Генофонд.рф /
Словарик /
Мадленская культура
Мадленская культура
Мадленская культура (культура мадлен, франц. Magdaleine, мадленская – франц. мадленьен Magdalénien) — культура верхнего или позднего палеолита; была распространена в Западной Европе — на территории Испании, Франции, Бельгии, Швейцарии и Германии. Названа по пещере Ла Мадлен (La Magdaleine). Возраст: 18/17 – 11,5 тыс. лет тому назад или 16/15 – 9,5 тыс. лет до н. э. То есть существовала эта культура около шести тысяч лет — по нынешним масштабам огромный срок. Это мадленская культура в узком смысле, которую выделил Габриэль де Мортилье в 60-е годы XIX века. Но под ней он понимал эпоху в развитии человечества. И сейчас иногда (но всё реже) в представлении некоторых авторов мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья и называется мадленской эпохой. При этом мадленская культура в Западной и Центральной Европе, еще близкая культуре Франции и Испании, иногда называется «восточный мадлен», а уже Восточная Европа сюда не включается. Но, по другому пониманию, Восточный мадлен — это Польша с заходом на Русскую равнину (памятники (Десны). Всё дело в том, что внутри мадленской общности велика вариабельность (в том числе и в самой Фпанции), а по мере удаления от Франции отклонения возрастают.
Ареал культуры мадлен.
Время мадлен — это вторая половина последнего (вюрмского или вислинского) оледенения, когда после некоторого отступания ледник, накрывавший щитом северную Европу, надвинулся на нее в последний раз. Соответственно климат, испытавший некоторое потепление в свободной от льда части Европы (тогда в Европе существовали культуры шательперрон, граветт, ориньяк и солютре), снова посуровел, и климатические зоны сдвинулись к югу. Суровость климата достигла наибольших для вюрмского оледенения значений, а затем началось постепенное отступание ледника. В приледниковой тундре, покрывавшей тогда значительную часть Европы, паслись мамонты и шерстистые носороги, в дальше к югу в степях бродили стада копытных – бизонов и лошадей. С отступанием ледника мамонты теряли свои пастбища и вымирали. Мадленская культура демонстрирует приспособление к этим суровым условиям существования. Мадленцы сначала охотились на мамонта, а затем, после его вымирания, переключились на северного оленя, дикую лошадь и другие виды крупных животных.
Гарпуны эпохи мадлен (Автор: Didier Descouens — CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21711771)
Мадленская кремневая индустрия резко отличается от предшествующей солютрейской. Там господствовала плоскостная отжимная ретушь, а мадленцы использовали более грубую технику — в основном ретушь краевую. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки и скребки. На долгом протяжении культура мадлен изменялась. Вначале было много скреблышек – небольших отщепов с крутой ретушью по краю, потом появились резцы «в виде клюва попугая», а под конец появляются геометрические микролиты – мелкие орудия из камня, служившие вкладышами в костяные рукояти и деревянные древка. Это уже прообраз техники грядущего мезолита.
Жилище культуры мадлен (Пенсеван, автор реконструкции А. Леруа-Гуран )
Для мадлена характерна обработка кости и рога: копьеметалки, одно- и двухрядные гарпуны (служившие скорее для охоты на северных оленей, чем для рыбной ловли), роговые наконечники, орудия из рога северного оленя, получившие название «жезла начальника» — стержни с отверстиями (то ли символы власти, то ли орудия для выпрямления древков копий), иглы, шилья.
Жили мадленцы в наземных жилищах из костей и шкур типа чума, недавно служившего жилищем у северных народностей (эскимосов и др.), а пещеры использовали как святилища. Подобно этим народностям, мадленцы вели подвижный образ жизни – часто передвигались следом за стадами северных оленей. Выдвигалась даже гипотеза, что нынешние лопари севера Скандинавии – это остатки отступивших следом за стадами северных оленей на север мадленцев.
Бизон (World Imaging photographed at Musee des Antiquites Nationales)
Мадленское население оставило великолепное пещерное искусство и художественные изделия из кости, среди которых объемные фигуры людей и животных, остроконечники с тонкой отделкой, личные украшения в виде перфорированных морских раковин и зубов животных (вероятно, бусы). Стены пещер, которые посещали мадленцы, например пещер Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании, расписаны чрезвычайно реалистически гравированными рисунками и красочными изображениями животных — бизонов, лошадей, оленей. В пещере Тюк д’Одубер громоздятся глиняные скульптуры бизонов. Это монументальное искусство. Существовали у мадленцев и портативные формы изобразительного искусства — резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта.
Лошадь (World Imaging photographed at Musee d’Archeologie Nationale)
Финальное существование остатков европейского ледникового щита мадленская культура не пережила. Она сменилась азильской и другими культурами финала палеолита (некоторые относят их уже к мезолиту).
Генетические исследования пока мало затронули мадленцев. У одного из них (из Оберкасселя в Германии, 13400 л. н.), обнаружена митохондриальная гаплогруппа U5b1.