Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Пражская культура

Пражская культура

Пражская культура — раннесредневековая археологическая культура (V — VII веков н. э.), протянувшаяся длинной полосой по Центральной и Восточной Европе (от верхней Эльбы до среднего Днепра). На юге доходит до Среднего Дуная. Название культура получила по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной чешским археологом И. Борковским в 1930-е годы близ Праги с аналогиями в Польше и Германии. Но культура была выделена позже – уже после войны. Считается первой достоверной культурой славян. На Украине локальным вариантом этой культуры является культура Корчак (в Житомирской области). Чтобы придать всей общности русское звучание, некоторые исследователи называют всю ее пражско-корчакской культурой (Prague-Korchak Culture).

По соседству с пражской культурой были открыты еще три очень похожих – с юга полосой по лесостепям (от низовий Дуная до Верхнего Донца – пеньковская, а к востоку (по восточному притоку Днепра Десне и поее притоку Сейму) – колочинская, а с северо-запада (от Одера до Вислы) – суковско-дзедицкая. Очевидно, тоже славянские.

Первоначальное ядро пражской культуры — территория Чехии, Словакии, южной Польши и северо-западной Украины, а самые ранние ее поселения (еще IV века) предполагают на левом притоке Днепра Припяти (Южная Белоруссия). Затем ареал её расширился на север Польши, восточную Германию, значительную часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. В этих районах она смешивалась с местными культурами и тут возникали ее локальные варианты, а исторически это отражалось в сообщениях византийских историков о выходе славян к Дунаю в границах Византийской империи.

Соседями всех этих славянских культур были с севера культуры балтских народностей, занимавшие тогда огромное пространство от Балтики до района Москвы: прусски-ятвяжские, лето-литовские, тушемлинская культура Белоруссии, мощинская культура междуречья Сожи и Оки (балтская народность галинды, летописная голядь).

С юго-запада соседями славян в V — VI вв. были германские народности (лангобарды, гепиды и др.), жившие тогда по Дунаю и Южнее Карпат. Затем туда прибыли авары (летописные обры), кочевой народ, под властью которого славяне вторглись на Балканы, на Нижний Дунай, в границы Византийской империи.

Хорошо прослеживается преемственная связь пражской культуры с более поздними, исторически засвидетельствованными славянскими культурами. В восточной части ареала в конце VII века пражскую культуру сменяет культура Луки Райковецкой, просуществовавшая до конца IX века, а на востоке (на месте колочинской культуры) – роменско-борщевская (или, как раньше писали, роменско-боршевская) того же времени.

Носители пражской культуры жили в неукреплённых поселениях, от которых по берегам рек и иных водоёмов остались археологические памятники — селища, в основном небольшого размера (на 8 — 20 хозяйств). По современным меркам это небольшая деревенька. Поселки обычно расположены группами, на расстояниях от полукилометра до трех километров друг от друга. Жилища – это полуземлянки с печами-каменками и перекрытием, покоящимся на срубе или на столбовой конструкции.

Погребальный обряд был полиритуальным. Покойников хоронили кремированными на стороне с прахом в урнах (поля погребальных урн, как в предшествующую эпоху), но также и в грунтовых бескурганных могильниках с трупоположениями и, реже, в курганах с кремацией.

Хозяйство носителей пражской культуры строилось прежде всего на земледелии и скотоводстве. Земледелие было пашенным на лошадях и волах с помощью рала с железным наконечником и просто деревянного. Сеяли пшеницу, ячмень, рожь и овес. Разводили крупный рогатый скот и лошадей, свиней, овец, а также кур.

Из железа изготовлялись наральники, серпы, косы, ножи, шилья, долота, топоры, из оружия – наконечники копий, дротиков и стрел.

Пражская керамика – лепная. Гончарный круг, распространенный в предшествующую эпоху (в пшеворской культуре), был утрачен и забыт в сумятице и бедствиях Великого переселения народов (IV — VII вв). В отличие от предшествующей черняховской культуры посуда очень однообразна. Высокие слабо профилированные горшки с коротким венчиком имеют наибольшее расширение в верхней трети высоты. Иногда встречаются сковородки, а мисок, ваз и кувшинов нет. Коричневатая поверхность сосудов сглаженная. Орнаментации почти не бывает, лишь изредка делаются косые насечки у венчика.

Вообще культура, откровенно говоря, скудная. Нет в погребениях металлического оружия рукопашного боя, нет фибул, пряжек – всё это было в обилии у предшествующих культур. С этой культурой в историю вступил второй эшелон варварских культур Европы, бывший до поры до времени вне связи с мировыми центрами цивилизации – Грецей и Римом, и возраставший на землях трудных для земледелия.

Как у всех славянских народностей средневековья важную деталь женского головного убора составляли височные кольца. Для пражско-корчакской культуры характерна их особая разновилность — височные кольца с эсовидными окончаниями (эсоконечные) — проволочные кольца, у которых один конец завит в виде латинской буквы S. Носились такие кольца на налобной ленточной повязке или же на головном уборе.

Сопоставление с письменными источниками имеет в виду прежде всего готских и византийских авторов VI века – это Иордан, Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий Стратег. Учитываются, конечно, и более поздние византийские авторы. По византийским и готским источникам, древних славян ко времени открытия пражской культуры представляли как три группы: склавины, анты и венеды. Венедов ассоциировали с пражской культурой, антов – с пеньковской, а склавинов – с суковско-дзедицкой культурами. В. В. Седов предпочел связать памятники восточной части пражской культуры с летописными дулебами. Другие связывают их с хорватами и склавенами.

В середине VI века по степям Северного Причерноморья проходила миграция воинственных кочевых аваров с востока на запад, пострадали и народности пражской культуры. По летописи, авары «примучили» дулебов и установили свою власть над славянами. В источниках Х века сообщается, что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию и там воевала с аварами. Но были и обратные передвижения. Древнерусские летописи рассказывают о связях кривичей (полочан), древлян, полян и дреговичей с племенами белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI — VII веках на территорию Белоруссии.

Падение могущества аварского каганата в Паннонии (Венгрия) в конце VII века под натиском славян, а позже и франков, образование государства Само (в Паннонии) и Великой Болгарии (в Причерноморье) совпало с перестройкой славянского общества повсеместно – и с концом пражской и родственных ей культур.

Происхождение пражской культуры неясно. Появлялись разные гипотезы археологов – то, что пражская культура является продолжением зарубинецкой на Украине (П. Н. Третьяков), то, что она происходит от миграции пшеворской культуры из Польши (польские археологи), или родственна черняховской (В. В. Седов), то, что возникла на основе киевской (догородской) культуры (Е. В. Максимов), а один археолог высказался за ее преемственность от культуры штрихованной керамики Белорусии (Д. А. Мачинский).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015