Генофонд.рф /
Словарик /
Теория среднего уровня
Теория среднего уровня
Теория среднего уровня (англ. Middle-Range-Theory). В терминологии Л. Бинфорда и многих его последователей теория на основе «мостообразующих законов». Дело в том, что Бинфорд в своей публикации 1972 года различал в археологии два вида законов:
а) законы, действовавшие в живом обществе прошлого и формировавшие культуру, в частности материальную, и
б) законы, по которым происходило отложение и последующая трансформация остатков материальной культуры, их превращение в археологический материал.
Второй вид нужно знать для надежной реконструкции, первый – для понимания реконструируемых явлений. Но законы второго вида не занимали важного места в бинфордовской концепции – его археология практически изучала именно культурный процесс (отсюда и название «процессуальная археология»), изучала культурные системы непосредственно по археологическим остаткам, игнорируя и даже отрицая их неадекватность культурным явлениям прошлого. Но на рубеже 70-х годов он провел полевые исследования эскимосов нунамиут, наблюдая за их жизнью и стараясь понять, как на деле образуются археологические комплексы. С середины 70-х годов он обратил серьезное внимание на второй вид законов и поставил его в центр своих занятий.
Поскольку теория, формируемая вокруг этих законов, представлялась ему рангом ниже теории культурного процесса (т. е. «общей теории» — General Theory), но рангом выше частных теоретических проблем, он назвал ее «теорией среднего ряда» ( в русской терминологии – среднего уровня). Позже, когда он назвал законы второго вида «мостообразующими», то есть соединяющими культурный процесс с источниками, он стал объяснять свое наименование теории иначе – ее посреднической функцией: она соединяет современные источники с событиями прошлого.
Когда вышла «Бихевиорная археология» Шиффера, стало ясно, что «теория среднего уровня» — это теория (или теории) формирования археологического источника. Название, гораздо более точное, чем «теория среднего уровня» (всегда приходится объяснять, что тут за середина).