Доска объявлений

IV Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ РАН

new-4

IV Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии:
преемственность и новые подходы»
Москва

I ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Дорогие коллеги,

Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН приглашает молодых исследователей (до 35 лет) – магистрантов, аспирантов и научных сотрудников – принять участие в Четвертой молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы» (Москва, последняя неделя апреля 2018 г.). Заявки на участие принимаются до 1 марта 2018 года на электронный адрес cpha-conference@yandex.ru. В заявке необходимо указать ФИО полностью, место учебы/работы, ФИО научного руководителя, тему доклада, контактные данные.

Отличительной чертой Молодежной антропологической конференции является предоставление возможности молодым исследователям высказывать свои идеи вне жестких рамок регламента и при активном участии старших коллег.
Регламент Конференции: на доклад отводится 15–20 мин, сразу после доклада – обсуждение и дискуссия. Тексты докладов после рецензирования могут быть опубликованы в очередном номере журнала «Вестник антропологии» (ИЭА РАН).

Участников научной конференции «Ломоносовские чтения», ежегодно проходящей в МГУ в начале апреля, приглашаем выступить со своими докладами и на Молодежной антропологической конференции.
Один день работы Конференции полностью будет посвящен практическому обсуждению методических проблем палеоантропологического исследования.

КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Герасимова Маргарита Михайловна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Агджоян Анастасия Торосовна (ИОГен РАН, Москва)
Балановский Олег Павлович (ИОГен РАН, Москва)
Вергелес Марина Олеговна (МГУ, Москва)
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва)
Макарова Екатерина Михайловна (КФУ, Казань)
Пежемский Денис Валерьевич (МГУ; ЦПИ, Москва)
Синева Ирина Михайловна (МГУ, Москва)
Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)

***
Первую Молодежную антропологическую конференцию Отдел антропологии ИЭА РАН организовал в 1995 году. В числе молодых участников были С.В. Васильев (ныне – д.и.н., заведующий Центром физической
антропологии ИЭА РАН), М.А. Негашева (д.б.н., кафедра антропологии Биологического факультета МГУ), С.Б. Боруцкая (к.б.н., кафедра антропологии Биологического факультета МГУ), И.Р. Газимзянов (к.и.н., Институт археологии АН Республики Татарстан, Казань), Е. Печенкина (PhD, США), А.А. Хохлов
(д.и.н., СГСПУ, Самара).

Вторая конференция прошла в 2003 г., практически все докладчики сегодня активно и плодотворно трудятся на ниве антропологии: Р.М. Галеев (Москва), С.В. Дробышевский (Москва), А.А. Евтеев (Москва), А.В. Иванов (Севастополь), А.Д. Козак (Киев), Д.В. Пежемский (Москва), Д.И. Ражев (Екатеринбург), Н.А. Суворова (Лейбова)(Москва), С.Ю. Фризен (Москва). Многие старшие коллеги тогда откликнулись на приглашение прийти послушать «антропологическую молодежь»: председательствовали на заседаниях Т.И. Алексеева и М.М.
Герасимова, активное участие в обсуждениях докладов принимали А.Л. Пурунджан, В.Е. Дерябин, А.П. Бужилова, Н.А. Дубова, Т.К. Ходжайов, Г.Л. Хить и др. Именно в 2003 году участники Молодежной конференции впервые заговорили о необходимости проведения методических семинаров и летних школ, организация которых должна быть направлена на сохранение преемственности методических подходов в различных областях физической антропологии, что и было реализовано на различных научных площадках в последние годы.

После длительного перерыва, в 2017 году, была организована Третья Молодежная антропологическая конференция, на которой было принято решение сформировать постоянный Координационный комитет и сделать конференцию ежегодной.

Ждем ваши заявки!

С уважением,
ОРГКОМИТЕТ

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

На «Алексеевские чтения» продлен срок приема статей

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Поздравляем Вас с наступившим 2018 годом и наступающим Рождеством!
Напоминаем о возможности публикации материалов конференции в журнале «Археология евразийских степей» в первом полугодии 2018 года и сообщаем о продлении срока приема статей до 1 февраля! С нетерпением ждём Ваших статей!

С уважением, Оргкомитет 7-ой Международной конференции «Алексеевские чтения».

Соглашение с автором

Инструкции и рекомендации к оформлению материалов

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Триалетская культура

Триалетская культура

Триалетская культура — закавказская культура бронзового века (по наиболее признанной датировке первая половина II тыс. до н. э., но есть авторитетные археологи, по мнению которых хронологический диапазон триалетской культуры захватывает последние века III тысячелетия или даже всю вторую половину его). Занимает верхнее междуречье Куры и Аракса, территории нынешней Грузии и Армении. Предшествующая ей культура – куро-аракская (но ареал триалетской несколько сдвинут к западу), соседние культуры – с севера северокавказская и дольменная, а за ними в понтокаспийских степях катакомбная и срубная. С юга ее соседом была севан-узерликская культура, с которой триалетская состояла в тесных контактах (ставится даже вопрос об их объединении  в одну культуру). В Западной Грузии триалетскую культуру сменила колхидская. Культура открыта в 1936—1940 и 1947 гг. Б. А. Куфтиным, за ним копал М. М. Иванченко. Экспедиция Государственного Музея Грузии под их руководством раскопала группу больших курганов в Триалети, где строилось Цалкинское водохранилище.

 

karta

Бронзовый век Северного Кавказа 1 — северокавказская культура; 2— майкопская; 3 — каякентско-хорочаевская; 4— колхидская; 5 — центральнокавказская (кобанская); 6— восточнозакавказская; 7—самтаврская; 8 — триалетская http://arheologija.ru/bronzovyiy-vek-kavkaza-i-sredney-azii/

 

По варварскому великолепию триалетская культура, пожалуй, превосходит майкопскую. Правда, она на тысячу лет позже.

Периодизация. Академик Лордкипанидзе в 1989 г. делил все триалетские курганы на три хронологических группы: 1) ранние (раннебронзовый век), 2) курганы цветущей поры развития (среднебронзовый век) и 3) поздние (конец среднебронзового века).

Теперь ранний хронологический этап называется беденским по курганам Бедени на востоке Южной Грузии (но гигантские курганы Марткопи считаются еще более ранними). Поздний хронологический этап называется кировокано-триалетским. Беденский этап (со включением Марткопи) рассматривается и как отдельная культура.

Триалетский очаг. Погребальная архитектура и ритуал. В  Триалети высились  большие курганы (высотой до 10 – 15 метров и диаметром около 100 метров). Всего там раскопано более 40 курганов, самый ранний датируется ок. 2100 г. до н. э., самый поздний – ок. 1500 г. Почти все они были ограблены еще в древности, так что археологам достались лишь остатки былого великолепия. Человеческие скелеты не сохранились, хотя кости животных неплохой сохранности. Это дало основание археологам, раскопавшим курганы, предполагать кремацию. Но тогда должны были сохраниться если не урны, то уголь и пепел от покойных. Поэтому, скорее, нужно полагать, что покойников, еще не разложившихся, вытаскивали из могил наружу для снятия драгоценных одежд и украшений.

Погребальные камеры имеют вид огромных залов или глубоких ям. Дно ямы устлано камышовой циновкой, а стены выложены каменными плитами. В камеру вел специальный коридор, по которому на повозке доставляли покойника. Недавно (опубликовано в 2000-е годы) в Цалкинском водохранилище был понижен уровень воды, и, воспользовавшись этим, археологи доследовали раскопанные курганы и раскопали несколько новых. При этом были обнаружены мощеные камнем дороги, проложенные с востока на запад и ведшие к наиболее важным курганам. Их длина достигала нескольких сотен метров, а ширина – 5-6 метров. Эти дороги напоминали дороги, ведущие к египетским пирамидам и хеттским гробницам.

 

kurgan

Разрытый триалетский каменный курган в Зуртакети.

 

В центре одного кургана находился большой погребальный зал (высотой до 6 метров и площадью 150 кв. м). Насыпь над залом не превышала 1м – 1,2 м. В зале оказались остатки повозки с четырьмя колесами из цельных деревянных кругов, на которой предположительно покоился погребенный вождь или царь. Повозка, запрягавшаяся быками, с крытым верхом – наподобие кибитки. Кроме погребений такого ранга в курганах есть и погребения знати меньшего калибра. Некоторые погребения находились в ямах (глубиной до 10 м.) под курганами. Лошади в могилах отсутствуют, хотя в быту они применялись. Кроме домашних животных (в основном крупный рогатый скот, а также овцы), в жертвенной пище оказываются дикие животные: горные козлы, серны, косули, лани, дикие кабаны.

 

povozka

Остатки деревянной повозки из триалетских курганов, 2 тыс. до н.э. (Национальный музей Грузии)

 

Вдоль стен погребальных залов стояли крупные глиняные сосуды — лощёные, с нарезным и расписным орнаментом. Остальные вещи лежали в центре зала, вокруг ложа покойного.

Керамика. Керамика чернолощеная на розовой основе, чем она напоминает местную керамику предшествующего времени, но формы, орнамент и качество другие. Крупные сосуды в основном двух типов: 1) низкогорлые с округлым туловом покрыты рельефным и резным орнаментом (шевроны, шишечки и т. д.), 2) большие с удлиненным, яйцевидным туловом и высокой шейкой, завершающейся плавно отогнутым венчиком, – эти  сосуды покрыты лощением и тонко-точечным геометрическим декором.

 

kubok-i-sosud

Золотой кубок и расписной сосуд из погребения в Триалети. Грузия.

 

Кроме того, налицо красная керамика с черной росписью, наиболее распространенная в Закавказье. В орнаменте есть спирали и изображения птиц. Некоторые расписные вазы отделаны еще и блестящим желтоватым стеклом. Есть также группа расписных сосудов со светлой, кремовой поверхностью и чернобурой росписью (шевроны, ромбы, треугольники, концентрические кольца и проч.). Ее сопоставляют с переднеазиатской светлоангобированной расписной керамикой.

Сокровища и оружие. Но расписная керамика, близкая по уровню художественного оформления, бывала и до того, начиная с энеолита (триполье), не говоря уже о минойской посуде III тыс. до н. э. А вот изделия из золота и серебра по уровню мастерства превосходят всё, что было до сих пор вне цивилизаций Передней Азии. Связи с Передней и Малой Азией, вероятно, и обусловили этот уровень.

zolotoy-kubok

http://www.dzeglebi.ge/statiebi/xelovneba/qartuli_saiuveliro_xelovneba.html

 

Из золотых кубков на одном спиральный узор выполнен филигранью и чернью, и этот узор усеян кабошонами (гладко обработанными камнями) — бирюзой и сердоликами. Сходство мотива спиральных волют с узором на большом глиняном сосуде позволяет грузинским археологам предполагать его местное происхождение.

 

ser-kubok

http://www.kwcell.ge/?page=culture&lang=geo

 

На серебряном ведерке представлена ритуальная сцена охоты; выполненная низким рельефом. На серебряном кубке рельефные изображения расположены двумя  фризами. На нижнем изображена вереница оленей: друг за другом следуют девять самцов и самок. На верхнем фризе представлена какая-то ритуальная сцена  — процессия из двадцати трех одинаковых мужских фигур, следующих друг за другом, с кубками в руках. В центре композиции изображена такая же мужская фигура, сидящая на троне, перед высоким алтарем на трех ножках, за спиной которой находится священное дерево — «древо жизни». В этой сцене грузинские археологи видят ритуальное пиршество в честь божества плодородия  или торжественную мистерию жрецов, связанную с ним же, или (учитывая звероподобность лиц) предстояние родовых божеств перед главным божеством всей народности. Однако ритмичность церемониала, черты костюма, манера изображения фигур дали повод связывать серебряный кубок с хеттско-малоазийским искусством. Тогда расшифровывать сцену надо из хеттской мифологии.

 

trialeti_gold-_agate_and_cornelian_necklace

Ожерелье из Триалети; 2000-1500 г. до н.э.; золото, агат и карнеол. Грузинский национальный музей Автор: Jonathan Cardy — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33768502

 

Среди менее дорогих вещей есть также импортные или сделанные под влиянием импортных. Бронзовую ситулу с чеканным орнаментом на поддоне сравнивают с бронзовым котелком раннебронзового века из Италии. Бронзовый наконечник копья с напаянным серебряным ободком сближают с наконечником из Рас Шамры  1550-1400 гг. до н. э.

Но бронзовых предметов, особенно орудий труда и оружия, сравнительно мало: они не входили в предписанный ритуалом погребальный инвентарь. Есть немногочисленные бронзовые клинки от кинжалов, крупные втульчатые наконечники копий. Есть и кремневые наконечники стрел, очень тщательно и искусно обработанные плоской ретушью.

Месхетский очаг и прочие памятники. Другой очаг триалетской культуры в Южной Грузии обнаружен в Месхети. И здесь камера с дромосом, направленным с востока на запад, сооружена в яме или непосредственно на грунте. Стены сложены насухо из больших плит, камера перекрыта огромными каменными плитами, как мегалит. Обряд кремации здесь не засвидетельствован (как, впрочем, и в Триалети). Но здесь открыты костяки, лежавшие на боку с подогнутыми ногами. В одном из курганов у стены камеры стояло деревянное колесо от повозки. Камеры и здесь ограблены, но по сохранившимся вещам можно судить о близости к Триалети. Керамика такая же, но есть и более близкая к куро-аракской. И здесь очень беден металлический инвентарь: всего несколько клинков от кинжалов и втульчатый наконечник копья, булавки и иглы. Крупная золотая бусина с рельефными шишками осталась от золотых предметов.

Вполне очевидно, что на сооружение этих гробниц требовалась масса труда уймы людей и возможно, что сооружение начиналось еще при жизни упокоенного там правителя. А это означает, что вряд ли погребенные – это племенные вожди, как это полагают исследователи триалетской культуры. Скорее, мы имеем здесь дело с государственным образованием и царями. Возможно, что с несколькими небольшими государствами и их царьками.

Археологи ломают голову над тем, чем была вызвана сравнительная редкость вооружения в триалетских курганах. Это можно объяснять сравнительно мирными условиями жизни и некоторой стабилизацией политического положения, а можно – особенностями ритуала, теми, по которым в нем не полагалось отправлять в могилу наряду с быками лошадей. Ритуал касался именно царских особ, возможно, указуя на священный и неоспоримый характер их власти.

Могилы прочего населения (Нульский и Квасатальский могильники) содержали главным образом коллективные погребения – до десяти костяков, лежащих непосредственно друг на друге с неустойчивой ориентировкой. Это семейные усыпальницы. Вот тут много оружия, в том числе из бронзы. Еще в нескольких курганах Грузии и Армении найдены длинные шпаги (мечи-рапиры), и в одном поселении найден бронзовый меч. Все они узкие, длиной около метра, с ребром посредине и коротким черешком. Тип этот известен в микенской культуре, видимо оттуда и проник на Кавказ. Боевые топоры, главным образом из случайных находок, с шестигранным толовом и слегка обвисшим обухом – известен в Передней Азии раньше, чем на Кавказе, оттуда и проник.

Вся бронза в богатых курганах уже исключительно оловянистая, в рядовых – есть и мышьяковистая.

Поселения этой культуры обнесены крепостными стенами из камней, а  дома сложены из каменных плит. Поселение Илто в верхней части Алазанской долины располагалось на скальных террасах. Жилища были прямоугольными, стены из деревянных жердей обмазаны глиной, плоское перекрытие. Это турлучный дом. Поселения сосредоточены в предгорьях и в горной местности, низины же, густо заселенные в предшествующий период, оказались слабо заселенными. Полагают, что сведение лесов в долинах и климатические условия этого времени препятствовали придомному земледелию и скотоводству, которым жили триалетцы – они тянулись к более умеренному климату. Кроме того их очень привлекали горные рудники, потому что торговля металлом (особенно медью, сурьмой и мышьяком) составляла источник их богатства.

Причины упадка триалетской культуры связывают с утратой рынков сбыта металлов. Торговые пути к странам Передней Азии и Анатолии были отрезаны касками, хеттами и митаннийцами.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015