Доска объявлений

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мальтинская культура

Мальтинская культура

Мальтинская культура, Мальтинско-буретинская культура – одна из самых ярких и прославленных палеолитических культур Восточной Сибири, расположенная в долине Ангары. Основные памятники – Мальтá (по которой культура названа), Буреть, Ачинская на Чулыме. Спорна принадлежность стоянок Красный Яр (верхний комплекс), Сосновый Бор, Федяево. Мальта была открыта в 1928 г. на р. Белой к западу от Байкала и до середины века обследовалась М. М. Герасимовым, знаменитым своими реконструкциями лица по черепу, а Буреть открыта в 1936 году в 12 км от Мальты на правом берегу Ангары А. П. Окладниковым, не менее знаменитым впоследствии организатором археологического изучения Сибири. Позднее, в 1950-е, Окладников объединил их в одну культуру.

Культура относится к средней поре верхнего палеолита. Ее датировали сначала 25 – 20 тыс. лет назад, затем сузили датировку — 23 – 21 тыс. л. н. Правда, одна радиоуглеродная датировка для Мальты указывает примерно на 14 750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Но последние исследования выявили, что «классическая» Мальта (слой 8) датируется 23 – 21 тыс. л. н., а в стоянке есть как более древние, так и более поздние комплексы. Дело в том, что Герасимов, когда копал Мальту, был еще неопытным археологом. Он не разобрался, что в Мальте несколько слоев (4 -6), и копал ее как однослойный памятник. Для Бурети радиоуглеродная дата – 21 190 лет назад (с доверительным интервалом в 190 лет в обе стороны).

 

karta

Это было время последнего, сартанского, оледенения, с суровыми условиями обитания: холодная тундростепь, места обитания мамонта. Обе стоянки были расположены на пути сезонных миграций северного оленя.

index

Изображение мамонта со стоянки Мальта.

По Герасимову, на стоянке Мальта раскопано 15 жилищ вдоль реки, размещенных группами и сооруженных из костей мамонта, а одно из жилищ построено из рогов оленей, и в его основании находится кольцо из плит известняка. Но часть жилищ сомнительна, вероятно, просто мерзлотные явления. а из рогов оленя жилище соорудить просто невозможно.

Среди остатков охотничьей добычи больше всего костей северного оленя, затем песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка и лошади.

Обнаружено погребение ребенка с богатым инвентарем – налобным обручем, бусами, нагрудной бляшкой с орнаментом, фигуркой летящей птицы, подвесками, кремневыми изделиями и браслетом. Могила облицована плитами камня и окрашена охрой. Она перекрыта плитой, на которую положен зуб мамонта. На самом деле там двойное погребение, дети разного возраста. Соотношение погебения со слоями путанное: дата по погребению моложе даты по перекрывающему слою.

 

1425850042_2

Захоронение мальчика на стоянке Мальта.

 

В Бурети обнаружено 4 жилища из костей мамонта, рогов северного оленя и черепов носорога. Охотничью добычу буретцев составляли носорог, мамонт, северный  олень, бизон и др. Окладников подметил сходство жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды носителей мальтинско-буретинской культуры с эскимосами XVII—XIX вв.

Для мальтинской культуры характерны кремневые орудия из ножевидных пластин, отделенных от призматических и конических нуклеусов; типы орудий: острия, ножи, проколки, резцы и скребки. Но никакой вкладышевой техники еще нет. Резцов много, и они разнообразны, что говорит о высоком уровне обработки кости.

Изобразительная и ителлектуальная деятельность.  Изготовлялись сибирские «палеолитические Венеры» — как обнаженные, так и в меховой одежде с капюшоном, а также фигурки животных, из них много водоплавающих птиц. Есть поделки с гравированными изображениями мамонта, змей, спиральным орнаментом , а также диадемы, браслеты, подвески, бусы.

venera-iz-maltyi

Палеолитическая Венера со стоянки Мальта.

 

 

maltafigurineshermitage

Женские статуэтки со стоянки Мальта.

1

Женские фигурки в меховой одежде со стоянки Буреть.

_03

Женские фигурки в меховой одежде со стоянки Буреть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любопытны плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами. Их сопоставляли с австралийскими чурингами, на которых ритмические узоры помогают повествователю мифа восстанавливать в памяти последовательность изложения. С плитами схожа трапецевидная пряжка, на внутренней поверхности которой изображено три змеи,  а с наружной – большая спираль из круглых ямок, по сторонам от которой еще несколько спиралей поменьше.

tmp2a6hkvmaltahermitageplateback

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. А. Фролов из Новосибирска предположил,  что ямки нанесены не произвольно, а по счету, и что если некоторые спирали объединить, то получается 365 — число дней в году, и можно уловить другие закономерности. Он сделал вывод, что перед нами календарь. Такие же ритмы он нашел на других вещицах из Мальты. Но пряжка восстановлена Герасимовым из фрагментов, и часть ямок тот нанес сам. Еще дальше пошел другой сибиряк – ученик Окладникова В. Е. Ларичев. На одном стержне он сосчитал насечки в группах и в результате пришел к выводу, что в них зафиксированы сложные астрономические наблюдения за звездами, что по этим числам мальтинцы палеолита вычисляли «синодический месяц», «драконический год» и цикл «большого Сароса» ради предсказания лунных и солнечные затмений. Все эти гипотезы никак нельзя верифицировать, и остальные археологи продолжают считать их фантазиями.

Сомнительно, чтобы точное количество дней в году было установлено так рано: у многих народов раньше вошел в обиход лунный год в 355 дней, из этнографии мы знаем, что солнечный год первобытные народы начинали не по астрономическим наблюдениям, а по важным хозяйственным событиям (сезонные миграции животных, перелеты птиц, нерест рыб и т. п.), а их регулярность неточна. Астрономические наблюдения и подсчеты вряд ли возможны без выделенного жречества и практики оперирования большими числами, которая в палеолите не имела реальной базы.

 

Связи культур. По опубликованным в 2013 г. результатам, мальчик из Мальты (калиброванная радиоуглеродная датировка —  ок. 24 тыс. лет назад) родственен европейцам и американским  индейцам, а не современному восточно-азиатскому населению. Его Y-хромосомная гаплогруппа – R, а это линия, ведущая и к современным европейцам, а митохондриальная гаплогруппа U та же, что у вымерших охотников и собирателей палеолита Европы. Ядерный геном мальчика совпадает с ДНК индейцев на 26 %, с ДНК европейцев на 34 % (больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37 %, с океанийскими — на 4 %.

buret

Палеолитические Венеры со стоянки Мальта.

buret3

Фигурка со стоянки Мальта.

 

 

 

 

 

 

 

buret2

Фигурки птиц в полете со стоянки Мальта.

 

Также и мальтинско-буретинские венеры, сделанные из бивня мамонта (их несколько десятков),  напоминают европейские – с  Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и не столь схоже центрально — и западноевропейские (Ориньяк, Гримальди, Виллендорф, Дольни Вестонице и др.). Но сибирские отличаются от всех меньшим подчеркиванием форм зрелой женщины, некоторые даже кажутся бесполыми. Есть покрытые сплошь продольными насечками, видимо, передающими меховую одежду. В отличие от европейских у них моделировано лицо – можно различить его черты. Как статуэтки использовались? Обычно они сужаются книзу – предполагается: для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Но в нижней части иногда просверлены отверстия, а это значит, что их подвешивали головой вниз на шее — как амулеты.

Некоторые сибирские археологи всё же выводят мальтинскую культуру из толбагинской культуры Забайкалья (Бурятия, Читинская область), датируемой 40 – 30 тыс. л. н., иногда и позже. Но большей частью археологи придерживаются мнения, что сейчас невозможно связать мальтинско-буретинсую культуру с какими-то предшествующими культурами, она непохожа и на соседние одновременные с ней культуры, нет и надежных связей и последующими. Даже поздние комплексы (21 — 19 тыс. л. н.), выявляемые ныне в ареале самой мальтинско-буретинской культуры, не находятся с ней в преемственной связи – это кто-то пришлый сменил ее здесь.

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015