Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Пеньковская культура

Пеньковская культура

Пеньковская культура (часто называмая «антской») — раннесредневековая археологическая культура  VI  — начала VIII века, находимая в пограничьи степи и лесостепи от бассейна реки Прут до верхнего Донца. Названа по селу Пеньковка, где ее памятники впервые были обнаружены в середине 1950-х годов Д. Т. Березовцом, но еще к 1975 году как отдельная культура не выделялась. На севере в Правобережье Днепра ареал этой культуры  соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с колочинской. В низовьях Дуная соседствует с пражскими и культурой Ипотешть-Киндешть-Чуре-Чурел (ее ассоциируют с гето-дакийскими древностями).

 

Карта-Седов

Рис.1. Распространение пеньковской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 207. а — граница территории Черняховской культуры; б — общий ареал пшеворской культуры; в — ареал антов (Подольско-Днепровский регион Черняховской культуры); г — памятники Черняховской культуры конца IV — начала V в.; д — раннепеньковские памятники; е — граница распространения пеньковской культуры V–VII вв.

 

Селища пеньковцев не укреплены и «роятся гнёздами», по 3-5 селищ на расстоянии 5-7 км друг от друга. Площадь селища не превышала 2-3 га. В селище обычно больше 30 жилищ, но одновременно использовалось не больше 12-15. Жилища как правило полуземлянки — каркасные (по периметру ямы стояли опорные столбы) и срубные. Каркасные считаются более ранними, а срубные более поздними. Крыша покрыта соломой или камышом, в более поздних жилищах засыпана землёй.

Вход в жилище — с южной или восточной стороны. Ранние жилища отапливались очагом, а поздние печью-каменкой (из песчаника). На каждое жилище приходилось 4-5 хозяйственных ям для хранения продуктов. На лето сооружались очаги вне жилищ.

керамика

Рис. 2. Пеньковская керамика. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 212. Характерные глиняные сосуды пеньковской культуры 1–3 — из селища Семенки.

Керамика лепная (изготавливалась вручную, без гончарного круга) и по формам близка пражской, представлена горшками, мисками и сковородами. Горшки биконические ребристые (с угловатым перегибом корпуса). Из кости делались гребни, иголки и шилья. Кузнечное дело: найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки. Существовали специализированные поселения ремесленников-металлургов (комплекс возле села Гайворон на Южном Буге).

 

Грунтовые (бескурганные) могильники располагались в полукилометре или километре от селищ. Погребальный обряд – кремация на стороне. Прах в урне или без таковой захоранивался в могильной яме.  Безурновые захоронения обычно безинвентарные, а в урновых есть сосуды-приставки и скудный погребальный инвентарь: бронзовые украшения — трапецевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы  (характерны пальчатые фибулы, но есть и зооморфные, антропомофрные, арбалетные).

Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и приусадебное животноводство, хотя на приусадебных участках практиковалась и ручная обработка земли железными теслами-мотыжками. Культивировались несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овес, рожь и конопля.

Этногенез. Антропологи констатируют что пеньковцы были узколицыми мезокранами (вариант формы черепа, характеризующийся средним соотношением поперечного и продольного диаметров). Полагают, что они происходят от населения черняховской культуры с сильной примесью иранцев-сарматов, а в дальнейшем вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского народов. Однако погребальный обряд не от черняховской культуры: там  господствовало трупоположение, а у пеньковцев – кремация. Кроме того, у черняховцев существовала гончарная (кружальная ) керамика, у пеньковцев ее нет. А от славян (вятичей, кривичей и др.) пеньковцев отличает отсутствие курганов. Конечно, погребальный обряд, при всей его традиционности, мог и сменяться. Некоторые украинские археологи производят пеньковскую культуру из более северной киевской через ее субстрат в черняховской. Особенно их склоняет к этому преемственность в домостроительстве: центральный столб в каркасном жилище.

Д. Т. Березовец поначалу отводил эту культуру  летописным уличам. Позже он высказывался немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков производил пеньковские древности из позднезарубинецкой культуры Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена были вытеснены во II — III веках на север и северо-восток черняховцами, а в послегунское время, в середине первого тысячелетия нашей эры, они вернулись на юг.

Многие уверенно отождествляют пеньковскую культуру с антами Иордана и византийских источников (отсюда популярность названия «антская»), а уж анты по следам их языка и историческим связям – это славяне. Так В. В. Седов счел пеньковскую культуру славянской (антской), происходящей от черняховской. Это было созвучно концепции акад. Б. А. Рыбакова, который вел этногенез славян через черняховскую культуру. Однако, по Седову, пеньковская культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а пресеклась в начале VIII века. Также славянской считают пеньковскую культуру многие другие исследователи (В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, П. И. Хавлюк и др.).

Некоторые, однако, определяют эту культуру, как неславянскую или полиэтничную (многонациональную). Так М. И. Артамонов считал пеньковскую культуру булгарской (тюркской), подробно доказывая это. По крайней мере, обнаруженные на южном Днепре поселения пеньковской культуры с юртоподобными жилищами свидетельствуют, что в состав этой культуры вливались булгарские (тюркоязычные) кочевники.

И. П. Русанова видела корни пеньковских древностей в черняховском населении, а его она не считает славянским. По ее мнению, в пеньковское население входили булгары, славяне, сарматы и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования, пеньковцы славянизируются под влиянием северных соседей.

Так или иначе, но в культуру Киевской Руси пеньковская культура не перерастает – в этом согласны Седов, Русанова и Артамонов. На Правобережье Днепра она была вытеснена и ассимилирована пражской культурой, а на Левобережье на смену пеньковской культуре приходит волынцевская, не имеющая с ней никакой преемственности и пришедшая в регион извне.

Тогда кто же в археологическом плане анты? Ну, если это не исчезнувшая пеньковская культура, то родственные ей культуры — пражская или колочинская.

В археологии давно обсуждаются богатые клады этого времени и этой территории под именем «древностей антов» (Г. Ф. Корзухина), «древностей русов» (Б, А, Рыбаков). Наиболее известный из таких кладов – Мартыновский.

Марты́новский клад — 116 изделий из серебра, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка Черкасской области Украины (Поднепровье между Киевом и Запорожьем). Хранится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры. Датируется VI – VII веками н.э. Чаще всего находки связывают с Пеньковской археологической культурой, которую интерпретируют как антов.
Состав клада таков: четыре антропоморфные фигурки «пляшущих человечков», пять зооморфных фигурок, три пальчатых фибулы, шесть браслетов, налобные венчики, серьги, височные кольца, шейная гривна, поясные бляшки, накладки, наконечники, навершия ремней, обломок тарелки, две серебряные чаши, церковная ложка с клеймами византийских мастеров.
Наибольший интерес вызывают серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. В нём некоторые исследователи видят влияния гуннов, другие — болгар, третьи – аваров (но как раз в степь его распространение не заходит), а уфологии видят в фигурках «пляшущих человечков» изображения инопланетян. Археолог О. А. Щеглова доказывает, приводя аналогии из европейского декоративно-прикладного искусства, что это детали симметричной композиции, типичной для воинской субкультуры раннего средневековья на византийской периферии, — мотив и образы библейского сюжета: Даниил со львами.

 ЛСК

 

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015