Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Трипольская культура

Трипольская культура

Трипольская культура (украинск. трипільська культура), строго говоря, самостоятельной культуры не представляет. Это неотрывная часть культуры кукутень или кукутени, та часть, которая расположена на территории прежней Российской империи, ныне Украины и Молдавии. Культура же кукутени, названная по селу Кукутень в Румынии, где в 1884 г. археолог Теодор Бурада нашел ее следы, занимает огромную территорию от Южных Карпат до Среднего Днепра. Сюда входят земли Румынии, Молдавии, Украины и небольшие кусочки Польши и Венгрии. В России первые находки этой культуры чех, поселившийся в России, Викентий Хвойка, нашел в Киеве в 1893 – 94 гг., но выделил как культуру в 1899 г. по раскопкам (за несколько лет до того) в селе Триполье неподалеку от Киева. Хвойка ничего не знал о находках в Кукутени и назвал культуру трипольской. В Румынии ее называли и называют культурой кукутени, а в России и на Украине стали называть трипольской.

 

karta

Трипольская культура на карте.

 

Однако ныне признают, что это одна культура и что название кукутенской имеет приоритет. Более того, она и сформировалась на юго-западе своего ареала и продвигалась к север-востоку. Тем не менее, по традиции ее памятники на территории Молдавии и Украины зовут и сейчас трипольскими, а в Румынии – кукутенскими. На Украине ее называют трипiльской (от украинского звучания с. Трипiле), но названа она была первоначально у Хвойки трипольской.

Трипольская

Карта расположения Трипольской культуры на территории Украины.

Исследовали ее на территории Украины и Молдавии до распада СССР в основном московские и ленинградские археологи, также киевские, после этой вехи – украинские, а в Молдавии — молдавские. Только после этой вехи исследования трипольской культуры соединились с исследованиями кукутень, в значительной мере благодаря молдавским археологам, язык которых мало отличается от румынского.

Культура эта энеолитическая, оседлая и земледельческая, в основном в лесостепной полосе (только поздние памятники заходят в степь), с расписной керамикой. Датируется она по калиброванной радиоуглеродной хронологии 5500/5400 – 2750/2650 до н. э., т. е она начинается в середине VI тыс. и оканчивается со второй четвертью III тыс. до н. э.

Очень яркая и богатая, культура эта привлекает своей расписной керамикой и глиняной пластикой, интересна как первая оседлая и земледельческая культура на территории Украины. Она поражает своими огромными поселениями. Некоторые украинские исследователи даже называют ее цивилизацией с протогородами, что явное преувеличение. Недавно выпущена огромная двухтомная энциклопедия «Трипольская цивилизация», выходит интернетный «журнал трипольской цивилизации» — это проявление чрезмерного украинского национализма, тем более смешного, что трипольская культура никаких свидетельств славянской принадлежности не показывает.

Поселения. Трипольская культура известна прежде всего по поселениям (их известно уже более полутора тысяч). Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле водоемов. Их площадь — обычно несколько десятков гектаров, иногда и сотен. Наземные глинобитные жилища с круглыми окнами иногда разделёны внутренними перегородками, бывают и двухэтажные. Все трипольские посёлки как правило сожжены и жилища предстают как глинобитные площадки. Сначала археологи относили это за счет вражеских нападений, но со временем пришли к заключению, что посёлок использовался около полувека, до истощения окружающей его земли, а потом непременно сжигался, а жители переселялись на новое место.

В бассейне Южного Буга трипольские посёлки огромны — размерами в 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы. Их нередко трактуют как протогорода. На деле они далеки от этого статуса, не исполняют функции городов и не перерастают в города. Это просто большие сёла.

poselenie

Реконструкция поселения Майданецкое трипольской культуры.

rekonstruktsiya-obshh-zdaniya

 

 

 

 

 

rekonstruktsiya-zhilishha

Реконструкция жилища трипольской культуры.

 

Хозяйство. Время существования трипольской культуры совпало с теплым и влажным атлантическим периодом климата, что благоприятствовало развитию земледельческого хозяйства и его распространению. Трипольцы выращивали злаки – пшеницу (пленчатую), овёс (пленчатый и голозерный), просо, ячмень. Также сеяли горох и бобы, а из фруктов – виноград, алычу и абрикосы. В обработке земли господствовала подсечная или подсечно-огневая система. Зернотерка

Половина всех домашних животных) приходилась на рогатый скот, крупный и мелкий. Также разводили свиней и лошадей. В одомашнивании лошади они даже на 1,5-2 тыс. лет опережали степной регион. Этого они достигали стойловым содержанием животных в зимнюю пору, которое по сравнению с табунным выпасом облегчало одомашнивание.

Впрочем, не оставляли трипольцы собирательство и охоту. Охотились с луком и стрелами, используя и собак. Собирали дикие фрукты, ловили рыбу. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди.

Трипольская керамика по качеству и орнаментации в Европе того времени одна из лучших. Она лепная (вручную), но обжиг производился не только на открытых очагах, но и в специальных горнах. Разнообразные формы определяют богатство этого вида творчества: корчаги, «фруктовницы», миски. Орнаментация на раннетрипольской посуде резная, в основном концентрическими кругами и косыми лентами, между которыми помещены фигурки людей и животных. В развитом триполье появляется поворотный столик – прообраз гончарного круга. А орнамент выполняется росписью тремя красками: белой, красной и черной. Значительно увеличивается разнообразие посуды – появляются амфорки, биноклевидные посудины и т. д. Биноклвидные — это спаренные (наподобие солонки и перечницы) сосуды нередко без дна. Их находят по одному и по нескольку в жилище. Выдвигались предположения, что это корпуса барабанов или культовые сосуды для жертвоприношений (в них лили жидкость для поения земли — но почему тога не все такие сосуды без дна?). Если это подставки для круглодонных чаш с излюбленной парной пищей, то почему ни разу они не найдены вместе с чашами?

Биноклевидный

Биноклевидный сосуд из Краковского археологического музея.

Расписные сосуды, Львовский исторический музей.

Расписные сосуды, Львовский исторический музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КерамикаАмфора

Посуда

 

Периодизация. Исследованием трипольской культуры на Украине занимались в советское время петербургские археологи Б. А. Латынин и Т. С. Пассек (потом переселилась в Москву). Они разработали периодизацию этой культуры, причем ведущим был по-видимому Латынин. Однако он угодил под сталинские репрессии и Пассек опубликовала периодизацию одна. По ней в выделялись три этапа – А, В и С, а они распались на подэтапы. Это не было большой новацией: до того такие же этапы выделили в культуре кукутени немец Губерт Шмидт и румын Раду Вулпе. Ныне в разработках украинских последователей Пассек эти этапы выглядят так:

Ранний этап (Триполье A). Даты: начало V тыс. — третья четверть V тыс. до н. э. Орудия в основном каменные медных немного (шилья, рыболовные крючки, украшения) и лишь Карбунский клад в Молдавии богат медными изделиями. Но он видимо состоит из импортов. Жилища — землянки и небольшие наземные. Статуэтки изображают сидящую женщину, есть и зооморфные фигурки.

Зооморфная посуда, Львовский исторический музей.

Зооморфная посуда, Львовский исторический музей.

Средний этап (Триполье B — Триполье C1 по Пассек). Даты: последн. четв. V тысячелетия— третья четв. IV тыс. до н. э. Поселения на мысах укреплены валами и рвами, площадь поселений увеличилась, жилища, иногда двухэтажные, располагаются в некоторых поселениях по кругу. Попадаются модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Появляются мастерские по изготовлению орудий. Теперь уже медное сырье (руда и самородная медь) добываются на трипольской территории между Днестром и Днепром. Появляется расписная керамика. Статуэтки теперь иные: стоячие с округлой головкой, причем есть и мужские.

 

Модель дома

Модель дома из Россохватки.

Модель дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поздний этап (Триполье C2), даты: конец IV – начало III тыс. до н.э. Культура изменяется настолько, что многие исследователи считают эту культуру уже не трипольской, а пост-трипольской или пост-трипольскими, поскольку ее локальные группы еще и заметно различаются друг от друга. Это усатовская культура, софиевская, выхватинская, животиловская и др. Территория расширяется на север и восток. Поселения небольшие и располагаются на местах с естественной неприступностью. Люди живут в небольших наземных жилищах и землянках. Расписной керамики меньше. Появляются округлые сосуды из глины с примесью песка и толчёных ракушек и с орнаментом по краю венчика (оттиски верёвочки, защипы, наколы). Много шлифованных кремнёвых топориков. Женские статуэтки — удлинённых пропорций со слитыми ногами. Впервые в трипольском мире появляются грунтовые и курганные могильники, а в Поднепровье есть и кремация – изменение погребального обряда говорит о смене идеологии и, возможно, о переменах в этническом составе.

Статуэткиstatuetki

Стутуэткаstatuetka-3

Видимо, трипольская культура на этом этапе пережила нашествие других культур, которые смешались с ее населением и в ряде случаев, возможно возобладали над ним. Кто были эти пришельцы? В курганах усатовские погребения всегда раньше, ямные – всегда позже. Так что это не ямная культура. Возможно, воспользовавшись ослаблением трипольцев из-за климатических катастроф (похолодание и неурожаи вследствие крупных извержений вулканов), нашествие осуществили носители культур шаровидных амфор с северо-запада, культур задунайского происхожения с юго-запада, и др.

Духовная жизнь. Ввиду отсутствия письменности духовную жизнь реконструировать очень сложно. Обилие женских статуэток приводит многих археологов к стереотипным представлениям о наличии почитания Великой Богини, земледелие навевает мысли об аграрных культах, а сосуды непонятного назначения (например, биноклевидные) относят к культовым. Академик Б. А. Рыбаков избрал трипольскую культуру ввиду ее богатства, земледелия и территориального положения в праславянские, поэтому трактовал многие ее особенности как следы праиндоевропейской мифологии и объяснял из Ригведы. Всё это очень сомнительно.

Керамический алтарь, Одесский археологический музей.

Керамический алтарь, Одесский археологический музей.

 

И. В. Палагута не без изящества установил по стандартному набору статуэток в домиках-моделях ритуалы и сравнил статуэтки с римскими Пенатами, реконструировав домашний культ.

 

izobrazhenie-koshki

Зооморфное изображение на керамике.

facial-amphora-with-representations-of-the-great-goddess-potnia-theron-moldavia-5-mil

Лицевая амфора с изображением божества.

При большом количестве поселений могильники трипольцев за малыми исключениями не обнаружены. Есть лишь одиночные погребения в жилищах. По-видимому, у них господствовал способ погребения, не оставляющий археологических следов. Поскольку в более ранней Анатолии было распространено скармливание покойников собакам и птицам («башни молчания») ради последующего нового рождения, а позже этот способ упокоения мёртвых утвердился у многих ираноязычных народов, промежуточное положение трипольцев по времени и территории побуждает Л. С. Клейна предполагать, что у них был именно этот способ.

Происхождение и связь с другими культурами. Выясняя происхождение кукутень-трипольской культуры, археологи находят в ней элементы разных более ранних культур Балкано-Дунайского региона. Это расположенные поблизости культуры карпато-дунайской территории – боян (территория Румынии), тисапольгар (Венгрии) и линейно-ленточной керамики (обширные земли по Дунаю от Венгрии и Польши до Германии), также расположенные южнее культура Винчи (с центром в Сербии), еще южнее – Старчево-Криш-Кёрёш (в Сербии, Румынии и Венгрии, в Болгарии этому близка культура Караново I), восточнее это культура Хаманджия в низовьях Дуная (на стыке Румынии и Болгарии) и культура Петрешть (в Молдавии). Часть этих культур (Старчево-Криш-Кёрёш, Винча и линейно-леточной керамики) начинаются с начала VI или с его второй половины (линейно-ленточной керамики), часть (тисапольгарская, хаманджия и петрешть) – с V тыс. до н. э.

Видимо, формирование кукутенской культуры происходило путем движения на северо-восток групп населения этих культур и смешивания их. Всё это было поздним этапом великого неолитического заселения этого региона земледельцами из Анатолии и приводило к распространению скотоводства и земледелия на районы, прежде редко заселенные охотниками и рыболовами нескольких неолитических культур — буго-днестровской, волынской и киево-черкасской. Но это был этап, уже связанный с владением медью.

Антропологически аборигены всех этих неолитических, дотрипольских культур на Украине были северные европеоиды — высокорослые люди с массивным скелетом, большим черепом и широким иногда плоским лицом, пришедшие сюда в мезолите с северо-запада. Люди же, пришедшие с земледелием и скотоводством из Карпато-Дунайского региона и сформировавшие трипольскую культуру были в основном древнесредиземноморского типа: невысокие, деликатного строения, с высоким и узким лицом.

statuetki-1

Статуэтки из посел. Майданецкое

statuetka-4Статуэтка из посел. Русяны (Молдавия)

.

В пещере Вертеба (быв. Австро-Венгрия, ныне Тернопольская область Украины) были давно обнаружены останки людей, относимых ныне к трипольской культуре, по радиоуглеродной хронологии 3600-2500 гг. до н.э. Изучение генетиками семи особей из этой пещеры позволило выделить ДНК только из митохондрий. Это оказались гаплогруппы pre-HTV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Этот набор маркеров подтверждает родство населения этой культуры с народами балканского неолита, а корнями эти линии уходят в Анатолию. Но преобладают местные гаплогруппы, что говорит о смешивании пришельцев с аборигенами.

Ввиду того, что погребений трипольской культуры почти нет, очень мало данных по антропологии и мало данных для генетиков. Но по тем немногим скелетам, которые до нас дошли, видно, что в трипольской культуре есть оба типа людей массивные высокорослые протоевропейцы и грацильные средиземноморцы. Почти все могильники позднего этапа имеют оба эти типа. В могильнике Выхватинцы они сгруппированы любопытно: женщины – массивные протоевропеоидного типа, а мужчины – изящные средиземноморцы. На этом позднем этапе часть массивных протоевропеоидов вошла от степного населения.

Как назывались трипольцы «при жизни», мы не знаем. В погоне за знатными предками маргинальные археологи и любители ухватились за древний термин Аратта (страна, упоминаемая в шумерском эпосе) и даже археологический музей в селе Триполье назвали соответственно. Но термин Аратта обозначал народ, богатый лазуритом и мореходный, где-то «за семью горами» на юго-западе Ирана. Где Шумер, а где Украина, и на морских берегах трипольцев нет. Кстати, армянские националисты тоже претендовали на Аратту.

Судить о языке трипольцев очень трудно. Были попытки собрать слова непонятного происхождения в украинском языке и трактовать их как остатки трипольского субстрата (Ю. Мосенкис), но это чрезвычайно ненадежно, потому что за время после трипольской культуры и до славян на этой земле сменилось множество культур. Более реалистично следующее рассуждение: поскольку значительная часть населения прибыла из Анатолии и доминировала в этом круге энеолитических культур, очень возможно, что они сохранили свою анатолийскую в основе речь (к ней принадлежал хаттский язык) и навязали ее местному населению. А речь эта была скорее всего близка нынешним северокавказским языкам, поскольку последние продвинулись на Кавказ из того же очага.

Некоторые археологи, опираясь на облик статуэток, считают, что и внешне трипольцы были «арменоидного типа» — брюнеты с тяжелыми носами и густыми шевелюрами, но неясно, рисуют ли статуэтки реалистично свои прототипы, или это результат примитивной техники изображения носов защипом.

Сугубые энтузиасты украинского национализма ратуют если не за языковую преемственность украинцев от трипольцев, то, по крайней мере за биологическую преемственность. Они полагают, что при всех переменах языка население должно было оставаться на своих местах тысячелетиями и в крови современных украинцев течет трипольская кровь. Таким образом, украинцы – наследники и преемники великой трипольской цивилизации. Если, однако, посмотреть на геномы и гаплогруппы, то украинцы ближе к русскому населению, чем к древним группам, а эти древние составляют очень малую долю современного населения. А вот как хозяева свой страны украинцы несомненно ответственны за свою долю в мировом археологическом наследии, в частности за трипольскую культуру.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015