Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Селекционизм (Дарвиновская археология)

Селекционизм (Дарвиновская археология)

Селекционизм (Дарвиновская археология). Течение в американской археологии, сформировавшееся в 1980 г. Роберт Даннелл и его соратники предложили вернуться к принципам Дарвина, интегрировать изучение культуры, антропологическое и археологическое, с современной биологией и восстановить значение естественного отбора. Они, полагая, что естественный отбор не прекратился в человеческом обществе, а только приобрел другие формы, ратуют за селекционизм (от selection – ‘отбор’). По их мнению, такого разрыва между животными и человеком, как часто постулируют, нет. Культура есть и у животных, есть и ее эволюция. Артефакты – твердая часть поведенческого сегмента фенотипа человека, так же как гнезда – часть фенотипа птиц. Естественный отбор действует в культуре с той же закономерностью, что и в природе, только он направлен не на генетическую природу человека (там действуют свои силы), а на его культуру, на артефакты. То есть это конкуренция и отбор артефактов.

Все предшествующие объяснения изменений в культуре, в том числе и адаптационизм, сторонники Даннела отвергают как ненаучные и виталистические: ведь объявляя тот или иной фактор (развитие техники, производительных сил или идеи) первоосновой изменений, предшественники не объясняли, а что же движет сам этот фактор. Оставалось считать, что в начале начал лежит некая первичная жизненная сила (это и есть витализм) или природа человека или бог. Даннел попросту снимает эту проблему. Неважно, что порождает изменчивость, это не имеет значения для анализа изменений. Не имеет значения и природа наследования, Важно лишь, что изменения наследуются, передаются от поколения к поколению, и что они по-разному сказываются на приспособленности к среде и на выживаемости, а это позволяет включиться механизму отбора.

Естественный отбор направлен у них не столько на индивида, сколько на популяцию, в человеческом обществе – на коллектив, группу, конкретное общество. Выигрывают те общества, в которых действуют выгодные для выживания всего этого общества культурные признаки, обычаи и типы вещей, традиции.

Слабостью этой теории считается то, что сторонники ее полностью игнорируют адаптивный, направленный характер изменений в культуре. С их точки зрения все изменения объясняются медленным постепенным естественным отбором случайных подвижек. Но как тогда объяснить быстрые разовые сдвиги, которыми так богата эволюция?

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015