Генофонд.рф /
Словарик /
Городецкая культура
Городецкая культура
Городецкая культура (культура городищ «рогожной керамики») относится к раннему железному веку (VII век до н. э. — II век н. э.) и распространена в Среднем Поволжье – в правобережье Волги и по средней и нижней Оке к югу от нее, в бассейнах Мокши и Цны и на Верхнем Дону. Это значит, на территории Мордовии, Марий Эл, Чувашии, а также Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей. Названа по Городецкому городищу (у села Городец около города Спасск-Рязанский), раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым.
Автор: Koryakov Yuri — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3689392
Артефакты. Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селищами и жертвенниками. Городища расположены группами по два-три в 1 — 3 км одно от другого, а между такими группами расстояние в 10 – 15 км. Городища расположены обычно на мысах, образуемых речками и оврагами, неприступными по своей природе, а с напольной стороны защищены валами и рвами. Если городище находится не на мысу, то оно окружено валами и рвами. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Очаги глинобитные или каменные. Памятников выявлены многие сотни. Большинство расположено в местах выхода на поверхность железорудных месторождений (болотных руд, бурых железняков и т. п.). Могильники не известны. Обряд погребения явно не предусматривал захоронения в земле.
Городище Эрзянь Ки.
Керамика со следами рогожи и ткани, или сетчатая – имитирующая отпечатки рогожи (она называется еще псевдорогожной). Если гладкая, то грубая, хотя в более позднее время — лощеная.
Металлургия железа была известна обитателям городецких городищ, но на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало (ножи, шилья, наконечники стрел из железа, а из меди – подвески, бляшки, браслеты), преобладают орудия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпуны.
Предметы с памятников городецкой культуры: 1 — пряслице; 2 ,8 ,9 — наконечники стрел из кости; 3 — бронзовый браслет; 4 — камень от зернотёрки; 5 костяной гарпун; 6 — костяная игла; 7 — предмет из кости; 10 — льячка; 11 — каменный топор; 12, 13, 15, 16 — обломки посуды; 14 — глиняное грузило.
Хозяйство. Население занималось скотоводством и подсобным мотыжным земледелием, насколько позволяли условия жизни в лесной полосе, а также охотой, рыболовством, бортничеством. Связи документированы со скифами, с дьяковской культурой и с Прикамьем.
Происхождение. Исследователи советского времени производили городецкую культуру от срубной, но городецкая находится в иной зоне, более лесной. Позже стали искать ее корни в лесном неолите и энеолите, но она оторвана по хронологии от культуры ямочно-гребенчатой керамики, волосовской или фатьяновской культур. Предлагалась в ее предки поздняковская культура рязанского Поочья (сходство керамических форм и орнамента, грузиков), но и тут имеется разрыв во времени.
Все сходятся сейчас на том, что городецкая культура сформировалась на основе культуры текстильной керамики (середина XI – начало VII вв. до н. э.) и бондарихинской культуры в лесостепной зоне, а до того там были волосовская культура энеолита, возможны также отдаленные вклады абашевской и срубной культур. К северо-западу от городецкой (за Окой) располагалась родственная дьяковская культура, также связанная по происхождению с культурой текстильной керамики (но без бондарихинской культуры). Исходный очаг городецкой культуры, видимо, локализовался в Подонье: там находился ее ранний вариант — известно более сотни городецких селищ и только 14 городищ, а городища (укрепленные поселения) появляются позже селищ. В VI—V вв. до н. э. городецкое население было вытеснено скифами с большей части Подонья. Часть их перешла в Саратовское Поволжье, откуда их затем вытеснили сарматы. Остались те, что перешли в бассейн Оки.
Этническое определение. Некоторые исследователи ассоциируют городецкую культуру с тиссагетами Геродота, Б. А. Рыбаков – с йирками Геродота. Но кроме имени это мало что дает. Важнее ее связь с последующими народами, чей этнос и язык нам известны.
Большинство исследователей полагает, что этносом городецкой культуры были волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако это предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Конец городецкой культуры связан с формированием древнемордовских племен — те появляются именно на городецкой территории. Эта точка зрения утвердилась в 1930-х – 1950-х годах, когда в политизированной советской археологии господствовала наивно-патриотическая идея автохтонного происхождения народов СССР. Автохтонное происхождение мордвы было археологически обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков.
Но была ли роль городецкой культуры главной, неясно. В древнемордовских могильниках не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом (керамика совершенно иная), а среди городецких памятников вообще неизвестно ни одного могильника, так что преемственность не очевидна. В. И. Ледяйкин ограничил существование городецкой культуры II в. н. э. и заявил, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре. Обряд погребения у них другой – вытянутые трупоположения в узких ямах. Он явно был получен мордвинами от каких-то пришельцев. Одни считают, что это были пришельцы с северо-востока – с Камы (пьяноборская культура), другие – что это были сарматы с юга, третьи полагают, что погребальный обряд принесла саргатская культура из Приуралья и Западной Сибири.
С другой стороны, генетически эрзя тяготеют к обширной территории лесной полосы Восточной Европы вплоть до Балтики, где располагались дьяковская и городецкая культуры и их балтские соседи (см. Дьяковская культура). Парадоксально, что именно в городецкой культуре, самой восточной из них, могло проявиться балтское воздействие – экспансия балтских культур на восток в раннем железном веке известна (еще летопись знает балтское племя голядь под Москвой), отмечается в дьяковской культуре и, видимо, достигало городецкой. Лингвистами доказано влияние балтской мифологии (стало быть, религии) на эрзянскую — образы бога-громовика Пурьгине-паза (ср. лит. Перкунас), Йондол-бабы (ср.балто-славянскую Додолу). У остальных финнгоугорских этносов (в том числе у мокши) бог-громовик другой.
ЛСК
Литература
Смирнов А. П., Трубникова Н. В. Городецкая культура. М.: Наука, 1965. 39 с. (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-14).
Миронов В. Г. Городецкая культура : состояние проблемы и перспективы изучения // Археологические памятники Среднего Поочья : сб. науч. тр. / Отв. ред. В. П. Челяпов. Рязань: НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Ряз. обл., 1995. Вып. 4. С. 68—89.
Ставицкий В. В. Основные концепции этногенеза древней мордвы // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Самара, 2009.Ставицкий В. В. О границах распространения и локальных вариантах городецкой культуры // NovaInfo.Ru : научно-методический журнал. 2016. № 56, т. 4. С. 121—128. ISSN 2308-3689.
Ставицкий В. В. Проблема происхождения городецкой культуры // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2010. № 1 (13). С. 7—16. ISSN 2077-3579.
Ставицкий В. В. Проблема хронологии и периодизации городецкой культуры // NovaInfo.Ru : научно-методический журнал. 2016. № 57, т. 4. С. 129 —139. ISSN 2308-3689.
Сарапулкина Т. В. Городецкая культура на Верхнем и Среднем Дону : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.06. Воронеж, 2010. 329 с.