Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Пеньковская культура

Пеньковская культура

Пеньковская культура (часто называмая «антской») — раннесредневековая археологическая культура  VI  — начала VIII века, находимая в пограничьи степи и лесостепи от бассейна реки Прут до верхнего Донца. Названа по селу Пеньковка, где ее памятники впервые были обнаружены в середине 1950-х годов Д. Т. Березовцом, но еще к 1975 году как отдельная культура не выделялась. На севере в Правобережье Днепра ареал этой культуры  соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с колочинской. В низовьях Дуная соседствует с пражскими и культурой Ипотешть-Киндешть-Чуре-Чурел (ее ассоциируют с гето-дакийскими древностями).

 

Карта-Седов

Рис.1. Распространение пеньковской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 207. а — граница территории Черняховской культуры; б — общий ареал пшеворской культуры; в — ареал антов (Подольско-Днепровский регион Черняховской культуры); г — памятники Черняховской культуры конца IV — начала V в.; д — раннепеньковские памятники; е — граница распространения пеньковской культуры V–VII вв.

 

Селища пеньковцев не укреплены и «роятся гнёздами», по 3-5 селищ на расстоянии 5-7 км друг от друга. Площадь селища не превышала 2-3 га. В селище обычно больше 30 жилищ, но одновременно использовалось не больше 12-15. Жилища как правило полуземлянки — каркасные (по периметру ямы стояли опорные столбы) и срубные. Каркасные считаются более ранними, а срубные более поздними. Крыша покрыта соломой или камышом, в более поздних жилищах засыпана землёй.

Вход в жилище — с южной или восточной стороны. Ранние жилища отапливались очагом, а поздние печью-каменкой (из песчаника). На каждое жилище приходилось 4-5 хозяйственных ям для хранения продуктов. На лето сооружались очаги вне жилищ.

керамика

Рис. 2. Пеньковская керамика. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 212. Характерные глиняные сосуды пеньковской культуры 1–3 — из селища Семенки.

Керамика лепная (изготавливалась вручную, без гончарного круга) и по формам близка пражской, представлена горшками, мисками и сковородами. Горшки биконические ребристые (с угловатым перегибом корпуса). Из кости делались гребни, иголки и шилья. Кузнечное дело: найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки. Существовали специализированные поселения ремесленников-металлургов (комплекс возле села Гайворон на Южном Буге).

 

Грунтовые (бескурганные) могильники располагались в полукилометре или километре от селищ. Погребальный обряд – кремация на стороне. Прах в урне или без таковой захоранивался в могильной яме.  Безурновые захоронения обычно безинвентарные, а в урновых есть сосуды-приставки и скудный погребальный инвентарь: бронзовые украшения — трапецевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы  (характерны пальчатые фибулы, но есть и зооморфные, антропомофрные, арбалетные).

Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и приусадебное животноводство, хотя на приусадебных участках практиковалась и ручная обработка земли железными теслами-мотыжками. Культивировались несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овес, рожь и конопля.

Этногенез. Антропологи констатируют что пеньковцы были узколицыми мезокранами (вариант формы черепа, характеризующийся средним соотношением поперечного и продольного диаметров). Полагают, что они происходят от населения черняховской культуры с сильной примесью иранцев-сарматов, а в дальнейшем вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского народов. Однако погребальный обряд не от черняховской культуры: там  господствовало трупоположение, а у пеньковцев – кремация. Кроме того, у черняховцев существовала гончарная (кружальная ) керамика, у пеньковцев ее нет. А от славян (вятичей, кривичей и др.) пеньковцев отличает отсутствие курганов. Конечно, погребальный обряд, при всей его традиционности, мог и сменяться. Некоторые украинские археологи производят пеньковскую культуру из более северной киевской через ее субстрат в черняховской. Особенно их склоняет к этому преемственность в домостроительстве: центральный столб в каркасном жилище.

Д. Т. Березовец поначалу отводил эту культуру  летописным уличам. Позже он высказывался немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков производил пеньковские древности из позднезарубинецкой культуры Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена были вытеснены во II — III веках на север и северо-восток черняховцами, а в послегунское время, в середине первого тысячелетия нашей эры, они вернулись на юг.

Многие уверенно отождествляют пеньковскую культуру с антами Иордана и византийских источников (отсюда популярность названия «антская»), а уж анты по следам их языка и историческим связям – это славяне. Так В. В. Седов счел пеньковскую культуру славянской (антской), происходящей от черняховской. Это было созвучно концепции акад. Б. А. Рыбакова, который вел этногенез славян через черняховскую культуру. Однако, по Седову, пеньковская культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а пресеклась в начале VIII века. Также славянской считают пеньковскую культуру многие другие исследователи (В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, П. И. Хавлюк и др.).

Некоторые, однако, определяют эту культуру, как неславянскую или полиэтничную (многонациональную). Так М. И. Артамонов считал пеньковскую культуру булгарской (тюркской), подробно доказывая это. По крайней мере, обнаруженные на южном Днепре поселения пеньковской культуры с юртоподобными жилищами свидетельствуют, что в состав этой культуры вливались булгарские (тюркоязычные) кочевники.

И. П. Русанова видела корни пеньковских древностей в черняховском населении, а его она не считает славянским. По ее мнению, в пеньковское население входили булгары, славяне, сарматы и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования, пеньковцы славянизируются под влиянием северных соседей.

Так или иначе, но в культуру Киевской Руси пеньковская культура не перерастает – в этом согласны Седов, Русанова и Артамонов. На Правобережье Днепра она была вытеснена и ассимилирована пражской культурой, а на Левобережье на смену пеньковской культуре приходит волынцевская, не имеющая с ней никакой преемственности и пришедшая в регион извне.

Тогда кто же в археологическом плане анты? Ну, если это не исчезнувшая пеньковская культура, то родственные ей культуры — пражская или колочинская.

В археологии давно обсуждаются богатые клады этого времени и этой территории под именем «древностей антов» (Г. Ф. Корзухина), «древностей русов» (Б, А, Рыбаков). Наиболее известный из таких кладов – Мартыновский.

Марты́новский клад — 116 изделий из серебра, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка Черкасской области Украины (Поднепровье между Киевом и Запорожьем). Хранится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры. Датируется VI – VII веками н.э. Чаще всего находки связывают с Пеньковской археологической культурой, которую интерпретируют как антов.
Состав клада таков: четыре антропоморфные фигурки «пляшущих человечков», пять зооморфных фигурок, три пальчатых фибулы, шесть браслетов, налобные венчики, серьги, височные кольца, шейная гривна, поясные бляшки, накладки, наконечники, навершия ремней, обломок тарелки, две серебряные чаши, церковная ложка с клеймами византийских мастеров.
Наибольший интерес вызывают серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. В нём некоторые исследователи видят влияния гуннов, другие — болгар, третьи – аваров (но как раз в степь его распространение не заходит), а уфологии видят в фигурках «пляшущих человечков» изображения инопланетян. Археолог О. А. Щеглова доказывает, приводя аналогии из европейского декоративно-прикладного искусства, что это детали симметричной композиции, типичной для воинской субкультуры раннего средневековья на византийской периферии, — мотив и образы библейского сюжета: Даниил со львами.

 ЛСК

 

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015