Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Мешоковская культура

Мешоковская культура

Мешоковская культура (по исследованиям открывателей А. Д. Столяра и А. А. Формозова), домайкопская, предмайкопская, протомайкопская культура (по А. А. Нехаеву, С. Н. Кореневскому и Н. Г. Ловпаче), культура накольчатой жемчужной керамики (англ. Pricked Pearls Pottery culture) (по С. Н. Кореневскому), дарквети-мешоковская культура (по В. А. Трифонову), энеолитическая культура Западного Кавказа (по С. М. Осташинскому) — археологическая культура эпохи позднего энеолита (середина и вторая половина V – начало IV тыс. до н. э.) Западного Кавказа (Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край). Радиоуглеродные даты согласуются с артефактами, типичными для этого времени: крестовидные навершия булавы из Мешоко и так наз. зооморфный (конеголовый) скипетр из Ясеновой Поляны.

Название, как видим, не устоялось. До середины 80-х годов XX в. мешоковская культура не выделялась из майкопской культуры, и А. Д. Столяр с А. А. Формозовым не считали ее отдельной культурой. Поэтому мешоковской ее обычно de jure и не зовут. Название «культура накольчатой жемчужной керамики» не соответствует стандарту (называть по первому типичному памятнику), громоздко и страшно неудобно в русском языке – от него невозможно образовать прилагательное (да в ранних слоях Мешоко и нет такой керамики). Таково же и название Осташинского. Присоединение Дарквети основано на полном объединении с памятниками Грузии – это пока остается частным мнением Трифонова. Домайкопской и предмайкопской называть ее можно, лишь если заведомо принимать ее полное стратиграфическое опережение, что под вопросом, а кроме того странно определять культуру по другой культуре. Поэтому название по Мешоко остается наиболее резонным.

Изучение памятников этой культуры началось с исследований А. Д. Столяра и А. А. Формозова 1957 – 1964 гг. в Адыгее в бассейнах рек Фарс и Белая, и Мешоко было главным их объектом. Поселение Ясеновая Поляна на реке Фарс изучалось  П. А. Дитлером в 1962 – 66 гг. а в 1963—1965 годах А. П. Руничем была обследована стоянка Замок близ Минеральных Вод.

Все эти памятники относились к майкопской культуре, которую тогда считали энеолитической. Еще в 1963 г. Столяр отделил в Мешоко новосвободненские слои от майкопских, а более развернуто разделили их на две культуры В. А. Сафронов и Н. А. Николаева в середине 1970-х (по-иному это проделал А. Д. Резепкин после 2000 г.). Когда же в 1981 году А. А. Нехаев открыл уже на равнине поселение Свободное, заметно отличное от майкопской культуры, а на Тереке было открыто поселение Галюгаевское 1, принадлежащее к собственно майкопской культуре (материал аналогичен Майкопскому кургану), тогда Свободное, Мешоко и другие памятники с накольчатой и жемчужной керамикой были отнесены к предмайкопской эпохе, а майкопские и новосвободненские памятники отнесли к раннебронзовому веку.

 

karta

Карта энеолитических памятников Кавказа (из книги Е. А. Черленок «Археология Кавказа»)

 

В 2000 г. и позже Д. А. Резепкин, развивая свою концепцию о самостоятельных и почти одновременных майкопской и новосвободненской культурах, обязанных пришлому компоненту (майкопская с юга, новосвободненская с севера), исследовал материал Мешоко, Ясеневой Поляны и других памятников и пришел к выводу, что в них нет ни майкопских, ни новосовободненских слоев, а что это отдельная культура.

По керамике с основными энеолитическими  слоями Мешоко схожи другие энеолитические памятники Северо-Западного Кавказа (к северу от Главного хребта), их и есть смысл объединять в мешоковскую культуру. Но по каменному инвентарю с ними схожи и другие группы энеолитических памятников Кавказа – Дарквети (в Грузии) и Одиши (в Колхиде). На этом и основано предложение Трифонова (2001) объединить две из них под именем дарквети-мешоко.

Поселения предмайкопского энеолита долговременные, и все они укреплены. В горах использовались неприступные места, на равнине – мысы на берегу реки,  а со стороны, где к поселению есть доступ, возводилась стена из камня или вал и ров. Жилища строились вдоль укреплений, а внутри поселения оставалось пространство для скота. Это были турлучные дома (плетенка плюс глина), глиной обмазан и пол. В гротах применялся и камень. Очаги делались из плит известняка или глины (из конусовидных и яйцевидных блоков).

Хозяйство. Стадо состояло из крупного рогатого скота и свиней (последних особенно много в самом Мешоко), а мелкого рогатого скота было меньше  (но в стоянках  близ моря больше как раз мелкого рогатого скота). Лошадей не держали, зато была собака и, возможно, кошка. Охота и рыбная ловля пополняли животную пищу, как и ловля черепах и моллюсков.

Мотыжное земледелие засвидетельствовано зернотёрками и костяными мотыжками. Кое-где в ареале данной культуры прослежены земледельческие террасы 4400—3500 гг. до н. э., т. е. времени этой культуры.

Глиняные и каменные пряслица говорят о ткачестве, а привозной обсидиан из Закавказья, сердолик и морские раковины – о  торговых связях. Источники меди располагались в Закавказье и южнее (по Е. Н. Черныху), на Балканах (по Е. И. Черлёнку). В начале культуры изделия были привозными, в конце появились собственные глиняные льячки и шлак. Уже майкопский металл (по Н. В. Рындиной и И. Г. Равич) – точно местный (с примесью урана).

Керамика лепная из неотмученной глины, с отощающими примесями. Она двух сортов: тонкая лощеная с мелкотолченой минеральной примесью и грубая с крупной минеральной примесью. Сосуды – без ручек круглодонные и остродонные, с уплощенным дном. Круглодонные сосуды ставились на  переносные глиняные мангалы, остродонные углублялись в пепел и угли. Плоскодонные сосуды и сосуды с ручками возникают только на позднем этапе. Формы керамики разнообразны: горшочки, кружки, плошки, цедилки (видимо, для изготовления сыра). Орнамент на плечиках встречается в виде жемчужин, то есть выпуклин, продавленных изнутри (это основной),  налепными валиками (гладкими и с защипами), сосцевидными налепами, а бывает прочерченный или накольчатый  или оттиснутый штампиком. Иногда поверхность лощеная или покрашена в тёмно-бурый цвет. Те археологи, которые считают накол и «жемчужины» отличительными чертами этой керамики, именуют по ее названию и всю культуру. Из глины делались также схематичные фигурки людей и животных, бусы (или грузила для лески) и пряслица.

Двусортность керамики с концентрацией одного сорта в нижних слоях, а другого в верхних требует разделения культуры по слоям, но об этом дальше.

 

new-2

Предметы мешоковской культуры (из книги Е. А. Черленок «Археология Кавказа»).

 

Орудия в основном из кремня и реже обсидиана. Это скребки, крупные вкладыши для серпов и микролиты (мелкие вкладыши для инструментов). Треугольные  наконечники стрел с прямым или слабовогнутым основанием, кое-где  с черешком. Позже появились асимметричные треугольники с сильновогнутым основанием, оставляющим два шипа по краям, напоминающие новосвободненские. Их толкуют как военные наконечники. Изредка встречаются кремнёвые топоры. В поздних слоях кремня стало очень мало.

new-3

Каменный топорик с горы Шахан около станицы Новосвободной.

new-4

Фрагмент сланцевого браслета. Поселение Ясеновая Поляна, Адыгея.

Шлифованные орудия из серпентинита, сланца и других пород мягкого камня — это клиновидные топоры и тёсла, а главное – отличительные для этой культуры браслеты, массивные или плоские, иногда глиняные (есть подозрение, что это не браслеты, а подставки под сосуды).  Найден обломок так называемого конеголового скипетра (о таких высказывалось и обосновывалось суждение, что это не конеголовые и не скипетры).

Из кости делались основы для вкладышевых серпов и гарпунов, проколки, рыболовные крючки, лощила для керамики, ложки, игральные кости, бусы. Многочисленны подвески из клыков кабана, расщеплённых на пластины. Из зубов оленя делали каплевидные подвески (их также имитировали в кости).

Металла мало. В ранних слоях только шилья, бусинки, пара маленьких колечек (в самом Мешоко в ранних слоях металла практически нет). В поздних слоях чуть побольше: кроме шильев, височное кольцо, бесчеренковый ножик, долотце. Из золотой проволоки одно височное кольцо.

Погребений обнаружены считанные единицы. Могилы тесные, обложенные и перекрытые камнями. Устраивались (в пещере) и под полом жилища, но есть и под курганом. Покойник сильно (иногда не сильно) скорчен, с одной рукой вдоль тела, второй у лица. На спине или на боку (на котором, – не установлено). Ориентирован головой на юго-запад или на запад. Охрой не посыпан. Одна находка – череп в сосуде. Инвентарь немногочисленный. Погребение, кажется, раскопано только в Унакозово.

Происхождение. Местные памятники неолита и раннего энеолита не изучены, хотя есть предположение (Трифонова), что в неолите западный Кавказ вообще не был заселен из-за неблагоприятных природных условий. Так что население пришлое. Трифонов даже объединил грузинский энеолит Дарквети с культурой Мешоко в одну культуру под одним названием.

Западным окраинным памятникам мешоковской культуры находят аналогии южнее: схожие черты (орнаментация керамики, каменные браслеты) отмечают в синхронных энеолитических поселениях гребенчатой керамики бассейна Терека (Агубеково) и в поселениях Западной Грузии (Дарквети).

Но другие исследователи больше связывают происхождение предмайкопской культуры со степными раннеэнеолитическими культурами: поздней  азово-днепровской культурой (5200—4800 л. до н.э.), древнейшей среднестоговской (с 5340 л. до н.э.), Мариупольским могильником (5300 л. до н.э.), хвалынскими памятниками Поволжья (5000—4600 л. до н.э.). Этот предмешоковский период по хронологии совпадает с Трипольем A. Наиболее ранний пример влияния степных культур на Северном Кавказе видят в ранненеолитическом Нальчикском могильнике (5100—4400 гг. до н.э.), которому синхронны поселения бассейна Терека (Агубеково и др.).

Новую струю влил в эти споры А. Г. Козинцев (2016). Применив статистику, он установил в Мешоко и Ясеновой Поляне два культурных компонента. Это раньше отмечали и Столяр, и Формозов, и Резепкин, и Осташинский, но не придали этому решающего значения в культурном определении памятника. В ранних энеолитических слоях преобладала лощеная керамика ближневосточного типа с налепным криволинейным орнаментом, а к верхним энеолитическим слоям возобладала керамика более грубая, с накольчатым и жемчужным орнаментом. С первой сочетался бедный и невыразительный кремневый инвентарь, а при второй, более поздней, кремневая индустрия была богатой и разнообразной. Только эта поздняя может называться культурой накольчатой и жемчужной керамики, местные или близкие истоки которой обсуждаются. А ранняя культура – тех, кто и возвел крепости, — скорее ближневосточная по происхождению. Крепости ее носители возводили на Западе Кавказа именно потому, что обосновывались в чужой стране. С нею схожа керамика Великента в Дагестане (спиральный налепной орнамент, светлая поверхность), но там она позже – IV тыс. до н. э.

Вопрос о судьбах предмайкопской культуры и ее соотношениях с современными ей и позднейшими  культурами не менее сложен и спорен, чем вопрос о происхождении. На южном склоне Главного Кавказского хребта предмайкопская культура занимала часть территории Абхазии, а под конец влияние прибрежной культуры усилилось, и затем она захватила эти территории.

В равнинной части (Свободное), прослеживается, наоборот, влияние с северо-запада, со стороны степных культур предъямного энеолита.

В своем раннем периоде рассматриваемая культура одновременна концу Триполья BI и Триполью BI/BII, новоданиловской культуре, древнейшим курганам юга Восточной Европы. На Ближнем Востоке это поздний период убейдской культуры.

Развитая и поздняя мешоковская культура сосуществует с майкопской культурой и новосвободненской культурами (3900—2900/2800 гг. до н. э.). По заключению Кореневского, ареал культуры жемчужной и накольчатой керамики совпадает с ареалом новосвободненской культуры. Исходя из этого, Кореневский рисует общий расклад так:  в равнинной своей части майкопская культура просуществовала до своего замещения северокавказской культурой, а в горной части ареала была задолго до этого замещена новосвободненской культурой. А та вобрала в себя культуру жемчужной и накольчатой керамики и была сменена дольменной культурой. Но предмайкопский субстрат (культуры жемчужной и накольчатой керамики, мешоковский), считает он, ощущается не только в новосвободненской культуре, но и в дольменной.

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015