Марксизм
Марксизм. Учение о неизбежности построения социалистического, а затем и коммунистического общества, о пути к этому через классовую борьбу и пролетарскую революцию. Учение разработано в Германии в середине и второй половине XIX века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Марксизм трактовал себя как социалистическое учение, отличающееся от всех других, существовавших до него, утопических, как единственно научное. Научной базой его явилась политическая экономия капитализма, а для подкрепления учения основоположники прибегли к философии – диалектическому материализму, включавшему в себя материалистическую диалектику, по которой революции – норма истории. Эта философия в применении к обществу сформировала исторический материализм – частью социальную философию, частью – политическую программу борьбы и учение о ее средствах.
Маркс и Энгельс с энтузиазмом восприняли книгу Л. Моргана о родовом обществе, ибо она реконструировала первобытный коммунизм, а если коммунизм был в прошлом, то сможет осуществиться и в будущем. Поэтому марксизм пестовал собственное учение о первобытном обществе.
Тем не менее, без насильственной поддержки новой власти в России, марксизм в археологии не прививался. Марксистская («советская») власть, однако, к середине 1930-х годов добилась полного перевода российской археологии на марксистские рельсы. Как и во всех предшествующих случаях, построение социализма не удалось, народ, как и везде, жить и трудиться в социалистическом обществе не хотел, требовалось принуждение и насилие, и труд получался гораздо менее производительным, чем при капитализме, а жизнь гораздо хуже. На деле социализм превращался в казарменно-феодальный строй.
Три основных ошибки были заложены в марксизме изначально: 1) марксизм игнорировал биологическую природу человека (отсутствие действенных стимулов для труда без частной собственности), 2) при социализме распределители благ непременно превращаются в новых эксплуататоров, и 3) в капитализме вместо напророченного обнищания рабочих происходит их обогащение. Таким образом, и марксистские цели оказывались утопией.
При советской власти археология страдала целым рядом пороков. Она вынуждена была подчиняться тоталитарному государству, диктатору-самодуру, подтверждать догмы марксизма и угождать сиюминутной коньюнктуре в политике этого государства. Многие несогласные и просто попавшие под горячую руку археологи были репрессированы – отправлены в лагеря или расстреляны.
С другой стороны, ради подтверждения идеологических догм государство интенсивно финансировало раскопки, а археологи умудрялись временами проводить и объективные исследования. В числе лидеров внедрения марксизма в археологию были не только бездарные идеологи с цитатниками, но и крупные и талантливые ученые – Арциховский, Равдоникас.
Не попавший в сферу влияния советской власти марксизм на Западе отличался от советского большой пестротой. Одни западные марксисты придерживались старых традиций социалдемократии – умеренности и слабой революционости, другие были более радикальны, развивали Марксову критику капитализма, но отвергали многие догмы советского марксизма – приоритет базиса над надстройкой, опору на рабочий класс как революционный и т. п. Немногие археологи на Западе, симпатизировавшие марксизму (Чайлд, Триггер, Кристиансен и др.) обычно придерживались социалдемократического марксизма, те, кто помоложе, — радикального «университетского» марксизма.
В пост-марксистских государствах на месте бывшего Советского Союза и стран Варшавского договора, несмотря на заметные тут повсюду компартии, в археологии марксизм сразу скукожился до мизерных объемов. Но в конкретных исследованиях результат многолетнего господства марксистской методологии и психологии всё еще заметен.
То же самое в археологии. Повторение марксистских догм на фоне недовольства низших слоев затрагивает лишь немногих археологов, но марксистская выучка и психология сказывается массово