Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Андроновские культуры

Андроновские культуры

Археологические культуры, занимающие огромное пространство в степях Нижнего Поволжья, Казахстана и Южной Сибири в позднебронзовом веке (ХХ – XIII вв. до н. э.; еще совсем недавно их начинали с XVII века до н. э.). Выделены были С. А. Теплоуховым в 1927 г. как одна культура, затем обсуждались ее хронологические варианты. Они постепенно оказались локальными, но со ступенчатой хронологией, и вскоре приобрели ранг отдельных культур. Самая ранняя выделена последней в междуречье Урала и Камы, это петровская (2200 – 1600 гг. до н.э., ее наиболее известные памятники Синташта и Аркаим). Из этого сравнительно узкого района распространяется алакульская культура (2100 – 1400 гг.), она расположена в западной части андроновского ареала. Далее идет федоровская культура (1500 – 1300 гг.), расположенная в восточной части ареала. Алакульская и федоровская довольно заметно различаются по керамике и способу погребения. Еще дальше на юго-восток помещается бишкентская (вахшская) культура (1000 – 800 гг. до н. э.), в которой андроновские черты, пожалуй уступают другим.

С запада с андроновским ареалом соседит срубная культура, с севера лесные неолитические культуры предположительно финно-угров и, восточнее, сибирских народов, с юга – земледельческие протогородские цивилизации (Бактрийско-Маргианская).

Андроновские культуры участвовали в сложении древнего скотоводческого хозяйства на территориях Казахстана и Средней Азии, а особый интерес им придает то, что многие исследователи считают именно их культурной основой (и археологическим соответствием) формирования ариев – индоиранской речи, то есть предков индийских Ариев, иранских народов и дардских. Часть из этих исследователей считает, что из андроновской культурной общности происходят только иранские народы (мидяне, персы, пуштуны, скифы, сарматы, аланы, осетины и др.).

Керамика андроновской культуры легко узнаваема – это горшки с отогнутым венчиком, покрытые меандровым и уступчатым орнаментом из заштрихованных полосок, очень напоминающим ковровый и по-видимому от него и происходящим. Алакульские – с ребром по плечикам, федоровские – с плавным изгибом стенок. Погребения в ямах под курганами, могилы окружены кольцом из камней. В Синташте есть небольшая купольная гробница из сырцовых блоков, алакульские – трупоположения, иногда кремация, федоровские – всегда кремация на стороне с переносом в могилу. В могиле или на ее перекрытии – череп и кости ног коня (видимо, от шкуры с костями) или быка, трактуемые как жертвоприношение.

Исследованы сотни поселений, небольших, но застроенных регулярно: с одинаковой ориентировкой и выстроенных в линии. Дома из камня или дерева (срубные) большие, часто соединенные по-двое коридорчиком, иногда углублены в землю. Под конец существования андроновской общности в моду входят жилища легкие, каркасно-столбовые. Это переход к скифскому передвижному жилищу типа юрты. На андроновских петроглифах изображены двуколые колесницы на колесах со спицами, запряженные каждая парой лошадей, а в могилах попадаются дисковидные и другие псалии – детали конских удил. В Синташте (ок. 1800 г. до н. э.) найдены и обломки самой колесницы (это самая древняя из найденных до сих пор).

В андроновской культуре появляется впервые в Восточной Европе настоящая бронза – сплав с оловом (вся кавказская, до того господствовавшая в степях, была сплавом с мышьяком). Бронза представлена копьевидными ножами, втульчатыми наконечниками копий и втульчатыми же наконечниками тесел – кельтами.

В хозяйстве несомненно было земледелие, но мотыжное придомно-огородного типа. А доминировало скотоводство мясного направления, с говядиной на первом месте. Рослый рогатый скот оставил примерно столько же костей, сколько и мелкий, но мелкий забивался чаще, то есть в живом стаде крупный преобладал. Использовались и молочные продукты. Лошадь была не только ездовым животным, но и шла на мясо. Разводили андроновцы и двугорбых верблюдов-бактрианов, найдена и глиняная фигурка бактриана. Скот был восточноевропейского происхождения.

В конце развития андроновского хозяйства андроновцы перешли к яйлажному, отгонному скотоводству, при котором стада с пастухами уходят летом далеко от поселения и переходят от пастбища к пастбищу, что позволяет резко увеличить стада.

Во второй половине ХХ века Е. Е. Кузьмина доказала, что многие особенности хозяйства, ритуала и быта андроновцев находят соответствие в мифологии и словарном составе индоиранских народностей, так что арии безусловно ведут свое происхождение от степных культур, а не от земледельческих протогородских цивилизаций Средней Азии.

Но она сконцентрировала это решение на андроновской культуре, тогда как от этой культуры скорее всего происходят не индоарии, а иранцы. Каменные ящики – это типично иранская эсхатологическая концепция, предусматривающая отделение мертвого тела от природных стихий – земли и воды (у индийцев предусматривается как раз слияние с матерью-землей). Одно из доказательств: в андроновской культуре есть бактриан, а у индоариев его нет, тогда как у иранцев – это культовое животное («уштра»), от него происходит и имя пророка Заратуштры. Для увязки с индоариями больше подходят катакомбные культуры, где бактриана нет (на этой увязке настаивает Л. С. Клейн).

В споры о том, были ли андроновцы праиндоариями или праиранцами внес неожиданную ноту лингвист Е. А. Хелимский, который на основе анализа арийских заимствований в финноугорских языках, предположил, что эта лексика заимствована не из тех или других, а из особой, четвертой ветви ариев – андроновской. Но коллеги с ним не согласились: уж очень эти заимствования близки к индоарийским, а другой лингвист В. В. Напольских вернулся к определению акад. В. И. Абаева: эти заимствования либо индоарийские, либо из речи ариев до разделения. Да ведь и нет уверенности, что они происходят именно из андроновской культуры, а не из ямной или катакомбной.

Но каждая из андроновских культур имела свою судьбу. В частности петровская культура (культура Синташты) заметно отличается от алакульской, и она исчезла, вряд ли превратившись как целое в алакульскую, но передав ей многое. С другой стороны, ее компоненты (купольные гробницы, колесницы, дисковидные псалии) в XVII — XVI вв. появляются в Микенах!

Особая роль приписывается экзальтированными любителями часто Аркаиму – небольшой круглой в плане крепостце. Он, де, культовый центр ранних индоевропейцев, ариев — предков славян, обладающий священной силой, центр «Страны городов» и т. п. Всё это пиар, раздутый не без участия археологов, раскопавших этот памятник. Аркаим интересный памятник, но это вовсе не город, это один из укрепленных поселков праиранского населения, просто он угодил под лопату археологов, а другие нет. Круглые поселки есть и в других местах, и более ранние.

Генетически (по ДНК) андроновцы в большинстве показывают гаплогруппу R1a1, а по новейшим данным – J2a. Синташта же R1a и N1c. Митохондриальная ДНК андроновцев показала гаплогруппы U, Z, T, H, K, HV и I.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015