Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Тштинецкая культура

Тштинецкая культура

Тштинецкая культура (польск. kultura trzciniecka) —  археологическая культура среднего бронзового века (XV — XIII вв. до н.э.) Восточной Европы, в частности территории нынешней Польши, Белоруссии и северной Украины, частично средней России. Названа по польскому городу Тштинец.

Из-за трудности для русских прочтения и произношения ее наименование в русской литературе фигурирует  в разных облегченных вариантах. С легкой руки А. Л. Монгайта ее у нас называют тшинецкой, иногда (как у Ю. В. Кухаренко в «Археологии Польши») ближе к польскому – тшцинецкой. Дело в том, что название образовано от слова Trzciniec, а в польском языке буквосочетание rz, соответствующее русскому рь и читаемое как ж, после глухих согласных читается как ш. Буква c, следующая за этим буквосочетанием, близка к русскому ц, но в русском языке после нее и не звучит и произносится ы (цифра, акция), поэтому, чтобы приблизиться к польскому звучанию, нужно писать т (как cień – тень, ciepło – тепло, а легким добавлением в польском шипящих призвуков можно в данном случае пренебречь).

Благо, тштинецкие памятники на украинской территории вообще долго называли по могильнику у с. Комаров комаровской культурой (да и сейчас так называют), а на территории северной Белоруссии – сосницкой. Но сейчас, по крайней мере, специалисты признают, что это части одной культуры.

 

Balto-Slavic_lng

Тшинецкая, комаровская и сосницкая культуры. Автор: Hxseek (Hxseek) Last edited by en:User:No such user — The Indo-European Languages, A G Ramat, P Ramat. Taylor & Francis, 1998. ISBN 041506449X. Archaeological cultures (labeled in white): From Trzciniec — Komarow — Sosnica. A Culture Cycle from the Early and Middle Bronze Age. Jan Dobrowski. Archaeologia Polonia. XVI, 1975, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11717706

 

Артефакты. Могильники курганные и бескурганные, почти всегда с трупоположениями, покойники скорченные на боку. В бескурганных могильниках встречаются и трупосожжения, но их мало и они не в урнах. В погребальном инвентаре керамика, кремневые орудия, иногда металлические.

Поселения этой культуры расположены вблизи рек на песчаных всхолмлениях. Жилища – землянки или наземные постройки столбовой конструкции.

Керамика лепная, в основном это вытянутые кверху горшки с косо срезанным венчиком, глубокие миски и «ситовидные» сосуды (предполагается, что это жаровни). В южных районах – кубки и вазовидные сосуды на пустых поддонах, почти всегда орнаментированные шишковидными выступами, вертикальными бороздками, ямками. Есть сосуды на четырех ножках.

Металла мало. Из бронзы изготовлены кинжалы, булавки, браслеты, кольца, а  в одном случае диадема с изображением солнца. Зато много каменных орудий – топоры, кремневые наконечники стрел, скребки и др.

 

new-2

Культовые постройки.  На берегу Днепра, западнее Чернигова, раскопано селище близ хутора Пустынна. Там С. С. new-1Березанская обнаружила 19 больших полуземлянок с наземными  амбарами и двумя святилищами. Одно из них круглое с 4 ямами внутри и длинным ровиком, заполненным обожженными зернотерками, их насчитали более 120. Обжигались они где-то на стороне. Ясно, что это было культовое действо. Кроме них здесь находился  сосуд с отпечатками зерен и каменный серп.

Корни тштинецкой культуры неясны. Польские археологи выводят ее из культур шнуровой керамики и гребенчатой керамики, но ведь первые считаются индоевропейцами, а вторые – нет. Какую-то роль в формировании  тштинецкой культуры отводят ивенской культуре северной Польши и среднедунайским курганам. На тштинецкую культуру всё время влияла соседняя с запада, более развитая предлужицкая культура, и их слияние сформировало лужицкую культуру. От шишковидных выступов тштинецкой культуры в лужицкой возникла ее Buckelkeramik. Но большей частью территория тштинецкой культуры, вся восточная часть ее ареала, не вошла в лужицкую культуру, да и по времени культура комаровская доживает до VIII — VII веков до н.э. Так что похоже, что это был иной этнос с какой-то иной судьбой.

Этногенез. Праславянской ее, кажется, первым признал в послевоенные годы польский археолог Стефан Носек. Это дало ему возможность углубить польскую линию славянского этногенеза в долужицкое время. Но польский же археолог А. Гардавский и советский (ныне украинский) археолог С. С. Березанская выявили тштинецко-комаровскую общность и отодвинули пределы этой культуры за Днепр. Тем самым они дали возможность  акад. Б. А. Рыбакову, воевавшему против польской линии славянского этногенеза, провозгласить широкую прародину славян во II тыс. до н. э. от Одры (Одера) до Днепра. А II тысячелетие до н. э. – это как раз то время, когда по глоттохронологии славянский язык выделился из балтославянской общности. Правда, Рыбакова неприятно поражала отсталость тштинецкой культуры (каменные топоры и тесла в бронзовом веке, каменные серпы и наконечники стрел, кремневые скребки), но он оправдывал это удаленностью от римской цивилизации и готов был это перенести ради такого охвата времени и пространства.

Свою идею он доказывал совпадением трех карт: широкоохватной карты культур пражского типа для середины первого тыс. н. э., далее карты «раннеславянских» (по его мнению) культур сарматского времени и затем карты второй половины II тыс. до н. э. Между тем это совпадение ничего не доказывает без доказательства славянской принадлежности тех культур, которые в эти карты и их границы помещены. А это как раз рушилось полностью в средней карте – сарматского времени. Культуры оказались в большой мере германскими. Возникает большое подозрение, что и лужицкая культура, вроде бы дочерняя по отношению к тштинецкой, оказывается германской.

Кем же были носители тштинецкой культуры? Она заметно отличается от культур германского облика. В ней нет германских этнографических особенностей. Погребальный обряд другой – курганы, трупоположения. По погребальному обряду она более схожа с балтскими культурами.

Некоторые исследователи считают ее балтославянской – исходной для балтов и славян (см. карту). То есть отводят ей ту функцию, которую Седов отводил (в более позднее время) поморской. Но надежные доказательства этого предположения отсутствуют.

Любопытна культовая ротонда с обожженными зернотерками в Пустынне на Днепре. Из толкований Рыбакова славянские аналогии весьма проблематичны, а вот финская более близка – это зернотерка Сампо, которой в «Калевале» приписываются магические свойства: когда Хозяйка Севера разбила Сампо, Вейнемейнен собирал ее обломки и надеялся, что из них «Выйдут пашни и посевы, И различные растенья, И блеск месяца отсюда, Благодетельный свет солнца…».

Возможность вклада, исходного для финской мифологии, ставит вопрос о выявлении в тштинецкой культуре северных корней – скажем, от поздненеолитической культуры гребенчатой керамики, занимавшей к началу II тыс. до н. э. северо-восток Польши и Белоруссии с Украиной (польско-украинская или, по Гардавскому, днепро-эльбская культура): к ней могут восходить ямочная орнаментация, сосуды на четырех ножках, высокая доля кремневых орудий. Но при несомненности рыболовецко-охотничьего хозяйства этой культуры ее финская принадлежность остается под вопросом (прародину финноугров помещают гораздо восточнее). Это может быть и некая другая неиндоевропейская общность, ныне не существующая.

 

 

 

 

 

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015