Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Аба́шевская культура

Аба́шевская культура

Аба́шевская культура — археологическая культура среднебронзового века (последние века III тыс. и начало II тыс. до н. э., по радиоуглеродным определениям 2140—1740 гг. до н. э.) на территории европейской России от нижнего Поочья (Калужская область) до верховий Урала (Башкирия). Абашевская культура выделена в 1960-е гг. по материалам раскопок В. Ф. Смолина в 1920-е годы в Чувашии. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где впервые были раскопаны её курганы. Она занимает в верхнем и среднем Поволжье кроме Чувашии и Башкирии также Марий Эл и Татарстан, заходит в Самарскую область, Пермский край, Верхнее Подонье, Верхнее Поуралье. Но абашевский ареал не располагался на этой территории сплошным массивом. Сгущения памятников абашевской культуры сосредоточены в Среднем Поволжье — по рекам Илети, Свияге, в низовьях Камы и по реке Белой. Исследовали: А.Х.Халиков, К.В. Сальников, П. Д. Либеров и др.

Культура эта соседит с юго-запада со срубной культурой, с юго-востока и востока — с синташтинской, а затем с андроновской, с северо-запада — с фатьяновской.

karta

Абашевская культура на карте (серый цвет, в центре) Источник: http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Bronzovy.jpg

Способ погребения. Невысокие овальные и круглые курганы. Среди них имеются простые земляные насыпи,  курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбов по кругу. Могилы абашевцы перекрывали деревом и оставляли без насыпи, а впоследствии над ними насыпали общий курган высотой в 0,8 – 1,2 м. Под одним курганом находятся одно-два погребения, коллективные могилы редки. Могильные ямы прямоугольные. Дно выстлано берестой, иногда сверху посыпано песком или слоем извести. Стенки могильных ям обложены деревом или обмазаны глиной. Если ямы овальные (иногда), то в такую яму вставляли прямоугольную деревянную камеру. В заполнении попадаются угольки и зола, под курганной насыпью прослеживаются остатки кострищ. Видимо, поминальные костры были разложены возле могил, и оттуда брали угольки для погребального ритуала.

Костяки лежат на спине с подогнутыми ногами (ноги  были подтянуты пятками к тазу и стояли первоначально коленями вверх). Руки расположены кистями на груди и тазовых костях, а иногда подведены к плечам. Есть и скорченные на левом или правом боку костяки, а также вытянутые на спине. В большинстве покойники ориентированы головой на юго-восток и восток.

Выделяются аристократические (элитные) погребения, такие как Кондрашкинский курган (Воронежская область), Селезни-2 (Тамбовская область) и др.

Поселения и жилища. Поселения обнаружены в Приуралье и на Дону. Слабо углубленные в землю постройки с двух- и четырехскатными крышами, крытыми камышом.

Керамика. Керамика лепная, с примесью мелкотолченых раковин, реже — растительных остатков, песка, шамота (битой посуды). Характерны два типа сосудов. Сосуды первого типа — колоколовидные. Второй тип — миниатюрные острореберные плоскодонные сосудики с пышной орнаментацией. Встречаются они почти исключительно в погребениях. Есть также горшки баночной формы и круглодонные сосуды, украшенные волнистыми линиями и вдавлениями.

gorshok

Керамика абашевской культуры. Музей истории города Владимира.

topor

Каменный сверленый топор, абашевская культура, Воронежская обл. http://www.neolitica.ru/lot.php?lot_id=372

Металл, камень и кость. Из металла делались ножи и кинжалы, а также долота, топоры, тесла, наконечники копий, втульчатые крючья, шилья; украшения: браслеты, пронизи, подвески, Выявлены следы обработки металла (кусочки руды, шлак, капли бронзы, плавильные чаши). Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале.

Из кости  изготовлялись лощила, проколки, долота и пряжки. Из мягкого  камня — топоры, песты, терочники, молотки, наковальни. Из кремня — наконечники стрел, скребки, ножевидные пластинки.

predmetyi-1

Материалы археологических памятников: глиняные сосуды, кремнёвый наконечник стрелы, литейная форма для бронзового топора, бронзовые и серебряные предметы и украшения. http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=106

predmetyi-2

предметы-2 Инвентарь абашевской культуры: 1 — пешня, 2 — кинжал, 3 — топор, 4 — серп, 5 — копье, в — топор, 7 тесло (1-7 — бронза), 8 —серебряные подвески, 9 —каменная стрела, 10 —костяной предмет, 11—13 керамика, 14 — украшение http://www.sno.pro1.ru/lib/avdusin_osnovy_arkheologii/9.htm

Хозяйство. Скотоводство было основой хозяйства, причем засвидетельствовано и коневодство. Орудия  говорят также о земледелии.

Верования. Засвидетельствованы культы огня и солнца (исследователи говорят об аналоге зороастризма). С абашевской культурой археологи связывают Галичский клад. Это предметы, найденные в 1836 году в горшке крестьянами села Туровского под Галичем Костромской области. Горшок они разбили, часть вещей вместе с ним утопили в реке, а часть досталась священнику, еще одному просвещенному жителю, и эти предметы впоследствии поступили в музеи —  Исторический в Москве и Костромской. Клад сначала датировали VIII веком до н. э. по стоянке, раскопанной рядом В. А. Городцовым, потом XIII веком, ныне – рубежом III и II тысячелетий до н. э. В составе клада — три бронзовых идола в странных «лучистых» головных уборах, отломанные головы, нож. Всё вместе специалисты толкуют как «шаманскую ризницу».

klad-5

 klad-6

klad-7

Локальные варианты. Все чаще говорят не об абашевской культуре, а об абашевской этно-культурной общности. В ее составе выделяют несколько археологических культур: уральскую, средневолжскую и доно-волжскую. Донно-волжская была самой крупной и наиболее богатой металлом. Вначале она занимала ограниченную лесостепную территорию на севере донно-волжского междуречья, но затем сильно расширила свой ареал на восток, юг и юго-запад, продвинувшись в степное Поволжье и на Северский Донец. Эту экспансию объясняют наличием воинского сословия и передовым вооружением — у абашевцев этой культуры были в обиходе колесницы. Донно-волжская абашевская культура дала наибольшее количество аристократических погребений.

Средневолжская абашевская культура известна только по могильникам и отдельным находкам топоров. На Урале выделяется поздний вариант абашевской культуры – баланбашский. Тут кроме могильников известны поселения и клады.

Связи. По образу жизни абашевцы были схожи с андроновцами, особенно тесно контактировали  с ними абашевцы Южного Урала. Абашевцы заимствовали некоторые андроновские керамические орнаменты, а некоторые абашевские меаллические украшения найдены в андроновских памятниках.

Происхождение. Прежде всего, на роль предков абашевской культуры претендовала предшествующая культура этой местности – фатьяновская.  По мысли О. А. Кривцовой-Граковой, их роднят сходство орнамента сосудов и способ захоронения покойников в грунтовых ямах, перекрытых настилом, а О. В. Кузьмина установила, что фатьяновские топоры – прототипы абашевских. А. П. Смирнов, К. В. Сальников и др. прослеживают связь абашевцев с балановской культурой, сменившей фатьяновцев и связанных с ними преемственностью (Е. Е. Кузьмина относит абашевцев к культурам шнуровой керамики). Бадер, вначале стоявший за связь с фатьяновцами, позже отошел от этой точки зрения и считал, что между абашевцами и балановцами преемственности нет.

В середине прошлого века некоторые археологи (П. П. Ефименко, П. Н. Третьяков) были склонны считать, что абашевская и фатьяновская культуры вышли из среднеднепровской культуры (схожи колоколовидные, реберчатые и цилиндрические сосуды с примесью раковины, орнаментированные ямками, с шахматным узором и метопами). Н. Я. Мерперт это отвергал, считая что и абашевская и среднеднепровская восходят к энеолитическим культурам Приднепровья – некоторые и называли их: Средний Стог. Другие возводили ее к срубной культуре по антропологическим основаниям (широколицые европеоиды). А по предположению А. Х. Халикова и других специалистов, абашевская культура была генетически связана с ямной культурной общностью (то же положение покойников на спине с подогнутыми ногами). С. В. Киселев полагал, что абашевцы не были потомками ни срубного, ни фатьяновского населения, являя особую культуру, проявившуюся у позднейшего финноязычного населения Поволжья.

Всё же балановская культура, по представлениям современных археологов, была важным компонентом формирования абашевской этнокультурной общности. За это заключение говорят: совпадение ареалов, однотипные орудия (медные наконечники копий со свёрнутой втулкой, вислообушные топоры) и украшения (височные кольца из меди, бронзовые пронизи), сходство орнаментации (расположение узоров очерченными зонами, общие элементы орнамента — вертикальные полотнища, спускающиеся на стенки сосуда, ромбы, треугольники, зигзаги и др.), сходные черты погребального обряда (захоронения скорченными в грунтовых ямах), преемственность в развитии скотоводства и земледелия. Позднебалановские памятники сосуществовали с абашевскими могильниками .

В сложении абашевской культуры участвовали также местные (неолитические) компоненты (вытянутые погребения в части абашевских могил).

Антропология. Пояснения антропологов существенны (консультация М. М. Герасимовой). Физический облик абашевцев пёстрый. Но, как показывает наиболее богатый антропологический материал из Пепкинского могильника, преобладает  антропологический тип с низким сводом черепа и узким лицом. Это отвергает гипотезу Халикова о происхождении от степного (ямного) населения и склоняет к мысли о вторжении с запада — из ареала шнуровой керамики. Западные связи подтверждаются одиночным женским черепом (из  Чувашии) негроидного облика (африканские вклады более вероятны именно в западных культурах). Это включение в абашевскую культуру — казус типа арапа Петра Великого, но на почти четыре тысячи лет раньше. С продвижением на восток абашевское население включало местных людей и облик культуры постепенно менялся, становился более разнообразным.

Этногенез. Но с каким из этих корней связан язык абашевцев, иными словами, что это был за язык, сказать невозможно. Заявления дилетантов, что этнически абашевское население было арийским, то есть пользовалось языком индоевропейской или, точнее, индоиранской языковой общности, основано на некотором сходстве с описаниями Ригведы, но это религия и контакты с андроновцами, а не язык. А вот предположение, что нетюркские и не финно-угорские древние элементы в чувашском языке являются наследием абашевского населения, представляется вероятным. Вторжение из ареала шнуровой керамики могло принести индоевропейский язык, возможно, близкий к древнегерманскому, и следы его в чувашском обильны, не только в лексике, но и в фонетике: в отличие от других тюркских языков в чувашском есть долгие и краткие гласные, а звонкие согласные звучат ближе к глухим (как в немецком).

По абашевской:
Абашевская культурно-историческая общность: история, развитие, наследие. Чебоксары, 2003.
Абашевская кульутра в Среднем Поволжье. М 1961.
По Галичскому кладу:
Спицын.А. А. Галичский клад. — Записки Отдел. Русск и слав. археологии Моск Арх Общ. 1903, т. 5, в. 1.
Фосс М. Е. Новые памятники в районе галичской культуры. — Кратк сообщ ИИМК 1947, в. 17
Студзицкая С. В., Кузьминых С. В. Галичский «клад» (К проблеме становления шаманизма в бронзовом веке Сев. Европы). — Мировоозрение древнего населения Евразии. М. 2001.

ЛСК

КОММЕНТАРИИ

От к.и.н. М.М.Герасимовой, вед. н. сотр. Института этнологии и антропологии РАН:

Абашевская КИО. Палеоантропологический материал крайне скуден, представлен отдельными черепами, за исключением серии из Пепкинского кургана.

1.Черепа из могильников Ольгаши (1♂), Абашевский (1♂), Тауш-Касинский (3♂) демонстрируют низкоголовый широколицый и низколицый европеоидный комплекс, который обнаруживает морфологическое сходство с краниологическими сериями фатьяновской культуры Волго-Окского междуречья [Дебец, 1948; Акимова, 1955; Герасимов, 1955].

2. Черепа из 2-го Липецкого кургана (3♂) отличаются от рассмотренных — высокой мозговой коробкой и более высоким лицом, т.е. представляют собой вариант, отличный от протоевропеоидного (Казарницкий, 2012, Васильев, Герасимова, и др.,2016).

3. Черепа (2 ♂) из  мог. Съезженского I (погр..8, 9), относящиеся к абашевской культуре,  морфологически занимают промежуточное положение между энеолитическими из этого же могильника (погр.2) и неолитическими —  шигирской культуры [Хохлов, 1996].

4. Единственная представительная по численности серия из Пепкинского могильника Чувашии характеризуется мезоморфией, долихокранией, низким сводом и относительно узким лицом.  Эти  особенности  ставят под сомнение вероятность генетической связи населения, оставившего Пепкинский курган, со степными группами, в частности носителями ямной культуры, и не позволяют согласиться с гипотезой А.Х.Халикова.  Эти же особенности  делают возможным связать  происхождение этого варианта с западными группами, возможно, с носителями культуры шнуровой керамики (Лебединская, Герасимова, 1966, Шевченко,1984, 1986, Хохлов, 2010)..

5.Зафиксированный краниологический морфологически негроидный комплекс  на  женском черепе из Катергино-Бишево в Чувашии [Дебец, 1948, с.85], обнаруживает некоторые аналогии среди местного неолитического населения (Гавриловская стоянка балахнинской культуры) и в некоторых черепах из Балановского могильника [Герасимов, 1955, С.515, 523].

6. Черепа из Чуракаевского мог.( 2♀) обнаруживают грацильное строение и большее тяготение к краниологическим комплексам Прикамья, нежели к комплексам, характерным для степей (Акимова, 1965)

Краниологические особенности отдельных обнаруженных черепов и серии из Пепкинского кургана говорят об отсутствии какого-либо единства  краниологического типа   носителей этой огромной культурно-исторической общности, фиксируемой на основании археологических материалов на  территории внушительной протяженности.

Большинство антропологов придерживается идеи иммигрантного,  происхождения основного антропологического варианта абашевской культуры, а также об отсутствии его прямой генетической связи со степными скотоводческими группами, в первую очередь, ямными. (Герасимова, Лебединская,1966, Шевченко, 1993, Хохлов, 2010, Казарницкий, 2012).

По мнению А.В.Шевченко, зафиксированный среди абашевских черепов негроидный комплекс, как и узколицый европеоидный вариант, являются отражением влияния западноевропейских групп, которые имели до проникновения на восток так называемые евро-африканские связи [Шевченко, 1993, с.104]. Но я совсем не согласна с т.зр. А.В.Шевченко  об «экваториальных» чертах — я не разделяю его  взгляды.

Распространяясь на восток, абашевское население, ассимилируя местные племена, постепенно меняло свой физический облик. Увеличивалась доля фенотипов, свойственных аборигенному населению [Хохлов, 1996 в, с.43].

Герасимова ММ.

Л. С. Клейн: Замечания М. М. Герасимовой с благодарностью приняты и текст статьи об абашевской культуре соответственно изменен.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015