Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Пшеворская культура

Пшеворская культура

Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II в. до н. э. —   IV в. н. э.), протянувшаяся полосой через всю Польшу – от среднего течения Одера на западе до среднего течения Вислы на востоке, а на юго-востоке — до верховий Западного Буга и Южного Буга в северо-западной Украине. Но есть и отдельный анклав ее на западе в верховьях Эльбы. На севере (т. е. с юга) она примыкает к ареалам оксывской и вельбарской культур, на юге соседствует с восточными группами латенских (кельтских) памятников, на юго-востоке упирается в ареал зарубинецкой, а потом черняховской культур.  Названа по польскому городу Пшеворску, около которого исследован первый ее могильник.
Вместе с оксывской она долго называлась „культурой ямных могил“ (kultura grobów jamowych), с 1920-х годов с легкой руки Л. Козловского и Ю. Костшевского стала именоваться «венедской» и обе ее группы, пшеворская и оксывская, считались славянскими (еще в обобщающей книге Ю. В. Кухаренко «Археология Польши», 1969 г., они трактуются как группы венедской). К 90-м годам наименование венедской вышло из употребления, как и слияние обеих культур.

карта-слав

Славяне на рубеже нашей эры а — ареал пшеворской культуры на рубеже нашей эры, б — граница распространения пшеворской культуры в римское время, в — культура подклошовых погребений, г — зарубинецкая культура, д — локализация племён, названных в древних письменных памятниках.

 

Материальная культура. Способ погребения. Культура эта может быть включена в число культур полей погребений или полей погребальных урн (нем. Urnenfelderkulturen). Могильники пшеворской культуры бескурганные. Каждый — из нескольких десятков или сотен захоронений. Господствовал обряд кремации, причем вначале прах ссыпали просто в могильную яму (это ямные погребения), как и ранее – в предшествующей культуре подклошовых (или подклёшовых)  погребений. Однако теперь прах не накрывали опрокинутыми вверх дном глиняными сосудами (польск. клошами). Урновые захоронения в ранний период встречаются редко, но с рубежа эр их число растет. В III–IV вв. н. э. появляются так называемые послойные, или пластовые, захоронения, в которых остатки кремации разбросаны тонкой прослойкой по всему дну могилы — неглубокой ямы, а то и прямо на поверхности древней почвы. В позднеримское время нередко кальцинированные кости умерших тщательно очищены от остатков погребального костра.

 

карта

Два региона пшеворской культуры 1 — могильники с преобладанием (более 60 %) ямных захоронений: а — исследовано свыше 50 погребений; б — исследовано от 10 до 50 погребений, в — исследовано до 10 погребений (могильники с единичными раскопанными погребениями не картированы); 2 — могильники с преобладанием (более 60 %) урновых захоронений (значения а, б, в — те же); 3 — могильники, в которых найдены урны — прототипы первой группы славянской керамики VI–VII вв.; 4 — могильники с находками костей птиц в захоронениях; 5 — ареал культуры подклошовых погребений

 

В ямных, т. е. безурновых, погребениях часто встречаются обломки глиняных сосудов, разбитых в момент захоронения – очевидно таков был ритуал. Большинство таких погребений — безынвентарные, иногда в них находят железные ножи, шилья, пряжки.

В урновых захоронениях к урнам иногда добавлены сосуды-приставки, вероятно, с заупокойной пищей. В погребениях встречено много украшений, оружия. Нередко они повреждены огнем, а оружие поломано или согнуто – это тоже ритуал.

 

керамика-1

Могильник Спицымеж. Предметы из погребений, характерных для восточного региона пшеворской культуры

 

ножны

Оковка ножен меча из могильника в Гриневе.

В некоторых могильниках есть не кремированные покойники. Скелеты (изредка в деревянных колодах) лежат в овальных ямах. По обряду трупоположения совершалсь и так называемые княжеские погребения, схожие по всей тогдашней Европе, по крайней мере германской. Обширные прямоугольные ямы обложены камнем или с деревянными стенками перекрыты настилом из бревен, часто под курганом. Эти погребения выделяются богатством инвентаря, с римскими импортами.

Трупоположения, как рядовые, так и «княжеские», составляют в пшеворской культуре инородный компонент. По мнению польских археологов – это результат кельтского воздействия, но российские археологи возражают: у кельтов трупоположения вытянутые, а у пшеворцев – скорченные на боку, и с другой ориентировкой. Российским археологам представляется более вероятным воздействие скифо-сарматской экспансии, о чем может свидетельствовать общее сходство могильного устройства и некоторые схождения скандинавской и иранской мифологии. сельтского воздействия, но росийе. число полей погребений лтр.оке до верховий Западного Буга и Южного Буга.

Поселения и жилища. Как и у предшествующей культуры подклошовых погребений, поселения пшеворской культуры неукрепленные, но обычно для них выбирались возвышения, иногда труднодоступные места.

Основным типом жилищ пшеворских поселений были прямоугольные (иногда трапецевидные) наземные дома столбовой конструкции небольшого размера (30–35 кв. м.). Часто к основному жилищу пристроены легкие столбовые же  помещения, сени или навес.

В домах каменные или глинобитные открытые очаги, возможно, печи, сложенные из камней и глины. Около домов различные ямы-погреба.

Есть среди жилищ и прямоугольные полуземлянки площадью в 12–18 кв. м. Полагают, что это  зимние жилища.

типы керамики

Пшеворская культура. Типы керамики.

Керамика. Лепная глиняная посуда пшеворской культуры на первых порах мало отличалась от керамики культуры подклошовых захоронений. Это яйцевидные горшки с двумя ушками наверху, миски с загнутым наружу краем, чаши с ушком. Поверхность сосудов лощеная или сглаженная, есть сосуды с «хроповатым» (искусственно ошершавленным) туловом. К началу нашей эры сосуды становятся более тонкостенными, распространяются лепные чернолощеные горшки и высокие вазообразные миски, нередко украшенные геометрическим или меандровым орнаментом.

С III в. н. э. появляются изготовленные на гончарном круге сосуды с серой заглаженной или шершавой поверхностью. Лепная же посуда огрубляется:  вместо нарядных черно-лощеных сосудов теперь изготавливаютися грубые горшки с нелощеной, иногда «хроповатой» поверхностью.

Металл. В металле появляются типы, возникшие в результате кельтскою культурного воздействия, прежде всего предметы вооружения и воинского снаряжения — двулезвийные мечи латенского типа, листовидные наконечники копий и дротиков, железные ножны. Распространенные в культуре подклошовых погребений булавки почти полностью вытесняются фибулами, также латенскими. Поясные пряжки частично делаются по типам предшествующего времени, частично проникают из явно германских областей – с северо-запада. Многие орудия труда и предметы быта сделаны из металла: железные ножи, пружинные ножницы, бритвы, шилья, топоры.

 

предметы

Пшеворская культура: 1, 2 — наконечники копий; 3, 4 — шпоры; 5, 6 — фибулы; 7 — гребень; 8, 9 — пряжки.

 

Хозяйство. Земледелие было в основе хозяйственной жизни пшеворского населения. Обугленные зерна, найденные при раскопках, дают обширный перечень злаков: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, гречиха, возделывали также горох и коноплю. Железные сошники говорят об уровне культивации. По костям определен состав стада: крупный и мелкий рогатый кот, лошадь и свинья.

Среди памятников пшеворской культуры обнаружены центры ремесла – железоделательного и керамического.

Связи. Связи с Римской империей проявляются в импортах. Это дорогие серебряные, бронзовые и стеклянные сосуды, terra sigillata, предметы вооружения. В захоронениях обнаруживают большое количество фрагментов римских кольчуг. Вдоль так называемого янтарного пути (от Балтийского моря к Дунайской низменности по Варте и Одеру) сосредоточены клады римских монет. Иногда пшеворскую культуру не без оснований причисляют к провинциально-римским.

Этногенез. По типологическим признакам пшеворскую культуру археологи выводят из культуры подклошовых погребений, а ту – из позднепоморской культуры. При этом на формирование пшеворской культуры оказали воздействие латенизированные культуры (т. е. испытавшие кельтское влияние), а особенно – ясторфская культура Северной Германии (которую уверенно отводят ранним германцам).

Пшеворская культура близко родственна по многим параметрам зарубинецкой культуре Украины, с которой ряд исследователей связывает этногенез славян. Поэтому определение этнической принадлежности пшеворской культуры имеет особый интерес для археологов Украины и России. Многие польские и наши ученые считают и пшеворскую культуру славянской, отождествляя ее с венедами и усматривая некоторые ее традиции в пражской культуре. На основе северного варианта пшеворской культуры в междуречьи средних течений Одера и Вислы сформировалась суковско-дзедицкая культура, которую считают лехитской. Но в конце IV века пшеворская культура была сметена гуннами, и полной преемственности между ней и позднейшим польским населением не прослеживается.

Более того, писатели древнеримской эпохи знали на этой территории вандалов и лугиев, а это германцы (из лугиев называются и частные племена  гарниев, гелизиев, манимов и наганарвалов). Существенно, что пшеворцы владели железными мечами и укрепляли на щиты металлические умбоны, тогда как достоверные славяне следующего периода этих предметов вооружения еще не употребляли. Странно было бы, если бы в опасное время миграций и экспансии они утратили столь важное вооружение. Выше уже отмечено, что в погребениях пшеворцев найдено много фрагментов римских железных кольчуг, а такие кольчуги использовались наемными германцами из вспомогательных частей римской армии. Сломанное или согнутое при погребении оружие – это типично кельтский и германский погребальный ритуал (вещи  должны умереть, чтобы попасть с покойником в загробный мир). Славянам этот ритуал был чужд. Пшеворские бритвы также противоречат славянскому почитанию бороды.

Распространенный у пшеворцев обычай вбивать оружие или орудия труда (копья, ножи, ножницы или мечи) в захоронения (видимо, чтобы предотвратить выход покойника из могилы и причинение вреда живым) также распространен у германцев. Он распространен  в ясторфской культуре, а в Скандинавии известен вплоть до христианского времени. Еще один германский обычай – помещение в могилу костей птиц (чтобы облегчить отлет души?), также известен у германцев – на Готланде и в Скандинавии. Ю. Костшевский отмечал, что орнаменты (в частности меандровые) на пшеворской керамике, нанесенные зубчатыми колесиками, имеют аналогии в германских древностях более западных областей (но именно Костшевкий выдвинул концепцию славянской принадлежности этой культуры).

Таким образом, есть резон у тех, кто считает пшеворскую культуру германской (сторонники германской принадлежности есть и у зарубинецкой культуры). Те, кто считает пшеворкую культуру славянской, объясняют эти германские элементы инфильтрацией иноэтничного населения с запада.

Польский археолог Р. Ямка и у нас В. В. Седов обратили внимание на различие между урновыми и ямными (безурновыми) погребениями в пшеворской культуре (и между могильниками с преобладанием тех или других). Оружие и целые комплекты его, а также отмеченные следы германских ритуалов находятся в основном в урновых погребениях, тогда как безурновые и беднее и содержат лишь единичные вещи из набора. Различна и керамика. Предполагают, что это отражает этнические различия и что население пшеворской культуры было неоднородным в этническом плане. Урновые погребении концентрируются больше в западном (приодерском) районе, а ямные – в восточном, привисленском. Именно керамическая традиция безурновых погребений как будто приближается к пражской. Напрашивается идея, что первые – германские, а вторые, возможно, славянские. Трупоположения же вообще относят к кельтским вливаниям.

 

керамика урновая

Могильник Спицымеж. Комплексы находок, характерные для урновых погребений: А — погребение 223; Б — погребение 224; В — погребение 226; Г — погребение 274

 

ямная керамика

Могильник Спицымеж. Глиняная посуда, характерная для ямных погребений: А — погp. 115; Б — погр. 138; В — погр. 129; Г — погр. 191; Д — погр. 175

 

Некоторые исследователи (в том числе Седов), полагают, что именно в это время и в эти обстоятельствах в славянскую речь вошли германские слова (лингвисты определяют их как заимствования из германской речи), в основном термины власти, вооружения, экономики, быта знати:  «князь», «меч», «шлем», «хоса» (разбой – из герм.  ханза), «купити», «долг», «хлеб», «котел», «блюдо», «холм», «осел» и др. Но ведь это слова из общего праславянского словаря. Тогда нужно принять, что пшеворская культура была общей праславянской – предковой для всех славян. Седов так и полагал, выводя пшеворскую культуру из культуры подклошовых погребений (что опровергал польский археолог К Годловский).

У пшеворских покойников определены митохондриальные гаплогруппы H5 и H5a. Но только в случае трупоположений.

В суковско-дзедицкой культуре последующего, предпястовского периода раннего средневековья (лехитской или прапольской), наряду с пришлыми с юга компонентами пражской культуры ощущаются и пшеворские традиции в керамике (Кухаренко 1969: 128). Вполне возможно, что сложение именно на этой территории княжеств, объединенных династией Пястов, было как-то подготовлено навыками населения жить под королевской властью, даже иноязычной, чем эта территория отличается от смежной с севера территорией оксывской и вельбарской культур, где власть была, вероятно, ближе к военной демократии (более стабильное государство Ойум было создано только на Украине).

 

руки бога

«Руки бога» — символ, обнаруженный на керамике Пшеворской культуры

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015