Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мальтинская культура

Мальтинская культура

Мальтинская культура, Мальтинско-буретинская культура – одна из самых ярких и прославленных палеолитических культур Восточной Сибири, расположенная в долине Ангары. Основные памятники – Мальтá (по которой культура названа), Буреть, Ачинская на Чулыме. Спорна принадлежность стоянок Красный Яр (верхний комплекс), Сосновый Бор, Федяево. Мальта была открыта в 1928 г. на р. Белой к западу от Байкала и до середины века обследовалась М. М. Герасимовым, знаменитым своими реконструкциями лица по черепу, а Буреть открыта в 1936 году в 12 км от Мальты на правом берегу Ангары А. П. Окладниковым, не менее знаменитым впоследствии организатором археологического изучения Сибири. Позднее, в 1950-е, Окладников объединил их в одну культуру.

Культура относится к средней поре верхнего палеолита. Ее датировали сначала 25 – 20 тыс. лет назад, затем сузили датировку — 23 – 21 тыс. л. н. Правда, одна радиоуглеродная датировка для Мальты указывает примерно на 14 750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Но последние исследования выявили, что «классическая» Мальта (слой 8) датируется 23 – 21 тыс. л. н., а в стоянке есть как более древние, так и более поздние комплексы. Дело в том, что Герасимов, когда копал Мальту, был еще неопытным археологом. Он не разобрался, что в Мальте несколько слоев (4 -6), и копал ее как однослойный памятник. Для Бурети радиоуглеродная дата – 21 190 лет назад (с доверительным интервалом в 190 лет в обе стороны).

 

karta

Это было время последнего, сартанского, оледенения, с суровыми условиями обитания: холодная тундростепь, места обитания мамонта. Обе стоянки были расположены на пути сезонных миграций северного оленя.

index

Изображение мамонта со стоянки Мальта.

По Герасимову, на стоянке Мальта раскопано 15 жилищ вдоль реки, размещенных группами и сооруженных из костей мамонта, а одно из жилищ построено из рогов оленей, и в его основании находится кольцо из плит известняка. Но часть жилищ сомнительна, вероятно, просто мерзлотные явления. а из рогов оленя жилище соорудить просто невозможно.

Среди остатков охотничьей добычи больше всего костей северного оленя, затем песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка и лошади.

Обнаружено погребение ребенка с богатым инвентарем – налобным обручем, бусами, нагрудной бляшкой с орнаментом, фигуркой летящей птицы, подвесками, кремневыми изделиями и браслетом. Могила облицована плитами камня и окрашена охрой. Она перекрыта плитой, на которую положен зуб мамонта. На самом деле там двойное погребение, дети разного возраста. Соотношение погебения со слоями путанное: дата по погребению моложе даты по перекрывающему слою.

 

1425850042_2

Захоронение мальчика на стоянке Мальта.

 

В Бурети обнаружено 4 жилища из костей мамонта, рогов северного оленя и черепов носорога. Охотничью добычу буретцев составляли носорог, мамонт, северный  олень, бизон и др. Окладников подметил сходство жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды носителей мальтинско-буретинской культуры с эскимосами XVII—XIX вв.

Для мальтинской культуры характерны кремневые орудия из ножевидных пластин, отделенных от призматических и конических нуклеусов; типы орудий: острия, ножи, проколки, резцы и скребки. Но никакой вкладышевой техники еще нет. Резцов много, и они разнообразны, что говорит о высоком уровне обработки кости.

Изобразительная и ителлектуальная деятельность.  Изготовлялись сибирские «палеолитические Венеры» — как обнаженные, так и в меховой одежде с капюшоном, а также фигурки животных, из них много водоплавающих птиц. Есть поделки с гравированными изображениями мамонта, змей, спиральным орнаментом , а также диадемы, браслеты, подвески, бусы.

venera-iz-maltyi

Палеолитическая Венера со стоянки Мальта.

 

 

maltafigurineshermitage

Женские статуэтки со стоянки Мальта.

1

Женские фигурки в меховой одежде со стоянки Буреть.

_03

Женские фигурки в меховой одежде со стоянки Буреть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любопытны плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами. Их сопоставляли с австралийскими чурингами, на которых ритмические узоры помогают повествователю мифа восстанавливать в памяти последовательность изложения. С плитами схожа трапецевидная пряжка, на внутренней поверхности которой изображено три змеи,  а с наружной – большая спираль из круглых ямок, по сторонам от которой еще несколько спиралей поменьше.

tmp2a6hkvmaltahermitageplateback

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. А. Фролов из Новосибирска предположил,  что ямки нанесены не произвольно, а по счету, и что если некоторые спирали объединить, то получается 365 — число дней в году, и можно уловить другие закономерности. Он сделал вывод, что перед нами календарь. Такие же ритмы он нашел на других вещицах из Мальты. Но пряжка восстановлена Герасимовым из фрагментов, и часть ямок тот нанес сам. Еще дальше пошел другой сибиряк – ученик Окладникова В. Е. Ларичев. На одном стержне он сосчитал насечки в группах и в результате пришел к выводу, что в них зафиксированы сложные астрономические наблюдения за звездами, что по этим числам мальтинцы палеолита вычисляли «синодический месяц», «драконический год» и цикл «большого Сароса» ради предсказания лунных и солнечные затмений. Все эти гипотезы никак нельзя верифицировать, и остальные археологи продолжают считать их фантазиями.

Сомнительно, чтобы точное количество дней в году было установлено так рано: у многих народов раньше вошел в обиход лунный год в 355 дней, из этнографии мы знаем, что солнечный год первобытные народы начинали не по астрономическим наблюдениям, а по важным хозяйственным событиям (сезонные миграции животных, перелеты птиц, нерест рыб и т. п.), а их регулярность неточна. Астрономические наблюдения и подсчеты вряд ли возможны без выделенного жречества и практики оперирования большими числами, которая в палеолите не имела реальной базы.

 

Связи культур. По опубликованным в 2013 г. результатам, мальчик из Мальты (калиброванная радиоуглеродная датировка —  ок. 24 тыс. лет назад) родственен европейцам и американским  индейцам, а не современному восточно-азиатскому населению. Его Y-хромосомная гаплогруппа – R, а это линия, ведущая и к современным европейцам, а митохондриальная гаплогруппа U та же, что у вымерших охотников и собирателей палеолита Европы. Ядерный геном мальчика совпадает с ДНК индейцев на 26 %, с ДНК европейцев на 34 % (больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37 %, с океанийскими — на 4 %.

buret

Палеолитические Венеры со стоянки Мальта.

buret3

Фигурка со стоянки Мальта.

 

 

 

 

 

 

 

buret2

Фигурки птиц в полете со стоянки Мальта.

 

Также и мальтинско-буретинские венеры, сделанные из бивня мамонта (их несколько десятков),  напоминают европейские – с  Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и не столь схоже центрально — и западноевропейские (Ориньяк, Гримальди, Виллендорф, Дольни Вестонице и др.). Но сибирские отличаются от всех меньшим подчеркиванием форм зрелой женщины, некоторые даже кажутся бесполыми. Есть покрытые сплошь продольными насечками, видимо, передающими меховую одежду. В отличие от европейских у них моделировано лицо – можно различить его черты. Как статуэтки использовались? Обычно они сужаются книзу – предполагается: для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Но в нижней части иногда просверлены отверстия, а это значит, что их подвешивали головой вниз на шее — как амулеты.

Некоторые сибирские археологи всё же выводят мальтинскую культуру из толбагинской культуры Забайкалья (Бурятия, Читинская область), датируемой 40 – 30 тыс. л. н., иногда и позже. Но большей частью археологи придерживаются мнения, что сейчас невозможно связать мальтинско-буретинсую культуру с какими-то предшествующими культурами, она непохожа и на соседние одновременные с ней культуры, нет и надежных связей и последующими. Даже поздние комплексы (21 — 19 тыс. л. н.), выявляемые ныне в ареале самой мальтинско-буретинской культуры, не находятся с ней в преемственной связи – это кто-то пришлый сменил ее здесь.

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015