Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Серой расписной керамики культура

Серой расписной керамики культура

Археологическая культура северного Индостана железного века (время около 1300 — 350 гг. до н. э.), детально изученная со второй половины ХХ века (Гаур 1981; Tripathi 1976, Roy 1983; Gaur 1981; 1994; Kenneth Kennedy 1995). Охватывала среднее течение Ганга с его притоками и южную часть Пятиречья — Пенджаба (притоков Среднего Инда). Ее памятники (Хастинапура, Курукшетра, Матхура, Барнава и др.) рассматривались Б. Б. Лалом в середине ХХ века как памятники ариев, относящиеся ко времени после описываемого эпосом «Махабхараты», другие относили их ко времени, описываемому этим эпосом. К ариям Лал отнес эти памятники по двум критериям: территории и хронологии. Хастинапур, Курукшетра и другие города этой культуры – это центры событий Махабхараты, а восточный Пенджаб – ведийская территория. Большинство раскопанных поселений относится к VIII – VII вв. до н. э.

Как установил своими раскопками Дж. П. Джоши, в своей ранней фазе (это поселения еще без железа) культура существовала еще до XI века, то есть по крайней мере в ХII веке (Joshi 1976; 1978a, 1978b). Впрочем, железо стало употребляться в этой культуре только с VIII века, и то не очень широко, не вытесняя медные орудия. Но и в раннем виде серая расписная керамика охватывает только небольшую юго-восточную часть ведийского ареала. Стало быть, она сложилась позже Ригведы, в последующую стадию развития ариев – когда они уже продвинулись на юго-восток. Это подтверждается тем, что серая керамика (как и другая той же культуры) сделана на круге, а ведийская керамика описывается как еще лепная (Rau 1972). Как отметил Гаур, ареал культуры серой расписной керамики точно совпадает с границами Арьяварты («страны ариев») по Махабхарате. Значит, в Пенджабе арии жили раньше, и Ригведу можно датировать самое позднее XVXIII веками.

В недавнее время раскопками в Аламгимпуре в бассейне Ганга вроде бы начало этой культуры сдвинуто к рубежу III — II тыс. до н. э., но это нуждается в дополнительных подтверждениях.

Носители этой ранней культуры занимались скотоводством и в меньшей мере земледелием. Жили в круглых и полукруглых шалашах на бамбуковом или деревянном каркасе. Это соответствует описаниям Ригведы, то есть от Ригведы всё очень близко, хотя непосредственно время Ригведы пока археологически не уловлено. Стадо включало крупный и мелкий рогатый скот, свинью, а также лошадей. Возможно, лошадь использовали как тягловую силу, хотя обычно ездили на волах. Керамика делалась на круге, серая расписная, давшая имя культуре, составляла в ней не более 10%, остальная — красная и черная и нерасписная. Мотивы росписи – геометрические – спирали, кресты, свастики.

Позже вместо хижин появляются глинобитные кирпичные постройки, по-видимому под влиянием культуры Хараппы. И конечно, железо, которого в Ригведе не было. Всё большую роль играло пашенное земледелие, возделывали не только ячмень, но и пшеницу, а позже и рис (впервые упоминается в «Атхарваведе»), также бобовые.

Чем позже, тем больше развивались ремесла, но городов еще нет. Пуры, упоминаемые в литературных памятниках, — это не города, а небольшие крепостцы из камня с деревянными воротами (на манер северокавказских сельских укреплений).

Погребения биритуальны: есть трупоположения, есть кремация. Но когда рассматривается долина Свата как проход в Индостан из Афганистана и вообще с северо-запада, там видно, что наслоились одна на другую разные культуры, разного происхождения. Среди них есть определенно культура, очень напоминающая лицевые урны Венгрии бронзового века. Л. С. Клейн опубликовал смелое предположение, что до Индостана добралась с Балканского полуострова (с Карпато-Дунайского региона) миграция бригов — предков фригийцев, начальная фаза которой зафиксирована ассирийскими надписями и которая принесла в Индостан кремацию (и этноним Бхригу).

Происхождение ариев как носителей культуры серой расписной керамики принято связывать со степными народностями бронзового века – андроновской культурой (М. М. Дьяконов, Е. Е Кузьмина), или срубной (В. В. Отрощенко), или катакомбными культурами (Л. С. Клейн). Главным аргументом служит соответствие хозяйства, быта и культов этих культур лексике арийского (индоиранского) праязыка и их особенностям мифологии. Есть и частные сходства в деталях, подтверждающие эти гипотезы (андроновские традиции керамики в Индии, катакомбные традиции в культах и в игре в кости и т. п.). Способ проникновения вначале (М. Уиллер) трактовался как насильственное вторжение на боевых колесницах, и эта идея была связана с колониалистскими представлениями о цивилизаторской роли ариев на востоке, но с середины ХХ века представления западных ученых избавились от колониалистской романтики и миграционные волны стали рассматриваться без непременной воинственности. Но внедрение индоариев в Переднюю Азию принесло туда индоарийские династии, что говорит о захвате власти и, следовательно, о том, что насильственное вторжение не выпадает из набора гипотез.

Предшествующие в Индостане культуры – это культура хараппы (на западе), культура черно-красной керамики и на востоке ареала культура желтой керамики и культура медных вкладов. Традиции всех этих культур продолжаются в культуре серой расписной керамики. По крайней мере часть этих культур, уступив часть территорий культуре серой расписной керамики и внеся в нее некоторый вклад, продолжали в других местах сосуществовать с ней и оказывали на нее влияние. На этом основании некоторые ученые вернулись к автохтонной концепции происхождения ариев в Индии. Это часть индийских ученых (Д. К. Чакрабарти и др.), не без убежденности, что это – дело их национального достоинства, и очень небольшое число западных ученых (Дж. Шэффер 1984; Э. Брайант 2001; Шэффер и Д. А. Лихтенштейн 2005; Дж. М. Кеннойер 2005; Н. Казанас в Греции, в России – А. А. Семененко 2014 — 2015), среди которых силен общий тренд – разочарование миграционными построениями. Дополнительный аргумент этого тренда – слабость ожидаемых следов разрушительного вторжения, которая, однако нередко характерна и для несомненных исторически засвидетельствованных миграций. Есть и частные сходства в деталях, долженствующие подкрепить идею автохтонности: культ в Ригведе полноводной реки Сарасвати южнее Пенджаба, которая, по гидрогеологическим данным, утратила свою полноводность очень давно — с 2600 г. до н. э. (но эту фольклорную идею полноводности арии могли перенять у субстрата — точно так, как и у своих прямых предков).

Преемницей культуры серой расписной керамики является культура северной черной лощеной керамики (с середины I тыс. до н. э.) – первая культура северной Индии, вполне реализующая производительные силы железного века.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015