Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мальтинская культура

Мальтинская культура

Мальтинская культура, Мальтинско-буретинская культура – одна из самых ярких и прославленных палеолитических культур Восточной Сибири, расположенная в долине Ангары. Основные памятники – Мальтá (по которой культура названа), Буреть, Ачинская на Чулыме. Спорна принадлежность стоянок Красный Яр (верхний комплекс), Сосновый Бор, Федяево. Мальта была открыта в 1928 г. на р. Белой к западу от Байкала и до середины века обследовалась М. М. Герасимовым, знаменитым своими реконструкциями лица по черепу, а Буреть открыта в 1936 году в 12 км от Мальты на правом берегу Ангары А. П. Окладниковым, не менее знаменитым впоследствии организатором археологического изучения Сибири. Позднее, в 1950-е, Окладников объединил их в одну культуру.

Культура относится к средней поре верхнего палеолита. Ее датировали сначала 25 – 20 тыс. лет назад, затем сузили датировку — 23 – 21 тыс. л. н. Правда, одна радиоуглеродная датировка для Мальты указывает примерно на 14 750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Но последние исследования выявили, что «классическая» Мальта (слой 8) датируется 23 – 21 тыс. л. н., а в стоянке есть как более древние, так и более поздние комплексы. Дело в том, что Герасимов, когда копал Мальту, был еще неопытным археологом. Он не разобрался, что в Мальте несколько слоев (4 -6), и копал ее как однослойный памятник. Для Бурети радиоуглеродная дата – 21 190 лет назад (с доверительным интервалом в 190 лет в обе стороны).

 

karta

Это было время последнего, сартанского, оледенения, с суровыми условиями обитания: холодная тундростепь, места обитания мамонта. Обе стоянки были расположены на пути сезонных миграций северного оленя.

index

Изображение мамонта со стоянки Мальта.

По Герасимову, на стоянке Мальта раскопано 15 жилищ вдоль реки, размещенных группами и сооруженных из костей мамонта, а одно из жилищ построено из рогов оленей, и в его основании находится кольцо из плит известняка. Но часть жилищ сомнительна, вероятно, просто мерзлотные явления. а из рогов оленя жилище соорудить просто невозможно.

Среди остатков охотничьей добычи больше всего костей северного оленя, затем песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка и лошади.

Обнаружено погребение ребенка с богатым инвентарем – налобным обручем, бусами, нагрудной бляшкой с орнаментом, фигуркой летящей птицы, подвесками, кремневыми изделиями и браслетом. Могила облицована плитами камня и окрашена охрой. Она перекрыта плитой, на которую положен зуб мамонта. На самом деле там двойное погребение, дети разного возраста. Соотношение погебения со слоями путанное: дата по погребению моложе даты по перекрывающему слою.

 

1425850042_2

Захоронение мальчика на стоянке Мальта.

 

В Бурети обнаружено 4 жилища из костей мамонта, рогов северного оленя и черепов носорога. Охотничью добычу буретцев составляли носорог, мамонт, северный  олень, бизон и др. Окладников подметил сходство жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды носителей мальтинско-буретинской культуры с эскимосами XVII—XIX вв.

Для мальтинской культуры характерны кремневые орудия из ножевидных пластин, отделенных от призматических и конических нуклеусов; типы орудий: острия, ножи, проколки, резцы и скребки. Но никакой вкладышевой техники еще нет. Резцов много, и они разнообразны, что говорит о высоком уровне обработки кости.

Изобразительная и ителлектуальная деятельность.  Изготовлялись сибирские «палеолитические Венеры» — как обнаженные, так и в меховой одежде с капюшоном, а также фигурки животных, из них много водоплавающих птиц. Есть поделки с гравированными изображениями мамонта, змей, спиральным орнаментом , а также диадемы, браслеты, подвески, бусы.

venera-iz-maltyi

Палеолитическая Венера со стоянки Мальта.

 

 

maltafigurineshermitage

Женские статуэтки со стоянки Мальта.

1

Женские фигурки в меховой одежде со стоянки Буреть.

_03

Женские фигурки в меховой одежде со стоянки Буреть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любопытны плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами. Их сопоставляли с австралийскими чурингами, на которых ритмические узоры помогают повествователю мифа восстанавливать в памяти последовательность изложения. С плитами схожа трапецевидная пряжка, на внутренней поверхности которой изображено три змеи,  а с наружной – большая спираль из круглых ямок, по сторонам от которой еще несколько спиралей поменьше.

tmp2a6hkvmaltahermitageplateback

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. А. Фролов из Новосибирска предположил,  что ямки нанесены не произвольно, а по счету, и что если некоторые спирали объединить, то получается 365 — число дней в году, и можно уловить другие закономерности. Он сделал вывод, что перед нами календарь. Такие же ритмы он нашел на других вещицах из Мальты. Но пряжка восстановлена Герасимовым из фрагментов, и часть ямок тот нанес сам. Еще дальше пошел другой сибиряк – ученик Окладникова В. Е. Ларичев. На одном стержне он сосчитал насечки в группах и в результате пришел к выводу, что в них зафиксированы сложные астрономические наблюдения за звездами, что по этим числам мальтинцы палеолита вычисляли «синодический месяц», «драконический год» и цикл «большого Сароса» ради предсказания лунных и солнечные затмений. Все эти гипотезы никак нельзя верифицировать, и остальные археологи продолжают считать их фантазиями.

Сомнительно, чтобы точное количество дней в году было установлено так рано: у многих народов раньше вошел в обиход лунный год в 355 дней, из этнографии мы знаем, что солнечный год первобытные народы начинали не по астрономическим наблюдениям, а по важным хозяйственным событиям (сезонные миграции животных, перелеты птиц, нерест рыб и т. п.), а их регулярность неточна. Астрономические наблюдения и подсчеты вряд ли возможны без выделенного жречества и практики оперирования большими числами, которая в палеолите не имела реальной базы.

 

Связи культур. По опубликованным в 2013 г. результатам, мальчик из Мальты (калиброванная радиоуглеродная датировка —  ок. 24 тыс. лет назад) родственен европейцам и американским  индейцам, а не современному восточно-азиатскому населению. Его Y-хромосомная гаплогруппа – R, а это линия, ведущая и к современным европейцам, а митохондриальная гаплогруппа U та же, что у вымерших охотников и собирателей палеолита Европы. Ядерный геном мальчика совпадает с ДНК индейцев на 26 %, с ДНК европейцев на 34 % (больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37 %, с океанийскими — на 4 %.

buret

Палеолитические Венеры со стоянки Мальта.

buret3

Фигурка со стоянки Мальта.

 

 

 

 

 

 

 

buret2

Фигурки птиц в полете со стоянки Мальта.

 

Также и мальтинско-буретинские венеры, сделанные из бивня мамонта (их несколько десятков),  напоминают европейские – с  Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и не столь схоже центрально — и западноевропейские (Ориньяк, Гримальди, Виллендорф, Дольни Вестонице и др.). Но сибирские отличаются от всех меньшим подчеркиванием форм зрелой женщины, некоторые даже кажутся бесполыми. Есть покрытые сплошь продольными насечками, видимо, передающими меховую одежду. В отличие от европейских у них моделировано лицо – можно различить его черты. Как статуэтки использовались? Обычно они сужаются книзу – предполагается: для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Но в нижней части иногда просверлены отверстия, а это значит, что их подвешивали головой вниз на шее — как амулеты.

Некоторые сибирские археологи всё же выводят мальтинскую культуру из толбагинской культуры Забайкалья (Бурятия, Читинская область), датируемой 40 – 30 тыс. л. н., иногда и позже. Но большей частью археологи придерживаются мнения, что сейчас невозможно связать мальтинско-буретинсую культуру с какими-то предшествующими культурами, она непохожа и на соседние одновременные с ней культуры, нет и надежных связей и последующими. Даже поздние комплексы (21 — 19 тыс. л. н.), выявляемые ныне в ареале самой мальтинско-буретинской культуры, не находятся с ней в преемственной связи – это кто-то пришлый сменил ее здесь.

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015