Доска объявлений

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Международная заочная научная конференция

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Уфа, 23 ноября 2018 г.

 

Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук проводит 23 ноября 2018 г. Международную заочную научную конференцию «Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения».

Направления работы конференции:

  1. Вопросы антропологии, палеоантропологии и археологии. Проблемы исследований археологических культур от Восточной Европы до Южной Сибири, их роль и влияние на развитие степных культур с эпохи энеолита до Средневековья с использованием современных методов с участием естественных наук.
  2. Этническая история и этнография народов Евразии. Проблема этногенеза народов Урало-Поволжья и Западной Сибири, этническая история и этнография которых содержит в себе влияние культур Запада и Востока.
  3. Источниковедение и историография Башкортостана. Поиск и анализ источников о событиях и явлениях, происходивших в Урало-Поволжье в I и II тыс. н.э.
  4. Этнолингвистика и фольклор. Вопросы фольклора и этнолингвистики в культурах народов Евразии. Исследования духовной культуры народов Евразии даст возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории народов Восточной Европы, Сибири и Центральной Азии.

 

Срок приема заявок на участие в конференции и материалов для публикации: 31 октября 2018 г. В заявке указываются: фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, место работы, занимаемая должность, название доклада, название секции, адрес, контактные телефоны и электронный адрес. Материалы для публикации принимаются по электронной почте. Формат присылаемых материалов: в электронном виде объемом до 12 тыс. знаков, Microsoft Office (doc, rtf); сноски постраничные, оформление по ГОСТу, нумерация сносок начинается на каждой странице; таблицы, графики имеют название и номер; иллюстрации (фотографии, карты, схемы) принимаются отдельными файлами jpg, tif; название доклада, резюме (до 50 слов) и ключевые слова (до 10 слов) на русском и английском языках, УДК. Направление заявки рассматриваются как согласие на размещение присланных материалов в сборнике на интернет-странице rihll.com. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для формирования программы и публикации докладов.

Заявки и материалы направлять по электронной почте с указанием темы сообщения ЮСУПОВ_2018 по адресу: yusupovskie_chteniya_2018@mail.ru, ethno-ufa@mail.ru.

Адрес Оргкомитета конференции: 450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71. Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН.

Председатель Оргкомитета – врио председателя УФИЦ РАН д.э.н., д.д.а. Ахунов Рустем Ринатович;

Координатор конференции – ученый секретарь ИИЯЛ УФИЦ РАН к.и.н. Сальманов Азат Салаватович.

VII Съезд ВОГиС

Глубокоуважаемые коллеги!Имеем честь пригласить Вас к участию в Международном Конгрессе «VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, посвященный 100-летию кафедры генетики СПбГУ, и ассоциированные симпозиумы».

Конгресс пройдет 18-22 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе кампуса Санкт-Петербургского государственного университета «Михайловская дача» (Санкт-Петербургское ш., 109, Новый Петергоф).

В рамках Конгресса будут проведены пленарные заседания и 20 симпозиумов, сгруппированных по 5 ключевым направлениям, призванным осветить всю широту современных исследований в области генетики и селекции:

I. Матричный принцип и механизмы генетических процессов
II. Экологическая и эволюционная генетика
III. Теоретическая генетика, биоинформатика и системная биология
IV. Медицинская генетика
V. Биотехнология как основа селекции следующего поколения

Научная программа Конгресса включает выступления более 200 пленарных и симпозиальных докладчиков, включая профессоров Рида Викнера, Томаса Питеса, Роба Найта, Уильяма Мартина, Николая Колчанова, Стефана О»Брайена, Рауля Гайнетдинова, Николая Янковского, Юрия Чернова, Евгения Рогаева, Кристину Линдстром, Йохана Кумлена, Евгения Имянитова, Евгения Гинтера и многих других.

Регистрация на Конгресс и возможность подачи тезисов открыты на официальном сайте по адресу: http://vavilov.spbu.ru Ранняя регистрация, предполагающая возможность участия в отборе на предоставление устных докладов, открыта до 30 ноября 2018 г.; поздняя регистрация продлится с 01 декабря 2018 г. по 01 марта 2019 г.

К данному приглашению прилагаются афиша, которую можно разместить на доске объявлений для сотрудников и заинтересованных лиц, а также информационный буклет. Распространите, пожалуйста, эту информацию среди лабораторий или кафедр Вашей организации, распечатав её и разослав по электронной почте, если посчитаете возможным.

2_poster-fin_s

С уважением,
Организационный комитет VII Съезда ВОГиС

Ответственный по письму
Анастасия Минец
anastasia@inno-mir.com

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мешоковская культура

Мешоковская культура

Мешоковская культура (по исследованиям открывателей А. Д. Столяра и А. А. Формозова), домайкопская, предмайкопская, протомайкопская культура (по А. А. Нехаеву, С. Н. Кореневскому и Н. Г. Ловпаче), культура накольчатой жемчужной керамики (англ. Pricked Pearls Pottery culture) (по С. Н. Кореневскому), дарквети-мешоковская культура (по В. А. Трифонову), энеолитическая культура Западного Кавказа (по С. М. Осташинскому) — археологическая культура эпохи позднего энеолита (середина и вторая половина V – начало IV тыс. до н. э.) Западного Кавказа (Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край). Радиоуглеродные даты согласуются с артефактами, типичными для этого времени: крестовидные навершия булавы из Мешоко и так наз. зооморфный (конеголовый) скипетр из Ясеновой Поляны.

Название, как видим, не устоялось. До середины 80-х годов XX в. мешоковская культура не выделялась из майкопской культуры, и А. Д. Столяр с А. А. Формозовым не считали ее отдельной культурой. Поэтому мешоковской ее обычно de jure и не зовут. Название «культура накольчатой жемчужной керамики» не соответствует стандарту (называть по первому типичному памятнику), громоздко и страшно неудобно в русском языке – от него невозможно образовать прилагательное (да в ранних слоях Мешоко и нет такой керамики). Таково же и название Осташинского. Присоединение Дарквети основано на полном объединении с памятниками Грузии – это пока остается частным мнением Трифонова. Домайкопской и предмайкопской называть ее можно, лишь если заведомо принимать ее полное стратиграфическое опережение, что под вопросом, а кроме того странно определять культуру по другой культуре. Поэтому название по Мешоко остается наиболее резонным.

Изучение памятников этой культуры началось с исследований А. Д. Столяра и А. А. Формозова 1957 – 1964 гг. в Адыгее в бассейнах рек Фарс и Белая, и Мешоко было главным их объектом. Поселение Ясеновая Поляна на реке Фарс изучалось  П. А. Дитлером в 1962 – 66 гг. а в 1963—1965 годах А. П. Руничем была обследована стоянка Замок близ Минеральных Вод.

Все эти памятники относились к майкопской культуре, которую тогда считали энеолитической. Еще в 1963 г. Столяр отделил в Мешоко новосвободненские слои от майкопских, а более развернуто разделили их на две культуры В. А. Сафронов и Н. А. Николаева в середине 1970-х (по-иному это проделал А. Д. Резепкин после 2000 г.). Когда же в 1981 году А. А. Нехаев открыл уже на равнине поселение Свободное, заметно отличное от майкопской культуры, а на Тереке было открыто поселение Галюгаевское 1, принадлежащее к собственно майкопской культуре (материал аналогичен Майкопскому кургану), тогда Свободное, Мешоко и другие памятники с накольчатой и жемчужной керамикой были отнесены к предмайкопской эпохе, а майкопские и новосвободненские памятники отнесли к раннебронзовому веку.

 

karta

Карта энеолитических памятников Кавказа (из книги Е. А. Черленок «Археология Кавказа»)

 

В 2000 г. и позже Д. А. Резепкин, развивая свою концепцию о самостоятельных и почти одновременных майкопской и новосвободненской культурах, обязанных пришлому компоненту (майкопская с юга, новосвободненская с севера), исследовал материал Мешоко, Ясеневой Поляны и других памятников и пришел к выводу, что в них нет ни майкопских, ни новосовободненских слоев, а что это отдельная культура.

По керамике с основными энеолитическими  слоями Мешоко схожи другие энеолитические памятники Северо-Западного Кавказа (к северу от Главного хребта), их и есть смысл объединять в мешоковскую культуру. Но по каменному инвентарю с ними схожи и другие группы энеолитических памятников Кавказа – Дарквети (в Грузии) и Одиши (в Колхиде). На этом и основано предложение Трифонова (2001) объединить две из них под именем дарквети-мешоко.

Поселения предмайкопского энеолита долговременные, и все они укреплены. В горах использовались неприступные места, на равнине – мысы на берегу реки,  а со стороны, где к поселению есть доступ, возводилась стена из камня или вал и ров. Жилища строились вдоль укреплений, а внутри поселения оставалось пространство для скота. Это были турлучные дома (плетенка плюс глина), глиной обмазан и пол. В гротах применялся и камень. Очаги делались из плит известняка или глины (из конусовидных и яйцевидных блоков).

Хозяйство. Стадо состояло из крупного рогатого скота и свиней (последних особенно много в самом Мешоко), а мелкого рогатого скота было меньше  (но в стоянках  близ моря больше как раз мелкого рогатого скота). Лошадей не держали, зато была собака и, возможно, кошка. Охота и рыбная ловля пополняли животную пищу, как и ловля черепах и моллюсков.

Мотыжное земледелие засвидетельствовано зернотёрками и костяными мотыжками. Кое-где в ареале данной культуры прослежены земледельческие террасы 4400—3500 гг. до н. э., т. е. времени этой культуры.

Глиняные и каменные пряслица говорят о ткачестве, а привозной обсидиан из Закавказья, сердолик и морские раковины – о  торговых связях. Источники меди располагались в Закавказье и южнее (по Е. Н. Черныху), на Балканах (по Е. И. Черлёнку). В начале культуры изделия были привозными, в конце появились собственные глиняные льячки и шлак. Уже майкопский металл (по Н. В. Рындиной и И. Г. Равич) – точно местный (с примесью урана).

Керамика лепная из неотмученной глины, с отощающими примесями. Она двух сортов: тонкая лощеная с мелкотолченой минеральной примесью и грубая с крупной минеральной примесью. Сосуды – без ручек круглодонные и остродонные, с уплощенным дном. Круглодонные сосуды ставились на  переносные глиняные мангалы, остродонные углублялись в пепел и угли. Плоскодонные сосуды и сосуды с ручками возникают только на позднем этапе. Формы керамики разнообразны: горшочки, кружки, плошки, цедилки (видимо, для изготовления сыра). Орнамент на плечиках встречается в виде жемчужин, то есть выпуклин, продавленных изнутри (это основной),  налепными валиками (гладкими и с защипами), сосцевидными налепами, а бывает прочерченный или накольчатый  или оттиснутый штампиком. Иногда поверхность лощеная или покрашена в тёмно-бурый цвет. Те археологи, которые считают накол и «жемчужины» отличительными чертами этой керамики, именуют по ее названию и всю культуру. Из глины делались также схематичные фигурки людей и животных, бусы (или грузила для лески) и пряслица.

Двусортность керамики с концентрацией одного сорта в нижних слоях, а другого в верхних требует разделения культуры по слоям, но об этом дальше.

 

new-2

Предметы мешоковской культуры (из книги Е. А. Черленок «Археология Кавказа»).

 

Орудия в основном из кремня и реже обсидиана. Это скребки, крупные вкладыши для серпов и микролиты (мелкие вкладыши для инструментов). Треугольные  наконечники стрел с прямым или слабовогнутым основанием, кое-где  с черешком. Позже появились асимметричные треугольники с сильновогнутым основанием, оставляющим два шипа по краям, напоминающие новосвободненские. Их толкуют как военные наконечники. Изредка встречаются кремнёвые топоры. В поздних слоях кремня стало очень мало.

new-3

Каменный топорик с горы Шахан около станицы Новосвободной.

new-4

Фрагмент сланцевого браслета. Поселение Ясеновая Поляна, Адыгея.

Шлифованные орудия из серпентинита, сланца и других пород мягкого камня — это клиновидные топоры и тёсла, а главное – отличительные для этой культуры браслеты, массивные или плоские, иногда глиняные (есть подозрение, что это не браслеты, а подставки под сосуды).  Найден обломок так называемого конеголового скипетра (о таких высказывалось и обосновывалось суждение, что это не конеголовые и не скипетры).

Из кости делались основы для вкладышевых серпов и гарпунов, проколки, рыболовные крючки, лощила для керамики, ложки, игральные кости, бусы. Многочисленны подвески из клыков кабана, расщеплённых на пластины. Из зубов оленя делали каплевидные подвески (их также имитировали в кости).

Металла мало. В ранних слоях только шилья, бусинки, пара маленьких колечек (в самом Мешоко в ранних слоях металла практически нет). В поздних слоях чуть побольше: кроме шильев, височное кольцо, бесчеренковый ножик, долотце. Из золотой проволоки одно височное кольцо.

Погребений обнаружены считанные единицы. Могилы тесные, обложенные и перекрытые камнями. Устраивались (в пещере) и под полом жилища, но есть и под курганом. Покойник сильно (иногда не сильно) скорчен, с одной рукой вдоль тела, второй у лица. На спине или на боку (на котором, – не установлено). Ориентирован головой на юго-запад или на запад. Охрой не посыпан. Одна находка – череп в сосуде. Инвентарь немногочисленный. Погребение, кажется, раскопано только в Унакозово.

Происхождение. Местные памятники неолита и раннего энеолита не изучены, хотя есть предположение (Трифонова), что в неолите западный Кавказ вообще не был заселен из-за неблагоприятных природных условий. Так что население пришлое. Трифонов даже объединил грузинский энеолит Дарквети с культурой Мешоко в одну культуру под одним названием.

Западным окраинным памятникам мешоковской культуры находят аналогии южнее: схожие черты (орнаментация керамики, каменные браслеты) отмечают в синхронных энеолитических поселениях гребенчатой керамики бассейна Терека (Агубеково) и в поселениях Западной Грузии (Дарквети).

Но другие исследователи больше связывают происхождение предмайкопской культуры со степными раннеэнеолитическими культурами: поздней  азово-днепровской культурой (5200—4800 л. до н.э.), древнейшей среднестоговской (с 5340 л. до н.э.), Мариупольским могильником (5300 л. до н.э.), хвалынскими памятниками Поволжья (5000—4600 л. до н.э.). Этот предмешоковский период по хронологии совпадает с Трипольем A. Наиболее ранний пример влияния степных культур на Северном Кавказе видят в ранненеолитическом Нальчикском могильнике (5100—4400 гг. до н.э.), которому синхронны поселения бассейна Терека (Агубеково и др.).

Новую струю влил в эти споры А. Г. Козинцев (2016). Применив статистику, он установил в Мешоко и Ясеновой Поляне два культурных компонента. Это раньше отмечали и Столяр, и Формозов, и Резепкин, и Осташинский, но не придали этому решающего значения в культурном определении памятника. В ранних энеолитических слоях преобладала лощеная керамика ближневосточного типа с налепным криволинейным орнаментом, а к верхним энеолитическим слоям возобладала керамика более грубая, с накольчатым и жемчужным орнаментом. С первой сочетался бедный и невыразительный кремневый инвентарь, а при второй, более поздней, кремневая индустрия была богатой и разнообразной. Только эта поздняя может называться культурой накольчатой и жемчужной керамики, местные или близкие истоки которой обсуждаются. А ранняя культура – тех, кто и возвел крепости, — скорее ближневосточная по происхождению. Крепости ее носители возводили на Западе Кавказа именно потому, что обосновывались в чужой стране. С нею схожа керамика Великента в Дагестане (спиральный налепной орнамент, светлая поверхность), но там она позже – IV тыс. до н. э.

Вопрос о судьбах предмайкопской культуры и ее соотношениях с современными ей и позднейшими  культурами не менее сложен и спорен, чем вопрос о происхождении. На южном склоне Главного Кавказского хребта предмайкопская культура занимала часть территории Абхазии, а под конец влияние прибрежной культуры усилилось, и затем она захватила эти территории.

В равнинной части (Свободное), прослеживается, наоборот, влияние с северо-запада, со стороны степных культур предъямного энеолита.

В своем раннем периоде рассматриваемая культура одновременна концу Триполья BI и Триполью BI/BII, новоданиловской культуре, древнейшим курганам юга Восточной Европы. На Ближнем Востоке это поздний период убейдской культуры.

Развитая и поздняя мешоковская культура сосуществует с майкопской культурой и новосвободненской культурами (3900—2900/2800 гг. до н. э.). По заключению Кореневского, ареал культуры жемчужной и накольчатой керамики совпадает с ареалом новосвободненской культуры. Исходя из этого, Кореневский рисует общий расклад так:  в равнинной своей части майкопская культура просуществовала до своего замещения северокавказской культурой, а в горной части ареала была задолго до этого замещена новосвободненской культурой. А та вобрала в себя культуру жемчужной и накольчатой керамики и была сменена дольменной культурой. Но предмайкопский субстрат (культуры жемчужной и накольчатой керамики, мешоковский), считает он, ощущается не только в новосвободненской культуре, но и в дольменной.

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015