Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Срубная культура

Срубная культура

Срубная культура – археологическая культура позднебронзового века степной и лесостепной полосы Восточной Европы (в основном между реками Днепром и Уралом). Датируется с XVI или XVIII века по XII век до н. э. Первоначально выделена на Донце В. А. Городцовым в самом начале ХХ века, а в 70-е годы Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных, исходя из локальных различий внутри культуры и по примеру катакомбной культуры подняли локальные варианты срубной культуры до ранга отдельных культур. Они ввели для их обобщения неуклюжее понятие «срубная культурно-историческая общность». Эта общность сводится к двум культурам – покровской (XVIII — XV вв.) и бережновско-маёвской (XVII – XII вв.), а есть и культуры схожего типа, но их принадлежность к срубной общности отошла в прошлое (белогрудовская, сабатиновская раньше сюда включались). Кроме названных исследователей этой культурой занимались О. А. Кривцова-Гракова, Н. К. Качалова, О. В. Кузьмина, В. В. Отрощенко и др.

Материальная культура, типология. Выделена была культура по погребениям. В курганной стратиграфии они располагаются выше ямных и катакомбных, а название свое получили от обрамления могилы (обычно в насыпи готового кургана) невысоким (в 1 – 3 венца) срубом. Но срубы – редкая деталь погребений срубной культуры, большинство их – просто лежащие в насыпи скорченные покойники с небольшим сопроводительным инвентарем, в котором наряду с каменными (наконечники стрел) и глиняными (острореберные – с горизонтальным ребром – и баночные сосуды) бывают металлические изделия – бронзовые копьевидные ножи. Скорченность покойников сильная, кисти рук – перед лицом. Позже было открыто и некоторое количество бескурганных могильников срубной культуры. Случаи кремации редки.

С тех пор открыто немало других памятников срубной культуры или общности – поселения, мастерские, рудники, клады.

Жилища — землянки, полуземлянки и наземные постройки (откуда бы иначе они умели класть срубы?).

Хозяйство срубной культуры было основано на стойловом и отгонном скотоводстве, а у бережновско-маёвского населения вспомогательную роль играло пойменное земледелие. Основу стала составлял крупный рогатый скот, а не мелкий (хотя овцы и козы развоились), лошадей было значительно меньше. Наличествовала свинья, что говорит о некоторой оседлости. Металлургическое производство использовало медистые песчаники Приуралья (Каргалинское месторождение) и Донецкого кряжа (Бахмутское месторождение), рудники были и в Среднем Поволжье. Производство изделий из металла сосредоточивалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков. Именно срубная культура распространяет с Урала настоящую оловянистую бронзу: до того, в ямное и катакомбное время почти вся Восточная Европа пользовалась мышьяковистой бронзой — сплавом не столь высокого качества, распространявшимся с Кавказа. Эту смену технологии подробно исследовал В. С. Бочкарев.

Из метала изготовляли массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (для рубки кустарника) с отверстием в рукояточной части. В позднесрубной культуре появляются кельты – клиновидные топоры-тесла со втулкой вместо обуха, надевавшиеся втулкой на изогнутую деревянную рукоять.

Только в позднесрубное время познан секрет получения кричного железа. Из него откованы первые изделия небольших размеров.

Покровская срубная культура распространена в основном от Северского Донца до Волги, но есть памятники и на Урале. Название группы происходит от Покровского могильника в саратовском Поволжье у г. Покровск (ныне — Энгельс). Образовалась из доно-волжской абашевской культуры под влиянием синташтинской и потаповской.

Жилища — каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. Курганные могильники покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15.

Курганная насыпь возводилась после совершения последнего захоронения. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Скорченные покойники лежат в подпрямоугольных ямах, иногда в срубах на левом боку, головой на север. Керамика представлена острорёберными горшками с геометрическим орнаментом. Каменные топоры и булавы, наконечники стрел, скрёбла, ножи. Украшения — фаянсовые бусы, желобчатые височные подвески и браслеты. Изделия из кости: псалии, шилья, и проч. Орудия из металла: топоры, серпы, тёсла и долота, черенковые ножи с широким ромбическим перекрестием и кинжалы с прилитой рукоятью. Однако ромбическое перекрестье часть археологов считает признаком абашевской культуры.

Бережновско-маёвская срубная культура охватывает территорию от Ингульца до Волги. Названа по Бережновскому курганному могильнику в Поволжье и Маёвскому могильнику у г. Днепропетровска. Сформировалась на базе бабинской и покровской культур. Жилища — с каменными основаниями стен. Погребальные памятники курганы, как правило, с несколькими досыпками, иной раз длинные курганы. Иногда погребенные лежат каменных в ящиках или срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Грунтовые могильники размещаются в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Кремации встречаются, это погребения в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках.

Керамика баночная, горшковидная и острорёберная (с резким перегибом) с геометрическим орнаментом. Иногда в верхней части сосуда встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. В погребениях встречается также и деревянная посуда, порой с бронзовыми оковками, возможно, культовая. Инвентарь тот же, что и в покровской культуре, но кроме черенковых ножей с выделенным перекрестьем есть и кинжалы с кольцевым упором.

Происхождение срубной культуры в основном дискутировалось двумя группами исследователей. Одни (Н.Н.Чередниченко) считали ее автохтонной на Украине, другие (О. А. Кривцова-Гракова, В. В. Отрощенко, В. С. Бочкарев) полагали, что она сформировалась в Поволжье и оттуда мигрировала на Дон и на Украину. Кривцова-Гракова считала, что сформировалась срубная на основе полтавкинской культуры, Отрощенко – на основе Синташты, волго-донской абашевской, бабинской культуры и потаповских памятников, причем покровская и бережновская культуры формировались порознь. Все полагали, что в основном это ямная культурная традиция, а по формированию срубная родственна андроновской культуре, и это родство носит этнокультурный характер, более всего сближаясь с формированием иранского или индоиранского языков.

В последнее время исследования генетиков (команда Райха и команда Кристисансена – Виллемслева) ставят вопрос о ямной культуре как основе индоевропейской речи, а Синташту и срубную культуру отличают по геномному составу от носителей ямной культуры и сближают с культурами шнуровой керамики.

Этническая принадлежность. Ареал срубной общности связывают с распространением индоиранских гидронимов и топонимов. Академик В. И. Абаев доказал их доскифское происхождение, но до скифов были не только срубники. Позднее Н. Л. Членова показала, что иранские гидронимы в степях и лесостепях проходят полосой от Днепра до Оби, что полностью совпадает с ареалом распространения племён срубной и андроновской культурных общностей – также не только срубной.

Некоторые исследователи возводили скифов Сев. Причерноморья к срубной культуре Поволжья (М. И. Артамонов). Это также навевало мысль об ираноязычии срубников (коль скоро скифы ираноязычны). Но в последние десятилетия большинство археологов перешло на позиции миграции скифов из Азии, и это поддержали некоторые лингвисты. Тем не менее, многие археологи продолжают придерживаться той точки зрения, что срубная и андроновская культуры были тем плацдармом, с которого кочевники-арии заселили Иран и Индию, что это прародина индоарийских народов.Таким образом, вопрос об этнической принадлежности срубников повисает в воздухе. Некоторая вероятность, что они были ираноязычны, остается, но твердой уверенности в этом нет.

Историческая судьба. Поздний бронзовый век в Восточной Европе начался и развивался при благоприятных климатических условиях — господствовал влажный и тёплый климат. Это способствовало подъёму производящего хозяйства, с максимальной плотностью заселения степи и лесостепи. Пик демографического взрыва приходится в лесостепи на XVI—XV века до нашей эры, а в степи на XIV—XIII века до нашей эры. Считают, что иссушение и похолодание климата в конце бронзового века (XI—VIII век до н. э.) привели к деградации срубной культуры и переходу масс населения к кочевому скотоводству и образу жизни.

Носители срубной культурно-исторической общности приняли непосредственное участие в формировании белозерской и бондарихинской культур финального этапа бронзового века и оказали заметное влияние на лесное население Восточной Европы (культуры поздняковскую и приказанскую).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015