Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Городецкая культура

Городецкая культура

Городецкая культура (культура городищ «рогожной керамики») относится к раннему железному веку (VII век до  н. э. — II век н. э.) и распространена в Среднем Поволжье – в правобережье Волги и по средней и нижней Оке к югу от нее, в бассейнах Мокши и Цны и на Верхнем Дону. Это значит, на территории Мордовии, Марий Эл, Чувашии, а также Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей. Названа по Городецкому городищу (у села Городец около города Спасск-Рязанский), раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым.

 

Автор: Koryakov Yuri - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3689392

Автор: Koryakov Yuri — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3689392

 

Артефакты. Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селищами и жертвенниками. Городища расположены группами по два-три в 1 — 3 км одно от другого, а между такими группами расстояние в 10 – 15 км. Городища расположены обычно на мысах, образуемых речками и оврагами, неприступными по своей природе, а с напольной стороны защищены валами и рвами. Если городище находится не на мысу, то оно окружено валами и рвами. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Очаги глинобитные или каменные. Памятников выявлены многие сотни. Большинство расположено в местах выхода на поверхность железорудных месторождений (болотных руд, бурых железняков и т. п.). Могильники не известны. Обряд погребения явно не предусматривал захоронения в земле.

 

slide-4

01w9yteh32

Городище Эрзянь Ки.

 

Керамика со следами рогожи и ткани, или сетчатая – имитирующая отпечатки рогожи (она называется еще псевдорогожной). Если гладкая, то грубая, хотя в более позднее время — лощеная.

 

91580-231_1

Металлургия железа была известна обитателям городецких городищ, но на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало (ножи, шилья, наконечники стрел из железа, а из меди – подвески, бляшки, браслеты), преобладают орудия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпуны.

 

i

Предметы с памятников городецкой культуры: 1 — пряслице; 2 ,8 ,9 — наконечники стрел из кости; 3 — бронзовый браслет; 4 — камень от зернотёрки; 5 костяной гарпун; 6 — костяная игла; 7 — предмет из кости; 10 — льячка; 11 — каменный топор; 12, 13, 15, 16 — обломки посуды; 14 — глиняное грузило.

 

1300270253_golden0037110231_html_184fcc35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйство. Население занималось скотоводством и подсобным мотыжным земледелием, насколько позволяли условия жизни в лесной полосе, а также охотой, рыболовством, бортничеством. Связи документированы со скифами, с дьяковской культурой и с Прикамьем.

Происхождение. Исследователи советского времени производили городецкую культуру от срубной, но городецкая находится в иной зоне, более лесной. Позже стали искать ее корни в лесном неолите и энеолите, но она оторвана по хронологии от культуры ямочно-гребенчатой керамики, волосовской или фатьяновской культур. Предлагалась в ее предки поздняковская культура рязанского Поочья (сходство керамических форм и орнамента, грузиков), но и тут имеется разрыв во времени.

Все сходятся сейчас на том, что городецкая культура сформировалась на основе культуры текстильной керамики (середина XI – начало VII вв. до н. э.) и бондарихинской культуры в лесостепной зоне, а до того там были волосовская культура энеолита, возможны также отдаленные вклады абашевской и срубной культур. К северо-западу от городецкой (за Окой) располагалась родственная дьяковская культура, также связанная по происхождению с культурой текстильной керамики (но без бондарихинской культуры). Исходный очаг городецкой культуры, видимо, локализовался в Подонье: там находился ее ранний вариант — известно более сотни городецких селищ и только 14 городищ, а городища (укрепленные поселения) появляются позже селищ. В VI—V вв. до н. э. городецкое население было вытеснено скифами с большей части Подонья. Часть их перешла в Саратовское Поволжье, откуда их затем вытеснили сарматы. Остались те, что перешли в бассейн Оки.

Этническое определение. Некоторые исследователи ассоциируют городецкую культуру с тиссагетами Геродота, Б. А. Рыбаков – с йирками Геродота. Но кроме имени это мало что дает. Важнее ее связь с последующими народами, чей этнос и язык нам известны.

Большинство исследователей полагает, что этносом городецкой культуры были волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако это предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Конец городецкой культуры связан с формированием древнемордовских племен — те появляются именно на городецкой территории. Эта точка зрения утвердилась в 1930-х – 1950-х годах, когда в политизированной советской археологии господствовала наивно-патриотическая идея автохтонного происхождения народов СССР. Автохтонное происхождение мордвы было археологически обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков.

Но была ли роль городецкой культуры главной, неясно. В древнемордовских могильниках не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом (керамика совершенно иная), а среди городецких памятников вообще неизвестно ни одного могильника, так что преемственность не очевидна. В. И. Ледяйкин ограничил существование городецкой культуры II в. н. э. и заявил, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре. Обряд погребения у них другой – вытянутые трупоположения в узких ямах. Он явно был получен мордвинами от каких-то пришельцев. Одни считают, что это были пришельцы с северо-востока – с Камы (пьяноборская культура), другие – что это были сарматы с юга, третьи полагают, что погребальный обряд принесла саргатская культура из Приуралья и Западной Сибири.

С другой стороны, генетически эрзя тяготеют к обширной территории лесной полосы Восточной Европы вплоть до Балтики, где располагались дьяковская и городецкая культуры и их балтские соседи (см. Дьяковская культура). Парадоксально, что именно в городецкой культуре, самой восточной из них, могло проявиться балтское воздействие – экспансия балтских культур на восток в раннем железном веке известна (еще летопись знает балтское племя голядь под Москвой), отмечается в дьяковской культуре и, видимо, достигало городецкой. Лингвистами доказано влияние балтской мифологии (стало быть, религии) на эрзянскую — образы бога-громовика Пурьгине-паза (ср. лит. Перкунас), Йондол-бабы (ср.балто-славянскую Додолу). У остальных финнгоугорских этносов (в том числе у мокши) бог-громовик другой.

 ЛСК

Литература

Смирнов А. П., Трубникова Н. В. Городецкая культура. М.: Наука, 1965.  39 с.  (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-14).

Миронов В. Г. Городецкая культура : состояние проблемы и перспективы изучения // Археологические памятники Среднего Поочья : сб. науч. тр. / Отв. ред. В. П. Челяпов.  Рязань: НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Ряз. обл., 1995.  Вып. 4.  С. 68—89.

Ставицкий В. В. Основные концепции этногенеза древней мордвы // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Самара, 2009.Ставицкий В. В. О границах распространения и локальных вариантах городецкой культуры // NovaInfo.Ru : научно-методический журнал.  2016.  № 56, т. 4.  С. 121—128.  ISSN 2308-3689.

Ставицкий В. В. Проблема происхождения городецкой культуры // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.  Саранск, 2010.  № 1 (13).  С. 7—16.  ISSN 2077-3579.

Ставицкий В. В. Проблема хронологии и периодизации городецкой культуры // NovaInfo.Ru : научно-методический журнал.  2016.  № 57, т. 4.  С. 129 —139.   ISSN 2308-3689.

Сарапулкина Т. В. Городецкая культура на Верхнем и Среднем Дону : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.06.   Воронеж, 2010.  329 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015