Доска объявлений

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мешоковская культура

Мешоковская культура

Мешоковская культура (по исследованиям открывателей А. Д. Столяра и А. А. Формозова), домайкопская, предмайкопская, протомайкопская культура (по А. А. Нехаеву, С. Н. Кореневскому и Н. Г. Ловпаче), культура накольчатой жемчужной керамики (англ. Pricked Pearls Pottery culture) (по С. Н. Кореневскому), дарквети-мешоковская культура (по В. А. Трифонову), энеолитическая культура Западного Кавказа (по С. М. Осташинскому) — археологическая культура эпохи позднего энеолита (середина и вторая половина V – начало IV тыс. до н. э.) Западного Кавказа (Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край). Радиоуглеродные даты согласуются с артефактами, типичными для этого времени: крестовидные навершия булавы из Мешоко и так наз. зооморфный (конеголовый) скипетр из Ясеновой Поляны.

Название, как видим, не устоялось. До середины 80-х годов XX в. мешоковская культура не выделялась из майкопской культуры, и А. Д. Столяр с А. А. Формозовым не считали ее отдельной культурой. Поэтому мешоковской ее обычно de jure и не зовут. Название «культура накольчатой жемчужной керамики» не соответствует стандарту (называть по первому типичному памятнику), громоздко и страшно неудобно в русском языке – от него невозможно образовать прилагательное (да в ранних слоях Мешоко и нет такой керамики). Таково же и название Осташинского. Присоединение Дарквети основано на полном объединении с памятниками Грузии – это пока остается частным мнением Трифонова. Домайкопской и предмайкопской называть ее можно, лишь если заведомо принимать ее полное стратиграфическое опережение, что под вопросом, а кроме того странно определять культуру по другой культуре. Поэтому название по Мешоко остается наиболее резонным.

Изучение памятников этой культуры началось с исследований А. Д. Столяра и А. А. Формозова 1957 – 1964 гг. в Адыгее в бассейнах рек Фарс и Белая, и Мешоко было главным их объектом. Поселение Ясеновая Поляна на реке Фарс изучалось  П. А. Дитлером в 1962 – 66 гг. а в 1963—1965 годах А. П. Руничем была обследована стоянка Замок близ Минеральных Вод.

Все эти памятники относились к майкопской культуре, которую тогда считали энеолитической. Еще в 1963 г. Столяр отделил в Мешоко новосвободненские слои от майкопских, а более развернуто разделили их на две культуры В. А. Сафронов и Н. А. Николаева в середине 1970-х (по-иному это проделал А. Д. Резепкин после 2000 г.). Когда же в 1981 году А. А. Нехаев открыл уже на равнине поселение Свободное, заметно отличное от майкопской культуры, а на Тереке было открыто поселение Галюгаевское 1, принадлежащее к собственно майкопской культуре (материал аналогичен Майкопскому кургану), тогда Свободное, Мешоко и другие памятники с накольчатой и жемчужной керамикой были отнесены к предмайкопской эпохе, а майкопские и новосвободненские памятники отнесли к раннебронзовому веку.

 

karta

Карта энеолитических памятников Кавказа (из книги Е. А. Черленок «Археология Кавказа»)

 

В 2000 г. и позже Д. А. Резепкин, развивая свою концепцию о самостоятельных и почти одновременных майкопской и новосвободненской культурах, обязанных пришлому компоненту (майкопская с юга, новосвободненская с севера), исследовал материал Мешоко, Ясеневой Поляны и других памятников и пришел к выводу, что в них нет ни майкопских, ни новосовободненских слоев, а что это отдельная культура.

По керамике с основными энеолитическими  слоями Мешоко схожи другие энеолитические памятники Северо-Западного Кавказа (к северу от Главного хребта), их и есть смысл объединять в мешоковскую культуру. Но по каменному инвентарю с ними схожи и другие группы энеолитических памятников Кавказа – Дарквети (в Грузии) и Одиши (в Колхиде). На этом и основано предложение Трифонова (2001) объединить две из них под именем дарквети-мешоко.

Поселения предмайкопского энеолита долговременные, и все они укреплены. В горах использовались неприступные места, на равнине – мысы на берегу реки,  а со стороны, где к поселению есть доступ, возводилась стена из камня или вал и ров. Жилища строились вдоль укреплений, а внутри поселения оставалось пространство для скота. Это были турлучные дома (плетенка плюс глина), глиной обмазан и пол. В гротах применялся и камень. Очаги делались из плит известняка или глины (из конусовидных и яйцевидных блоков).

Хозяйство. Стадо состояло из крупного рогатого скота и свиней (последних особенно много в самом Мешоко), а мелкого рогатого скота было меньше  (но в стоянках  близ моря больше как раз мелкого рогатого скота). Лошадей не держали, зато была собака и, возможно, кошка. Охота и рыбная ловля пополняли животную пищу, как и ловля черепах и моллюсков.

Мотыжное земледелие засвидетельствовано зернотёрками и костяными мотыжками. Кое-где в ареале данной культуры прослежены земледельческие террасы 4400—3500 гг. до н. э., т. е. времени этой культуры.

Глиняные и каменные пряслица говорят о ткачестве, а привозной обсидиан из Закавказья, сердолик и морские раковины – о  торговых связях. Источники меди располагались в Закавказье и южнее (по Е. Н. Черныху), на Балканах (по Е. И. Черлёнку). В начале культуры изделия были привозными, в конце появились собственные глиняные льячки и шлак. Уже майкопский металл (по Н. В. Рындиной и И. Г. Равич) – точно местный (с примесью урана).

Керамика лепная из неотмученной глины, с отощающими примесями. Она двух сортов: тонкая лощеная с мелкотолченой минеральной примесью и грубая с крупной минеральной примесью. Сосуды – без ручек круглодонные и остродонные, с уплощенным дном. Круглодонные сосуды ставились на  переносные глиняные мангалы, остродонные углублялись в пепел и угли. Плоскодонные сосуды и сосуды с ручками возникают только на позднем этапе. Формы керамики разнообразны: горшочки, кружки, плошки, цедилки (видимо, для изготовления сыра). Орнамент на плечиках встречается в виде жемчужин, то есть выпуклин, продавленных изнутри (это основной),  налепными валиками (гладкими и с защипами), сосцевидными налепами, а бывает прочерченный или накольчатый  или оттиснутый штампиком. Иногда поверхность лощеная или покрашена в тёмно-бурый цвет. Те археологи, которые считают накол и «жемчужины» отличительными чертами этой керамики, именуют по ее названию и всю культуру. Из глины делались также схематичные фигурки людей и животных, бусы (или грузила для лески) и пряслица.

Двусортность керамики с концентрацией одного сорта в нижних слоях, а другого в верхних требует разделения культуры по слоям, но об этом дальше.

 

new-2

Предметы мешоковской культуры (из книги Е. А. Черленок «Археология Кавказа»).

 

Орудия в основном из кремня и реже обсидиана. Это скребки, крупные вкладыши для серпов и микролиты (мелкие вкладыши для инструментов). Треугольные  наконечники стрел с прямым или слабовогнутым основанием, кое-где  с черешком. Позже появились асимметричные треугольники с сильновогнутым основанием, оставляющим два шипа по краям, напоминающие новосвободненские. Их толкуют как военные наконечники. Изредка встречаются кремнёвые топоры. В поздних слоях кремня стало очень мало.

new-3

Каменный топорик с горы Шахан около станицы Новосвободной.

new-4

Фрагмент сланцевого браслета. Поселение Ясеновая Поляна, Адыгея.

Шлифованные орудия из серпентинита, сланца и других пород мягкого камня — это клиновидные топоры и тёсла, а главное – отличительные для этой культуры браслеты, массивные или плоские, иногда глиняные (есть подозрение, что это не браслеты, а подставки под сосуды).  Найден обломок так называемого конеголового скипетра (о таких высказывалось и обосновывалось суждение, что это не конеголовые и не скипетры).

Из кости делались основы для вкладышевых серпов и гарпунов, проколки, рыболовные крючки, лощила для керамики, ложки, игральные кости, бусы. Многочисленны подвески из клыков кабана, расщеплённых на пластины. Из зубов оленя делали каплевидные подвески (их также имитировали в кости).

Металла мало. В ранних слоях только шилья, бусинки, пара маленьких колечек (в самом Мешоко в ранних слоях металла практически нет). В поздних слоях чуть побольше: кроме шильев, височное кольцо, бесчеренковый ножик, долотце. Из золотой проволоки одно височное кольцо.

Погребений обнаружены считанные единицы. Могилы тесные, обложенные и перекрытые камнями. Устраивались (в пещере) и под полом жилища, но есть и под курганом. Покойник сильно (иногда не сильно) скорчен, с одной рукой вдоль тела, второй у лица. На спине или на боку (на котором, – не установлено). Ориентирован головой на юго-запад или на запад. Охрой не посыпан. Одна находка – череп в сосуде. Инвентарь немногочисленный. Погребение, кажется, раскопано только в Унакозово.

Происхождение. Местные памятники неолита и раннего энеолита не изучены, хотя есть предположение (Трифонова), что в неолите западный Кавказ вообще не был заселен из-за неблагоприятных природных условий. Так что население пришлое. Трифонов даже объединил грузинский энеолит Дарквети с культурой Мешоко в одну культуру под одним названием.

Западным окраинным памятникам мешоковской культуры находят аналогии южнее: схожие черты (орнаментация керамики, каменные браслеты) отмечают в синхронных энеолитических поселениях гребенчатой керамики бассейна Терека (Агубеково) и в поселениях Западной Грузии (Дарквети).

Но другие исследователи больше связывают происхождение предмайкопской культуры со степными раннеэнеолитическими культурами: поздней  азово-днепровской культурой (5200—4800 л. до н.э.), древнейшей среднестоговской (с 5340 л. до н.э.), Мариупольским могильником (5300 л. до н.э.), хвалынскими памятниками Поволжья (5000—4600 л. до н.э.). Этот предмешоковский период по хронологии совпадает с Трипольем A. Наиболее ранний пример влияния степных культур на Северном Кавказе видят в ранненеолитическом Нальчикском могильнике (5100—4400 гг. до н.э.), которому синхронны поселения бассейна Терека (Агубеково и др.).

Новую струю влил в эти споры А. Г. Козинцев (2016). Применив статистику, он установил в Мешоко и Ясеновой Поляне два культурных компонента. Это раньше отмечали и Столяр, и Формозов, и Резепкин, и Осташинский, но не придали этому решающего значения в культурном определении памятника. В ранних энеолитических слоях преобладала лощеная керамика ближневосточного типа с налепным криволинейным орнаментом, а к верхним энеолитическим слоям возобладала керамика более грубая, с накольчатым и жемчужным орнаментом. С первой сочетался бедный и невыразительный кремневый инвентарь, а при второй, более поздней, кремневая индустрия была богатой и разнообразной. Только эта поздняя может называться культурой накольчатой и жемчужной керамики, местные или близкие истоки которой обсуждаются. А ранняя культура – тех, кто и возвел крепости, — скорее ближневосточная по происхождению. Крепости ее носители возводили на Западе Кавказа именно потому, что обосновывались в чужой стране. С нею схожа керамика Великента в Дагестане (спиральный налепной орнамент, светлая поверхность), но там она позже – IV тыс. до н. э.

Вопрос о судьбах предмайкопской культуры и ее соотношениях с современными ей и позднейшими  культурами не менее сложен и спорен, чем вопрос о происхождении. На южном склоне Главного Кавказского хребта предмайкопская культура занимала часть территории Абхазии, а под конец влияние прибрежной культуры усилилось, и затем она захватила эти территории.

В равнинной части (Свободное), прослеживается, наоборот, влияние с северо-запада, со стороны степных культур предъямного энеолита.

В своем раннем периоде рассматриваемая культура одновременна концу Триполья BI и Триполью BI/BII, новоданиловской культуре, древнейшим курганам юга Восточной Европы. На Ближнем Востоке это поздний период убейдской культуры.

Развитая и поздняя мешоковская культура сосуществует с майкопской культурой и новосвободненской культурами (3900—2900/2800 гг. до н. э.). По заключению Кореневского, ареал культуры жемчужной и накольчатой керамики совпадает с ареалом новосвободненской культуры. Исходя из этого, Кореневский рисует общий расклад так:  в равнинной своей части майкопская культура просуществовала до своего замещения северокавказской культурой, а в горной части ареала была задолго до этого замещена новосвободненской культурой. А та вобрала в себя культуру жемчужной и накольчатой керамики и была сменена дольменной культурой. Но предмайкопский субстрат (культуры жемчужной и накольчатой керамики, мешоковский), считает он, ощущается не только в новосвободненской культуре, но и в дольменной.

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015