье, оно просуществовало только до II в. н. э.).

Наибольшего могущества оно достигло во II в. до н. э., при царе Скилуре. Он враждовал с греческими колониями в Крыму Херсонесом и Боспорским царством, Херсонес обратился к заморскому царству Пантийскому, его царь Митридат прислал своего полководца Диофанта, который разгромил наследника Скилура Палака, но в Боспорском царстве вспыхнул мятеж во главе со скифом Савмаком против царя Перисада, но в следующем году Диофант снова прибыл с войском, разбил Савмака и присоединил Боспор к царству Митридата. Благодарные жители Херсонеса приняли декрет в честь Диофанта и высекли его на камне, сохранившемся до сих пор (теперь он вместе с другой эпиграфикой вмонтирован в стену Национальной библиотеки Петербурга).

В Малой (поздней) Скифии скифы вели совершенно оседлый образ жизни, их хозяйство состояло пополам из земледелия и скотоводства. Усадьбы были прямоугольными (под влиянием греков) вокруг большого хозяйственного двора.

Происхождение скифской культуры и скифов. Геродот передает легенды скифов и том, как они появились в Причерноморье. По одной из них они переправились через реку Аракс из Азии и поселились в Причерноморье, но затем отправились следом за киммерийцами через Кавказ в Азию, там господствовали десятки лет, после чего вернулись в Причерноморье. На этом основании многие исследователи спорили, какая река имелась в виду под Араксом: Волга, Урал или Аму-Дарья. Но, как настаивает Л. С. Клейн, все эти ученые не учли, что по восточным источникам походов скифов в Переднюю Азию было два, так что первый переход через Аракс был просто возвращением из первого похода, и Аракс не какая-либо иная река, как та, что и ныне называется Араксом. Скифы могут быть из Азии, могут быть местными, но история эта никакого отношения к их происхождению не имеет.

Киммерийцам же долго подыскивали археологическую культуру – предскифские сабатиновская и белозерская (Х – сер. VIII в.) или более древняя – срубная и т. п., пока современные исследователи (С. Р. Тохтасьев и др.) не пришли к выводу, что киммерийцы – это просто одна из ранних групп самих скифов, перед главными силами появившаяся в Передней Азии.

Если речь заходит о происхождении скифской триады, то вначале скифское искусство выводили то ли из местных особенностей (из деревянной скульптуры, оставившей след в сочетании прямых плоскостей, как бы резных), то ли (М. И. Артамонов) из искусства переднеазиатского, заимствованного в походах (образы напряженных агрессивных животных). Но в последнее время, после раскопок кургана Аржан в Казахстане, преобладает идея происхождения скифов с их искусством с из восточных степей Казахастана и Южной Сибири (М. П. Грязнов и др.). С этим совпадает наблюдение С. В. Куланды, что скифский язык несет следы ближайшего родства не с осетинским, а с языками Афганистана.

Культовые явления. Скифы имели пантеон, возглавляемый богиней домашнего очага Табити. Золу из очага полагалось не выкидывать, а погребать в специальных ямах, археологи называют их зольниками. Главными антропоморфными божествами были Папай (сифский Зевс) и его жена богиня знмли Апи – полужензина-полузмея. Бону войны поклонялись в образе меча. Культ коня продолжал культы ариев бронзового века. В Предкавказье раскопан Ульский курган, где было похоронено 360 коней, расположенных у коновязей группами по 18 коней, а могилы человека в кургане не было. Про-видимому это был курган возведенный после совершения обряда ашвамедхи – погребения священного коня. Обряд индоарийский, но с родственными обрядами у других индоевропейских народов. У скифов же вообще, хоть язык и иранский, обрядность ближе к индоариям (например они удушали жертвенных животных, тогда как иранцы убивали их ударом по голове).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015