Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Фатьяновская культура

Фатьяновская культура

Археологическая культура среднебронзового века на территории лесной полосы центральной России – занимает Верхнее Поволжье и бассейны волжских притоков – Оки и низовий Камы. Датируется по радиоуглероду III тыс. (без первых полутора веков) — перв. четв. II тыс. до н. э. (даты калиброванные). Некоторые исследователи ограничивают начало серединой III тыс. Относится к культурам боевого топора и шнуровой керамики. Культура выделена в начале ХХ века В. А. Городцовым и названа по могильнику, открытому графом А. С. Уваровым в 1873 г у деревни Фатьяново неподалеку от Ярославля. Восточная часть фатьяновской культуры обычно выступает как отдельная балановская культура.

Могильники располагаются обычно на возвышенностях. Скорченные покойники лежат в зависимости от пола: мужчины на правом боку головой на запад (с отклонениями), а женщин на левом боку головой на восток. Для Восточной Европы это новая практика (ямники и катакомбники лежат без такого разделения по полу). Покойника оборачивали шкурой или берестой, а могилу (прямоугольную яму) укрепляли деревянными плахами, либо лубом, берестой или плетенкой. Иногда покойника присыпали красной краской. Сверху перекрывали легким настилом. Курганной насыпи не возводили. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли около черепа и ног указывают на применение огня в ритуале.

Заупокойный инвентарь скромный в обычных могилах, богаче в могилах вождей или старейшин, обычно стариков. Это лепные глиняные сосуды шаровидные, круглодонные с штампованным и нарезным орнаментом. Почти в каждой мужской могиле — каменные топоры: во-первых, боевые сверленые ладьевидного типа, во-вторых клиновидные рабочие. Изредка — топоры из металла. Затем кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и из янтаря, куски мяса, от которых остаются кости.

Для фатьяновской культуры характерно захоронение животных, особенно медведей и собак.

Поселения фатьяновцев находят крайне редко. Видимо, они были недолговременными с жилищами легкого типа. Но они имелись — по берегам рек, укрепленные рвами и валами, даже c полуземляночными жилищами.

Основным занятием населения было скотоводство. Разводили свиней и овец, также коз. Судя по отсутствию костей крупного рогатого скота в погребениях, то ли коров было гораздо меньше, то ли их не употребляли в пищу, а держали только для доения. Не шла в пищу и лошадь. Но кости и зубы этих животных присутствуют. Поскольку для коров и лошадей в отличие от свиней требуются открытые пространства для выпаса, этих луговых ландшафтов и придерживались фатьяновцы в лесной полосе. Пространства такие, судя по почвам, имелись. Разумеется, в хозяйстве была и собака (типа лайки). Животную пищу доставляли также охота и рыбная ловля.

Земледелие у фатьяновцев не считалось строго доказанным, но находки костяных и каменных мотыг указывают на подсечно-огневое земледелие (пшеница и ячмень), Известны были им и двухколесные повозки. Металл у них уровнем ниже, чем у соседей с юга – катакомбных культур. Там это была бронза, а у фатьяновцев в основном чистая медь для украшений, а бронза для орудий и очень редка.

Одни антропологи описывают фатьяновцев как людей нордического типа — высокого роста с длинным и высоким черепом и резко профилированным лицом средней ширины и высоты, а другие относят их к средиземноморской расе, полагая что они были более грацильными, с южноевропеоидными чертами – резкой горизонтальной профилированностью узкого высокого лица и выступающим носом.

Хотя во время засилья марровской «стадиальной теории» с ее автохтонизмом обязательной была идея местного происхождения фатьяновцев в Восточной Европе, сейчас абсолютно ясно, что это население пришлое. Ко времени вторжения фатьяновцев здесь жило поздненеолитическое население, принадлежавшее белевской и волосовской культурам с неукрепленными поселениями. Археология свидетельствует о столкновениях пришельцев с аборигенами. В могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) в костях фатьяновских воинов найдены волосовские кремневые наконечники стрел.

Основной советский исследователь фатьяновской культуры Д. А. Крайнов, исходя из общих соображений, считал, что фатьяновцы вторглись на территорию верхневолжского бассейна не позднее XVIII века до н. э. (это тогдашня датировка начала фатьяновской культуры) c запада, с территории Белоруссии и Прибалтики (Литвы), а еще раньше они обитали в Висло-Рейнском междуречье и в Поднестровье. Это была обычная советская позиция: древние миграции могут исходить только из советской же территории или на худой конец с территории «народных демократий». Этническую принадлежность определяли обычно как балтскую (балты тогда еще входили в состав СССР). Действительно средневековую голядь (галиндов), живших чуть западнее Москвы-реки, определяют как балтскую народность – они могли бы быть остатками фатьяновского населения.

Если же подключить к решению вопроса типологию, объективные данные, полагает Л. С. Клейн, то бросается в глаза близкое сходство фатьяновской культуры с культурой ладьевидного топора Швеции и Норвегии: боевые топоры типа ладьевидных, могильники бескурганные с далеко отстоящими одна от другой могилами, схожее положение покойников, а керамика продолжает шведскую: у шведской донышко постепенно уменьшалось, почти сходя на нет в конце, а у фатьяновской бесшейные, как и шведские, сосуды вообще круглодонные, но придонный орнамент сохранился – так венчиком и помечает место, где располагалось дно (Крайнов и многие следом за ним считали это солярными символами). Таким образом, ничего не попишешь, это были, скорее всего, северные германцы. Так сказать, викинги III тыс. до н. э., норманны до норманнов.

Судьба их схожа с судьбой позднейших варягов: они растворились в местном и пришлом, но ином, населении. Во II тыс. они были поглощены абашевским населением, видимо, индо-иранским, наступавшим с юга, а затем в этих местах распространилась дьяковская культура, скорее всего финно-угорская. Во всяком случае, восточные славяне, проникая в эти места уже в I тыс. н. э., встретили здесь финно-угорские народности и одну балтскую (голядь, галиндов).

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015