Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Куро-аракская культура

Куро-аракская культура

Куро-аракская культура – археологическая культура  раннебронзового века на территории Южного Кавказа (Закавказья) и прилегающих областей Ближнего Востока и Восточного Предкавказья. Ее памятники находятся в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, восточной Турции и северном Иране. Выделена Б. А. Куфтиным на рубеже 30-х – 40-х годов ХХ века, монографически описана К. Х. Кушнаревой и Т. Н. Чубинишвили в 1970. Названа по двум рекам, между которыми кучно располагаются ее памятники, обнаруженные поначалу.

Радиоуглеродная калиброванная хронология: 4000 – 2200 гг. до н. э. (еще во времена Кушнаревой – Чубинишвили относилась только к III тысячелетию). Это значит, что культура одновременна майкопской и новосвободненской культурам, отчасти северокавказской. Предшествующие культуры  – это культура цопи – сиони, а еще раньше – шулавери-шомутепинская, на юго-востоке между цопи – сиони и куро-аракской вклинилась еще и лейлатепинская. После куро-аракской культуры в Закавказье расцвела триалетская культура, на северных склонах Кавказа – северокавказская, на северо-востоке (в Дагестане) – великентская и присулакская, а позже – гинчинская. Вклад куро-аракской культуры ощущается в триалетской и отчасти в северокавказской.

Материалы. Поселения этой культуры расположены не только в долинах, как энеолитичечские, но и в предгорьях и горах, на местах, защищенных самой природой В предгорьях есть и крупные поселения, представляющие как бы центры для остальных. Преобладают круглые дома, как и прежде, но большие по размеру (площадью в 25 – 40 кв. м.), наряду с ними на западе имеется и небольшое количество прямоугольных домов. В центре каждого дома – очаг.

 

ris016

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

Могильники расположены на территории поселений (на заброшенных участках) или около поселений, но есть и на отлете. Погребальные сооружения разнообразные: площадки, перекрытые небольшой насыпью, склепы, имитирующие жилье, грунтовые могилы, каменные ящики, а в конце существования культуры – большие погребальные камеры, иногда со срубом внутри, перекрытые огромными курганными насыпями.

 

ris015

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

Хозяйство земледельчески-скотоводческое с упором в низинах и отчасти предгорьях на земледелие, а в предгорьях и горах – на скотоводство. В земледелии расширен ассортимент злаков: пшеница, ячмень, просо, полба, также выращивается лен и многолетние садовые: виноград и абрикосы. Для вспашки используются волы, урожай убирается металлическими серпами, есть сооружения для запасов зерна. Скотоводство отгонное, яйлажное, постепенно приобретает полукочевую форму. Оно более производительно, чем придомное, дает больше продукции, что ведет к имущественному накоплению в некоторых родах. Колесный транспорт использует лошадей и мулов.

 

ris017

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

 

ris018

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

ris019

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

 

ris020

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

В металлургии разделены добывающая и обрабатывающая отрасли. Практиковались выплавка металла из руды, получение сплавов (мышьяковистая бронза), горячая и холодная ковка, отливка в формах с утратой модели. Основные формы оружия и орудий (кинжалы, топоры, копья), а также украшения (булавки, кольца, браслеты, бусы) изготовлены уже из металла.  Они не только используются у себя, но и идут на экспорт – с этого времени Кавказ становится мощным металлургическим центром. Есть в куро-аракских поселениях и привозные вещи, правда, не от северных соседей, куда шел экспорт металлических изделий (вероятно, эквивалент состоял из органических вещей и не сохранился), а с юга, с Ближнего Востока. Это массивные краснолаковые чаши из Месопотамии  урукского времени (сер. IV тыс.), вогнутые крышки со столбообразной ручкой внутри – времени джемдет-насра (кон. IV — нач III тыс.). На Древнем Востоке IV тыс.  находились и прототипы металлических изделий куро-аракса.

В гончарном производстве используются навыки металлургического. Улучшен обжиг, и лепная посуда подражает металлу: она чернолощеная, с четкими делениями на уровни, с изысканным угловатым орнаментом, с двумя и тремя ручками. Вообще деление на три очень характерно для куро-аракской культуры.

 

ris021

Источник: Кушнарева, Чубинишвили.

 

 

Всему этому соответствует развитая идеология, о которой археологам судить трудно, но всё же можно. Она проявляется не только в погребальном обряде, где отражается выделение богатых родов, но и в мужских идолах, культовых фигурках животных, надочажных подставок в виде фаллических фигур, знаках на очагах и керамике.

Этнос и хирбет-керак. В интернете распространены попытки (обычно довольно любительские) представителей народов с северокавказскими языками (например, лезгин) отстоять хурритскую языковую принадлежность куро-аракской культуры и ее связь с Урарту и северокавказскими языками. Эти связи вполне возможны, но надежных доказательств нет. Всё остается на уровне подбора несистемных фонетических совпадений и манипуляций этнонимами. Г. А. Меликишвили и В. Л. Ростунов связывали нашестиве хурритов на Кавказ как раз с исчезновением куро-аракской культуры, но тоже без достаточных оснований.

Если же обратиться к материальным связям, то такая же чернолощеная керамика оказалась распространенной и за пределами Кавказа, в Передней Азии – в восточной Анатолии, Северном Иране, Сирии и Палестине. В разных местах ее именуют по характерным особенностям и, как на Кавказе, по местным географическим регионам, а в Сирии и Палестине – по типичным памятникам: хирбет-керакской керамикой и культурой. Ее открыл там еще в 1925 году знаменитый американский археолог В. Олбрайт и назвал по местечку Хирбет-Керак (Бет-Иерах). Она появилась там в XXVII в. до н. э. Это допольно поздно, и к тому же никто не производил оттуда происхождение всего комплекса.

Ч. Бёрни («Eastern Anatolia» 1958) считал, что этот комплекс зародился в Восточной Анатолии и оттуда распространился на Кавказ и позже на Сирию и Палестину. Синклер Худ и Т. Бёртон-Браун («Excavations in Azerbaijan»  1955) полагали, что первоначальным очагом была как раз территория Азербайджана и восточной Грузии. Ту же точку зрения отстаивали Кушнарева и Чубинишвили (1970).  С кавказским происхождением хербет-керака согласен Э. Анати («Палестина до древних евреев» 2007), который отмечает, что в Палестине эта керамика была чуждой (лепная после многих веков гончарной!), утвердилась в городах и просуществовала, не смешиваясь с другими, несколько веков. Это, как можно надеяться, и есть та зацепка, которая позволит, возможно, при дальнейшем углублении наших знаний о Палестине, выяснить этническую принадлежность хирбет-керакской культуры, а с нею – и куро-аракской.

У носителей куро-аракской культуры из погребений в Армении определены митохондриальные гаплогруппы H1u, X2f и U3a2 (Lazaridis et al. 2016).

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015