Доска объявлений

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мариупольская культура

Мариупольская культура

Мариупольская культура (днепро-донецкая, азово-днепровская) – переходная от неолита к энеолиту (субнеолитическая) культура, распространенная между Доном и Днепром в степях и лесостепях во второй половине V тыс. до н. э., а по мнению некоторых археологов (Н. Котова) – занимая всё пятое тысячелетие и заходя немного в шестое и в начало четвертого. По Телегину датировка еще шире: 6500 – 4000 лет до н. э. Есть также мнение, что она распространена шире, проникая и на Волгу, и на Кавказ. Мариупольская культура — современница первых этапов трипольской культуры.

 

image029

Неолитические культуры Украины: 1 — неманская; 2 — Днепро-донецкая; 3 — Сурская; 4 — ямочно-гребенчатой керамики 5 — линейно-ленточной керамики 6 — Буго-Днестровская 7 — Кукутени; 8 — Триполье http://studbooks.net/11461/kulturologiya/neoliticheskie_kultury_ukrainy

 

 

57_483

Реконструкция Мариупольского могильника. Столяр А. Д. «Мариупольский могильник как исторический источник»

Названа она по Мариупольскому могильнику, раскопанному Н. А. Макаренко в  1930 г. в Северном Приазовье. Это было коллективное захоронение: 122 покойника лежали рядом друг с другом поперек длинной (28 метров) траншеи, большей частью густо посыпанные красной охрой. В погребальный инвентарь входили орнаментированная керамика, раковины моллюсков, пластины и скребки из кремня, бусы, в том числе в виде полумесяца. Среди находок — две реалистически вырезанные фигурки быка, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице, костяные браслеты, каменная булава.  Покойники были европеоидами большого роста (172—174 см), длинноногие, с массивным скелетом. Макаренко успел издать в 1933 г. том о Мариупольском могильнике на украинском языке и был репрессирован. А. Д. Столяр в своей диссертации (и статье 1955 г.) детально разобрал конструкцию могильника и предложил его реконструкцию.

 

Структура и датировки

Захоронение мариупольского типа

Захоронение мариупольского типа вблизи Александрии на р. Оскол http://studbooks.net/11461/kulturologiya/neoliticheskie_kultury_ukrainy

Первые десятилетия после открытия могильнику не находилось близких аналогий, но вскоре археологи увидели его сходство с могильником Деча-Мурешулуй в Трансильвании, так что Мариупольский могильник предстал проявлением широкой культурной общности. В конце 50-х годов В. Н. Даниленко предложил объединить все неолитические памятники более узкой полосы, но всё же от Днепра до Дона, включая Киевщину и даже Южную Белорусию, в днепро-донецкую культуру, главным образом по поселениям, но сюда стали включать и могильники. В 1991 г. Д. Я. Телегин издал книгу «Могильники мариупольского типа», включив сюда ряд могильников между Надпорожьем  и Азовским морем, и, хотя он признал днепро-донецкую культуру, с этого времени всё чаще стали выделять эти могильники и близкие им поселения в менее пространную азово-днепровскую культуру – от Надпорожья до Азовского моря с Мариупольским могильником на ее крайнем востоке. Мариупольская культура считается частью большой культурной общности, в состав которой входили также волынская, верхнеднепровская, киево-черкасская, надпорожская, донецкая и нижнедонская культуры (группирование и само выделение у разных авторов разное). По представлениям  некоторых археологов, азово-днепровская археологическая культура представляла собой западную часть мариупольской общности, занимая степи между Днепром на западе и р.Урал на востоке.

Так, для видного украинского археолога Н. С. Котовой, «существование азово-днепровской культуры охватывает около 1200 лет. Ее неолитический период датируется 5100-4350 гг. до н. э. и синхронизируется с сурской и киево-черкасской культурами, а также с поздними памятниками буго-днестровской культуры. Энеолитический период, синхронный Триполью А и ранней среднестоговской культуре, датируется 4350-3900 гг. до н. э.». Мариупольский могильник ей предшествует (5500-5200 лет до нашей эры).  Это памятник нижнедонской культуры. Часть населения нижнедонской культуры около 5100 года до н. э. под давлением засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура — азово-днепровская (5100 — 4350 до н. э.). По еще одному мнению, ранние могильники мариупольского типа принадлежали населению днепро-донецкой культуры, а более поздние — азово-днепровской.

 

Материальная культура и образ жизни

237217376

Глиняные сосуды днепродонецкой культуры (село Бузьки). Телегiн Д. Я., Днiпро-донецька культура, К., 1968.

Для днепро-донецкой культуры характерны остродонные горшки с примесью травы в глине, разумеется, лепные, поверхность которых покрыта орнаментом в виде рядов наколов отступающей гребенкой, а также прочерченными линиями.  Для азово-днепровской культуры характерными являются плоскодонные горшки с воротниковым венчиком и накольчатой орнаментацией, часто образующей елочные композиции.

Всего известно около трех десятков могильников мариупольского типа. Большинство из них сконцентрировано в Надпорожье (Никольское, Васильевка, Вовниги, Ясиноватка, Вольнянка, Собачки), но известны они и в степной полосе, да и на юге лесостепной полосы от Нижнего Днепра до Урала (Дереивка, Каиры, Долинка, Мариуполь, Александрия, Сьезжее). Это коллективные захоронения, устроенные по сходному принципу: в одной яме хоронили нескольких покойников вытянутыми на спине, густо засыпая захоронения красной охрой. Расположенные рядом ямы нередко образовывали длинные ряды захоронений.

Плоскодонная посуда с воротничковыми венчиками сплошь покрыта накольчатым орнаментом. Инвентарь дополняют кремневые ножи на больших пластинах, обработанные с обеих сторон наконечники копий треугольной формы, каменные булавы, пластинки из клыков кабана, подвески из зубов оленя, перламутровые бусины.

Население охотилось на лесных копытных (тур, благородный олень, косуля, кабан), ловило рыбу, постепенно осваивая земледелие и скотоводство. Жилища прямоугольные, наземные или слегка углубленные.

Некоторые археологи отмечают коневодческую направленность скотоводства уже азово-днепровской мариупольской культуры. Основанием им служит то, что особи домашней лошади составляют от 10% до 40% всех жи­вотных на азово-днепровских поселениях степного Побужья.

 

Происхождение

О происхождении и корнях мариупольской культуры мнения археологов расходятся, хотя каждое опирается на какие-то данные, чаще на характеристику кремня, потому что он употреблялся и в мезолите, но также и на характер керамики более ранних неолитических культур.

Даниленко выводил эту культуру с Южного Урала, и у него есть последователи. Но в общем полагают, что эта культура сложилась на местной мезолитической почве под прогрессивным влиянием ранних земледельцев Нижнего Подунавья и Трансильвании. При этом одни уточняют, что эта культура сформировалась на базе донецкой культуры мезолита под влиянием днепро-донецких, сурских и матвеевокурганских неолитических традиций. Прекратила существование в связи с приходом с севера в IV тыс. до н. э. носителей неолитических традиций ямочно-гребенчатой керамики. Другие выводят эту культуру или какие-то ее группы из яниславицкой культуры Полесья и кукрекской Среднего Поднепровья, а также буго-днестровской с Южного Буга (в ранней днепро-донецкой керамике видят элементы буго-днестровского декора). Отмечают и импульсы с Кавказа и Нижнего Дона.

Выведение из яниславицкой и других культур с балтийской мезолитической традицией вроде бы получает поддержку в антропологии: значительная часть населения – это северные гиперморфные европеоиды, особенно доминирующие в мужском населении. Генетиками обследована митохондриальная ДНК, выявлены гаплогруппы U и T, общие для неолитической Европы, а в современном населении редкие, кроме Средиземноморья, но распространенные на Востоке.

О дальнейшей судьбе мариупольской культуры мнения гипотетичны и расплывчаты. Одни видят ее продолжение в среднестоговской и в хвалынской культурах, а через нее – в ямной.  Другие отмечают, что днепро-донецкая культура в узком смысле повлияла на формирование тшцинецкой культуры эпохи бронзы Полесья и нео-энеолитических культур лесостепного Левобережья, в частности азово-днепровской. Словом, заключения меняют облик в зависимости от того, идет ли речь о широкой мариупольской культуре или об узких культурах, входящих в нее.

ЛСК

 Комментарий: В. Владимиров. Ошибочна информация об антропологической поддержке выведения  мариупольской культуры из яниславицкой и других мезолитических культур с балтийской мезолитической традицией.

Нету ни одного исследования которое бы высказывалось за поддержку выведения антропологического типа Мариупольской культуры (днепро-донецкой) из яниславицкой (я таких не видел). Есть же множество других исследований которые выводили (писали родственны) Оленьеостровскому населению, (Кондукторова 1973) и т.д. Вот например, что пишет В.П. Якимов
«Весьма интересные результаты получились при сопоставлении оленеостровской серии с черепами из неолитических могильников Восточной Европы (рис. 7). При наложении средних для этих краниологических групп на монгольскую основу выявился почти полностью совпадающий рисунок кривых, характеризующих отклонение признаков сравниваемых групп от соответствующих параметров монгольской серии. Наиболее близкими к оленеостровским оказались черепа из Мариупольского могильника, несколько дальше из Васильевки II (суммарная серия) и еще немного дальше — из Вовнингских могильников.»
Что конечно легко интерпретируется в современных генетических терминах: с раннего мезолита на Днепре EHG были сдвинуты в сторону (субстратных) WHG характер которых проявляется в Вовнигах, а вот в Мариупольском могильнике (и Васильевке II) по всей видимости более чистые EHG (EHG восточные охотники собиратели, WHG — западные).

Северные гиперморфные европеоиды — это почитай всё население северной Европы, констатация этого факта никак не доказывает какую-либо связь с яниславицкой культурой.

Генетиками обследована митохондриальная ДНК, выявлены гаплогруппы U и T — гаплогруппа U это ни о чем, это просто написать, что они европейцы и не более того, даже более крупно, западные евразийцы. Гаплогруппы у них нет, эта гаплогруппа появилась по ошибке у тех образцов, где было частичное секвенирование из-за изначальной частичного секвенирования и сразу значилась под вопросом. В последующем видимо ошибка подтвердилась и Никитин исключил их из результатов днепро-донецкой культуры. Естественно, нет никаких данных о том, что в яниславицкой или любой другой западной культуры времен мезолита была митогаплогруппа T, поэтому даже гипотетическое ее наличие в днепро-донецкой никак не указывает на яниславицкую культуру. Даже если бы подтвердили ее наличие в днепро-донецкой, то это значило бы ее контакт с трипольской культурой.

Л.С.Клейн. Я писал о том, что выведение мариупольской культуры из яниславицкой «вроде бы получает поддержку» в антропологии. С готовностью помещаю и критику этого взгляда.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015