Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Киевская культура

Киевская культура

Киевская культура. Общие сведения. Археологическая культура конца римского времени (II — V века н. э.) на левобережье Среднего Поднепровья – в бассейнах Десны, Сейма и Сожа. По современным данным, на севере ее памятники доходят до южной излучины Западной Двины и юга Псковщины, а на востоке – до самарского Поволжья. Есть подозрения, что памятники подобного типа есть и на Правобережье, и даже весьма далеко от Киева – в Молдавии (Этулия). Соседи киевской культуры с севера – балты: культура штрихованной керамики, днепро-двинская и мощинская (еще западнее, у Балтийского моря – культура западно-двинских курганов). С юга могучий сосед – черняховская культура (в основном готы), а к ней с запад примыкает (в Польше) – пшеворская культура (германцы лугии или вандалы).

Как особая группа памятников выделена и названа в 40-50-е гг. ХХ века советским археологом-украинцем В. Н. Даниленко, позже благодаря исследованиям П. Н. Третьякова получила ранг отдельной культуры. Но название неудачное: во-первых, путается с названием прочих киевских памятников (других эпох, прежде всего великокняжеской), во-вторых, как раз в Киеве таких памятников нет. Даниленко предложил это название просто как оппозицию пражской культуре (названной по столице).

Состав культуры. Существовала одновременно с черняховской культурой на ее северной окраине, но продолжала в основном традиции зарубинецкой культуры, была ее северным продолжением. Это тоже культура полей погребений – кремация покойников в ней продолжалась, и прах захоранивали в грунт, причем, по крайней мере, порою в урнах. Фрагменты керамики во всех погребениях говорят о ритуальном разбивании сосудов при сожжении или тризне. Керамика вся лепная и грубее зарубинецкой, лишь под конец существования культуры есть гончарная посуда черняховского типа, возможно привозная. Плоские глиняные диски («лепешницы») повторяют зарубинецкие формы. Сосуды, иногда с поверхностью, покрытой расчесами, разнообразны по форме.

Находки в погребениях бедные. Оружие ограничено одиночными находками стрел и копий, всадническое снаряжение – шпорами и украшениями збруи..

Зарубинецкие традиции продолжаются и в поселениях и в хозяйстве. Неукреплённые селища состоят из землянок, отапливаемых каменными очагами. Рядом с жилищами располагаются хозяйственные ямы. Железные серпы, как и зернотёрки и жернова, свидетельствуют о земледелии.

Стеклянные бусы и бронзовые пинцеты – это импорты с территории Римской империи. Но и собственное ремесло местами достигало высокого уровня. Специфичны для киевской культуры ювелирные украшения – фибулы, подвески-лунницы и ожерелья другие вещи, украшенные выемчатой эмалью. Они отлиты из бронзы и имеют ажурные отверстия и углубления, заполненные разноцветной стекловидной пастой. Богатое скопление выемчатых эмалей в женских украшениях и предметах всаднического набора представляет Брянский клад 2012 года, датируемый III веком н. э.

Итак, корни этой культуры рассматриваются в зарубинецкой культуре. Для раннего этапа киевской культуры характерны связи с балтскими и центральноевропейскими очагами, для среднего (совпадающего с существованием черняховской культуры) – с черняховскими (оттуда идут фибулы, керамика и прочее), а на позднем этапе черняховский вклад усиливается и распространяется на всю культуру, но вновь отмечаются балтские элементы.

Во второй половине V века, в эпоху Атиллы и его сыновей, гуннское нашествие, которое веком раньше смело готов и черняховскую культуру, похоже, добралось и до киевской. Во всяком случае, киевская культура исчезла.

Этническая идентификация. Казалось бы, коль скоро киевская культура рассматривается как продолжение зарубинецкой в последующее время (черняховское и даже более позднее), то тем самым решается и вопрос о ее этнической принадлежности: если зарубинецкую принять за ранних славян или праславян, то и киевская — ранние славяне или праславяне, а если зарбинецкая – бастарны, то и киевская – бастарны, и, значит, германцы-бастарны точно так же сохранялись под Киевом до появления славянской корчак-пражской культуры, как германцы-готы сохранялись в Крыму еще до XIV века.

Но не всё так просто. Следом за В. Н. Даниленко и П. Н. Третьяковым ряд украинских археологов (В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский и др.) относят киевскую культуру первой половины I тыс. н. э. к славянам не только из-за ее зарубинецких корней, но и из-за ее предполагаемого перетекания в последующие наверняка славянские культуры раннего средневековья – культуры пражского типа (пеньковскую и колочинскую).

Это может иметь тот резон, что готские заимствования в праславянском языке (хлев, хлеб, блюдо, котёл, колодец, шлем, меч, полк, труба, князь, церковь, буква, лихва, долг, купить) скорее всего проникли в праславянский язык тогда, когда праславяне входили в готское государство Германариха, а это с наибольшим правдоподобием могло быть именно в черняховское время и как раз если принять киевскую культуру за славян. Какой компонент этой культуры обеспечил их славянскую принадлежность – зарубинецкий или иной – это другой вопрос.

Московские археологи В. В. Седов и И. П. Русанова считают киевскую культуру по происхождению балтской, полагая, что многие балтские элементы в ней свидетельствуют о ее северных, а не зарубинецких корнях. Что же до трансформации киевской культуры в восточно-пражские, то Седов трактует киевскую культуру как субстрат для пеньковской и колочинской. Правда, тогда для языковых заимствований надо искать другую почву.

Петербургский археолог М. Б. Щукин подверг сомнению перетекание киевской культуры в культуры пражского типа: не видно процесса перехода, и нет в киевской культуре прототипов для пражских горшков. Подверг он сомнению и единство киевской культуры: в ней, а особенно на Правобережье есть памятники, в которых такие прототипы вроде намечаются, но эти памятники, называемые позднезарубинецкими, Щукин предпочитает называть пост-зарубинецкими: их корни он предпочитает искать не в зарубинецкой культуре, а в культурах балтов. В единстве с балтами ищут ведь корни праславянского языка и лингвисты.

Но глоттохронология указывает время разделения балтов и славян как II тыс. (1400 — 1200 гг.) до н. э. , а к первому тысячелетию н. э. славяне должны иметь за плечами уже более, чем  тысячелетнюю историю.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015