Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Куро-аракская культура

Куро-аракская культура

Куро-аракская культура – археологическая культура  раннебронзового века на территории Южного Кавказа (Закавказья) и прилегающих областей Ближнего Востока и Восточного Предкавказья. Ее памятники находятся в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, восточной Турции и северном Иране. Выделена Б. А. Куфтиным на рубеже 30-х – 40-х годов ХХ века, монографически описана К. Х. Кушнаревой и Т. Н. Чубинишвили в 1970. Названа по двум рекам, между которыми кучно располагаются ее памятники, обнаруженные поначалу.

Радиоуглеродная калиброванная хронология: 4000 – 2200 гг. до н. э. (еще во времена Кушнаревой – Чубинишвили относилась только к III тысячелетию). Это значит, что культура одновременна майкопской и новосвободненской культурам, отчасти северокавказской. Предшествующие культуры  – это культура цопи – сиони, а еще раньше – шулавери-шомутепинская, на юго-востоке между цопи – сиони и куро-аракской вклинилась еще и лейлатепинская. После куро-аракской культуры в Закавказье расцвела триалетская культура, на северных склонах Кавказа – северокавказская, на северо-востоке (в Дагестане) – великентская и присулакская, а позже – гинчинская. Вклад куро-аракской культуры ощущается в триалетской и отчасти в северокавказской.

Материалы. Поселения этой культуры расположены не только в долинах, как энеолитичечские, но и в предгорьях и горах, на местах, защищенных самой природой В предгорьях есть и крупные поселения, представляющие как бы центры для остальных. Преобладают круглые дома, как и прежде, но большие по размеру (площадью в 25 – 40 кв. м.), наряду с ними на западе имеется и небольшое количество прямоугольных домов. В центре каждого дома – очаг.

 

ris016

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

Могильники расположены на территории поселений (на заброшенных участках) или около поселений, но есть и на отлете. Погребальные сооружения разнообразные: площадки, перекрытые небольшой насыпью, склепы, имитирующие жилье, грунтовые могилы, каменные ящики, а в конце существования культуры – большие погребальные камеры, иногда со срубом внутри, перекрытые огромными курганными насыпями.

 

ris015

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

Хозяйство земледельчески-скотоводческое с упором в низинах и отчасти предгорьях на земледелие, а в предгорьях и горах – на скотоводство. В земледелии расширен ассортимент злаков: пшеница, ячмень, просо, полба, также выращивается лен и многолетние садовые: виноград и абрикосы. Для вспашки используются волы, урожай убирается металлическими серпами, есть сооружения для запасов зерна. Скотоводство отгонное, яйлажное, постепенно приобретает полукочевую форму. Оно более производительно, чем придомное, дает больше продукции, что ведет к имущественному накоплению в некоторых родах. Колесный транспорт использует лошадей и мулов.

 

ris017

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

 

ris018

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

ris019

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

 

ris020

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

В металлургии разделены добывающая и обрабатывающая отрасли. Практиковались выплавка металла из руды, получение сплавов (мышьяковистая бронза), горячая и холодная ковка, отливка в формах с утратой модели. Основные формы оружия и орудий (кинжалы, топоры, копья), а также украшения (булавки, кольца, браслеты, бусы) изготовлены уже из металла.  Они не только используются у себя, но и идут на экспорт – с этого времени Кавказ становится мощным металлургическим центром. Есть в куро-аракских поселениях и привозные вещи, правда, не от северных соседей, куда шел экспорт металлических изделий (вероятно, эквивалент состоял из органических вещей и не сохранился), а с юга, с Ближнего Востока. Это массивные краснолаковые чаши из Месопотамии  урукского времени (сер. IV тыс.), вогнутые крышки со столбообразной ручкой внутри – времени джемдет-насра (кон. IV — нач III тыс.). На Древнем Востоке IV тыс.  находились и прототипы металлических изделий куро-аракса.

В гончарном производстве используются навыки металлургического. Улучшен обжиг, и лепная посуда подражает металлу: она чернолощеная, с четкими делениями на уровни, с изысканным угловатым орнаментом, с двумя и тремя ручками. Вообще деление на три очень характерно для куро-аракской культуры.

 

ris021

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

Всему этому соответствует развитая идеология, о которой археологам судить трудно, но всё же можно. Она проявляется не только в погребальном обряде, где отражается выделение богатых родов, но и в мужских идолах, культовых фигурках животных, надочажных подставок в виде фаллических фигур, знаках на очагах и керамике.

Этнос и хирбет-керак. В интернете распространены попытки (обычно довольно любительские) представителей народов с северокавказскими языками (например, лезгин) отстоять хурритскую языковую принадлежность куро-аракской культуры и ее связь с Урарту и северокавказскими языками. Эти связи вполне возможны, но надежных доказательств нет. Всё остается на уровне подбора несистемных фонетических совпадений и манипуляций этнонимами. Г. А. Меликишвили и В. Л. Ростунов связывали нашестиве хурритов на Кавказ как раз с исчезновением куро-аракской культуры, но тоже без достаточных оснований.

Если же обратиться к материальным связям, то такая же чернолощеная керамика оказалась распространенной и за пределами Кавказа, в Передней Азии – в восточной Анатолии, Северном Иране, Сирии и Палестине. В разных местах ее именуют по характерным особенностям и, как на Кавказе, по местным географическим регионам, а в Сирии и Палестине – по типичным памятникам: хирбет-керакской керамикой и культурой. Ее открыл там еще в 1925 году знаменитый американский археолог В. Олбрайт и назвал по местечку Хирбет-Керак (Бет-Иерах). Она появилась там в XXVII в. до н. э. Это допольно поздно, и к тому же никто не производил оттуда происхождение всего комплекса.

Ч. Бёрни («Eastern Anatolia» 1958) считал, что этот комплекс зародился в Восточной Анатолии и оттуда распространился на Кавказ и позже на Сирию и Палестину. Синклер Худ и Т. Бёртон-Браун («Excavations in Azerbaijan»  1955) полагали, что первоначальным очагом была как раз территория Азербайджана и восточной Грузии. Ту же точку зрения отстаивали Кушнарева и Чубинишвили (1970).  С кавказским происхождением хербет-керака согласен Э. Анати («Палестина до древних евреев» 2007), который отмечает, что в Палестине эта керамика была чуждой (лепная после многих веков гончарной!), утвердилась в городах и просуществовала, не смешиваясь с другими, несколько веков. Это, как можно надеяться, и есть та зацепка, которая позволит, возможно, при дальнейшем углублении наших знаний о Палестине, выяснить этническую принадлежность хирбет-керакской культуры, а с нею – и куро-аракской.

У носителей куро-аракской культуры из погребений в Армении определены митохондриальные гаплогруппы H1u, X2f и U3a2 (Lazaridis et al. 2016).

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015