Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Серой расписной керамики культура

Серой расписной керамики культура

Археологическая культура северного Индостана железного века (время около 1300 — 350 гг. до н. э.), детально изученная со второй половины ХХ века (Гаур 1981; Tripathi 1976, Roy 1983; Gaur 1981; 1994; Kenneth Kennedy 1995). Охватывала среднее течение Ганга с его притоками и южную часть Пятиречья — Пенджаба (притоков Среднего Инда). Ее памятники (Хастинапура, Курукшетра, Матхура, Барнава и др.) рассматривались Б. Б. Лалом в середине ХХ века как памятники ариев, относящиеся ко времени после описываемого эпосом «Махабхараты», другие относили их ко времени, описываемому этим эпосом. К ариям Лал отнес эти памятники по двум критериям: территории и хронологии. Хастинапур, Курукшетра и другие города этой культуры – это центры событий Махабхараты, а восточный Пенджаб – ведийская территория. Большинство раскопанных поселений относится к VIII – VII вв. до н. э.

Как установил своими раскопками Дж. П. Джоши, в своей ранней фазе (это поселения еще без железа) культура существовала еще до XI века, то есть по крайней мере в ХII веке (Joshi 1976; 1978a, 1978b). Впрочем, железо стало употребляться в этой культуре только с VIII века, и то не очень широко, не вытесняя медные орудия. Но и в раннем виде серая расписная керамика охватывает только небольшую юго-восточную часть ведийского ареала. Стало быть, она сложилась позже Ригведы, в последующую стадию развития ариев – когда они уже продвинулись на юго-восток. Это подтверждается тем, что серая керамика (как и другая той же культуры) сделана на круге, а ведийская керамика описывается как еще лепная (Rau 1972). Как отметил Гаур, ареал культуры серой расписной керамики точно совпадает с границами Арьяварты («страны ариев») по Махабхарате. Значит, в Пенджабе арии жили раньше, и Ригведу можно датировать самое позднее XVXIII веками.

В недавнее время раскопками в Аламгимпуре в бассейне Ганга вроде бы начало этой культуры сдвинуто к рубежу III — II тыс. до н. э., но это нуждается в дополнительных подтверждениях.

Носители этой ранней культуры занимались скотоводством и в меньшей мере земледелием. Жили в круглых и полукруглых шалашах на бамбуковом или деревянном каркасе. Это соответствует описаниям Ригведы, то есть от Ригведы всё очень близко, хотя непосредственно время Ригведы пока археологически не уловлено. Стадо включало крупный и мелкий рогатый скот, свинью, а также лошадей. Возможно, лошадь использовали как тягловую силу, хотя обычно ездили на волах. Керамика делалась на круге, серая расписная, давшая имя культуре, составляла в ней не более 10%, остальная — красная и черная и нерасписная. Мотивы росписи – геометрические – спирали, кресты, свастики.

Позже вместо хижин появляются глинобитные кирпичные постройки, по-видимому под влиянием культуры Хараппы. И конечно, железо, которого в Ригведе не было. Всё большую роль играло пашенное земледелие, возделывали не только ячмень, но и пшеницу, а позже и рис (впервые упоминается в «Атхарваведе»), также бобовые.

Чем позже, тем больше развивались ремесла, но городов еще нет. Пуры, упоминаемые в литературных памятниках, — это не города, а небольшие крепостцы из камня с деревянными воротами (на манер северокавказских сельских укреплений).

Погребения биритуальны: есть трупоположения, есть кремация. Но когда рассматривается долина Свата как проход в Индостан из Афганистана и вообще с северо-запада, там видно, что наслоились одна на другую разные культуры, разного происхождения. Среди них есть определенно культура, очень напоминающая лицевые урны Венгрии бронзового века. Л. С. Клейн опубликовал смелое предположение, что до Индостана добралась с Балканского полуострова (с Карпато-Дунайского региона) миграция бригов — предков фригийцев, начальная фаза которой зафиксирована ассирийскими надписями и которая принесла в Индостан кремацию (и этноним Бхригу).

Происхождение ариев как носителей культуры серой расписной керамики принято связывать со степными народностями бронзового века – андроновской культурой (М. М. Дьяконов, Е. Е Кузьмина), или срубной (В. В. Отрощенко), или катакомбными культурами (Л. С. Клейн). Главным аргументом служит соответствие хозяйства, быта и культов этих культур лексике арийского (индоиранского) праязыка и их особенностям мифологии. Есть и частные сходства в деталях, подтверждающие эти гипотезы (андроновские традиции керамики в Индии, катакомбные традиции в культах и в игре в кости и т. п.). Способ проникновения вначале (М. Уиллер) трактовался как насильственное вторжение на боевых колесницах, и эта идея была связана с колониалистскими представлениями о цивилизаторской роли ариев на востоке, но с середины ХХ века представления западных ученых избавились от колониалистской романтики и миграционные волны стали рассматриваться без непременной воинственности. Но внедрение индоариев в Переднюю Азию принесло туда индоарийские династии, что говорит о захвате власти и, следовательно, о том, что насильственное вторжение не выпадает из набора гипотез.

Предшествующие в Индостане культуры – это культура хараппы (на западе), культура черно-красной керамики и на востоке ареала культура желтой керамики и культура медных вкладов. Традиции всех этих культур продолжаются в культуре серой расписной керамики. По крайней мере часть этих культур, уступив часть территорий культуре серой расписной керамики и внеся в нее некоторый вклад, продолжали в других местах сосуществовать с ней и оказывали на нее влияние. На этом основании некоторые ученые вернулись к автохтонной концепции происхождения ариев в Индии. Это часть индийских ученых (Д. К. Чакрабарти и др.), не без убежденности, что это – дело их национального достоинства, и очень небольшое число западных ученых (Дж. Шэффер 1984; Э. Брайант 2001; Шэффер и Д. А. Лихтенштейн 2005; Дж. М. Кеннойер 2005; Н. Казанас в Греции, в России – А. А. Семененко 2014 — 2015), среди которых силен общий тренд – разочарование миграционными построениями. Дополнительный аргумент этого тренда – слабость ожидаемых следов разрушительного вторжения, которая, однако нередко характерна и для несомненных исторически засвидетельствованных миграций. Есть и частные сходства в деталях, долженствующие подкрепить идею автохтонности: культ в Ригведе полноводной реки Сарасвати южнее Пенджаба, которая, по гидрогеологическим данным, утратила свою полноводность очень давно — с 2600 г. до н. э. (но эту фольклорную идею полноводности арии могли перенять у субстрата — точно так, как и у своих прямых предков).

Преемницей культуры серой расписной керамики является культура северной черной лощеной керамики (с середины I тыс. до н. э.) – первая культура северной Индии, вполне реализующая производительные силы железного века.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015