Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Пражская культура

Пражская культура

Пражская культура — раннесредневековая археологическая культура (V — VII веков н. э.), протянувшаяся длинной полосой по Центральной и Восточной Европе (от верхней Эльбы до среднего Днепра). На юге доходит до Среднего Дуная. Название культура получила по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной чешским археологом И. Борковским в 1930-е годы близ Праги с аналогиями в Польше и Германии. Но культура была выделена позже – уже после войны. Считается первой достоверной культурой славян. На Украине локальным вариантом этой культуры является культура Корчак (в Житомирской области). Чтобы придать всей общности русское звучание, некоторые исследователи называют всю ее пражско-корчакской культурой (Prague-Korchak Culture).

По соседству с пражской культурой были открыты еще три очень похожих – с юга полосой по лесостепям (от низовий Дуная до Верхнего Донца – пеньковская, а к востоку (по восточному притоку Днепра Десне и поее притоку Сейму) – колочинская, а с северо-запада (от Одера до Вислы) – суковско-дзедицкая. Очевидно, тоже славянские.

Первоначальное ядро пражской культуры — территория Чехии, Словакии, южной Польши и северо-западной Украины, а самые ранние ее поселения (еще IV века) предполагают на левом притоке Днепра Припяти (Южная Белоруссия). Затем ареал её расширился на север Польши, восточную Германию, значительную часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. В этих районах она смешивалась с местными культурами и тут возникали ее локальные варианты, а исторически это отражалось в сообщениях византийских историков о выходе славян к Дунаю в границах Византийской империи.

Соседями всех этих славянских культур были с севера культуры балтских народностей, занимавшие тогда огромное пространство от Балтики до района Москвы: прусски-ятвяжские, лето-литовские, тушемлинская культура Белоруссии, мощинская культура междуречья Сожи и Оки (балтская народность галинды, летописная голядь).

С юго-запада соседями славян в V — VI вв. были германские народности (лангобарды, гепиды и др.), жившие тогда по Дунаю и Южнее Карпат. Затем туда прибыли авары (летописные обры), кочевой народ, под властью которого славяне вторглись на Балканы, на Нижний Дунай, в границы Византийской империи.

Хорошо прослеживается преемственная связь пражской культуры с более поздними, исторически засвидетельствованными славянскими культурами. В восточной части ареала в конце VII века пражскую культуру сменяет культура Луки Райковецкой, просуществовавшая до конца IX века, а на востоке (на месте колочинской культуры) – роменско-борщевская (или, как раньше писали, роменско-боршевская) того же времени.

Носители пражской культуры жили в неукреплённых поселениях, от которых по берегам рек и иных водоёмов остались археологические памятники — селища, в основном небольшого размера (на 8 — 20 хозяйств). По современным меркам это небольшая деревенька. Поселки обычно расположены группами, на расстояниях от полукилометра до трех километров друг от друга. Жилища – это полуземлянки с печами-каменками и перекрытием, покоящимся на срубе или на столбовой конструкции.

Погребальный обряд был полиритуальным. Покойников хоронили кремированными на стороне с прахом в урнах (поля погребальных урн, как в предшествующую эпоху), но также и в грунтовых бескурганных могильниках с трупоположениями и, реже, в курганах с кремацией.

Хозяйство носителей пражской культуры строилось прежде всего на земледелии и скотоводстве. Земледелие было пашенным на лошадях и волах с помощью рала с железным наконечником и просто деревянного. Сеяли пшеницу, ячмень, рожь и овес. Разводили крупный рогатый скот и лошадей, свиней, овец, а также кур.

Из железа изготовлялись наральники, серпы, косы, ножи, шилья, долота, топоры, из оружия – наконечники копий, дротиков и стрел.

Пражская керамика – лепная. Гончарный круг, распространенный в предшествующую эпоху (в пшеворской культуре), был утрачен и забыт в сумятице и бедствиях Великого переселения народов (IV — VII вв). В отличие от предшествующей черняховской культуры посуда очень однообразна. Высокие слабо профилированные горшки с коротким венчиком имеют наибольшее расширение в верхней трети высоты. Иногда встречаются сковородки, а мисок, ваз и кувшинов нет. Коричневатая поверхность сосудов сглаженная. Орнаментации почти не бывает, лишь изредка делаются косые насечки у венчика.

Вообще культура, откровенно говоря, скудная. Нет в погребениях металлического оружия рукопашного боя, нет фибул, пряжек – всё это было в обилии у предшествующих культур. С этой культурой в историю вступил второй эшелон варварских культур Европы, бывший до поры до времени вне связи с мировыми центрами цивилизации – Грецей и Римом, и возраставший на землях трудных для земледелия.

Как у всех славянских народностей средневековья важную деталь женского головного убора составляли височные кольца. Для пражско-корчакской культуры характерна их особая разновилность — височные кольца с эсовидными окончаниями (эсоконечные) — проволочные кольца, у которых один конец завит в виде латинской буквы S. Носились такие кольца на налобной ленточной повязке или же на головном уборе.

Сопоставление с письменными источниками имеет в виду прежде всего готских и византийских авторов VI века – это Иордан, Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий Стратег. Учитываются, конечно, и более поздние византийские авторы. По византийским и готским источникам, древних славян ко времени открытия пражской культуры представляли как три группы: склавины, анты и венеды. Венедов ассоциировали с пражской культурой, антов – с пеньковской, а склавинов – с суковско-дзедицкой культурами. В. В. Седов предпочел связать памятники восточной части пражской культуры с летописными дулебами. Другие связывают их с хорватами и склавенами.

В середине VI века по степям Северного Причерноморья проходила миграция воинственных кочевых аваров с востока на запад, пострадали и народности пражской культуры. По летописи, авары «примучили» дулебов и установили свою власть над славянами. В источниках Х века сообщается, что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию и там воевала с аварами. Но были и обратные передвижения. Древнерусские летописи рассказывают о связях кривичей (полочан), древлян, полян и дреговичей с племенами белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI — VII веках на территорию Белоруссии.

Падение могущества аварского каганата в Паннонии (Венгрия) в конце VII века под натиском славян, а позже и франков, образование государства Само (в Паннонии) и Великой Болгарии (в Причерноморье) совпало с перестройкой славянского общества повсеместно – и с концом пражской и родственных ей культур.

Происхождение пражской культуры неясно. Появлялись разные гипотезы археологов – то, что пражская культура является продолжением зарубинецкой на Украине (П. Н. Третьяков), то, что она происходит от миграции пшеворской культуры из Польши (польские археологи), или родственна черняховской (В. В. Седов), то, что возникла на основе киевской (догородской) культуры (Е. В. Максимов), а один археолог высказался за ее преемственность от культуры штрихованной керамики Белорусии (Д. А. Мачинский).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015