Генофонд.рф /
Словарик /
Пшеворская культура
Пшеворская культура
Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II в. до н. э. — IV в. н. э.), протянувшаяся полосой через всю Польшу – от среднего течения Одера на западе до среднего течения Вислы на востоке, а на юго-востоке — до верховий Западного Буга и Южного Буга в северо-западной Украине. Но есть и отдельный анклав ее на западе в верховьях Эльбы. На севере (т. е. с юга) она примыкает к ареалам оксывской и вельбарской культур, на юге соседствует с восточными группами латенских (кельтских) памятников, на юго-востоке упирается в ареал зарубинецкой, а потом черняховской культур. Названа по польскому городу Пшеворску, около которого исследован первый ее могильник.
Вместе с оксывской она долго называлась „культурой ямных могил“ (kultura grobów jamowych), с 1920-х годов с легкой руки Л. Козловского и Ю. Костшевского стала именоваться «венедской» и обе ее группы, пшеворская и оксывская, считались славянскими (еще в обобщающей книге Ю. В. Кухаренко «Археология Польши», 1969 г., они трактуются как группы венедской). К 90-м годам наименование венедской вышло из употребления, как и слияние обеих культур.
Славяне на рубеже нашей эры а — ареал пшеворской культуры на рубеже нашей эры, б — граница распространения пшеворской культуры в римское время, в — культура подклошовых погребений, г — зарубинецкая культура, д — локализация племён, названных в древних письменных памятниках.
Материальная культура. Способ погребения. Культура эта может быть включена в число культур полей погребений или полей погребальных урн (нем. Urnenfelderkulturen). Могильники пшеворской культуры бескурганные. Каждый — из нескольких десятков или сотен захоронений. Господствовал обряд кремации, причем вначале прах ссыпали просто в могильную яму (это ямные погребения), как и ранее – в предшествующей культуре подклошовых (или подклёшовых) погребений. Однако теперь прах не накрывали опрокинутыми вверх дном глиняными сосудами (польск. клошами). Урновые захоронения в ранний период встречаются редко, но с рубежа эр их число растет. В III–IV вв. н. э. появляются так называемые послойные, или пластовые, захоронения, в которых остатки кремации разбросаны тонкой прослойкой по всему дну могилы — неглубокой ямы, а то и прямо на поверхности древней почвы. В позднеримское время нередко кальцинированные кости умерших тщательно очищены от остатков погребального костра.
Два региона пшеворской культуры 1 — могильники с преобладанием (более 60 %) ямных захоронений: а — исследовано свыше 50 погребений; б — исследовано от 10 до 50 погребений, в — исследовано до 10 погребений (могильники с единичными раскопанными погребениями не картированы); 2 — могильники с преобладанием (более 60 %) урновых захоронений (значения а, б, в — те же); 3 — могильники, в которых найдены урны — прототипы первой группы славянской керамики VI–VII вв.; 4 — могильники с находками костей птиц в захоронениях; 5 — ареал культуры подклошовых погребений
В ямных, т. е. безурновых, погребениях часто встречаются обломки глиняных сосудов, разбитых в момент захоронения – очевидно таков был ритуал. Большинство таких погребений — безынвентарные, иногда в них находят железные ножи, шилья, пряжки.
В урновых захоронениях к урнам иногда добавлены сосуды-приставки, вероятно, с заупокойной пищей. В погребениях встречено много украшений, оружия. Нередко они повреждены огнем, а оружие поломано или согнуто – это тоже ритуал.
Могильник Спицымеж. Предметы из погребений, характерных для восточного региона пшеворской культуры
Оковка ножен меча из могильника в Гриневе.
В некоторых могильниках есть не кремированные покойники. Скелеты (изредка в деревянных колодах) лежат в овальных ямах. По обряду трупоположения совершалсь и так называемые княжеские погребения, схожие по всей тогдашней Европе, по крайней мере германской. Обширные прямоугольные ямы обложены камнем или с деревянными стенками перекрыты настилом из бревен, часто под курганом. Эти погребения выделяются богатством инвентаря, с римскими импортами.
Трупоположения, как рядовые, так и «княжеские», составляют в пшеворской культуре инородный компонент. По мнению польских археологов – это результат кельтского воздействия, но российские археологи возражают: у кельтов трупоположения вытянутые, а у пшеворцев – скорченные на боку, и с другой ориентировкой. Российским археологам представляется более вероятным воздействие скифо-сарматской экспансии, о чем может свидетельствовать общее сходство могильного устройства и некоторые схождения скандинавской и иранской мифологии. сельтского воздействия, но росийе. число полей погребений лтр.оке до верховий Западного Буга и Южного Буга.
Поселения и жилища. Как и у предшествующей культуры подклошовых погребений, поселения пшеворской культуры неукрепленные, но обычно для них выбирались возвышения, иногда труднодоступные места.
Основным типом жилищ пшеворских поселений были прямоугольные (иногда трапецевидные) наземные дома столбовой конструкции небольшого размера (30–35 кв. м.). Часто к основному жилищу пристроены легкие столбовые же помещения, сени или навес.
В домах каменные или глинобитные открытые очаги, возможно, печи, сложенные из камней и глины. Около домов различные ямы-погреба.
Есть среди жилищ и прямоугольные полуземлянки площадью в 12–18 кв. м. Полагают, что это зимние жилища.
Пшеворская культура. Типы керамики.
Керамика. Лепная глиняная посуда пшеворской культуры на первых порах мало отличалась от керамики культуры подклошовых захоронений. Это яйцевидные горшки с двумя ушками наверху, миски с загнутым наружу краем, чаши с ушком. Поверхность сосудов лощеная или сглаженная, есть сосуды с «хроповатым» (искусственно ошершавленным) туловом. К началу нашей эры сосуды становятся более тонкостенными, распространяются лепные чернолощеные горшки и высокие вазообразные миски, нередко украшенные геометрическим или меандровым орнаментом.
С III в. н. э. появляются изготовленные на гончарном круге сосуды с серой заглаженной или шершавой поверхностью. Лепная же посуда огрубляется: вместо нарядных черно-лощеных сосудов теперь изготавливаютися грубые горшки с нелощеной, иногда «хроповатой» поверхностью.
Металл. В металле появляются типы, возникшие в результате кельтскою культурного воздействия, прежде всего предметы вооружения и воинского снаряжения — двулезвийные мечи латенского типа, листовидные наконечники копий и дротиков, железные ножны. Распространенные в культуре подклошовых погребений булавки почти полностью вытесняются фибулами, также латенскими. Поясные пряжки частично делаются по типам предшествующего времени, частично проникают из явно германских областей – с северо-запада. Многие орудия труда и предметы быта сделаны из металла: железные ножи, пружинные ножницы, бритвы, шилья, топоры.
Пшеворская культура: 1, 2 — наконечники копий; 3, 4 — шпоры; 5, 6 — фибулы; 7 — гребень; 8, 9 — пряжки.
Хозяйство. Земледелие было в основе хозяйственной жизни пшеворского населения. Обугленные зерна, найденные при раскопках, дают обширный перечень злаков: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, гречиха, возделывали также горох и коноплю. Железные сошники говорят об уровне культивации. По костям определен состав стада: крупный и мелкий рогатый кот, лошадь и свинья.
Среди памятников пшеворской культуры обнаружены центры ремесла – железоделательного и керамического.
Связи. Связи с Римской империей проявляются в импортах. Это дорогие серебряные, бронзовые и стеклянные сосуды, terra sigillata, предметы вооружения. В захоронениях обнаруживают большое количество фрагментов римских кольчуг. Вдоль так называемого янтарного пути (от Балтийского моря к Дунайской низменности по Варте и Одеру) сосредоточены клады римских монет. Иногда пшеворскую культуру не без оснований причисляют к провинциально-римским.
Этногенез. По типологическим признакам пшеворскую культуру археологи выводят из культуры подклошовых погребений, а ту – из позднепоморской культуры. При этом на формирование пшеворской культуры оказали воздействие латенизированные культуры (т. е. испытавшие кельтское влияние), а особенно – ясторфская культура Северной Германии (которую уверенно отводят ранним германцам).
Пшеворская культура близко родственна по многим параметрам зарубинецкой культуре Украины, с которой ряд исследователей связывает этногенез славян. Поэтому определение этнической принадлежности пшеворской культуры имеет особый интерес для археологов Украины и России. Многие польские и наши ученые считают и пшеворскую культуру славянской, отождествляя ее с венедами и усматривая некоторые ее традиции в пражской культуре. На основе северного варианта пшеворской культуры в междуречьи средних течений Одера и Вислы сформировалась суковско-дзедицкая культура, которую считают лехитской. Но в конце IV века пшеворская культура была сметена гуннами, и полной преемственности между ней и позднейшим польским населением не прослеживается.
Более того, писатели древнеримской эпохи знали на этой территории вандалов и лугиев, а это германцы (из лугиев называются и частные племена гарниев, гелизиев, манимов и наганарвалов). Существенно, что пшеворцы владели железными мечами и укрепляли на щиты металлические умбоны, тогда как достоверные славяне следующего периода этих предметов вооружения еще не употребляли. Странно было бы, если бы в опасное время миграций и экспансии они утратили столь важное вооружение. Выше уже отмечено, что в погребениях пшеворцев найдено много фрагментов римских железных кольчуг, а такие кольчуги использовались наемными германцами из вспомогательных частей римской армии. Сломанное или согнутое при погребении оружие – это типично кельтский и германский погребальный ритуал (вещи должны умереть, чтобы попасть с покойником в загробный мир). Славянам этот ритуал был чужд. Пшеворские бритвы также противоречат славянскому почитанию бороды.
Распространенный у пшеворцев обычай вбивать оружие или орудия труда (копья, ножи, ножницы или мечи) в захоронения (видимо, чтобы предотвратить выход покойника из могилы и причинение вреда живым) также распространен у германцев. Он распространен в ясторфской культуре, а в Скандинавии известен вплоть до христианского времени. Еще один германский обычай – помещение в могилу костей птиц (чтобы облегчить отлет души?), также известен у германцев – на Готланде и в Скандинавии. Ю. Костшевский отмечал, что орнаменты (в частности меандровые) на пшеворской керамике, нанесенные зубчатыми колесиками, имеют аналогии в германских древностях более западных областей (но именно Костшевкий выдвинул концепцию славянской принадлежности этой культуры).
Таким образом, есть резон у тех, кто считает пшеворскую культуру германской (сторонники германской принадлежности есть и у зарубинецкой культуры). Те, кто считает пшеворкую культуру славянской, объясняют эти германские элементы инфильтрацией иноэтничного населения с запада.
Польский археолог Р. Ямка и у нас В. В. Седов обратили внимание на различие между урновыми и ямными (безурновыми) погребениями в пшеворской культуре (и между могильниками с преобладанием тех или других). Оружие и целые комплекты его, а также отмеченные следы германских ритуалов находятся в основном в урновых погребениях, тогда как безурновые и беднее и содержат лишь единичные вещи из набора. Различна и керамика. Предполагают, что это отражает этнические различия и что население пшеворской культуры было неоднородным в этническом плане. Урновые погребении концентрируются больше в западном (приодерском) районе, а ямные – в восточном, привисленском. Именно керамическая традиция безурновых погребений как будто приближается к пражской. Напрашивается идея, что первые – германские, а вторые, возможно, славянские. Трупоположения же вообще относят к кельтским вливаниям.
Могильник Спицымеж. Комплексы находок, характерные для урновых погребений: А — погребение 223; Б — погребение 224; В — погребение 226; Г — погребение 274
Могильник Спицымеж. Глиняная посуда, характерная для ямных погребений: А — погp. 115; Б — погр. 138; В — погр. 129; Г — погр. 191; Д — погр. 175
Некоторые исследователи (в том числе Седов), полагают, что именно в это время и в эти обстоятельствах в славянскую речь вошли германские слова (лингвисты определяют их как заимствования из германской речи), в основном термины власти, вооружения, экономики, быта знати: «князь», «меч», «шлем», «хоса» (разбой – из герм. ханза), «купити», «долг», «хлеб», «котел», «блюдо», «холм», «осел» и др. Но ведь это слова из общего праславянского словаря. Тогда нужно принять, что пшеворская культура была общей праславянской – предковой для всех славян. Седов так и полагал, выводя пшеворскую культуру из культуры подклошовых погребений (что опровергал польский археолог К Годловский).
У пшеворских покойников определены митохондриальные гаплогруппы H5 и H5a. Но только в случае трупоположений.
В суковско-дзедицкой культуре последующего, предпястовского периода раннего средневековья (лехитской или прапольской), наряду с пришлыми с юга компонентами пражской культуры ощущаются и пшеворские традиции в керамике (Кухаренко 1969: 128). Вполне возможно, что сложение именно на этой территории княжеств, объединенных династией Пястов, было как-то подготовлено навыками населения жить под королевской властью, даже иноязычной, чем эта территория отличается от смежной с севера территорией оксывской и вельбарской культур, где власть была, вероятно, ближе к военной демократии (более стабильное государство Ойум было создано только на Украине).
«Руки бога» — символ, обнаруженный на керамике Пшеворской культуры