Доска объявлений

VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров

ВТОРОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Глубокоуважаемые коллеги!

Рады сообщить, что 18-22 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе кампуса Санкт-Петербургского государственного университета «Михайловская дача» (Санкт-Петербургское ш., 109, Новый Петергоф) пройдет международный конгресс

«VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, посвященный 100-летию кафедры генетики СПбГУ, и ассоциированные симпозиумы».

В рамках Конгресса будут проведены пленарные заседания, симпозиумы и постерные сессии, призванные осветить всю широту современных направлений в генетике и селекции. Научная программа Конгресса включает выступления более 200 докладчиков, включая профессоров Рида Викнера, Томаса Питеса, Роба Найта, Уильяма Мартина, Николая Колчанова, Стефана О’Брайена, Рауля Гайнетдинова, Николая Янковского, Юрия Чернова, Евгения Рогаева, Кристину Линдстром, Йохана Кумлена, Евгения Гинтера, Евгения Имянитова и многих других.

Общая информация о Конгрессе, а также возможность регистрации и загрузки тезисов доступны на его сайте, расположенном на официальном портале СПбГУ по адресу: http://vavilov.spbu.ru . Авторам тезисов, отобранных в результате рассмотрения программным комитетом, будет предоставлена возможность сделать на Конференции устный доклад. Остальным участникам, тезисы которых пройдут рецензирование, будут предоставлены постерные доклады. Ранняя регистрация на Конгресс продлится до 30 ноября 2018 г. Рабочие языки Конгресса: русский и английский.

Участникам Конгресса будет предложена культурная программа, включающая посещение всемирно известных музеев и театров Санкт-Петербурга.

Адрес электронной почты Секретариата Конгресса: gen2019@spbu.ru

Приглашаем Вас принять участие в VII Съезде ВОГиС!
С уважением
Организационный комитет

Второе информационное письмо VII Съезд ВОГиС

Poster VOGiS Rus

V Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы».

Уважаемые коллеги,
приглашаем вас и ваших учеников принять участие в V Молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы».
new-1
I ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Дорогие коллеги,
Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН приглашает молодых исследователей (до 35 лет) – магистрантов, аспирантов и научных сотрудников – принять участие в V Молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы», которая пройдет 25–27 марта 2019 года в Москве на базе ИЭА РАН. Традиционно, конференцию откроют лекции приглашенных специалистов, два дня будут посвящены заслушиванию докладов молодых ученых, а третий день отведен практическому семинару.
Заявки на участие принимаются до 1 февраля 2019 года на электронный адрес cpha.conference@ya.ru. В заявке необходимо указать ФИО полностью, место учебы/работы, ФИО научного руководителя, тему доклада, контактные данные (e-mail, телефон).
По итогам конференции доклады, оформленные в виде статей, могут быть опубликованы в журнале «Вестник антропологии» (РИНЦ).
Призываем старших коллег не оставаться в стороне и поддержать молодых участников советами, вопросами, которые, возможно, откроют новые горизонты исследований, и принять участие в дискуссиях, являющихся неотъемлемой частью нашей конференции.
Ждем ваши заявки!
С уважением,
КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Герасимова Маргарита Михайловна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Агджоян Анастасия Торосовна (ИОГен РАН, Москва)
Балановский Олег Павлович (ИОГен РАН, Москва)
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Евтеев Андрей Алексеевич (МГУ, Москва)
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва)
Пежемский Денис Валерьевич (МГУ; ЦПИ, Москва)
Синева Ирина Михайловна (МГУ, Москва)
Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)
new-2

III Молодежная антропологическая конференция 2017 год, ИЭА РАН

new-3

IV Молодежная антропологическая конференция 2018 год, ИОГен РАН

Конференция, посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога проф. А.А.Зубова «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

II информационное письмо

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова, и сообщаем, что конференция пройдет 13–16 мая 2019 года в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева (г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 15, стр. 1) и в Центре физической антропологии ИЭА РАН (ул. Вавилова, д. 37А).

Прием заявок продлен до 20 декабря 2018 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым изданием сборника трудов конференции, просим участников прислать свои статьи строго до 23 мая 2019 г. (правила оформления – ниже). Заявки и статьи принимаются по адресу: zubov_conf@bk.ru. Рабочие языки
конференции – русский и английский.
* * *
Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в
отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:
1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.
Также в рамках конференции планируется проведение практического семинара «Методология и методы одонтологических исследований».

С уважением,
ОРГКОМИТЕТ

Научный комитет
Васильев Сергей Владимирович (зав. ЦФА ИЭА РАН, д.и.н.)
Амирханов Хизри Амирханович (чл.-корр. РАН, зав. отделом камня ИА РАН, д.и.н.)
Перевозчиков Илья Васильевич (зав. лабораторией расоведения НИИиМА МГУ, д.б.н.)
Рахчеева Мария Витальевна (директор ГБМ им. К.А.Тимирязева, к.б.н.)

Оргкомитет конференции
Халдеева Наталия Ивановна (д.и.н., ИЭА РАН) – председатель
Алексеев Юрий Андреевич (ГБМТ)
Галеев Равиль Марметович (ИЭА РАН)
Касаткин Михаил Васильевич (ГБМТ)
Лейбова Наталья Александровна (к.и.н., ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (к.и.н., ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН)

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ
Принимаются статьи в электронном виде объемом до 20 страниц (включая рисунки, таблицы и графики) на русском и английском языках. Основной текст должен быть предварён заголовком статьи, ФИО авторов (полностью) с указанием
места работы (город, название учреждения), краткой аннотацией и ключевыми словами – всё на русском и английском языках.
Шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5, поля: левое – 3 см, верхнее, нижнее и правое – 2 см; без переносов. Рисунки в формате *.tif, *.jpg, разрешение не менее 300 dpi. Графики и диаграммы – черно-белые, без цветных или серых элементов и мелких (сплошных) заливок. Таблицы – созданные в программе Word. Все таблицы, рисунки и подписи к ним должны быть оформлены отдельными файлами. Оформление ссылок внутри текста: [Иванов, 1980, с. 7]. Полный библиографический список оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Пример: Автор А.А. Название книги. Москва: Название издательства, 1996. 307 с. Автор А.А. Название статьи // Название научного журнала. 2015. № 7 (50). С. 49–58.

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Международная заочная научная конференция

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Уфа, 23 ноября 2018 г.

 

Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук проводит 23 ноября 2018 г. Международную заочную научную конференцию «Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения».

Направления работы конференции:

  1. Вопросы антропологии, палеоантропологии и археологии. Проблемы исследований археологических культур от Восточной Европы до Южной Сибири, их роль и влияние на развитие степных культур с эпохи энеолита до Средневековья с использованием современных методов с участием естественных наук.
  2. Этническая история и этнография народов Евразии. Проблема этногенеза народов Урало-Поволжья и Западной Сибири, этническая история и этнография которых содержит в себе влияние культур Запада и Востока.
  3. Источниковедение и историография Башкортостана. Поиск и анализ источников о событиях и явлениях, происходивших в Урало-Поволжье в I и II тыс. н.э.
  4. Этнолингвистика и фольклор. Вопросы фольклора и этнолингвистики в культурах народов Евразии. Исследования духовной культуры народов Евразии даст возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории народов Восточной Европы, Сибири и Центральной Азии.

 

Срок приема заявок на участие в конференции и материалов для публикации: 31 октября 2018 г. В заявке указываются: фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, место работы, занимаемая должность, название доклада, название секции, адрес, контактные телефоны и электронный адрес. Материалы для публикации принимаются по электронной почте. Формат присылаемых материалов: в электронном виде объемом до 12 тыс. знаков, Microsoft Office (doc, rtf); сноски постраничные, оформление по ГОСТу, нумерация сносок начинается на каждой странице; таблицы, графики имеют название и номер; иллюстрации (фотографии, карты, схемы) принимаются отдельными файлами jpg, tif; название доклада, резюме (до 50 слов) и ключевые слова (до 10 слов) на русском и английском языках, УДК. Направление заявки рассматриваются как согласие на размещение присланных материалов в сборнике на интернет-странице rihll.com. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для формирования программы и публикации докладов.

Заявки и материалы направлять по электронной почте с указанием темы сообщения ЮСУПОВ_2018 по адресу: yusupovskie_chteniya_2018@mail.ru, ethno-ufa@mail.ru.

Адрес Оргкомитета конференции: 450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71. Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН.

Председатель Оргкомитета – врио председателя УФИЦ РАН д.э.н., д.д.а. Ахунов Рустем Ринатович;

Координатор конференции – ученый секретарь ИИЯЛ УФИЦ РАН к.и.н. Сальманов Азат Салаватович.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мариупольская культура

Мариупольская культура

Мариупольская культура (днепро-донецкая, азово-днепровская) – переходная от неолита к энеолиту (субнеолитическая) культура, распространенная между Доном и Днепром в степях и лесостепях во второй половине V тыс. до н. э., а по мнению некоторых археологов (Н. Котова) – занимая всё пятое тысячелетие и заходя немного в шестое и в начало четвертого. По Телегину датировка еще шире: 6500 – 4000 лет до н. э. Есть также мнение, что она распространена шире, проникая и на Волгу, и на Кавказ. Мариупольская культура — современница первых этапов трипольской культуры.

 

image029

Неолитические культуры Украины: 1 — неманская; 2 — Днепро-донецкая; 3 — Сурская; 4 — ямочно-гребенчатой керамики 5 — линейно-ленточной керамики 6 — Буго-Днестровская 7 — Кукутени; 8 — Триполье http://studbooks.net/11461/kulturologiya/neoliticheskie_kultury_ukrainy

 

 

57_483

Реконструкция Мариупольского могильника. Столяр А. Д. «Мариупольский могильник как исторический источник»

Названа она по Мариупольскому могильнику, раскопанному Н. А. Макаренко в  1930 г. в Северном Приазовье. Это было коллективное захоронение: 122 покойника лежали рядом друг с другом поперек длинной (28 метров) траншеи, большей частью густо посыпанные красной охрой. В погребальный инвентарь входили орнаментированная керамика, раковины моллюсков, пластины и скребки из кремня, бусы, в том числе в виде полумесяца. Среди находок — две реалистически вырезанные фигурки быка, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице, костяные браслеты, каменная булава.  Покойники были европеоидами большого роста (172—174 см), длинноногие, с массивным скелетом. Макаренко успел издать в 1933 г. том о Мариупольском могильнике на украинском языке и был репрессирован. А. Д. Столяр в своей диссертации (и статье 1955 г.) детально разобрал конструкцию могильника и предложил его реконструкцию.

 

Структура и датировки

Захоронение мариупольского типа

Захоронение мариупольского типа вблизи Александрии на р. Оскол http://studbooks.net/11461/kulturologiya/neoliticheskie_kultury_ukrainy

Первые десятилетия после открытия могильнику не находилось близких аналогий, но вскоре археологи увидели его сходство с могильником Деча-Мурешулуй в Трансильвании, так что Мариупольский могильник предстал проявлением широкой культурной общности. В конце 50-х годов В. Н. Даниленко предложил объединить все неолитические памятники более узкой полосы, но всё же от Днепра до Дона, включая Киевщину и даже Южную Белорусию, в днепро-донецкую культуру, главным образом по поселениям, но сюда стали включать и могильники. В 1991 г. Д. Я. Телегин издал книгу «Могильники мариупольского типа», включив сюда ряд могильников между Надпорожьем  и Азовским морем, и, хотя он признал днепро-донецкую культуру, с этого времени всё чаще стали выделять эти могильники и близкие им поселения в менее пространную азово-днепровскую культуру – от Надпорожья до Азовского моря с Мариупольским могильником на ее крайнем востоке. Мариупольская культура считается частью большой культурной общности, в состав которой входили также волынская, верхнеднепровская, киево-черкасская, надпорожская, донецкая и нижнедонская культуры (группирование и само выделение у разных авторов разное). По представлениям  некоторых археологов, азово-днепровская археологическая культура представляла собой западную часть мариупольской общности, занимая степи между Днепром на западе и р.Урал на востоке.

Так, для видного украинского археолога Н. С. Котовой, «существование азово-днепровской культуры охватывает около 1200 лет. Ее неолитический период датируется 5100-4350 гг. до н. э. и синхронизируется с сурской и киево-черкасской культурами, а также с поздними памятниками буго-днестровской культуры. Энеолитический период, синхронный Триполью А и ранней среднестоговской культуре, датируется 4350-3900 гг. до н. э.». Мариупольский могильник ей предшествует (5500-5200 лет до нашей эры).  Это памятник нижнедонской культуры. Часть населения нижнедонской культуры около 5100 года до н. э. под давлением засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура — азово-днепровская (5100 — 4350 до н. э.). По еще одному мнению, ранние могильники мариупольского типа принадлежали населению днепро-донецкой культуры, а более поздние — азово-днепровской.

 

Материальная культура и образ жизни

237217376

Глиняные сосуды днепродонецкой культуры (село Бузьки). Телегiн Д. Я., Днiпро-донецька культура, К., 1968.

Для днепро-донецкой культуры характерны остродонные горшки с примесью травы в глине, разумеется, лепные, поверхность которых покрыта орнаментом в виде рядов наколов отступающей гребенкой, а также прочерченными линиями.  Для азово-днепровской культуры характерными являются плоскодонные горшки с воротниковым венчиком и накольчатой орнаментацией, часто образующей елочные композиции.

Всего известно около трех десятков могильников мариупольского типа. Большинство из них сконцентрировано в Надпорожье (Никольское, Васильевка, Вовниги, Ясиноватка, Вольнянка, Собачки), но известны они и в степной полосе, да и на юге лесостепной полосы от Нижнего Днепра до Урала (Дереивка, Каиры, Долинка, Мариуполь, Александрия, Сьезжее). Это коллективные захоронения, устроенные по сходному принципу: в одной яме хоронили нескольких покойников вытянутыми на спине, густо засыпая захоронения красной охрой. Расположенные рядом ямы нередко образовывали длинные ряды захоронений.

Плоскодонная посуда с воротничковыми венчиками сплошь покрыта накольчатым орнаментом. Инвентарь дополняют кремневые ножи на больших пластинах, обработанные с обеих сторон наконечники копий треугольной формы, каменные булавы, пластинки из клыков кабана, подвески из зубов оленя, перламутровые бусины.

Население охотилось на лесных копытных (тур, благородный олень, косуля, кабан), ловило рыбу, постепенно осваивая земледелие и скотоводство. Жилища прямоугольные, наземные или слегка углубленные.

Некоторые археологи отмечают коневодческую направленность скотоводства уже азово-днепровской мариупольской культуры. Основанием им служит то, что особи домашней лошади составляют от 10% до 40% всех жи­вотных на азово-днепровских поселениях степного Побужья.

 

Происхождение

О происхождении и корнях мариупольской культуры мнения археологов расходятся, хотя каждое опирается на какие-то данные, чаще на характеристику кремня, потому что он употреблялся и в мезолите, но также и на характер керамики более ранних неолитических культур.

Даниленко выводил эту культуру с Южного Урала, и у него есть последователи. Но в общем полагают, что эта культура сложилась на местной мезолитической почве под прогрессивным влиянием ранних земледельцев Нижнего Подунавья и Трансильвании. При этом одни уточняют, что эта культура сформировалась на базе донецкой культуры мезолита под влиянием днепро-донецких, сурских и матвеевокурганских неолитических традиций. Прекратила существование в связи с приходом с севера в IV тыс. до н. э. носителей неолитических традиций ямочно-гребенчатой керамики. Другие выводят эту культуру или какие-то ее группы из яниславицкой культуры Полесья и кукрекской Среднего Поднепровья, а также буго-днестровской с Южного Буга (в ранней днепро-донецкой керамике видят элементы буго-днестровского декора). Отмечают и импульсы с Кавказа и Нижнего Дона.

Выведение из яниславицкой и других культур с балтийской мезолитической традицией вроде бы получает поддержку в антропологии: значительная часть населения – это северные гиперморфные европеоиды, особенно доминирующие в мужском населении. Генетиками обследована митохондриальная ДНК, выявлены гаплогруппы U и T, общие для неолитической Европы, а в современном населении редкие, кроме Средиземноморья, но распространенные на Востоке.

О дальнейшей судьбе мариупольской культуры мнения гипотетичны и расплывчаты. Одни видят ее продолжение в среднестоговской и в хвалынской культурах, а через нее – в ямной.  Другие отмечают, что днепро-донецкая культура в узком смысле повлияла на формирование тшцинецкой культуры эпохи бронзы Полесья и нео-энеолитических культур лесостепного Левобережья, в частности азово-днепровской. Словом, заключения меняют облик в зависимости от того, идет ли речь о широкой мариупольской культуре или об узких культурах, входящих в нее.

ЛСК

 Комментарий: В. Владимиров. Ошибочна информация об антропологической поддержке выведения  мариупольской культуры из яниславицкой и других мезолитических культур с балтийской мезолитической традицией.

Нету ни одного исследования которое бы высказывалось за поддержку выведения антропологического типа Мариупольской культуры (днепро-донецкой) из яниславицкой (я таких не видел). Есть же множество других исследований которые выводили (писали родственны) Оленьеостровскому населению, (Кондукторова 1973) и т.д. Вот например, что пишет В.П. Якимов
«Весьма интересные результаты получились при сопоставлении оленеостровской серии с черепами из неолитических могильников Восточной Европы (рис. 7). При наложении средних для этих краниологических групп на монгольскую основу выявился почти полностью совпадающий рисунок кривых, характеризующих отклонение признаков сравниваемых групп от соответствующих параметров монгольской серии. Наиболее близкими к оленеостровским оказались черепа из Мариупольского могильника, несколько дальше из Васильевки II (суммарная серия) и еще немного дальше — из Вовнингских могильников.»
Что конечно легко интерпретируется в современных генетических терминах: с раннего мезолита на Днепре EHG были сдвинуты в сторону (субстратных) WHG характер которых проявляется в Вовнигах, а вот в Мариупольском могильнике (и Васильевке II) по всей видимости более чистые EHG (EHG восточные охотники собиратели, WHG — западные).

Северные гиперморфные европеоиды — это почитай всё население северной Европы, констатация этого факта никак не доказывает какую-либо связь с яниславицкой культурой.

Генетиками обследована митохондриальная ДНК, выявлены гаплогруппы U и T — гаплогруппа U это ни о чем, это просто написать, что они европейцы и не более того, даже более крупно, западные евразийцы. Гаплогруппы у них нет, эта гаплогруппа появилась по ошибке у тех образцов, где было частичное секвенирование из-за изначальной частичного секвенирования и сразу значилась под вопросом. В последующем видимо ошибка подтвердилась и Никитин исключил их из результатов днепро-донецкой культуры. Естественно, нет никаких данных о том, что в яниславицкой или любой другой западной культуры времен мезолита была митогаплогруппа T, поэтому даже гипотетическое ее наличие в днепро-донецкой никак не указывает на яниславицкую культуру. Даже если бы подтвердили ее наличие в днепро-донецкой, то это значило бы ее контакт с трипольской культурой.

Л.С.Клейн. Я писал о том, что выведение мариупольской культуры из яниславицкой «вроде бы получает поддержку» в антропологии. С готовностью помещаю и критику этого взгляда.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015