Доска объявлений

VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров

ВТОРОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Глубокоуважаемые коллеги!

Рады сообщить, что 18-22 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе кампуса Санкт-Петербургского государственного университета «Михайловская дача» (Санкт-Петербургское ш., 109, Новый Петергоф) пройдет международный конгресс

«VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, посвященный 100-летию кафедры генетики СПбГУ, и ассоциированные симпозиумы».

В рамках Конгресса будут проведены пленарные заседания, симпозиумы и постерные сессии, призванные осветить всю широту современных направлений в генетике и селекции. Научная программа Конгресса включает выступления более 200 докладчиков, включая профессоров Рида Викнера, Томаса Питеса, Роба Найта, Уильяма Мартина, Николая Колчанова, Стефана О’Брайена, Рауля Гайнетдинова, Николая Янковского, Юрия Чернова, Евгения Рогаева, Кристину Линдстром, Йохана Кумлена, Евгения Гинтера, Евгения Имянитова и многих других.

Общая информация о Конгрессе, а также возможность регистрации и загрузки тезисов доступны на его сайте, расположенном на официальном портале СПбГУ по адресу: http://vavilov.spbu.ru . Авторам тезисов, отобранных в результате рассмотрения программным комитетом, будет предоставлена возможность сделать на Конференции устный доклад. Остальным участникам, тезисы которых пройдут рецензирование, будут предоставлены постерные доклады. Ранняя регистрация на Конгресс продлится до 30 ноября 2018 г. Рабочие языки Конгресса: русский и английский.

Участникам Конгресса будет предложена культурная программа, включающая посещение всемирно известных музеев и театров Санкт-Петербурга.

Адрес электронной почты Секретариата Конгресса: gen2019@spbu.ru

Приглашаем Вас принять участие в VII Съезде ВОГиС!
С уважением
Организационный комитет

Второе информационное письмо VII Съезд ВОГиС

Poster VOGiS Rus

V Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы».

Уважаемые коллеги,
приглашаем вас и ваших учеников принять участие в V Молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы».
new-1
I ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Дорогие коллеги,
Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН приглашает молодых исследователей (до 35 лет) – магистрантов, аспирантов и научных сотрудников – принять участие в V Молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы», которая пройдет 25–27 марта 2019 года в Москве на базе ИЭА РАН. Традиционно, конференцию откроют лекции приглашенных специалистов, два дня будут посвящены заслушиванию докладов молодых ученых, а третий день отведен практическому семинару.
Заявки на участие принимаются до 1 февраля 2019 года на электронный адрес cpha.conference@ya.ru. В заявке необходимо указать ФИО полностью, место учебы/работы, ФИО научного руководителя, тему доклада, контактные данные (e-mail, телефон).
По итогам конференции доклады, оформленные в виде статей, могут быть опубликованы в журнале «Вестник антропологии» (РИНЦ).
Призываем старших коллег не оставаться в стороне и поддержать молодых участников советами, вопросами, которые, возможно, откроют новые горизонты исследований, и принять участие в дискуссиях, являющихся неотъемлемой частью нашей конференции.
Ждем ваши заявки!
С уважением,
КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Герасимова Маргарита Михайловна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Агджоян Анастасия Торосовна (ИОГен РАН, Москва)
Балановский Олег Павлович (ИОГен РАН, Москва)
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Евтеев Андрей Алексеевич (МГУ, Москва)
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва)
Пежемский Денис Валерьевич (МГУ; ЦПИ, Москва)
Синева Ирина Михайловна (МГУ, Москва)
Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)
new-2

III Молодежная антропологическая конференция 2017 год, ИЭА РАН

new-3

IV Молодежная антропологическая конференция 2018 год, ИОГен РАН

Конференция, посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога проф. А.А.Зубова «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

II информационное письмо

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова, и сообщаем, что конференция пройдет 13–16 мая 2019 года в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева (г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 15, стр. 1) и в Центре физической антропологии ИЭА РАН (ул. Вавилова, д. 37А).

Прием заявок продлен до 20 декабря 2018 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым изданием сборника трудов конференции, просим участников прислать свои статьи строго до 23 мая 2019 г. (правила оформления – ниже). Заявки и статьи принимаются по адресу: zubov_conf@bk.ru. Рабочие языки
конференции – русский и английский.
* * *
Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в
отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:
1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.
Также в рамках конференции планируется проведение практического семинара «Методология и методы одонтологических исследований».

С уважением,
ОРГКОМИТЕТ

Научный комитет
Васильев Сергей Владимирович (зав. ЦФА ИЭА РАН, д.и.н.)
Амирханов Хизри Амирханович (чл.-корр. РАН, зав. отделом камня ИА РАН, д.и.н.)
Перевозчиков Илья Васильевич (зав. лабораторией расоведения НИИиМА МГУ, д.б.н.)
Рахчеева Мария Витальевна (директор ГБМ им. К.А.Тимирязева, к.б.н.)

Оргкомитет конференции
Халдеева Наталия Ивановна (д.и.н., ИЭА РАН) – председатель
Алексеев Юрий Андреевич (ГБМТ)
Галеев Равиль Марметович (ИЭА РАН)
Касаткин Михаил Васильевич (ГБМТ)
Лейбова Наталья Александровна (к.и.н., ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (к.и.н., ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН)

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ
Принимаются статьи в электронном виде объемом до 20 страниц (включая рисунки, таблицы и графики) на русском и английском языках. Основной текст должен быть предварён заголовком статьи, ФИО авторов (полностью) с указанием
места работы (город, название учреждения), краткой аннотацией и ключевыми словами – всё на русском и английском языках.
Шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5, поля: левое – 3 см, верхнее, нижнее и правое – 2 см; без переносов. Рисунки в формате *.tif, *.jpg, разрешение не менее 300 dpi. Графики и диаграммы – черно-белые, без цветных или серых элементов и мелких (сплошных) заливок. Таблицы – созданные в программе Word. Все таблицы, рисунки и подписи к ним должны быть оформлены отдельными файлами. Оформление ссылок внутри текста: [Иванов, 1980, с. 7]. Полный библиографический список оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Пример: Автор А.А. Название книги. Москва: Название издательства, 1996. 307 с. Автор А.А. Название статьи // Название научного журнала. 2015. № 7 (50). С. 49–58.

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Международная заочная научная конференция

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Уфа, 23 ноября 2018 г.

 

Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук проводит 23 ноября 2018 г. Международную заочную научную конференцию «Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения».

Направления работы конференции:

  1. Вопросы антропологии, палеоантропологии и археологии. Проблемы исследований археологических культур от Восточной Европы до Южной Сибири, их роль и влияние на развитие степных культур с эпохи энеолита до Средневековья с использованием современных методов с участием естественных наук.
  2. Этническая история и этнография народов Евразии. Проблема этногенеза народов Урало-Поволжья и Западной Сибири, этническая история и этнография которых содержит в себе влияние культур Запада и Востока.
  3. Источниковедение и историография Башкортостана. Поиск и анализ источников о событиях и явлениях, происходивших в Урало-Поволжье в I и II тыс. н.э.
  4. Этнолингвистика и фольклор. Вопросы фольклора и этнолингвистики в культурах народов Евразии. Исследования духовной культуры народов Евразии даст возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории народов Восточной Европы, Сибири и Центральной Азии.

 

Срок приема заявок на участие в конференции и материалов для публикации: 31 октября 2018 г. В заявке указываются: фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, место работы, занимаемая должность, название доклада, название секции, адрес, контактные телефоны и электронный адрес. Материалы для публикации принимаются по электронной почте. Формат присылаемых материалов: в электронном виде объемом до 12 тыс. знаков, Microsoft Office (doc, rtf); сноски постраничные, оформление по ГОСТу, нумерация сносок начинается на каждой странице; таблицы, графики имеют название и номер; иллюстрации (фотографии, карты, схемы) принимаются отдельными файлами jpg, tif; название доклада, резюме (до 50 слов) и ключевые слова (до 10 слов) на русском и английском языках, УДК. Направление заявки рассматриваются как согласие на размещение присланных материалов в сборнике на интернет-странице rihll.com. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для формирования программы и публикации докладов.

Заявки и материалы направлять по электронной почте с указанием темы сообщения ЮСУПОВ_2018 по адресу: yusupovskie_chteniya_2018@mail.ru, ethno-ufa@mail.ru.

Адрес Оргкомитета конференции: 450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71. Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН.

Председатель Оргкомитета – врио председателя УФИЦ РАН д.э.н., д.д.а. Ахунов Рустем Ринатович;

Координатор конференции – ученый секретарь ИИЯЛ УФИЦ РАН к.и.н. Сальманов Азат Салаватович.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Срубная культура

Срубная культура

Срубная культура – археологическая культура позднебронзового века степной и лесостепной полосы Восточной Европы (в основном между реками Днепром и Уралом). Датируется с XVI или XVIII века по XII век до н. э. Первоначально выделена на Донце В. А. Городцовым в самом начале ХХ века, а в 70-е годы Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных, исходя из локальных различий внутри культуры и по примеру катакомбной культуры подняли локальные варианты срубной культуры до ранга отдельных культур. Они ввели для их обобщения неуклюжее понятие «срубная культурно-историческая общность». Эта общность сводится к двум культурам – покровской (XVIII — XV вв.) и бережновско-маёвской (XVII – XII вв.), а есть и культуры схожего типа, но их принадлежность к срубной общности отошла в прошлое (белогрудовская, сабатиновская раньше сюда включались). Кроме названных исследователей этой культурой занимались О. А. Кривцова-Гракова, Н. К. Качалова, О. В. Кузьмина, В. В. Отрощенко и др.

Материальная культура, типология. Выделена была культура по погребениям. В курганной стратиграфии они располагаются выше ямных и катакомбных, а название свое получили от обрамления могилы (обычно в насыпи готового кургана) невысоким (в 1 – 3 венца) срубом. Но срубы – редкая деталь погребений срубной культуры, большинство их – просто лежащие в насыпи скорченные покойники с небольшим сопроводительным инвентарем, в котором наряду с каменными (наконечники стрел) и глиняными (острореберные – с горизонтальным ребром – и баночные сосуды) бывают металлические изделия – бронзовые копьевидные ножи. Скорченность покойников сильная, кисти рук – перед лицом. Позже было открыто и некоторое количество бескурганных могильников срубной культуры. Случаи кремации редки.

С тех пор открыто немало других памятников срубной культуры или общности – поселения, мастерские, рудники, клады.

Жилища — землянки, полуземлянки и наземные постройки (откуда бы иначе они умели класть срубы?).

Хозяйство срубной культуры было основано на стойловом и отгонном скотоводстве, а у бережновско-маёвского населения вспомогательную роль играло пойменное земледелие. Основу стала составлял крупный рогатый скот, а не мелкий (хотя овцы и козы развоились), лошадей было значительно меньше. Наличествовала свинья, что говорит о некоторой оседлости. Металлургическое производство использовало медистые песчаники Приуралья (Каргалинское месторождение) и Донецкого кряжа (Бахмутское месторождение), рудники были и в Среднем Поволжье. Производство изделий из металла сосредоточивалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков. Именно срубная культура распространяет с Урала настоящую оловянистую бронзу: до того, в ямное и катакомбное время почти вся Восточная Европа пользовалась мышьяковистой бронзой — сплавом не столь высокого качества, распространявшимся с Кавказа. Эту смену технологии подробно исследовал В. С. Бочкарев.

Из метала изготовляли массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (для рубки кустарника) с отверстием в рукояточной части. В позднесрубной культуре появляются кельты – клиновидные топоры-тесла со втулкой вместо обуха, надевавшиеся втулкой на изогнутую деревянную рукоять.

Только в позднесрубное время познан секрет получения кричного железа. Из него откованы первые изделия небольших размеров.

Покровская срубная культура распространена в основном от Северского Донца до Волги, но есть памятники и на Урале. Название группы происходит от Покровского могильника в саратовском Поволжье у г. Покровск (ныне — Энгельс). Образовалась из доно-волжской абашевской культуры под влиянием синташтинской и потаповской.

Жилища — каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. Курганные могильники покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15.

Курганная насыпь возводилась после совершения последнего захоронения. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Скорченные покойники лежат в подпрямоугольных ямах, иногда в срубах на левом боку, головой на север. Керамика представлена острорёберными горшками с геометрическим орнаментом. Каменные топоры и булавы, наконечники стрел, скрёбла, ножи. Украшения — фаянсовые бусы, желобчатые височные подвески и браслеты. Изделия из кости: псалии, шилья, и проч. Орудия из металла: топоры, серпы, тёсла и долота, черенковые ножи с широким ромбическим перекрестием и кинжалы с прилитой рукоятью. Однако ромбическое перекрестье часть археологов считает признаком абашевской культуры.

Бережновско-маёвская срубная культура охватывает территорию от Ингульца до Волги. Названа по Бережновскому курганному могильнику в Поволжье и Маёвскому могильнику у г. Днепропетровска. Сформировалась на базе бабинской и покровской культур. Жилища — с каменными основаниями стен. Погребальные памятники курганы, как правило, с несколькими досыпками, иной раз длинные курганы. Иногда погребенные лежат каменных в ящиках или срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Грунтовые могильники размещаются в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Кремации встречаются, это погребения в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках.

Керамика баночная, горшковидная и острорёберная (с резким перегибом) с геометрическим орнаментом. Иногда в верхней части сосуда встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. В погребениях встречается также и деревянная посуда, порой с бронзовыми оковками, возможно, культовая. Инвентарь тот же, что и в покровской культуре, но кроме черенковых ножей с выделенным перекрестьем есть и кинжалы с кольцевым упором.

Происхождение срубной культуры в основном дискутировалось двумя группами исследователей. Одни (Н.Н.Чередниченко) считали ее автохтонной на Украине, другие (О. А. Кривцова-Гракова, В. В. Отрощенко, В. С. Бочкарев) полагали, что она сформировалась в Поволжье и оттуда мигрировала на Дон и на Украину. Кривцова-Гракова считала, что сформировалась срубная на основе полтавкинской культуры, Отрощенко – на основе Синташты, волго-донской абашевской, бабинской культуры и потаповских памятников, причем покровская и бережновская культуры формировались порознь. Все полагали, что в основном это ямная культурная традиция, а по формированию срубная родственна андроновской культуре, и это родство носит этнокультурный характер, более всего сближаясь с формированием иранского или индоиранского языков.

В последнее время исследования генетиков (команда Райха и команда Кристисансена – Виллемслева) ставят вопрос о ямной культуре как основе индоевропейской речи, а Синташту и срубную культуру отличают по геномному составу от носителей ямной культуры и сближают с культурами шнуровой керамики.

Этническая принадлежность. Ареал срубной общности связывают с распространением индоиранских гидронимов и топонимов. Академик В. И. Абаев доказал их доскифское происхождение, но до скифов были не только срубники. Позднее Н. Л. Членова показала, что иранские гидронимы в степях и лесостепях проходят полосой от Днепра до Оби, что полностью совпадает с ареалом распространения племён срубной и андроновской культурных общностей – также не только срубной.

Некоторые исследователи возводили скифов Сев. Причерноморья к срубной культуре Поволжья (М. И. Артамонов). Это также навевало мысль об ираноязычии срубников (коль скоро скифы ираноязычны). Но в последние десятилетия большинство археологов перешло на позиции миграции скифов из Азии, и это поддержали некоторые лингвисты. Тем не менее, многие археологи продолжают придерживаться той точки зрения, что срубная и андроновская культуры были тем плацдармом, с которого кочевники-арии заселили Иран и Индию, что это прародина индоарийских народов.Таким образом, вопрос об этнической принадлежности срубников повисает в воздухе. Некоторая вероятность, что они были ираноязычны, остается, но твердой уверенности в этом нет.

Историческая судьба. Поздний бронзовый век в Восточной Европе начался и развивался при благоприятных климатических условиях — господствовал влажный и тёплый климат. Это способствовало подъёму производящего хозяйства, с максимальной плотностью заселения степи и лесостепи. Пик демографического взрыва приходится в лесостепи на XVI—XV века до нашей эры, а в степи на XIV—XIII века до нашей эры. Считают, что иссушение и похолодание климата в конце бронзового века (XI—VIII век до н. э.) привели к деградации срубной культуры и переходу масс населения к кочевому скотоводству и образу жизни.

Носители срубной культурно-исторической общности приняли непосредственное участие в формировании белозерской и бондарихинской культур финального этапа бронзового века и оказали заметное влияние на лесное население Восточной Европы (культуры поздняковскую и приказанскую).

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015