Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Пост-процессуализм, пост-процессуальная археология

Пост-процессуализм, пост-процессуальная археология

Разношерстное течение в археологии конца ХХ века, направленное против процессуализма. Инициатором и лидером течения явился кембриджский археолог, ученик Дэвида Кларка Ян Ходдер (позже переселися в Стэнфорд, США). Пост-процессуализм – название обманчивое: на деле непосредственно после процесуализма был бихевиоризм Шиффера, а пост-процесуализм появился уже после него, в середине 1980-х – как веяние постмодернизма.

Есть мнение, что пост-процессуализм является сборной селянкой разных подходов, охватывая структурализм, системный подход, марксизм, критическую теорию, контекстную археологию, феминизм, этноареологию, символическую археологию, интерпретационную (причем все эти явления существуют и вне пост-процессуализма), и сам Ходдер придерживается мнения об эклектизме пост-процессуализма. В этом есть зерно истины. Но есть и объединяющие постпроцессуалистов идеи.

Ходдер исходит из того, что артефакты содержат символы, а эти символы закодированы.. Если культура схожа с языком, то мы должны читать их, как слова и буквы. Материальная культура является тогда текстом. Так структуралистская метафора стала ядром его теории. Но Ходдер не вполне приравнивает артефакты к словам и буквам. Буквы и слова мы знаем, а древние символы – нет. Он полагает, что археологи придают свои значения древним символам, а насколько они совпадают с древними значениями – это особый вопрос. Упор на символизм с точки зрения Ходдера отвергает материалистический детерминизм и переводит внимание исследователя на нематериальные факторы. У каждой культуры своя система символов, свои коды, свой язык.

Приравнивая материальную культуру к тексту, Ходдер оговаривает, что этот текст не имеет реального содержания, т. е. не содержит сообщения, он не коррелирует прямо с действительностью. Чтó мы можем прочесть, зависит и от нашего мышления и знания — нам приходится интерпретировать текст на основе нашего опыта. Опыт у людей разный, соответственно интерпретация тоже, и число интерпретаций бесконечно велико. Ходдер придерживается релятивизма и склонен скорее к идеализму, чем к материализму.

В этих рассуждениях Ходдера утерян реальный археологический факт. Главная задача языка – коммуникация. Материальная культура не может быть сведена к коммуникации. Она связана и с удовлетворением объективных потребностей людей и всего общества, функционирует в этом поле.

Социологическому настрою процессуалистов противопоставлена у Ходдера ориентация на историю, а понимание истории выражено в том, что ей предписано не «превращать человека в пассивный объект действия законов истории» и фокусом ее является «активный индивид»

В названии книги Ходдера фигурируют термины «чтение» и «интерпретация». Это показывает, что смысл приравнения материальной культуры к тексту заключается в приложении герменевтики к археологии. Ходдер решительно отвергает весь сухой механизм позитивистского объяснения, столь излюбленный Новой Археологией, и воздвигает на его место герменевтическое понимание. По мнению Ходдера, объяснение напрасно уподобляет археологию точным наукам, подразумевая единственно правильный путь к открытию объективной истины через проверку теорий (как гипотез) фактами. Герменевтика же предполагает бóльшую роль интуиции, схватывания целостной картины. Она подразумевает опору на жизненный опыт исследователя, вписанный в опыт всей его культуры, и связь этой культуры с культурами прошлого. Это в свою очередь предполагает способность исследователя вжиться в материалы чужой и далекой культуры.

На деле, учит Ходдер, наши описания фактов изначально нагружены теориями, так что невозможно установить вполне объективную истину. Всякая истина относительна, всякое заключение содержит только зерно истины. Наши заключения субъективны, и мы должны отчетливо сознавать это. Тогда мы будем в состоянии понять, что другие взгляды не менее вероятны, чем наши. Это релятивизм.

Ходдер предпринял раскопки знаменитого памятника Чаталгююк в Турции, где решил реализовать рефлексивную и демократическую археологию на практике. Во время работы каждый участник раскопок высказывал свои соображения и сомнения, и все постоянно фиксировалось камерами и компьютерами. Накоплены горы фильмов и многие гигабайты записей. В 2000 г. выпущен том «К рефлексивной методологии. Пример в Чаталгююке, под авторством членов Чаталгююкской команды». Мнений зафиксировано уйма, но понимание памятника от этого не улучшилось.

У Ходдера много учеников, огромная популярность. Но к исходу века течение стало утрачивать авторитет.

Слабости пост-процессализма ясны. Но и положительные стороны не стоит игнорировать. Пост-процессуалиты обратили внимание, что не всё поддатся эксплицитному анализу, что есть место для интуиции, инсайта, что «предзнание» иакже играет роль. Они наромнили ученым, что наука существует не в изоляции и что нужно считаться с ненаучными факторами в создании и функционировании научных знаний.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015