Доска объявлений

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Триалетская культура

Триалетская культура

Триалетская культура — закавказская культура бронзового века (по наиболее признанной датировке первая половина II тыс. до н. э., но есть авторитетные археологи, по мнению которых хронологический диапазон триалетской культуры захватывает последние века III тысячелетия или даже всю вторую половину его). Занимает верхнее междуречье Куры и Аракса, территории нынешней Грузии и Армении. Предшествующая ей культура – куро-аракская (но ареал триалетской несколько сдвинут к западу), соседние культуры – с севера северокавказская и дольменная, а за ними в понтокаспийских степях катакомбная и срубная. С юга ее соседом была севан-узерликская культура, с которой триалетская состояла в тесных контактах (ставится даже вопрос об их объединении  в одну культуру). В Западной Грузии триалетскую культуру сменила колхидская. Культура открыта в 1936—1940 и 1947 гг. Б. А. Куфтиным, за ним копал М. М. Иванченко. Экспедиция Государственного Музея Грузии под их руководством раскопала группу больших курганов в Триалети, где строилось Цалкинское водохранилище.

 

karta

Бронзовый век Северного Кавказа 1 — северокавказская культура; 2— майкопская; 3 — каякентско-хорочаевская; 4— колхидская; 5 — центральнокавказская (кобанская); 6— восточнозакавказская; 7—самтаврская; 8 — триалетская http://arheologija.ru/bronzovyiy-vek-kavkaza-i-sredney-azii/

 

По варварскому великолепию триалетская культура, пожалуй, превосходит майкопскую. Правда, она на тысячу лет позже.

Периодизация. Академик Лордкипанидзе в 1989 г. делил все триалетские курганы на три хронологических группы: 1) ранние (раннебронзовый век), 2) курганы цветущей поры развития (среднебронзовый век) и 3) поздние (конец среднебронзового века).

Теперь ранний хронологический этап называется беденским по курганам Бедени на востоке Южной Грузии (но гигантские курганы Марткопи считаются еще более ранними). Поздний хронологический этап называется кировокано-триалетским. Беденский этап (со включением Марткопи) рассматривается и как отдельная культура.

Триалетский очаг. Погребальная архитектура и ритуал. В  Триалети высились  большие курганы (высотой до 10 – 15 метров и диаметром около 100 метров). Всего там раскопано более 40 курганов, самый ранний датируется ок. 2100 г. до н. э., самый поздний – ок. 1500 г. Почти все они были ограблены еще в древности, так что археологам достались лишь остатки былого великолепия. Человеческие скелеты не сохранились, хотя кости животных неплохой сохранности. Это дало основание археологам, раскопавшим курганы, предполагать кремацию. Но тогда должны были сохраниться если не урны, то уголь и пепел от покойных. Поэтому, скорее, нужно полагать, что покойников, еще не разложившихся, вытаскивали из могил наружу для снятия драгоценных одежд и украшений.

Погребальные камеры имеют вид огромных залов или глубоких ям. Дно ямы устлано камышовой циновкой, а стены выложены каменными плитами. В камеру вел специальный коридор, по которому на повозке доставляли покойника. Недавно (опубликовано в 2000-е годы) в Цалкинском водохранилище был понижен уровень воды, и, воспользовавшись этим, археологи доследовали раскопанные курганы и раскопали несколько новых. При этом были обнаружены мощеные камнем дороги, проложенные с востока на запад и ведшие к наиболее важным курганам. Их длина достигала нескольких сотен метров, а ширина – 5-6 метров. Эти дороги напоминали дороги, ведущие к египетским пирамидам и хеттским гробницам.

 

kurgan

Разрытый триалетский каменный курган в Зуртакети.

 

В центре одного кургана находился большой погребальный зал (высотой до 6 метров и площадью 150 кв. м). Насыпь над залом не превышала 1м – 1,2 м. В зале оказались остатки повозки с четырьмя колесами из цельных деревянных кругов, на которой предположительно покоился погребенный вождь или царь. Повозка, запрягавшаяся быками, с крытым верхом – наподобие кибитки. Кроме погребений такого ранга в курганах есть и погребения знати меньшего калибра. Некоторые погребения находились в ямах (глубиной до 10 м.) под курганами. Лошади в могилах отсутствуют, хотя в быту они применялись. Кроме домашних животных (в основном крупный рогатый скот, а также овцы), в жертвенной пище оказываются дикие животные: горные козлы, серны, косули, лани, дикие кабаны.

 

povozka

Остатки деревянной повозки из триалетских курганов, 2 тыс. до н.э. (Национальный музей Грузии)

 

Вдоль стен погребальных залов стояли крупные глиняные сосуды — лощёные, с нарезным и расписным орнаментом. Остальные вещи лежали в центре зала, вокруг ложа покойного.

Керамика. Керамика чернолощеная на розовой основе, чем она напоминает местную керамику предшествующего времени, но формы, орнамент и качество другие. Крупные сосуды в основном двух типов: 1) низкогорлые с округлым туловом покрыты рельефным и резным орнаментом (шевроны, шишечки и т. д.), 2) большие с удлиненным, яйцевидным туловом и высокой шейкой, завершающейся плавно отогнутым венчиком, – эти  сосуды покрыты лощением и тонко-точечным геометрическим декором.

 

kubok-i-sosud

Золотой кубок и расписной сосуд из погребения в Триалети. Грузия.

 

Кроме того, налицо красная керамика с черной росписью, наиболее распространенная в Закавказье. В орнаменте есть спирали и изображения птиц. Некоторые расписные вазы отделаны еще и блестящим желтоватым стеклом. Есть также группа расписных сосудов со светлой, кремовой поверхностью и чернобурой росписью (шевроны, ромбы, треугольники, концентрические кольца и проч.). Ее сопоставляют с переднеазиатской светлоангобированной расписной керамикой.

Сокровища и оружие. Но расписная керамика, близкая по уровню художественного оформления, бывала и до того, начиная с энеолита (триполье), не говоря уже о минойской посуде III тыс. до н. э. А вот изделия из золота и серебра по уровню мастерства превосходят всё, что было до сих пор вне цивилизаций Передней Азии. Связи с Передней и Малой Азией, вероятно, и обусловили этот уровень.

zolotoy-kubok

http://www.dzeglebi.ge/statiebi/xelovneba/qartuli_saiuveliro_xelovneba.html

 

Из золотых кубков на одном спиральный узор выполнен филигранью и чернью, и этот узор усеян кабошонами (гладко обработанными камнями) — бирюзой и сердоликами. Сходство мотива спиральных волют с узором на большом глиняном сосуде позволяет грузинским археологам предполагать его местное происхождение.

 

ser-kubok

http://www.kwcell.ge/?page=culture&lang=geo

 

На серебряном ведерке представлена ритуальная сцена охоты; выполненная низким рельефом. На серебряном кубке рельефные изображения расположены двумя  фризами. На нижнем изображена вереница оленей: друг за другом следуют девять самцов и самок. На верхнем фризе представлена какая-то ритуальная сцена  — процессия из двадцати трех одинаковых мужских фигур, следующих друг за другом, с кубками в руках. В центре композиции изображена такая же мужская фигура, сидящая на троне, перед высоким алтарем на трех ножках, за спиной которой находится священное дерево — «древо жизни». В этой сцене грузинские археологи видят ритуальное пиршество в честь божества плодородия  или торжественную мистерию жрецов, связанную с ним же, или (учитывая звероподобность лиц) предстояние родовых божеств перед главным божеством всей народности. Однако ритмичность церемониала, черты костюма, манера изображения фигур дали повод связывать серебряный кубок с хеттско-малоазийским искусством. Тогда расшифровывать сцену надо из хеттской мифологии.

 

trialeti_gold-_agate_and_cornelian_necklace

Ожерелье из Триалети; 2000-1500 г. до н.э.; золото, агат и карнеол. Грузинский национальный музей Автор: Jonathan Cardy — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33768502

 

Среди менее дорогих вещей есть также импортные или сделанные под влиянием импортных. Бронзовую ситулу с чеканным орнаментом на поддоне сравнивают с бронзовым котелком раннебронзового века из Италии. Бронзовый наконечник копья с напаянным серебряным ободком сближают с наконечником из Рас Шамры  1550-1400 гг. до н. э.

Но бронзовых предметов, особенно орудий труда и оружия, сравнительно мало: они не входили в предписанный ритуалом погребальный инвентарь. Есть немногочисленные бронзовые клинки от кинжалов, крупные втульчатые наконечники копий. Есть и кремневые наконечники стрел, очень тщательно и искусно обработанные плоской ретушью.

Месхетский очаг и прочие памятники. Другой очаг триалетской культуры в Южной Грузии обнаружен в Месхети. И здесь камера с дромосом, направленным с востока на запад, сооружена в яме или непосредственно на грунте. Стены сложены насухо из больших плит, камера перекрыта огромными каменными плитами, как мегалит. Обряд кремации здесь не засвидетельствован (как, впрочем, и в Триалети). Но здесь открыты костяки, лежавшие на боку с подогнутыми ногами. В одном из курганов у стены камеры стояло деревянное колесо от повозки. Камеры и здесь ограблены, но по сохранившимся вещам можно судить о близости к Триалети. Керамика такая же, но есть и более близкая к куро-аракской. И здесь очень беден металлический инвентарь: всего несколько клинков от кинжалов и втульчатый наконечник копья, булавки и иглы. Крупная золотая бусина с рельефными шишками осталась от золотых предметов.

Вполне очевидно, что на сооружение этих гробниц требовалась масса труда уймы людей и возможно, что сооружение начиналось еще при жизни упокоенного там правителя. А это означает, что вряд ли погребенные – это племенные вожди, как это полагают исследователи триалетской культуры. Скорее, мы имеем здесь дело с государственным образованием и царями. Возможно, что с несколькими небольшими государствами и их царьками.

Археологи ломают голову над тем, чем была вызвана сравнительная редкость вооружения в триалетских курганах. Это можно объяснять сравнительно мирными условиями жизни и некоторой стабилизацией политического положения, а можно – особенностями ритуала, теми, по которым в нем не полагалось отправлять в могилу наряду с быками лошадей. Ритуал касался именно царских особ, возможно, указуя на священный и неоспоримый характер их власти.

Могилы прочего населения (Нульский и Квасатальский могильники) содержали главным образом коллективные погребения – до десяти костяков, лежащих непосредственно друг на друге с неустойчивой ориентировкой. Это семейные усыпальницы. Вот тут много оружия, в том числе из бронзы. Еще в нескольких курганах Грузии и Армении найдены длинные шпаги (мечи-рапиры), и в одном поселении найден бронзовый меч. Все они узкие, длиной около метра, с ребром посредине и коротким черешком. Тип этот известен в микенской культуре, видимо оттуда и проник на Кавказ. Боевые топоры, главным образом из случайных находок, с шестигранным толовом и слегка обвисшим обухом – известен в Передней Азии раньше, чем на Кавказе, оттуда и проник.

Вся бронза в богатых курганах уже исключительно оловянистая, в рядовых – есть и мышьяковистая.

Поселения этой культуры обнесены крепостными стенами из камней, а  дома сложены из каменных плит. Поселение Илто в верхней части Алазанской долины располагалось на скальных террасах. Жилища были прямоугольными, стены из деревянных жердей обмазаны глиной, плоское перекрытие. Это турлучный дом. Поселения сосредоточены в предгорьях и в горной местности, низины же, густо заселенные в предшествующий период, оказались слабо заселенными. Полагают, что сведение лесов в долинах и климатические условия этого времени препятствовали придомному земледелию и скотоводству, которым жили триалетцы – они тянулись к более умеренному климату. Кроме того их очень привлекали горные рудники, потому что торговля металлом (особенно медью, сурьмой и мышьяком) составляла источник их богатства.

Причины упадка триалетской культуры связывают с утратой рынков сбыта металлов. Торговые пути к странам Передней Азии и Анатолии были отрезаны касками, хеттами и митаннийцами.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015