Мустье
Мустье, мустьерская культура – археологическая культура среднего палеолита, выделенная впервые во Франции Габриэлем Мортилье в 60-е годы XIX века и названная по пещере Ле Мустье (Le Moustier), тогда понималась как эпоха в эволюционном развитии материальной культуры всего человечества. Позже деятельность аббата Брейля и других антиэволюционистов сняла с мустье эту распространенность, и культура эта стала пониматься как видное, но частное образование в рамках среднего палеолита. Ныне понимается скорее как вариант среднего палеолита. По французской схеме, мустьерской культуре или эпохе отводилось на геологической шкале начало последнего большого оледенения (вюрмского – WI или висленского), но сейчас выяснено, что мустье занимает и предшествующее рисс.-вюрмское межледниковье и даже начинается во время рисского (заальского) оледенения.
Таким образом, появляется мустье примерно 250/300 тыс. лет назад (а не 150 -100, как пишут во многих справочниках) и исчезает 35 / 30 тыс. лет назад, совпадая с неандертальским подвидом человечества. Сменяет предшествующую ашёльскую культуру (нижний или древний палеолит), ассоциируемую с гейдельбергским человеком (Homo sapiens archaic) и сменяется верхнепалеолитическими культурами ориньяк (ассоциируется c кроманьонцем) и шательперрон (с неандертальцем, хотя есть и сомнения — поздних неандертальцев находят и с верхнепалеолитическими орудиями).
Средний палеолит (мустье) отличался от нижнего тем, что функция заготовок каменных орудий была перенесена с ядрища (нуклеуса) на отщепы, с него скалывавшиеся. Нуклеус в это время имел дисковидную форму, ударные площадки располагались по его краям, а из широких отщепов («на отщепах», как выражаются археологи) изготавливались скребла и треугольные остроконечникия. Комплекс мустье наиболее типичен для среднего палеолита, но не исчерпывает его: наряду с мустьерской существовали и другие индустрии: микок, атер. Мустьерские стоянки распространены сплошной полосой от Иберийского полуострова до Южной Сибири и Монголии, но их нет в Африке к югу от Сахары, нет в Индии и Восточной Азии.
Еще один француз Франсуа Борд в середине и второй половине ХХ века выделил в мустье провинции Перигор (юго-западной Франции) четыре варианта, которые он счел общностями типа культур – локальными образованиями, но подвижными и поэтому сбившими свои границы. Эти варианты следующие:
Типичное мустье: основные орудия – скрёбла и остроконечники, применяется техника леваллуа (черепаховидные нуклеусы).
Мустье с ашёльской традицией: вначале еще много рубил, как в ашеле, а среди отщепов некоторые обрабатываются как бифасы – с двух сторон. Позже доля скрёбел сокращается, а увеличивается доля зубчатых орудий и орудий из верхнепалеолитического репертуара.
Зубчатое мустье: мало скрёбел, остроконечников совсем нет, зато много зубчато-выемчатых орудий.
Шарантское мустье разделено на две фации: кина – с обилием скрёбел и выемчатых изделий, и ферраси – с леваллуазской техникой, позволявшей получать тонкие удлиненные заготовки (нуклеус подготавливался к сколу так, что дополнительной обработки не требовалось).
Все четыре варианта широко представлены в Европе. Л. Бинфорд, основоположник «новой археологии», объявил эти четыре фации мустье разными «позами» одной культуры, зависящими от ее проявлений в разных условиях. Российские археологи сочли их разными «путями развития», а зубчатое мустье — совокупностью памятников с обилием поврежденных орудий.
Обнаружены и другие варианты мустье: в Южной Франции и Испании васкон – мустье с отщепами, обработанными как нижнепалеолитические кливеры; в Италии — мустье понтийского типа, с орудиями изготовленными из мелких галек. Во многих местностях продолжали существовать микокские индустрии с удлиненными копьевидными рубилами. На основе микока на обширных территориях Центральной и Восточной Европы образовались мустьерские индустрии с двусторонне обработанными листовидными наконечниками, рубилами микокского типа и листовидными двусторонне обработанными ножами.
На территории России, Украины и Молдавии в мустьерское время были свободные от ледника пространства, В этих местах (в Поднестровье, Поднепровье, в Крыму, в Нижнем Поволжье, на Дону, на Кавказе, даже на Урале и Северо-Вотсоке) обнаружено много мустьерских стоянок – типичного мустье, зубчатого мустье и др. В Сибири мустьерские памятники разбросаны по всей Южной Сибири. В Юго-Западной Азии ябрудская культура (названная по городу Ябруд в Сирии) рассматривается и как особый вариант мустье.
Жили мустьерцы в хижинах под открытым небом и в пещерах. Впервые для человечества появляются погребения в специально сооруженных ямах, тела в них вытянутые и скорченные. Есть одиночные, парные и тройные погребения. Кое-где есть и сопровождающий инвентарь (орудия, кости, кусочки охры). В одной яме захоронен медведь. Есть «медвежьи пещеры» — со следами особого отношения человека к медведю (культового почитания медведя), большинство из которых ныне трактуется специалистами как пещеры с попеременным обитанием медведя и человека.
Как правило, мустьерские люди — это неандертальцы, лишь иногда в самых поздних памятниках с мустьерской индустрией выступают и ранние Homo (те, кого мы привыкли называть кроманьонцами).