Генофонд.рф /
Словарик /
Мезинская культура
Мезинская культура
Мезинская культура (укр. мизинская культура, нем. Mezin-Mežirič-Kultur) – культура средней или поздней поры верхнего палеолита (или растянувшаяся на обе его части) в Восточной Европе, в бассейнах верхнего и среднего Днепра, Десны, Сейма и Дона. Выделена на материалах стоянки у с. Мезин на Украине (укр. Miзин), раскопанной Ф. К. Волковым (Хведором Вовком) в начале ХХ века (в предвоенные годы). В стоянке были обнаружены жилища и костяные фигурки и украшения с орнаментом. Ныне в культуру включаются и памятники бассейнов Днепра и Дона (Межирич, Добраничевка, Боршево I и др.). Датируется не очень определенно временем 25/23– 14/13 тыс. л. до н. э. Мезинская культура — часть вилленсдорфско-костенковского единства или восточного граветта.
Культуры верхнего палеолита Украины. Мезинская культура обозначена розовым.
Кремневый инвентарь характеризуется как граветтоидный: много резцов и пластин с притупленным краем, есть наконечники с боковой выемкой. Мезинцы были охотниками на мамонта и северного оленя. Охота не только кормила их, но и поставляла им большое количество костяного материала, рога и бивня для их изделий. На этой основе мезинцы изощрились в изобразительной деятельности и орнаментике.
Мезин. На стоянке Мезин открыто несколько небольших округлых жилищ, наземных, окруженных ямами-хранилищами и производственными площадками.
Стоянка прославилась костяными фигурками, тщательно орнаментированными, и такой же геометрический орнамент помещен на браслет из бивня мамонта. Основа этого орнамента – меандровый узор, он применяется в раппорте – сплошном повторении. Изготовленный из прямых пластин бивня мамонта, браслет был согнут в результате термической обработки.
Фигурки же трактуются то как изображения птиц, то как очень стилизованные женские статуэтки, то как фаллические символы. Еще один браслет состоит из пяти отдельных незамкнутых колец – предполагается, что это музыкальные инструменты – кастаньеты, применявшиеся в танце. Для сопровождения танцев (отбивания ритма) видимо использовались расписанные кости мамонта со следами многократных ударов. Украинские энтузиасты даже расшифровали некоторые орнаменты как первые нотные записи музыки, и Черниговский военный оркестр Северного оперативного командования Вооруженных Сил Украины ее исполнял, но это явная переоценка культурного уровня палеолитических мезинцев.
Эти яркие детали мезинской культуры привлекают к ней мистиков и шарлатанов. Пророк украинского неоязычества Лев Силенко объявил мезинскую культуру началом украинского народа и РУН-веры, ведя с мезина летосчисление этой веры, но сам мезин у него датируется всего 9 тысячелетием до н. э.
Происхождение и судьбы. Мезинская культура сменила в своем регионе стрелецкую культуру, которая пришла на смену культуре мустье. Но стрелецкая культура охватывала гораздо большую территорию, мезинская – поуже. Ее появление здесь связывают с продвижением носителей павловской и виллесдорфской культур из Подунавья по долинам Вислы и Припяти в Поднепровье. Очевидно, с пришлыми носителями восточного граветта смешалось население предыдущей стрелецкой культуры. На первом этапе мезинская культура охватывала и Среднее Поднепровье, Подесенье и Подонье, на втором – сосредоточилась на Десне, Сейме и Днепре, а в Нижнем Подонье и на Оке осталась местная культура восточного граветта – костенковско-авдеевская.
В конце своего существования (14 – 13 тыс. л. до н. э.) мезинская культура под воздействием с Запада все больше приобретает черты сходства с мадленской культурой, которая уже (с 17 тыс. л. н., т. е. 15 тыс. л. до н. э.) господствовала на Западе.
Из Чулатово 1 происходит фрагмент черепа человека (неоантропа), использовавшийся в качестве чаши (ритуальный каннибализм?).
ЛСК