Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Серой расписной керамики культура

Серой расписной керамики культура

Археологическая культура северного Индостана железного века (время около 1300 — 350 гг. до н. э.), детально изученная со второй половины ХХ века (Гаур 1981; Tripathi 1976, Roy 1983; Gaur 1981; 1994; Kenneth Kennedy 1995). Охватывала среднее течение Ганга с его притоками и южную часть Пятиречья — Пенджаба (притоков Среднего Инда). Ее памятники (Хастинапура, Курукшетра, Матхура, Барнава и др.) рассматривались Б. Б. Лалом в середине ХХ века как памятники ариев, относящиеся ко времени после описываемого эпосом «Махабхараты», другие относили их ко времени, описываемому этим эпосом. К ариям Лал отнес эти памятники по двум критериям: территории и хронологии. Хастинапур, Курукшетра и другие города этой культуры – это центры событий Махабхараты, а восточный Пенджаб – ведийская территория. Большинство раскопанных поселений относится к VIII – VII вв. до н. э.

Как установил своими раскопками Дж. П. Джоши, в своей ранней фазе (это поселения еще без железа) культура существовала еще до XI века, то есть по крайней мере в ХII веке (Joshi 1976; 1978a, 1978b). Впрочем, железо стало употребляться в этой культуре только с VIII века, и то не очень широко, не вытесняя медные орудия. Но и в раннем виде серая расписная керамика охватывает только небольшую юго-восточную часть ведийского ареала. Стало быть, она сложилась позже Ригведы, в последующую стадию развития ариев – когда они уже продвинулись на юго-восток. Это подтверждается тем, что серая керамика (как и другая той же культуры) сделана на круге, а ведийская керамика описывается как еще лепная (Rau 1972). Как отметил Гаур, ареал культуры серой расписной керамики точно совпадает с границами Арьяварты («страны ариев») по Махабхарате. Значит, в Пенджабе арии жили раньше, и Ригведу можно датировать самое позднее XVXIII веками.

В недавнее время раскопками в Аламгимпуре в бассейне Ганга вроде бы начало этой культуры сдвинуто к рубежу III — II тыс. до н. э., но это нуждается в дополнительных подтверждениях.

Носители этой ранней культуры занимались скотоводством и в меньшей мере земледелием. Жили в круглых и полукруглых шалашах на бамбуковом или деревянном каркасе. Это соответствует описаниям Ригведы, то есть от Ригведы всё очень близко, хотя непосредственно время Ригведы пока археологически не уловлено. Стадо включало крупный и мелкий рогатый скот, свинью, а также лошадей. Возможно, лошадь использовали как тягловую силу, хотя обычно ездили на волах. Керамика делалась на круге, серая расписная, давшая имя культуре, составляла в ней не более 10%, остальная — красная и черная и нерасписная. Мотивы росписи – геометрические – спирали, кресты, свастики.

Позже вместо хижин появляются глинобитные кирпичные постройки, по-видимому под влиянием культуры Хараппы. И конечно, железо, которого в Ригведе не было. Всё большую роль играло пашенное земледелие, возделывали не только ячмень, но и пшеницу, а позже и рис (впервые упоминается в «Атхарваведе»), также бобовые.

Чем позже, тем больше развивались ремесла, но городов еще нет. Пуры, упоминаемые в литературных памятниках, — это не города, а небольшие крепостцы из камня с деревянными воротами (на манер северокавказских сельских укреплений).

Погребения биритуальны: есть трупоположения, есть кремация. Но когда рассматривается долина Свата как проход в Индостан из Афганистана и вообще с северо-запада, там видно, что наслоились одна на другую разные культуры, разного происхождения. Среди них есть определенно культура, очень напоминающая лицевые урны Венгрии бронзового века. Л. С. Клейн опубликовал смелое предположение, что до Индостана добралась с Балканского полуострова (с Карпато-Дунайского региона) миграция бригов — предков фригийцев, начальная фаза которой зафиксирована ассирийскими надписями и которая принесла в Индостан кремацию (и этноним Бхригу).

Происхождение ариев как носителей культуры серой расписной керамики принято связывать со степными народностями бронзового века – андроновской культурой (М. М. Дьяконов, Е. Е Кузьмина), или срубной (В. В. Отрощенко), или катакомбными культурами (Л. С. Клейн). Главным аргументом служит соответствие хозяйства, быта и культов этих культур лексике арийского (индоиранского) праязыка и их особенностям мифологии. Есть и частные сходства в деталях, подтверждающие эти гипотезы (андроновские традиции керамики в Индии, катакомбные традиции в культах и в игре в кости и т. п.). Способ проникновения вначале (М. Уиллер) трактовался как насильственное вторжение на боевых колесницах, и эта идея была связана с колониалистскими представлениями о цивилизаторской роли ариев на востоке, но с середины ХХ века представления западных ученых избавились от колониалистской романтики и миграционные волны стали рассматриваться без непременной воинственности. Но внедрение индоариев в Переднюю Азию принесло туда индоарийские династии, что говорит о захвате власти и, следовательно, о том, что насильственное вторжение не выпадает из набора гипотез.

Предшествующие в Индостане культуры – это культура хараппы (на западе), культура черно-красной керамики и на востоке ареала культура желтой керамики и культура медных вкладов. Традиции всех этих культур продолжаются в культуре серой расписной керамики. По крайней мере часть этих культур, уступив часть территорий культуре серой расписной керамики и внеся в нее некоторый вклад, продолжали в других местах сосуществовать с ней и оказывали на нее влияние. На этом основании некоторые ученые вернулись к автохтонной концепции происхождения ариев в Индии. Это часть индийских ученых (Д. К. Чакрабарти и др.), не без убежденности, что это – дело их национального достоинства, и очень небольшое число западных ученых (Дж. Шэффер 1984; Э. Брайант 2001; Шэффер и Д. А. Лихтенштейн 2005; Дж. М. Кеннойер 2005; Н. Казанас в Греции, в России – А. А. Семененко 2014 — 2015), среди которых силен общий тренд – разочарование миграционными построениями. Дополнительный аргумент этого тренда – слабость ожидаемых следов разрушительного вторжения, которая, однако нередко характерна и для несомненных исторически засвидетельствованных миграций. Есть и частные сходства в деталях, долженствующие подкрепить идею автохтонности: культ в Ригведе полноводной реки Сарасвати южнее Пенджаба, которая, по гидрогеологическим данным, утратила свою полноводность очень давно — с 2600 г. до н. э. (но эту фольклорную идею полноводности арии могли перенять у субстрата — точно так, как и у своих прямых предков).

Преемницей культуры серой расписной керамики является культура северной черной лощеной керамики (с середины I тыс. до н. э.) – первая культура северной Индии, вполне реализующая производительные силы железного века.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015