Генофонд.рф /
Словарик /
Теория стадиальности
Теория стадиальности
Теория стадиальности. Раннесоветская концепция развития культуры, противостоявшая «буржуазным» течениям миграционизма, диффузионизма и прочим в 1930 – 1950 гг.
Вдохновленные акад. Н. Я. Марром ленинградские археологи В. И. Равдоникас, Е. Ю. Кричевский и др. перенесли в археологию идеи «нового учения о языке» и на этой основе построили в ней «теорию стадиальности». Теория стадиальности создавалась по идеям Марра, но без его участия. На место языков были подставлены этнические культуры, и всё этническое развитие изображалось как серия скачков с одной стадии на другую, во время которых этнический облик культуры враз трансформировался. Совокупное общество развивалось повсеместно путем революционных скачков со стадии на стадию, перестраивая под воздействием экономики социальные структуры, причем перестройка эта приводила к этническим преобразованиям.
Первой заметной реализацией этой теории была работа Равдоникаса «Пещерные города Крыма и готская проблема в связи со стадиальным развитием Северного Причерноморья» (1932). В ней Равдоникас предлагал читателю поверить в то, что жившие ранее в Северном Причерноморье киммерийцы были яфетидами (т. е. были схожи по языку с нынешними кавказцами), что они в результате революционных языковых трансформаций экономики и всего общества (толкуемых как диалектические скачки) превратились в скифов (которые, как теперь ясно, были ираноязычны), те – в германоязычных готов, а готы – напрямик в славян. И что никто из них ниоткуда в Крым не приходил – всё происходило там на месте. Просто под воздействием хозяйственных сдвигов сменялись язык и культура. Почему? Да потому, что резкая смена – это диалектический закон бытия, а язык – надстройка над базисом, базис изменился – должен измениться и язык.
Роль археологии в этих рассуждениях сводилась к их иллюстрированию археологическим материалом. Никаких доказательств этнических преобразований археология, разумеется, представить не могла, разве что с натяжками можно было выискивать доказательства автохтонности. Теория стадиальности пала вместе с «новым учением о языке» в 1950 г. Ее адептам также пришлось публично каяться.
Всё же в стадиализме содержалась глубокая идея о возможности быстрой трансформации культуры без смены населения под воздейстивем внутренних причин в обществе, без миграций и влияний. Это оценил Гордон Чайлд, а через него восприняли американские «новые археологи».