Теория
Теория. Логически строгая система суждений относительно определенных идеальных объектов, построенная так, чтобы уловить некоторые скрытые взаимосвязанные законы той или иной предметной области объективного мира (отношения между идеальными объектами должны им соответствовать). Теория строится, чтобы использовать эту систему объектов и законы для сжатого описания, упорядочения, объяснения и предсказания явлений в этой области, а также для выработки на этой основе метода — стереотипного аппарата получения нового знания.
Таким образом, если исходить из общей методологии научного исследования, то полная дефиниция теории будет следующей (в определение входит не одна фраза, а весь абзац):
«Это строгая логическая система, возникающая не на уровне сбора и закрепления [или обобщения] информации о конкретных объектах, а на уровне творческой переработки этой информации. Это уровень манипулирования идеальными объектами, замещающими реальные объекты, индивидуальные и (большей частью) групповые. Результаты этих операций над идеальными объектами переносятся при определенных условиях на реальные объекты, что позволяет в конечном счете объяснять и прогнозировать явления. В этом значении теория, выступающая как программа переработки информации, основанная на некой фундаментальной [объяснительной] идее, противостоит “эмпирике”, “эмпирии”».
Из этого определения следует, что теория – не просто оперирование идеальными конструкциями, а такое оперирование ими, результаты которого можно переносить на реальные объекты, которые есть в практике, и это будет творческая переработка информации. Она делает нас умнее и сильнее. Если после применения теории ничего не изменяется в наших выводах, в нашем понимании и в наших умениях, то это не теория, а пустая болтовня.
Теория предполагает некоторый общий способ объяснения, но не конкретное объяснение. Так, например, «норманнская теория» — не теория, а гипотеза, концепция, спор о фактах. По определению теории подразумевается ее адекватность законам некоторого фрагмента действительности, но границы фрагмента и степень приложимости теории определить нелегко. Поэтому теория, оправдавшая свой статус в некоторых границах и отношениях, нередко не подтверждает его в других сферах. Т. е., превысив свои возможности и полномочия, подвергшись абсолютизации, она оказывается ложной и, следовательно, не правомерной в качестве теории вообще, не теорией. Так обстоит дело с теорией расы, перенесенной на объяснение решающих социально-исторических особенностей и известной в этом качестве под названием «расовой теории».